Мотивом выбора автором темы данной курсовой работы, связанной с особым видом памяти — автобиографическая, стало то, что этот вид памяти достаточно новый и малоизученный. Последние пятнадцать лет начали появляться люди со стертой автобиографической памятью, при этом зачастую память на профессиональные, бытовые навыки у людей сохранялись. Автору стал интересен данный феномен и он решил исследовать вопрос подробнее. Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что исследования в данном направлении проводилось немного (в России в основном этим занимается Нуркова В.В.), а последствия амнезии автобиографической памяти, спровоцированные в больших масштабах весьма опасны: человек не помнит ни себя, ни свою семью, ничего о своей жизни, но сохраняет, например, профессиональные навыки, что превращает его в некое подобие зомби. Некоторые ученые считают это сильнее атомной бомбы. И в России на данный момент нет никаких законов на уровне государства, чтобы защитить население от психотронных эксперементов.
Объектом исследования
В данной работе автор изучает АП с целью показать важность углубленных исследований АП и необходимости психологической защиты населения на государственном уровне.
Задачами являются:
- исследование определения и истории возникновения АП;
- структуры и функции АП;
- рассмотрение случаев амнезии АП и причин ее появления.
автобиографический память амнезия социокульутрный
1. Основная часть
1.1 История возникновения и определение АП
В России достаточно глубоко феномен АП изучается профессором МГУ Нурковой Н.Н. Она обращает внимание на то, что понятие АП — это научное понятие, сформированное относительно недавно, а вот понятное всем выражение «личная память» существует очень давно. Тем не менее смысл этого понятия сейчас и, например лет 300 назад — совершенно разные реальности. В настоящее время восприятие нами АП можно охарактеризовать как достаточно связная во времени, протяженная история своей собственной жизни, которая включает в себя обязательно рассказ о детстве, о своем происхождении, яркие воспоминания, социальные достижения и личные результаты. Дополнительно к этому обычно сопутствует некая система доказательств в виде: фотографий, документы, различные свидетельства и т.п.
Еще лет 150 лет назад люди не представляли, как выглядели их предки, далекие родственники, как выглядели их бабушка с дедушкой. Люди не помнили, как они выглядели в детстве, а то и несколько лет назад. Была какая-то память о себе, но она была очень короткая.
Что значит быть современным человеком
... нашего времени. Каким должен быть современный человек Историк и ... быть современным человеком быть современным человеком Сегодня, в данной статье вы узнаете, самые основные моменты и методы, которые помогут вам, стать современным человеком и добиться всего, чего вы хотите. Хотите ли вы стать современным человеком современными людьми ... к успеху Современный человек какой он? сочинение Обращаясь к ...
В конце XVIII века в философии и культуре началась эпоха романтизма и как раз в это время автобиографическая направленность особо усилилась, опираясь на явно обозначившийся индивидуализм. Сама личность становится ценностью и у людей возникает потребность растянуть ее во времени: становится модным писать дневники, мемуары.
В нашем обиходе фотография стала обычным явлением и мало кто по настоящему осознает влияние этого открытия на жизнь людей. Именно с появлением фотографии произошел самый большой прорыв в АП. Это уникальное изобретение, придуманное для того, чтобы была память. Человек научился останавливать мгновение. Но еще более важное, что у человека появилась возможность увидеть его собственное Я в разных контекстах и ситуациях. Фотография — это очень эффективный враг времени. Таким образом, человеку впервые стало возможно обрести более стойкий образ своей персональной, личной идентичности.
С приходом фотографии в обществе стало возможным зафиксировать различные периоды жизни, провести некоторую последовательность «я» в разных в возрастах личности. Представьте, как трансформировалось восприятие человеком себя, своей личности, когда у него появилось возможность увидеть себя в младенчестве, определить себя к некой социальной группе: семейные фотографии, фотографии с одноклассниками и т.п. С появлением фотографии все дедушки-бабушки, все эти люди стали материальными. Причем, конечно, семейные сообщества — это самый простой пример. Некоторые называют процесс глобализации естественным и связывают его с появлением фотографии Земли из космоса, ведь по сути это коллективный портрет всех жителей планеты, собирающий нас в единое сообщество [4].
Также Нуркова В.В. в своей диссертационной работе пишет: «Что касается уже сугубо научного подхода, то специфика АП была описана интроспективной психологией. Еще в конце ХIХ века Анри Бергсон, используя свидетельства об уникальных содержаниях сознания людей в критические моменты на грани гибели (феномен «вся жизнь промелькнула перед глазами»), выделил как принципиально разные виды памяти — память «повторяющуюся» и память «ретроспективную», на основании которой субъект строит себя. Бергсон первым отметил, что «существует коренное различие между тем, что должно создаться посредством повторения, и тем, что по самому существу своему не может повторяться?».
В.Джемс, исследовав материал автобиографических воспоминаний о пережитых экстатических религиозных ощущениях, также признал существование высшей формы памяти, конституирующей личность. В 1911 году Е.Клапаред воспользовался следующей метафорой, говоря о роли этой особой части содержаний памяти: «Память подобна двусторонней улице: теория памяти должна обязательно зависеть от интерпретации идеи «Я», а способ, по которому мы создаем «Я», зависеть от конфигурации памяти».»[11, С.14]
Еще в 1890 году американский философ и психолог Уильям Джеймс одним из первых определил личность как взаимодействие памяти с собственным прошлым: нет личности без возможности вернуться в прошлое. Именно АП присуща только человеку. Сегодня принято считать, что личность — это АП (персональный опыт и знания, полученные в течение жизни), то есть то, кем мы были, кто мы есть сегодня и кем мы можем стать. [3]
Что такое память 15.3. о памяти. Сочинения по темам
... текст полностью Структура сочинения-рассуждения 15.3. ОГЭ по ... памяти из собственного жизненного опыта. В моей комнате, прямо на прикроватной тумбочке находится рамка с совместной фотографией ... что человечность - это... (или) Я думаю, что человечность - это... (или) Что такое ... те, что остаются, и формируют личность. ... 3. Аргумент 2 + пример + комментарий. 4. Заключение (по тезису). Клише для сочинения ...
Именно этот же период времени можно обозначить как период начала систематической работы с АП через рассказы пациентов об отдельных эпизодах жизни — это время начала психоанализа. Согласно данной концепции наиболее значимые события обозначаются в осознаваемых воспоминаниях человека в виде, преобразуемом под влиянием защитных механизмов. Здесь аналитик производит работу с целью коррекции и восстановления АП в соответствии с реальными событиями.
Также в 1921 году В.М. Экземлярский, изучая индивидуальные особенности памяти, защитил диссертацию в Комиссии историко-филологического факультета Московского университета по теме «Учение о типах представления в индивидуальной психологии» [9].
И только в 1976 г, Робинсон ввел понятие «автобиографическая память». Эта память представляет собой сложные ментальные репрезентации сцен и категорий, имеющих личное отношение к индивиду.[20] В общем, это память на биографическую информацию и жизненные переживания, это различие памяти о себе и памяти о мире.
В качестве современного определения АП можно привести в пример определение, данное К.Н. Артемовой: «Автобиографическая память — это субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, которым определяется самоидентичность личности. Выделим наиболее существенные моменты в этом определении: 1) отражение пройденного отрезка жизненного пути имеет структуру, содержание и другие количественные и качественные характеристики; 2) самоидентичность личности определяется отражением пройденного отрезка жизненного пути.» [2, C.1]
1.2 Социокультурный подход и культурный жизненный сценарий
В настоящее время одним из наиболее продуктивных и эвристичных подходов к изучению автобиографической памяти является социокультурный подход. Еще с концепции Выготского Л.С., существенным моментом в развитии психики человека является культурно-историческая обусловленность этого развития.
В своей работе «Овладение репертуаром культурных жизненных сценариев как фактор развития макроструктуры автобиографической памяти» Алюшева А.Р. пишет: «Применение системно-функционально-генетического анализа на основе методологии культурно-исторического подхода позволило исследовать автобиографическую память как высшую психическую функцию, организованную по смысловому принципу, оперирующую с личностно отнесенным опытом, которая обеспечивает формирование субъективной истории личного прошлого и переживание себя как уникального протяженного во времени субъекта жизненного пути, имеющую многоуровневую структуру, принципы организации которой определяются использованием различных систем социокультурных средств. То есть согласно исследователям данного направления, автобиографическая память является онтогенетическим новообразованием, имеющим культурно специфичные формы и развивающимся в социальном взаимодействии.» [1]
Жизненный и творческий путь Тициана
... заявленной целью были поставлены следующие задачи: рассмотреть жизненный и творческий путь Тициана Вечеллио. проанализировать художественное творчество Тициана Вечеллио. Структура работы. Работа состоит из введения, ... штрихи Тициано растирал пальцами, редко используя кисть». 1. Основные вехи жизни Тициана Вичелли Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) (около 1488/1490 - 1576), ...
Вообще на тему социальной обусловленности АП проводилось множество исследований, как российскими так и зарубежными психологами, результаты которых отражают конструирующую роль родительского участия и поощрений при формировании воспоминаний ребенка, а также необходимость для более целостного становления автобиографии передачи ребенку некого типичного жизненного сценария, где определены основные, главные, наиболее вероятно случающиеся, яркие события в жизни и их периодизация. Эти сценарии являются типичными для определенной культуры и получили название культурные жизненные сценарии, которые предписывают, что субъекту следует помнить о своей жизни, то есть определяют критерии отбора важного автобиографического материала.
Само понятие «жизненный сценарий» первоначально возникло в рамках транзактного анализа Э.Берна, и в последнее время широко используется для обозначения существующих в различных культурах образцов проживания жизни. Э.Берн под жизненными сценариями понимал определенные модели, согласно которым человек организует свою жизнь, некий жизненный план. Таким образом, эти сценарии сходны с некими установками, стереотипами, которые позволяют личности упорядочить свою жизнь, социальные коммуникации и упрощают его взаимодействие окружающим миром. Если в концепции Э.Берна жизненный сценарий рассматривается исходя из будущего, проективно, то есть как план, в соответствии с которым направляется деятельность человека по созданию своей жизни, то в контексте исследований АП внимание уделяется специфике организации воспоминаний с уклоном на события, заданные культурой, то есть на сценарий в ретроспективе.
Если смотреть через призму концепции Л.С. Выготского, то вариативность жизненного пути имеет свои социально и исторически обусловленные пределы. Существование личности в контексте культуры обуславливает наличие определенного сходства в субъективной картине жизненного пути представителей данной культуры. Так Леонтьев в своей книге «Развитие памяти» пишет: «Если бы мы теперь хотели бы рассмотреть память взрослого культурного человека, мы должны были бы брать ее не таковой, какой ее создала природа, а такой, какой ее создала культура» [7, С.436]
Именно в ключе исследований АП понятие «культурный жизненный сценарий» было введено Д.Бернтсен и Д.Рубиным и отражает разделяемые большинством членов определенной общности представления о типичной событийной последовательности жизни (что и когда должно произойти), а также приписываемую им значимость и валентность. В их исследовании было установлено, что культурные сценарии включают в себя преимущественно социально желательные, позитивные события; даты событий, вошедших в культурные сценарии, образуют эффект «пика» — шесть из семи наиболее часто упоминаемых событий относятся к возрасту 16-30 лет [17].
По результатам кросс-культурных исследований представлений о сценариях можно сделать вывод о том, что сценарность личного прошлого — универсальный феномен (вариации не являются значимыми), проявление которого усиливается в процессе онтогенетического развития и социализации ребенка. То есть эмпирически показано, что сценарии достаточно четко сформулированы и разделяются большинством членов общества. [14]
Историческая память свой аргумент из жизни. Проблема памяти, ...
... будущих поколений. Аргумент 1 Размышляя о проблеме памяти, я вспоминаю повесть В. Распутина «Прощание с Матерой». Дарья, сильная духовно женщина, бережет прошлое с помощью сохранения покинутых домов и могил. ... их второй родиной, не проходит. В постоянном круговороте дел, проблем, событий они ощущают усталость от жизни. В воспоминаниях о прошлом, о России они находят отдушину, духовное равновесие, ...
Так же показано, что автобиографические рассказы представителей культурных общностей различны относительно дифференцирующих культуры параметров, в частности коллективизма и индивидуализма, отличны по параметрам номенклатуры, хронологии и семантики их событийного содержания. Например, в исследованиях Кай Ванг — китаянки, живущей на западе, было показано, что американцы спонтанно воспроизводят в среднем вдвое больше воспоминаний индивидуалистического содержания (личных достижений, разочарований, страхов, ночных кошмаров), чем китайцы. В воспоминаниях американцев преобладают уникальные события, упоминания себя самого и индивидуальные действия, причем рассказ развернутый, с включением своих переживаний. В воспоминаниях китайцев — события рутинные, упоминания других людей и коллективные действия, причем рассказ довольно сжат и сух. У России же своя уникальная специфическая культура, характеризующаяся упоминанием уникальных событий о других, коллективные действия, но рассказ развернутый и с фокусом на свои собственные переживания по этому поводу [14].
Таким образом, можно утверждать, что процесс формирования и использования АП представляет собой одну из социальных практик воспроизводства культурного менталитета.
Наряду с культурной обусловленностью жизненного сценария, необходимо обратить внимание на его социально-историческую обусловленность, которая возникает вследствие того, что для современного человека общество служит макросредой его развития, так как процессы, происходящие в обществе, определяют существенные моменты жизненного пути. Ход исторического времени, динамика общественных трансформаций корректирует традиционные жизненные сценарии, модели поведения, что находит свое отражение «субъективной картине жизненного пути» (термин предложен Б.Г.Ананьевым).
Отличительная черта зарубежных исследователей является то, что они изучают влияние единственного сценария на АП, типичного для конкретной культуры. При этом не ставится ни вопрос об источниках его формирования, ни о истоках заимствования подростком исходных образов посредством которых он организует свою автобиографию.
В работах же Нурковой В.В. и Алюшевой А.Р. предлагается рассмотреть наличие определенной вариативности сценариев даже в рамках одной культуры. Соответственно, подросток овладевает не одним сценарием, а широким репертуаром различных жизненных сценариев, специфика каждого сценария из совокупности ему доступных вносит свой вклад в индивидуализацию АП.
Алюшева А.Р. выделяет следующие виды культурных жизненных сценариев, участвующих в «форматировании» собственной личной истории:
1) типичный сценарий — представления об обычном жизненном укладе в данной стране;
2) медийный сценарий — представления о нормативных жизненных моделях из общих для всех источников (литература, кинематограф, различные СМИ);
3) семейный сценарий — представления о жизни родителей, ближайших родственников, предков.
Эти представления по итогу выстраиваются в определенную последовательность: от максимально абстрактного типичного сценария до предельно специфичной семейной истории. В период развития ребенком, а далее — подростком, решаются задачи обобщения многообразия жизненных историй, которые ему рассказывают дома, в детском саду, в школе, а также которые он черпает из книг или видит в СМИ, в результате чего у него появляются различные схемы организации жизни для конструирования АП [1].
Самообразование личности как фактор достижения жизненного успеха
... самосовершенствования и самообразования взрослых на протяжении всей их жизни. Достижение процветания, социально-экономической стабильности, перспектив развития и благополучия личности, т.е. ее жизненного успеха напрямую зависит от умения личности ориентироваться и ...
Чем виртуознее человек использует различные формы сценариев, тем целостнее организован его автобиографический опыт. Соответственно для человека, способного к произвольному оперированию различными вариантами сценариев, характерна полифункциональность АП (доступность широкого функционального репертуара АП в зависимости от задачи обращения к прошлому опыту) и содержательное разнообразие АП (эксплицируются воспоминания разных типов, которые организованы в большее количество жизненных тем).[1]
1.3 Структура, функции и типы АП
«В настоящее время представления о памяти как унитарном процессе сменились моделью памяти как структурная организация взаимодействующих мнемических подсистем, согласованно выполняющих функции фиксации, переработки и использования мнемических содержаний в поведении и сознании. Выделяются следующие блоки (подсистемы): сенсорный регистр, блок распознавания информации (распознаватель), рабочая память и долговременная память.
В свою очередь, долговременная память включает в себя процедурную и декларативную память. В декларативной памяти выделяют подсистемы семантической (Мак Квиллиан), эпизодической (Э.Тульвинг) и автобиографической памяти (Дж.Робинсон).
Выделение перечисленных подсистем как относительно самостоятельных блоков памяти основано на целом ряде эмпирически установленных закономерностей их работы, среди которых функциональное своеобразие, неоднородная чувствительность к воздействиям, клинические факты избирательного поражения, специфика нейрофизиологического субстрата и др.» — пишут в своей статье «Индивидуально-типологические особенности АП» ассамблея российских исследователей [5].
Многие исследования показывают, что АП может быть почти точной, частичной или вообще неправильной. Она всегда дискретна, но тем не менее имеет весьма отдаленное сходство с фотографией, видео и другими точными изображениями. В частности, в 1981 году американский психолог Ульрих Найссер провел эксперимент, ставший впоследствии образцово-показательным. Он сравнил воспоминания Джона Дина (пресс-атташе президента Ричарда Никсона, который был известен исключительной памятью) с записью их разговоров в Белом доме. Выяснилось, что Джон Дин точно передавал лишь общий смысл разговоров, но вовсе не их конкретное содержание. И в дальнейшем многие другие ученые также подтвердили, что человеческая память приспособлена для того, чтобы запомнить и потом извлечь общий смысл, но не детали.[3]
Именно поэтому в 1990-х годах, исходя из подобных клинических случаев и полученных результатов экспериментальной психологии, британский профессор Мартин Конвей предложил совершенно иную концепцию АП. К тому моменту уже было известно, что основой АП являются два составляющих — это эпизодическая память (на события) и семантическая память (знание мира).
Концепция М.Конвея предполагала, что автобиографические воспоминания — это нетривиальная умственная конструкция, в основе управления которой лежат два взаимодополняющих принципа: соответствие и когерентность. Принцип соответствия заключается в том, что когда мы воспроизводим воспоминание, оно должно как можно точнее передавать наш реальный опыт. А принцип когерентности дополняет его тем, что данное воспоминание должно быть в согласии с остальными воспоминаниями и с нашим мировосприятием. Поэтому каждое воспоминание — результат баланса между соответствием и когерентностью. Если соответствие слишком точное, оно может вызвать слишком яркие, живые воспоминания, которые вызовут чрезвычайный всплеск эмоций, потребуют чрезмерные затраты энергии, сил, слишком привлекут наше внимание. И наоборот, если баланс нарушен в другую сторону и воспоминания слишком когерентные, то они могут привести к появлению иллюзий, нереального, фантазийного прошлого и к созданию личности, не базирующейся на реальном пережитом опыте, вплоть до ложной личности. В норме автобиографические воспоминания хорошо сбалансированы и позволяют спокойно обращаться к своему прошлому и конструировать будущее.
Роль воспоминаний в жизни человека
... Проблема Даниил Александрович Гранин в предложенном отрывке рассуждает о роли детства в становлении зрелой личности, поднимает проблему влияния детских воспоминаний на жизнь человека. Автор отмечает, насколько ценны ... называет, очерчивает, выделяет, закрепляет в памяти, превращает для мальчиков в воспоминание. (8)И не просто в воспоминание о чём-то приятном, а в нравственно сформулированное, определё ...
Но несмотря, что АП отделена от эпизодической и семантической, еще в 1988 году «основоположник» эпизодической памяти Тульвинг обнаружил, что АП тесно с ними связана, она обращается к двум типам информации: к эпизодическим воспоминаниям и концептуальным знаниям. Эпизодические воспоминания воспроизводят уникальные, специфические моменты жизни, в них всегда присутствуют детали чувственного восприятия. В 2000 годах нейропсихологи доказали, что концептуальные знания, напротив, состоят из схем, например некие общие представления о себе, и обезличенных воспоминаний, касающиеся каких-то долгих конкретных временных отрезков. Они связаны тематически, а не выстроены во временном порядке. Мы их называем «периоды жизни». Они ассоциированы с другим типом персонального концептуального знания — «главные события». Это специфические воспоминания, которые случились один,либо повторялись, но утратили яркость каждого отдельного события, поэтому для экономии память оставляет только схематическое представление о них.
Таким образом, когда мы переживаем похожий опыт, то это переходит в концептуальную памяти и дискретное событие больше не записывается как таковое, а встраивается в общую схему. Происходит процесс «семантизации» знания — «вспоминаю» переходит в «знаю». Тем не менее эти две составляющие АП, даже если они тесно связаны между собой, могут быть разделены и существовать отдельно. [18]
В свое время функциональный подход к памяти провозгласил Найссер, и нашел в наше время отклик во многих трудах. Для того, чтобы применить его, для начала давайте обратимся к функциям АП. Функции АП — это те задачи, для решения которых субъект обращается к своим воспоминаниям. Одной из наиболее известных классификация функций АП была предложена Дэвидом Пиллемером: личностные, коммуникативные и директивные функции.
- К коммуникативным (или социальным) функциям АП относятся:
— Поддержание связей с различными социальными группами. Коммуникативно компетентные люди обычно имеют достаточно широкий и постоянный репертуар автобиографических историй, которые помогают им налаживать и поддерживать социальные контакты, быть «своим» в любом окружении.
- Достижение социальной солидарности или отторжения. Общие воспоминания позволяют человеку пережить единение с различными социальными общностями, начиная с семьи (семейные легенды и предания), поколения и кончая нацией, человечества в целом.
— Передача своего уникального опыта жизни и ценностей, кристаллизованных в этом опыте новому поколению. С помощью рассказывания своей биографии пожилые люди стараются обеспечить преемственность занятий (профессиональные династии), организовать «поле возможностей» для потомков, в частности демонстрируя им, к каким ресурсам они имеют преимущественный доступ, являясь потомками старших членов семьи. Невозможность передачи опыта последующим поколениям вызывает глубокую фрустрацию.
Что такое Память. Роль памяти в жизни человека
... из поколения в поколение. Пока живы воспоминания, живо и человечество. Сочинение Роль памяти в жизни человека 11 класс ЕГЭ рассуждение Память играет огромную роль в нашей жизни. Благодаря ... память потрясающая вещь в человеческом сознании, которая играет немаловажную роль в функционировании личности. Она, как было сказано выше, очень сильно помогает человеку в его жизни. Но, так как данное сочинение ...
- Установление интимных межличностных контактов. С помощью автобиографического эпизода человек представляет себя. Границы интимности при этом задаются с помощью демонстрации того, насколько «сокровенно» событие, о котором рассказывается [6].
Причем коммуникативные функции АП являются первичными, формирующиеся посредством речевого взаимодействия ребенка и взрослого. Иными словами, ребенок вспоминает для того, чтобы поддерживать общение со взрослым. Причем способы реагирования родителей на воспоминания, которыми с ними делятся дети, влияют на развитие АП последних.
Эмпирически показано, что «разрабатывающий» стиль (поощрение развернутых, детализированных рассказов) способствует увеличению доступности личного прошлого для субъекта, а «прагматический» стиль (обращение к конкретному эпизоду с определенной целью, поощрение избирательности воспоминаний), напротив, приводит к затруднениям в работе с прошлым опытом. Таким образом, на начальных стадиях развития АП дети заимствуют модель обращения к автобиографическому опыту, которую им презентуют родители [1].
— Личностные функции АП — это группа функций, направленных на стабилизацию собственной идентичности, чувства собственного Я, тождественности самому себе. Здесь можно выделить два блока: * саморегуляционные функции, как способ регулировать свое эмоциональное состояние и мотивацию. То есть человек, погружаясь в прошлое, переживет какие-то события и использует полученные эмоциональные состояния для регуляции настроения, бытия или мотивации.
* экзистенциальные функции (предложено дополнительно Нурковой), с помощью которых можно оценить личностное развитие, отслеживать изменения, рефлексировать, стабилизировать свою идентичность.
— Функция смыслообразования. Смысл, извлекаемый автобиографическим самопознанием из идеи уникальности себя, из раздумий о своей судьбе, способен, слившись с общезначимым внешним смыслом, породить новое образование: жизненный смысл — предназначение.
- Функция самоопределения. Человек может самоопределиться только на основании особой формы рефлексии опыта своей жизни. История жизни строится в ответ на запрос экзистенциальной ситуации, где личность должна выработать собственную позицию.
— Функция исторической и культурной самоотнесенности. Потребность вписывания самого себя как личности в культуру и историческую эпоху формирует новые цели для обращения к своему прошлому, открывает в жизни скрытый до поры фактор времени .
- Функция осознания уникальности своей жизни. Каждый человек считает свою жизнь уникальной. Одной из культурно закрепленных форм утверждения уникальности своего прошлого опыта является написание мемуаров.
— Функция финальной интеграции личности. Различные источники по-разному описывают феномен «прохождения перед глазами всей прошлой жизни» — акта, продолжающегося, объективно лишь доли секунды, но создающего субъективное впечатление необыкновенной протяженности. В критической ситуации, когда возникает угроза самому существованию, происходит виртуальное проживание заново всей жизни человека. Интеграция личности перед завершением физического существования человека оказывается важнее прямого выживания, а иногда позволяет личности максимально сконцентрировать все ресурсы для продолжения физической жизни. Возможно, что этот механизм закреплен на биологическом уровне.
«Роль памяти в жизни человека» — примеры с аргументами
... проблемами, также как духовное становление. Благодаря уровню развития ... роль для каждого. Инстинкты, природные и сформированные нормы поведения являются передаваемым по наследству или приобретаемым в процессе индивидуальной жизни опытом. Отдельный раздел психологии посвящен памяти сердца, когда человек ... сочинение «Что такое память и ее роль» составлено на основании пережитых эмоций и воспоминаний. В ...
— Формирование «Я-концепции». «Я-концепция» формируется не в общении, не в оценках других, а на автобиографических воспоминаниях об ограниченном круге этих оценок (значимом, запомнившимся) и на своих реакциях на них. Другим механизмом формирования «Я-концепции» служит анализ и ревизия зафиксированных в АП случаев из жизни, на основании которых делается вывод о присущих субъекту чертах характера и свойствах личности. Реалистичная «Я-концепция» всегда базируется на воспоминаниях о действительно совершенных в жизни поступках и действиях. Нереалистичная «висит в воздухе», т.е. существует в сознании личности без автобиографического фактологического базиса.
— Установление интервалов самоидентичности личности. Данная функция определяет содержание процесса периодизации самой личностью этапов своего жизненного пути и рефлексию человека ключевых моментов в собственном развитии, ведущих к качественному преобразованию личности как целостной структуры. Интервал самоидентичности личности представляет собой базис построения временных конфигураций памяти.
— Функция самопознания посредством автобиографического анализа. Обращение к материалу АП переключает интерес человека с привычного изучения внешнего мира на ретроспективное исследование внутренних оснований собственной личности (ресурсов, потенций, богатств, препятствий, противоречий и т.д., проявившихся в конкретных событиях жизни).
В ходе самопознания расширяется «внутренний горизонт» (рефлексивная доступность пространства жизненной и личностной динамики), становится возможен и субъективно необходим поиск самого главного экзистенциального инварианта — жизненного смысла [6].
— Группа директивных (или прагматических) функций АП объединяет функции, связанные с планирование будущих действий, анализа событий прошлого, передачу опыта, решение определенных жизненных задач с опорой на личный опыт и прочее. Осознанное построение или выбор индивидуально приемлемых жизненных стратегий. Отбор успешных и «выбраковка» неэффективных способов поведения осуществляется на основании сопоставления настоящего момента и ситуаций, пережитых в прошлом.
Что же касается теперь самого функционально-типологического подхода в комплексном исследовании, то группой ученых (Василевской К.Н., Кабардовым М.К., Нурковой В.В.) были выделены четыре типа АП, в качестве системообразующего признака предлагается ведущая функция в отношении данной мнемической системы в жизнедеятельности личности:
- «Прагматический тип» АП характеризуется явным преобладанием позитивных воспоминаний, используются чаще всего для извлечения жизненных уроков и планирования будущих действий.
- «Саморегуляционный тип» АП обращен более в прошлое преимущественно с целью регуляции своего психического состояния. Умеренное количество преимущественно позитивных воспоминаний, относящихся к ограниченному количеству жизненных тем.
- «Коммуникативный тип» АП использует личные воспоминания в процессе социального взаимодействия.
- «Экзистенциальный тип» АП отличается высоким уровнем развития всех функций АП. Жизнь такого субъекта отличается высокой событийной насыщенностью, а воспоминания относятся к широкому репертуару жизненных тем. [5]
1.4 Амнезия АП
АП играет особую исключительную роль в личности человека. В.В.Нуркова обращает свое внимание на то, что «АП, являясь личностно-когнитивной психологической структурой (посредником), преломляет реальное бытие человека в различные формы идентичности. Каждый из выделенных нами типов идентичности невозможен без обращения к реальности АП, которая, обеспечивая фиксацию, сохранение, организацию и актуализацию информации о личностно значимых событиях и состояниях, определяет временной аспект существования и самопрезентации идентичности. Механизмом формирования и поддержания идентичности служит анализ и ревизия зафиксированных в автобиографической памяти событий жизни. По словам Дж. Робинсона, «быть личностью это значит иметь самоидентичность и свою историю. Автобиографическая память — это инструмент конструирования и поддержания этих структур». Как указывает Пол Иакин: «Если внутреннее переживание субстанциональности Я гарантирует существование идентичности, то память дает жизнь самому этому гаранту». Поскольку и мы сами, и наше социальное окружение постоянно изменяемся, именно функцией автобиографической памяти обеспечивается сама возможность идентичности — сохранение бытия «тем же» (thefeeling оf sameness).
Согласно исследованиям Д. Макадамса автобиографические воспоминания являются своеобразной «базой данных» для формирования идентичности.» [13, С.2]
Таким образом, можно однозначно утверждать, что наличие АП напрямую связано с идентичностью человека, да и в принципе его целостностью и адекватностью его личностью в целом.
Насколько же защищена АП? Может ли что-либо угрожать ее наличию, а соответственно нашей личности в целом и нас как людей в полном понимании этого слова, людей осознанных, способных к трансценденции и выбору?
В одной из своих работ Т.Рибо пишет о законе обратного развития памяти. Закон был сформулирован на основе последовательного исследования различные группы данных, связанных с памятью:
1) Изучая различные клинические случаи, многие врачи пришли к выводу, что наиболее слабыми оказываются недавние воспоминания, так как цепочки в этих сетях плохо ассоциированы, слабо выстроены в нервных элементах и редко оживляются, то есть анатомических условий стойкости и возбуждения не хватает. Соответственно в первую очередь разрушаются новые воспоминания и только потом старые, где нейронные связи хорошо проработаны и усиленны динамическими ассоциациями.
2) В дальнейшем начинается разрушение остальной части памяти, отвечающей за умственную деятельность человека. Больной может забыть свою профессиональную деятельность, язык, научные, артистические знания. Самыми последними исчезают воспоминания детства.
3) Устойчивее нашей умственной деятельности являются чувствования. И когда наши чувствования поражает амнезия, мы утрачиваем память о самих себе и происходит окончательный распад личности человека.
4) Что самое удивительное — это еще не окончательная стадия процесса распада памяти… После всех перечисленных выше процессов амнезии остается еще кое что…. Остаются привычки, имеющиеся у человека с давних пор, какие-то повседневные рутинные действия человека. Многие слабоумные, будучи полностью лишены сознания и воли были способны ходить на обед, в туалет или даже виртуозно играть в карты. «Оказывается эта автоматическая деятельность, требующая лишь минимума сознательной памяти, представляет ту низшую форму проявлений памяти вообще, для которой необходимы лишь мозговые узлы, продолговатый мозг и спинной мозг» [15, С.44].
Отсюда можно сделать вывод, что память уничтожается не хаотическим образом, а имеет свой последовательный ход. Ее разрушение происходит постепенно, начиная с наиболее уязвимых структур, заканчивая наиболее сильными. То есть от начала до конца разрушение идет по линии наименьшего сопротивления [15].
«У лучших авторов психиатров (Гризингер, Бальярже, Фальре, Фовилль и пр.) сказано, что амнезия, касающаяся сначала лишь недавних фактов, затем распространяется на идеи, далее — на чувствования и привязанности и, наконец, — на поступки. Следовательно, патология убеждает нас в правоте сказанного нами относительно памяти: она представляет процесс организации в его различных степенях, заключенных между двумя крайними пределами: новым состоянием и органическим запечатлением», -пишет Т.Рибо [15, С.46].
И все таки остается вопрос, если глубоко запечатленные привычки и рутинные действия исчезают из памяти последние, то можно ведь к этому отнести и какую-то часть профессиональной рутинной деятельности. Например, токарь, 20 лет, стоящий у станка, сможет так же виртуозно продолжать работать, уже с полностью разложившейся личностью? Факты говорят, что да! Можно сделать вывод, что в своей основе АП является одно из самых неустойчивых структур памяти. Подтверждением этого служат случаи, начавшиеся происходить с 2000 годов в России. В это время стали возникать случаи утери АП при весьма странных обстоятельствах.
В 2006 году в журнале «Родная газета» была опубликована статья, в которой говорилось о том, что российские ученые бьют тревогу: в разных уголках страны то и дело находятся люди, утверждающие, что их память стерли, как карандашную запись ластиком [16].
В документальном фильме «Люди со стертой памятью», 2007 г.в. показывают факты специфической пропажи памяти людей, у которых память пропала частично, а именно пропала память о собственном эго. Первый случай был зафиксирован в 2002 году немецкий предприниматель Петр Флек русского происхождения, проживающий в Германии 11 февраля 2002 года совершал полет между городами в Германии, но очнулся в с.Камышино. Он полностью утратил навыки письма и чтения. И до сих пор остается вопрос, каким образом он пересек границу без документов и визы.[19]
С тех пор врачами был введен новый термин атипичная амнезия, либо синдром биографической амнезии (аутоперсонамнезия) — характеризующий вышеуказанную потерю памяти. Врачи уже обозначили эту проблему давно, но лишь несколько лет назад стали организовываться конференции по данной проблематике. Например, 05.12.12 года проводилась Клиническая конференция кафедры психиатрии и наркологии ФПКмРостовского государственного медицинского университета с названием «Аутоперсонамнезия (биографическая амнезия): Деперсонализация? Конверсия? Симуляция? Органическая амнезия?»
Одно из подобных исследований проводила Мелехина А.В. В своей диссертационной работе, она обращает внимание на то, что «в клинической практике и научной литературе описание подобных расстройств, встречается крайне редко. В 1913году Ясперс К. впервые выделил психогенную амнезию, особенностью которой является избирательная по эмоциональному содержанию память.
Breuer J., Freud S. (1895) считали, что под влиянием чрезвычайных эмоций, человек не способен описать фактические события. Авторы полагали, что не поддающиеся контролю вторгающиеся воспоминания приводят к «фобии памяти» — боязни воспоминаний.
Корсаков С.С. (1888) описывал случаи фиксационной амнезии при тяжелых формах органической патологии, патологических аффектах и спутанности сознания, предполагая, что пациенты в таких состояниях не могут воспринимать впечатления. Он же описал «временные или сопутствующие» формы амнезий, — классифицируемые Рибо (1882), как периодические амнезии, которые могут развиваться у истерических личностей под влиянием различных состояний (истерические судороги, патологический аффект, обморок, глубокий патологический сон), развивающиеся неожиданно, внезапно. При этом, согласно автору, чаще забывается одно, какое-либо событие или один сравнительно небольшой период жизни, но иногда и очень продолжительный период — много лет или вся жизнь. В качестве примеров таких расстройств Корсаков С.С. описывал синдром ограниченной во времени функциональной амнезии и синдром двойного сознания.» [8, С.1]
Именно Милехиной был впервые предложен термин «синдром биографической амнезии», т.к. нарушения памяти являются основными в клинической картине расстройства. Человек, внезапно очнувшись, обнаруживает, что ничего о себе не помнит — не помнит, как очутился в данном конкретном месте. Он не может назвать дату, не знает своего имени, отчества и фамилии, не может назвать свой возраст, социальное положение (семейное положение, профессию, должность и т.д.).
Он также не может сказать какими знаниями, навыками и умениями владеет. Таким образом, не может сообщить о себе никаких сведений. При этом, профессиональные навыки и общие знания у людей сохранены. Вместе с тем, их социальная дезадаптация достигает значительной степени. Эти пациенты активно и самостоятельно обращаются за медицинской помощью, стремятся к идентификации и пытаются выяснить, что с ними произошло.
На сегодняшний день, по словам Милехиной известно более 60-ти случаев биографической амнезии, причем подавляющее большинство составляют мужчины (всего 3 случая биографической амнезии у женщин).[8]
Некоторые специалисты считают пропажу АП некоторой формой шизофрении. Например, по мнению В.Г. Остроглазова, этот феномен, названный им аутоперсонамнезией (утратой памяти о собственной личности), амнезией на самом деле не является. В этих случаях, по Остроглазову, наблюдается вялотекущая форма шизофрении, которая имитирует нарушение памяти [10].
Другие специалисты уверены, что это следствие нелегальных экспериментов, направленных на манипулирование сознанием людей, которые проводятся в Москве.
В интервью «Родная газета» директор НИИ психотехнологий Елена Русалкина говорит: «На сегодняшний день существует несколько способов стирания памяти. Во-первых, медикаментозные методы с применением наркотических препаратов; второй способ техногенный, с использованием различных электрошоковых устройств и генераторов. И третий — самый действенный и эффективный — представляет собой комбинацию первых двух. В 70-80 годы с СССР было потрачено более 500 млн.рублей на разработку психотронного оружия. Ранее все наши исследования в этой области находились под серьезным колпаком КГБ. Мы достигли поразительных результатов, большинство из которых даже сейчас находятся под грифом «секретно». Советские ученые в своих исследованиях опередили американцев по меньшей мере на 6-8 лет. Но после распада Союза контроль над разработками был снят. Многие специалисты остались без работы и средств к существованию. Естественно, появились и такие, что стали сотрудничать с некими полукриминальными структурами, вознамерившимися при помощи психотропной чудо-техники зарабатывать деньги и двигать бизнес нечистых на руку коммерсантов. В Москве существуют лаборатории, которые финансируются из частных источников и продолжают дальнейшие эксперименты. Подопытных людей они просто берут на улицах, а потом после испытания психотропных средств и устройств искалеченных сажают на поезда и отправляют куда подальше. Именно поэтому подавляющее большинство людей со стертой памятью просыпались именно на вокзалах, в районе пригородных станций или около автодорог, ведущих из столицы. Корень этого зла находится в Москве.» [16, С.3]
Руслакина утверждает, что при правильном лечении помочь людям со стертой памятью можно. Так достаточно успешно использовался психокорректор, изобретенный в 1989 году академиком Смирновым. После прохождения курса лечения память частично возвращается. Однако информация о том, что происходило с человеком после похищения, и о том, кто, где и зачем творил с ним эти странные опыты, остается блокированной. Были прецеденты, что память у людей восстанавливали полностью, но потом от этого отказались: уж слишком травматичны для людей были воспоминания о событиях, происходящих после психотропного воздействия.
Русалкина Е.Г. возглавляла в свое время научно-исследовательский институт психотехнологий, который был основан в 1970 годы. Именно здесь были разработаны методики скрытого воздействия на противника через акустические волны. Впервые они были опробованы в Афганистане для деморализации душманов, а также для лечения советских солдат, перенесших на войне серьезные психические травмы. Сегодня институт специализируется на антитеррористической тематике. Разрабатываются алгоритмы дистанционной диагностики и аппараты, выявляющие террористов в аэропортах. Большая часть разработок НИИ до сих пор находится под грифом «секретно». В данный момент НИИ по какой-то причине закрылся, а сама Русалкина уехала из Москвы жить в Новороссийск [16].
Осенью 2002 года в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского для потерявших память было создано специальное отделение. Курирует его заместитель директора института, руководитель Центра психиатрии чрезвычайных ситуаций доктор наук Зураб Кекелидзе, давая интервью «Родная газета» он сказал следующее: «Не только. Дело в том, что структура человеческой памяти послойна. Как пирог. События жизни в память записываются по годам. Мы считали, что человек запоминает все вместе — и себя, и окружающих, — и сталкивались с тем, что можно забыть кусок жизни. Но здесь же совсем другое: стирается весь автобиографический стержень! Я умею писать, читать и рисовать, я помню, какие были фильмы и песни. Мир есть, а меня нет… Оказывается, личностный стержень существует отдельно от памяти. Это большая беда. Значит, можно придумать нечто такое, что на нее воздействует. Это хуже, чем атомная бомба. Здесь даже убивать никого не надо! Вот что страшно! НЛО тут ни при чем.» [16, С.3]
Памятью можно управлять. Нейрофизиологи изобретают препараты, позволяющие стирать те или иные фрагменты, а психологи достраивают ее воспоминаниями, которых никогда не было.
Павел Пономарев, руководитель научного отдела ЗАО «А-Айсберг», в своем интервью говорит, что они разработали аппарат, который позволяет вводить необходимую информацию человеку, и он ее будет воспринимать ее как собственную, аппарат может стирать память и записывать ложную. Хоть изобретен данный аппарат для лечения алкоголизма и наркомании, коль попадет он в нечестивые руки, возможны и негативные последствия [19].
«Память, подобно свободе, очень хрупкая вещь», — считает Элизабет Лофтус, профессор психологии университетов Калифорнии и Вашингтона, ведущий специалист по психологическим механизмам памяти. В каком-то смысле мы не властны над своей памятью — мало того, наши собственные воспоминания сами по себе могут видоизменяться до неузнаваемости. Оказывается, понимая механизмы подобных изменений, можно сфабриковать и имплантировать человеку любые воспоминания, чтобы он помнил то, что нужно, а не что было на самом деле. Интерес к этому феномену обострился в Америке лет 30 назад, когда сотни пациентов психоаналитиков, лежа на кушетках, «вспоминали» в мельчайших деталях о том, как их в детстве насиловали отцы. Сотни единовременных исков в суды заставили государственных чиновников призадуматься над истинностью этих воспоминаний, и была создана специальная команда психологов во главе с Элизабет Лофтус, которая занялась изучением каждого случая в отдельности и закономерностей переформатирования памяти в целом. Профессор Лофтус выяснила, что существуют определенные механизмы, позволяющие перекроить старую память на новый лад. После чего был принят специальный кодекс, регламентирующий работу психотерапевтов.[18]
«К сожалению, сейчас у нас нет даже закона, который бы ограничивал скрытое воздействие на подсознание человека, — говорит Елена Русалкина. — В 2002 году мы пытались протащить через Думу подобный законопроект. Но после первого чтения он сгинул в недрах Думы. Что очень печально. Так как на данный момент не существует ни наказания за подобные преступления, ни государственных структур, следящих за чистотой информационных потоков. Наш институт проводил анализ телевизионной рекламы. В одном из блоков мы находили скрытые изображения команд по примеру 25-го кадра. Они призывали людей покупать товары. Все данные были переданы и в Госдуму, и в другие компетентные органы. Но наказать так никого и не удалось. Законов нет»[16, C.3].
Конечно количество клинических случаев атипической амнезии настораживает, а еще более настораживает ситуация, в которой этот феномен происходит с людьми. Возможно, вступив в Эру Водолея — эру информационную, где информация имеет огромную ценность, значение и влияние, где войны уже теперь … тоже информационные, где технологии создания, обработки и передачи информации сделали стремительный рывок в технологиях, — стоит обратить особое внимание на возможное психотронное воздействие людей и найти способы обезопасить страну от подобного такого вмешательства.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что АП память является достаточно новым и малоизученным феноменом, которая требует отдельного внимания, являясь основой личности. Процесс формирования и использования АП представляет собой одну из социальных практик воспроизводства культурного менталитета, основой идентичности человека и личности в целом.
Стержневая функция АП и отдельные случаи амнезии показывают необходимость детального изучения данных феноменов, а также разработки защитных барьеров для несанкционированного влияния на психику населения как со стороны ученых, так и со стороны государства, создание соответствующей научной и законодательной базы.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/avtobiograficheskaya-pamyat-chto-myi-pomnim-o-svoey-jizni/
1. Алюшева А.Р. Овладение репертуаром культурных жизненных сценариев как фактор развития макроструктуры автобиографической памяти // Психологические исследования, 2012. Т.5, №25. C.3. URL: http://psystudy.com/index.php/num/2012v5n25/732-alyusheva25.html (дата обращения:31.05.2014).
2. Артемова К. Н. Особенности автобиографической памяти в «невозможной ситуации»: тезисы докладов участников конференции «Ломоносов-2001»// Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова// URL: http://www.psy.msu.ru/science/conference/lomonosov/2001/index.html .
4. Веринг И. Еще 150 лет назад люди не знали, как они выглядели в детстве: профессор Вероника Нуркова об автобиографической памяти: интервью// сайт Теории и практики/ проекты/ под взглядом теории // URL: http://theoryandpractice.ru/posts/6015-eshche-150-let-nazad-lyudi-ne-znali-kak-oni-vyglyadeli-v-detstve-professor-veronika-nurkova-ob-avtobiograficheskoy-pamyati.
5. Василевская К.Н., Кабардов М.К., Нуркова В.В. Индивидуально-типологические особенности автобиографической памяти //Журнал Психологические исследования. 2011г. No. 2(16), URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n2-16/462-vasilevskaya-kabardov-nurkova16.html .
6. Концова Ю.Л. Роль ранних воспоминаний-переживаний в жизни взрослого человека: дипломная работа// Московский Городской Психолого-Педагогический Институт, Факультет Психология Образования, Кафедра возрастной психологии, Москва, 2001, руководитель доктор псих.наук, профессор Обухова Л.Ф.
7. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. М., 1981.
8. Милехина А.В. Синдром биографической амнезии (клинико-психопатологические особенности лечения) //14.00.18- психиатрия//Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук 03463201 Москва-2009 003463201//Медицинские Диссертации// URL: http://medical-diss.com/medicina/sindrom-biograficheskoy-amnezii#ixzz32pIvOiMS.
9. Недоспасов В. О. Становление психологии на Южном Урале// Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2008. №31 (131).
10. Никонов Ю.В. Диссоциативные расстройства психики (многомировая интерпретация)// Международный центр эвреттических исследований // URL: http://www.everettica.org/article.php3?ind=45.
12. Нуркова В.В. Автобиографическая память в оптике культурно-исторической и деятельностной методологии// Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2010. Т. 7, № 2. С. 64-82.
13. Нуркова В.В. Роль автобиографической памяти в структуре идентичности личности // Мир психологии: научно-методический журнал. — № 2 (38).
— М; Воронеж: Московский психолого-социальный институт РАО, 2004. Сс. 77-86.
14. Нуркова В.В. Автобиографическая память : Вебинар // Московский институт психоанализа// URL: http://connect1.webinar.ru/play/Gigusta/46594—.
15. Рибо Т. Общие амнезии (Потери памяти) // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти, М., 1979 г., с. 25-48.