Греческая расписная керамика

Курсовая работа

Всестороннее исследование древних расписных ваз имеет значительный исторический характер . По количеству сохранившихся образцов среди общего количества памятников искусства первое место принадлежит именно расписным вазам, к настоящему времени обширно введёнными археологами и исследователями в свой научный обиход. Проделана гигантская работа по их классификации по времени создания, технике, стилистическим особенностям, по принципу изготовления или росписи сосуда тем или иным мастером, уделили много внимания проблемам атрибуции расписной керамики . В соответствии с поставленной концепции учёных о проблеме композиции в древнегреческом искусстве, греки оказываются на одной из низших ступеней, поскольку они недостаточно искусны в построении изображений. Рассматриваются проблемы пространственных построений вазового декора и размещения фигур на поверхности сосудов, проблемы симметрии, ритма, времени и проблемы композиции в круге в древнегреческой расписной керамике. Перед мастерами стояли задачи не только как связывание сюжетом всех изображенных персонажей, но и как размещение фигур внутри некоего заданного изобразительного поля, со строго определенными границами и имеющим строго определенную форму.

Учёные сделали вывод об аналогии задач, которые приходится решать художникам в разное время: изображение на некоей плоскости (т.е. перевод трехмерных тел реального мира в двухмерное поле рисунка или живописи), размещение изображения в пределах определенного формата, ритмическая организация пространства, проблема условности в искусстве и проч. В этом случае работа художника на предполагаемого зрителя включает в себя не только формальное построение, но и смысловое. Предполагается, что автор ориентируется на определенный культурный контекст своего времени и на багаж гипотетической зрительской аудитории. Тем не менее конфигурация изобразительного поля на греческих вазах еще более сложна — это и трапециевидные формы, и круг, и пояса, к тому же расположенные не на плоскости, как в случае с архитектурными изобразительными полями, а на изогнутой поверхности керамического сосуда. Таким образом, задачи, решаемые мастерами ваз, сводились не просто к расположению фигур в пределах заданного формата, но и к решению проблемы связи декора с формой. Кроме того, интерес к тектонике, ритму и т.п. присущ греческой культуре в целом. При рассмотрении в целом перечень проблем построения композиции перед древнегреческими мастерами, учёные именуют греческую вазовую живопись, по сути, графикой, причем, массовой графикой, сопоставимой по своим функциям с западноевропейской гравюрой, к примеру. Это произведения массовой графики, фактически, тиражируемые. Но произведение греческой вазописи абсолютно не идентично другому . Тиражировали излюбленные темы, устоявшуюся иконографию, композиционные схемы, и осуществлялось это мастерами «второго порядка» на основании того, что создавал глава мастерской.

3 стр., 1419 слов

Ги де Мопассан. «Ожерелье». Особенности жанра. Психологические ...

... писателя — Анри Рене Альбер Ги де Мопассан. Его мать принадлежала к ... в «Предисловии к сочинениям Г. Мопассана» так формулирует главную творческую ... Индивидуальное задание. Итог урока. «Ожерелье» Мопассана — это новелла-рассуждение. От грубой ... впечатляет читателя? Какая социальная проблема поднята писателем? Можно ли ... могут провести небольшую исследовательскую работу. Во время ученических исследований, ...

Греческая расписная керамика — уникальный вид памятников для изучения композиции в греческом двухмерном искусстве, будь то графика или живопись. Наличие ваз в больших количествах и разного качества, не только лучших образцов, позволяет выносить суждения более или менее объективно, основываясь на продукции разного уровня. Произведений прикладной графики, т.к. живопись — понятие в данном случае условное, других народов I тыс. до н.э. не так много. Кроме того, это — источник сведений о почти не сохранившейся древнегреческой живописи, с третьей четверти V в. до н.э. оказывавшей влияние на вазопись, что делает изучение памятников расписной керамики еще более целесообразным. В расписных вазах находили отражение события современности: архитектурные постройки, происшествия, популярные в это время мифы, знаменитые юноши, сатира, сюжеты комедии и т.п. Но, что самое главное, в греческой вазописи живо отражались художественные процессы, протекающие в изобразительном искусстве в целом, в частности — связанные с проблемами композиции в двух- и трехмерных искусствах.

Проблемы композиции в древнегреческой вазописи сводятся:

во-первых — к решению вопроса декора сложной поверхности с задачами выявления тектоники формы, т.е. они решаются на уровне взаимодействия всей системы декора вазы с её формой

во-вторых — к взаимодействию разных частей декора между собой

в-третьих — к композиционному построению изображения в пределах отдельно взятого изобразительного поля .

1. Эволюция греческой вазовой живописи

Отражение событий современности и отражение художественных процессов, протекающие в изобразительном искусстве в целом.

Для того, чтобы создать полноценную почву для последующего анализа, взрощенной на ней эволюции греческой вазовой живописи следует рассмотреть предпосылки развития гончарного художественного искусства древними мастерами на всей простирающейся территории будущего государства Древней Греции.

1.1 Эпоха минойской (критской) культуры 3-2 тысячелетия до н.э..

По наиболее значительной группе памятников эгейского искусства, обнаруженной на о. Крит, древнейшая минойская керамика, названная по имени легендарного царя Миноса, царствовавшего, согласно греческому мифу, на острове, на период 3 тысячелетия до н. э. исполнялась без гончарного круга; сосуды лепились руками и обжигались на очаге. Формы кувшинов и горшочков разнообразны . Украшения состоят из росписи или процарапанной орнаментации в виде штрихов, концентрических полукругов, зигзагов, перекрещивающихся линий. Позднее, когда керамика формовалась на круге и обжигалась в специальной печи — это позволяло придавать сосудам ещё более разнообразные формы: к примеру, сосуды становятся типа чайника с вытянутым носиком, чаши, кубки. Поверхность покрывается тонким слоем обмазки и расписывается как темной краской на светлом фоне, так и белой и желтой на темном. Рисунки усложняются, обогащаются спиральными узорами, волнистыми линиями, вихревыми розетками, лепестками. Полихромные рисунки покрывают стенки вазы ковровым узором. Все эти произведения свидетельствуют об овладении тонкостями моделировки, о дальнейшем развитии реалистического направления. Для позднего периода 2 тысячелетия характерен так называемый «морской» стиль: ваза с осьминогом из Гурнии. Отдельные детали тела животного схематизированы, но поразительно живо схвачено движение морского хищника.

8 стр., 3865 слов

Искусство как форма культуры

... Античное искусство Античной цивилизацией и культурой принято обозначать древнюю историю Греции и Рима, а также стран, испытавших их культурное влияние, в период с начала I тыс. до н.э. по ... фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль. За время своего существования человечество создало универсальные ...

Как и все отдельные виды искусства, художественная роспись гончарных изделий развивалась вместе с общим развитием культуры, политики и производственной оснащённости населения. С преобразованием архитектурных сооружений к статусу «дворцовый» изменяется и характер росписи ваз. Новый стиль украшения сосуда получил такое же название в науке «дворцовый» стиль. Большие вазы украшались темным рисунком, выделяющимся на светлом фоне. Обычно это стилизованные цветы или морские мотивы. Роспись всегда подчинена форме сосуда, каждая часть рисунка как бы подчеркивает его архитектонику.

Далее мы имеем факт глубокого политического влияния: период 14—12 вв. до н. э. является временем разложения критской культуры. С разрушением дворцовых центров в результате военных событий погибли мастерские керамистов, живописцев, скульпторов, создававших в течение веков крепкую художественную традицию. Искусство утратило свой прежний характер, свою реалистическую тенденцию в передаче живого мира. Теперь ярко проявляется схематизация в изображении людей, животных и растительного мира. Военные нашествия разрушили старые очаги эгейской культуры и надолго приостановили развитие реалистического искусства .

1.2 Эпоха античного искусства Греции 11-8 вв до н.э.

Со всемирно известной судьбой античному искусству суждено было надёжно приемствовать силу традиций эгейского искусства .

Рассмотрим экономическую и социальную историю Греции с 11 по 9 вв. до н. э. . Она представляет собой переходную ступень от родового строя к рабовладельческому. Основой греческого общества тогда была родовая организация, в которой под влиянием развития производительных сил зарождалась частная собственность, росло имущественное неравенство, создавались предпосылки для образования рабовладельческого строя. Греция была разделена на небольшие самостоятельные области. Политической формой этого переходного строя была военная демократия, постепенно перерождающаяся во власть родовой аристократии.

Известное представление об изобразительном искусстве Греции этого периода можно составить по расписной керамике и мелкой пластике.

1.2.1 «Протогеометрический» стиль

Связующим звеном между эгейской культурой и греческой являются сохранившиеся в небольшом количестве расписные вазы так называемого «протогеометрического» стиля 11—начала 10 в. до н. э. Орнаментация их бедна; она состоит из простых и волнистых линий вокруг тулова вазы или концентрических кругов, расположенных в виде фриза. Однако, как упоминалось, традиции ремесла прошлых эпох не забыты. Как и в предшествующие эпохи, применяется гончарный круг, в основе керамической техники лежит хорошая обработка глины, по-прежнему используется блестящий лак, которым наносятся рисунки.

1.2.2 Геометрический стиль.

В 10—8 вв. до н. э. развивается теперь «геометрический» художественный стиль.

18 стр., 8775 слов

Искусство Древней Греции

... в древнегреческих художественных образах, не противостоит реальной жизни. Образ человека в искусстве Древней Греции -это кристально ясная, очищенная от случайностей концентрация прекрасных духовных и физических ... состоящей из полос лесандра, крестов, окружностей и т. д. На вазах развитого стиля(“дипилонские” вазы, т. е. найденные на Дипилонском некрополе в Афинах)появляется геометризованное ...

Называется он так потому, что все орнаменты и даже изображение человека и животного на плоскости построены из простейших геометрических элементов — прямой и ломаной линий, треугольника, круга.

Наиболее яркое выражение геометрический стиль нашел на вазах Аттики, централизованной в тот период области на юго-востоке Греции. Вазы разнообразных форм: амфоры, кратеры, кубки были открыты в предместье Афин — Керамике . Здесь жили и работали гончары, а также и в некрополе около городских Дипилонских ворот, откуда и название — «дипилонские» вазы. 9 в. до н. э. — время расцвета декоративного геометрического стиля. Тогда же появляется в росписях ваз орнамент меандр, который прочно входит в декоративное искусство античного мира. Роспись на вазах сделана коричневым лаком, но в зависимости от обжига он бывает почти черного, коричневого и красного оттенков. Узоры, расположенные поясами по всей вазе, представляют собой многочисленные комбинации зигзагов, треугольников, четырёхлепестковых розеток, концентрических кругов и свастики — магического знака, символизирующего страны света.

С конца 9 в. до н. э. начинают встречаться на вазах изображения животных — козла, коня, водоплавающих птиц и человека.

Перед мастерами, для которых привычным делом было составление орнаментов, встала новая и трудная задача изображения человека, а умения передать новую тему еще не было, кроме навыка рисовать геометрические узоры.

Сначала человеческая фигура рисуется силуэтно, голова показана в профиль, корпус в фас, ноги в профиль. Также схематически нарисованы и животные.

Примером такого рода рисунка могут служить сцены похоронных обрядов, изображенные на больших 1×12 м высоты дипилонских вазах в форме амфоры или кратера, служивших надгробными памятниками богатым представителям аристократических родов.

Эти многофигурные композиции вписаны в общую декорацию вазы и представляют собой сцены оплакивания покойного, похоронное шествие, конные состязания в память умершего.

На вторую половину 8 в. приходится период развития общественной жизни Греции, экономического и политического господства родовой знати, основанного на примитивных формах землевладения и рабовладения. В течение этого столетия утверждается главная тема в искусстве — человек, впервые появляются в греческом искусстве многофигурные композиции, расширяется круг сюжетов. Теперь мы видим на вазах сцены морских и сухопутных битв, хороводы, музыкантов, атлетические состязания и мифологические образы. Фигура человека рисуется правдивее, на лице обозначается не только нос, но и подбородок, рисуются также волосы и одежда.

1.3 Эпоха античного искусства Греции 7-6 вв. до н. э..

Архаическая эпоха.

Время 8—6 вв. до н. э. — формирование греческого рабовладельческого общества и государства. Развитие производительных сил привело к значительным успехам в сельском хозяйстве, ремесле, горнорудном деле, кораблестроении и мореходстве. Расширяется торговля, и появляются деньги. Создаются условия для более широкого применения рабского труда. Углубилось имущественное и социальное неравенство в среде свободных, родовые учреждения превратились в орудие господства родовой знати. Одной из основных линий внутренней жизни Греции в 8—6 вв. до н. э. становится борьба демоса (земледельцев, ремесленников, торговцев) против родовой аристократии и долгового рабства.

43 стр., 21044 слов

Искусство росписи пасхальных яиц

... народного искусства по производству пасхальных яиц. Вторая часть включает создание серии пасхальных яиц и их декоративного оформления. Эта глава также содержит описание технологии изготовления росписи на деревянных пасхальных яйцах. В ...

Общегреческие святилища становятся важными центрами экономических, политических и культурных связей. Особенно такие, как святилище Зевса в Олимпии, где начиная с 776 г. до н. э. каждые четыре года устраивали знаменитые олимпийские игры. В конце 7—начале 6 в. до н. э. в нерасчлененной еще греческой науке зарождается «наука всех наук» — философия. 8—6 вв. до н. э. характеризуются блестящим развитием греческой поэзии, зарождением театра и литературы для театра. Греки плодотворно использовали более высокую в те времена культуру Египта и Передней Азии: заимствование финикийского алфавита, восточный способ отливки статуй из металла . Формируется сложный греческий архитектурный ордер, дорический и ионический стиль.

1.3.1 «Ориентализирующий» стиль

Особенно восточное искусство оказало воздействие в развитии вазовой росписи, декоративный стиль которой получил название «ориентализирующий». Фантастические звери — сфинксы, грифоны, хищники восточных стран, восточные декоративные мотивы (плетенка, пальметта, лотос), некоторые композиционные приемы, прически, даже тип лица воспринимаются и перерабатываются греческими мастерами. Но всё-таки, несмотря на широкое использование образцов восточного искусства, греческое искусство пошло своим путем развития и выработало стиль, отвечающий требованиям греческого общества.

В первой половине 7 в. до н. э достигается ещё большая жизненность в изображении человека и животного в вазовой росписи .Силуэты процарапываются теперь тонким острым инструментом, что позволяет передать много подробностей. Изделия мастеров Коринфа, Родоса и позже, в 6 в., Аттики, Хиоса, Самоса экспортируются в различные районы Средиземного и Черного морей.

Содержание росписей на вазах очень разнообразно. Кроме орнаментов ориентализирующего стиля, здесь можно видеть военные сцены, сцены охоты и мифологические эпизоды, к примеру: аттическая амфора со сценой борьбы Геракла и кентавра Несса . «Протокоринфский» кувшин из собрания Киджи и большая мелосская ваза с Аполлоном, музами и Артемидой демонстрируют высокое мастерство и плодотворность связей с монументальной живописью у керамистов третьей четверти 7 в. до н. э. На кувшине Киджи в несколько поясов расположена многокрасочная роспись: сцены битвы, охоты, выезда всадников, колесниц и сцена суда Париса. Все это нарисовано очень тщательно, тонко проработаны детали. Черный, коричневый, красный и желтый цвета положены контрастно. Сцены охоты, выезда колесниц воинов напоминают стенные росписи Микен и Тиринфа.

Греческие вазы расписывались блестящей глазурью, которую принято называть «черным лаком». В зависимости от обжига и степени разбавленности лак получался после обжига не только черный, но и красный, коричневый или желтый. Помимо лака, употреблялись пурпурная и белая краски, но они не выдерживали высокого обжига, накладывались уже на обожженную поверхность, поэтому были непрочны. Греческий черный лак обладает особой прочностью и до сих пор сохраняет на вазах свой красивый блеск.

Большие достижения на пути реалистического искусства достигли греческие художники 6 в. до н. э, что было предголосками величайшего расцвета классики 5—4 вв. до н. э.

6 стр., 2798 слов

«Искусство вазописи в Древней Греции» материал по мхк (9 класс)

... обрядов. Стили древнегреческой вазописи Наиболее яркое представление о самых ранних произведениях декоративного искусства Греции делают вазы, украшенные ... расположении орнамента и много фигурных сцен определяют художественное совершенство ваз геометрического стиля. Протогеометрика Протогеометрика (X-IX вв. ... прежними – светлый фон (красноватая аттическая глина) и разных оттенков черная глазурь. Но ...

Наряду с успехами в развитии строительной техники, позволившими к началу 6 в. до н. э. перейти от строительства храмов из кирпича-сырца к строительству их из камня, перейдём к особенностям в ступенях развития греческого искусства, присущих в общем различным местным художественным школам . Присутствует характерность общего типа лица (с некоторыми местными отклонениями), без портретных индивидуализированных черт, с условной улыбкой, с прямым слегка вытянутым носом, с выпуклыми широко открытыми глазами, высоко поднятой дугой бровей. Прически, как правило, трактованы декоративно, в виде ровных волнистых прядей и крутых локонов. Расположение одежды схематично и мало согласовано с формой тела. Но в течение столетия постепенно преодолеваются эти схемы ; художники более реалистично передают движение, пытаясь (к концу столетия) передать посредством выразительного жеста внутренние чувства человека.

Сюжетами греческих художественных произведений служили мифы, эпос и сцены обыденной жизни.

Следует отметить на огромный сдвиг в развитии реалистической трактовки человеческой фигуры в изображениях монументального искусства в последней четверти 6 в. до н.э.. Особое значение при этом получают изучение анатомии и тщательная передача её. Ионийские мастера первые поставили проблему изображения глубины пространства посредством ракурсов; в многофигурных фризах — многоплановостью и большей пластичностью и объёмностью.

1.3.2 «Чернофигурный» стиль

В межтерриториальные рыночные отношения керамическими изделиями вступает Аттика . В течение почти всего 6 в. до н. э. господствует в вазовой росписи силуэтная или «чернофигурная» техника: на красном фоне обожженной глины фигуры наносятся сплошными черными силуэтами. Это строго линейный, плоскостной стиль и изобразительные его средства во многом условны. Чернофигурный способ росписи обладает большими декоративными достоинствами и служит превосходным украшением сосудов, сделанных из жёлтой, розовой или оранжевой глины.

Прославленным памятником аттического искусства 560 г. до н. а. является чернофигурный кратер «Франсуа». На кратере есть подписи гончара Эрготима и художника Клития. Сосуд украшен росписью, состоящей из пяти поясов с девятью мифологическими сценами; почти у каждой из двухсот фигур надпись, объясняющая, кто здесь нарисован. Сцены изображают шествие богов на свадьбу Пелея и Фетиды, битву лапифов с кентаврами, охоту на калидонского вепря и другие эпизоды.

Композиции росписи вазы столь разнообразны и сложны, что есть основание предполагать здесь повторение какого-то, теперь утраченного образца монументальной живописи.

Сохранилось несколько ваз с подписью другого мастера вазовой росписи Амазиса. Интересна его амфора со сценой сбора винограда силенами . Фигуры силенов полузвериного облика остро комичны, движения ярко выразительны.

Следует здесь заметить, что комический образ в греческом искусстве 6 в. до н. э. нашел своё место в мелкой пластике (терракотах) и особенно в многочисленных росписях на вазах.

Ещё великим художником третьей четверти 6 в. до н. э. в Аттике был Эксекий, создавший сцены на сюжеты героических или драматических мифов. Одним из лучших произведений Эксекия является амфора с двумя композициями: Ахилл и Аякс, играющие в кости, и Кагтор и Полидевк .

14 стр., 6765 слов

Архитектура и скульптура архаического периода искусства Древней Греции

... другие. Глава I. Архитектура архаического периода Древней Греции О древнейшем периоде эллинского зодчества -- эпохе архаики, охватывающей VII ... дальнейшего развития искусства, которым впоследствии прославится Греция: вазопись, монументальная архитектура, лирическая поэзия, каменная скульптура и т.д. Объектом ... кладки были обнаружены в виде толстого слоя глины, покрывавшей пол наоса и портиков.[4, c.59] ...

Другим широко теперь известным произведением Эксекия является чаша, роспись внутри которой изображает Диониса, плывущего в лодке . Это пример замечательной композиции в круге.

1.3.4 Краснофигурная вазопись

Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры не закрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой — красными.

Краснофигурные вазы из Аттики распространились по всей Греции и за её пределами и долгое время занимали лидирующее положение на рынке высококачественной расписной керамики. Лишь немногие гончарные мастерские могли сравниться по качеству, производительности и богатству творческих идей с вазописцами изАфин. До нашего времени сохранилось более 40 тысяч экземпляров и фрагментов краснофигурных ваз, созданных в Афинах, и более 20 000 — созданных в Южной Италии. Краснофигурная вазопись основательно исследована археологами и историками искусства. Установлена принадлежность значительного количества керамических сосудов конкретным группам вазописцев. Изображения на краснофигурных вазах являются важным источником информации для культурно-исторических исследований, в том числе для изучения быта и особенностей повседневной жизни эллинов, их ритуалов и воззрений, а также древнегреческой мифологии и иконографии мифологических персонажей

Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.

Вазописцы стали чаще использовать подписи, хотя по-прежнему на вазах преобладают автографы гончаров. Гончары оставляли подпись в виде своего имени в сочетании с глаголом др.-греч. ?рпЯзуен ( epуiesenон сделал ), а вазописцы — др.-греч. ?гсбшен (йgrapsenон нарисовал ).

Если вазописец сам изготовлял сосуд для росписи, то он ставил оба «штампа». Благодаря подписям удалось атрибутировать многие произведения гончарного искусства конкретным мастерам, одновременно составив представление об их творческом развитии.

Уже в V в. до н. э. в нижней Италии возникли знаменитые мастерские, работавшие с этим стилем вазописи и конкурировавшие с вазописными мастерскими в Аттике. Краснофигурный стиль копировался и в других регионах, где однако не получил особого признания.

1.4 Эпоха античного искусства Греции 5-2 вв. до н.э.

История Греции в IV в. до н.э. — это история кризиса полиса. Первые признаки этого кризиса проявились уже в годы Пелопоннесской войны (431-404 до н.э.) между Афинами и Спартой за господство в Греции, завершившейся поражением Афин. Кризис греческого полиса был закономерным явлением. Развитие товарно-денежных отношений в Греции приводило к распространению частной собственности на землю, вытеснявшей античную форму собственности — экономическую базу города-государства. В связи с кризисом идеология полиса как коллектива граждан утрачивает свое значение. Развивается индивидуализм, стремление к личному благополучию, а не к общественному благу, постепенно исчезает дух патриотизма, сыгравший в свое время большую роль в победе над персами. Достаточно характерно, что вместо гражданского ополчения появляются наемные войска, готовые служить любому, кто больше заплатит. Отдельные полисы в IV в. до н.э. пытаются установить свое господство в Греции, но измученные постоянными междоусобными войнами, не обладают достаточной для этого силой. В дела Греции все больше вмешиваются другие страны, в частности Персия, Македония. И, в конце концов в 338 г. до н.э. после битвы при Херонее Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю ФилиппуII.

11 стр., 5450 слов

Античная живопись, мозаика, фрески, вазопись

... и исторические сцены, пейзажи, портреты, натюрморты. Античная фреска (на многослойной штукатурке с примесью мраморной пыли в верхних слоях) имела блестящую, глянцевитую поверхность. В Древней Греции ... вазописи. Подобные образцы 4 в. до н. э. найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии. Важный шаг к реалистичности был сделан в мозаиках ... имеют одинаковые размеры, кажутся нам тем меньшими, чем дальше от нас ...

Политический кризис, упадок общественной жизни в греческих полисах IV в. до н.э. способствовали тому, что люди все сильнее сосредотачивались на собственных желаниях и нуждах, искали личного счастья в созерцании, самосовершенствовании.

1.4.1 Вазопись по белому фону, Вазопись по белому фону

1.4.2 Вазы- Гнафии

Гнафия (Gnathia ) — стиль греческой вазописи, популярный в IV в. до н. э. Получил свое название по городу Гнафия в восточнойАпулии, где в середине XIX в. были обнаружены первые керамические изделия, выполненные в этом стиле. Производство керамики, украшенной гнафией, началось около 370—360 гг. до н. э. в Апулии, когда краснофигурная вазопись сталаполихромной. Для гнафий характерно нанесение разноцветного красочного узора непосредственно на покрытую лаком основу. В дополнение к разноцветным краскам на гнафии наносились также узоры с помощью насечек. Сюжеты, изображаемые на гнафиях, разнообразны — это Эрот, женщины и их повседневная жизнь, театральные сцены, дионисийские сцены, причём роспись часто располагалась исключительно в верхней части сосуда. Нижняя часть украшалась преимущественно орнаментом. В стиле гнафии обычно расписывались колоколообразные кратеры, пелики, ойнохойи и скифосы. Наиболее известными мастерами гнафии считаются вазописцы Конакис и Вазописец роз.

Изначально в гнафии использовалась вся палитра цветов: белый, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зеленый и другие краски, однако после 330 г. до н. э. белый цвет вытеснил другие цвета. Также сузился и спектр сюжетов, в основном это были растительные мотивы: вьющийся виноград, побеги плюща или лавровые листья, среди которых изображались мужские и женские головы, театральные маски, голуби и лебеди. Нижняя часть сосудов часто была рифлёной. Помимо ойнохой, скифосов и пелик в стиле гнафии расписывались также бутыли, лекифы, чаши и канфары. Видными мастерами этого периода являются Луврский мастер бутыли и Дунедин. Период поздней гнафии охватывает около 25 лет. В это время гнафия в сюжеты росписи возвращаются человеческие фигуры, преимущественно изображения Эроса. Изображения встречаются преимущественно на канфарах и чашах с расписными ручками. Рифление сохранилось, белую краску стала дополнять жёлтая для передачи теней.

22 стр., 10775 слов

Работа с природным материалом глиной

... Он заключается в пропорционaльном делении предназначенной для лепки массы глины на все главные части объекта, который предстоит ... деятельности создает атмосферу осмысленного труда. На основании вышеизложенного считаем тему данной курсовой работы актуальной и интересной ... и творчества подрастающего поколения является обработка глины, изготовление из нее изделий различного назначения. Занятия по ...

«Pocolum»

1.4.3 Вазы из канозы

«канозских ваз»

расписная керамика греция ваза

1.4.4 Вазы из Чентурипе

чентурипские вазы

2. Центры вазописи

Наиболее значимыми центрами гончарного искусства — и соответственно вазописи — в Греции считаются Афины и Коринф вАттике. Получили известность также вазы из Беотии и Лаконии.

Благодаря греческим колониям в нижней Италии их гончарное искусство и вазопись распространились и в этом регионе. Начиная с VIII в. до н. э. греческая керамика имитировалась итальянскими мастерами, возможно, благодаря осевшим в Италии греческим мастерам. Начиная с IV в. до н. э. в Италии получает развитие собственный стиль, отличный от греческих образцов. Вазопись нижней Италии отличается своими размерами и богатством декора, в котором в дополнение к традиционным цветам использовались белая и красная краска.

«наисковые вазы»

3. Технология изготовления

Технология изготовления и декорирования древнегреческой керамики всегда интересовала не только археологов, историков искусства, но и представителей точных наук.

Впервые все этапы изготовления керамики Древней Греции рассмотрела в 1923 американская исследовательница Жизель Рихтер в работе «The craft of Athenian pottery» [1] . Следующим важным этапом на пути познания технологии создания древнегреческой керамики стали исследования немецкого археолога Теодора Шумана[2] , который сумел установить состав чёрного лака (см. Чернолаковая керамика).

В послевоенное время появился ряд публикаций об отдельных стадиях и приемах производства аттической керамики. Среди них и поныне наибольшую ценность представляют работы британского археолога Джона Бизли «Potters and Painters in Ancient Athens» 1944 года, а также Джозефа Ноубла «The Techniques of Painted Attic Pottery»

Добыча и подготовка глины

Первые сведения о технологии изготовления древнегреческой керамики дают глиняные пинаки с Коринфа, на которых изображены основные этапы процесса. Когда в 6 веке до н. э. наступила эпоха расцвета Древних Афин, расписная и чернолаковая керамикастала совершенной. Афины обладали и залежами вторичных глин, обогащенных железом, имеющих естественный красный цвет. Они очень пластичны, хорошо держат форму и хорошо пригодны для керамического производства. Эти глины и сейчас добываются в пригороде Амаруси современных Афин. В древние времена глины добывали в ямах-копанках и перевозили в афинский квартал гончаров — Керамик (от названия которого произошло слово керамика ).

Прежде всего осуществляли очистку: в специальную ванну-бассейн с глиной собирали дождевую воду. После отстаивания тяжелые примеси опускались на дно. Верхний слой глины и воды сливали в соседней бассейн. Эту операцию повторяли несколько раз, после чего воду сливали. Сформировав блоки, глину высушивали в течение нескольких месяцев на открытом воздухе, при этом, чтобы помешать усадке, добавляли песок и измельчённый шамот, гранит и т. д..

Черный лайк

Теодор Шуман установил, что аттический чёрный лак по составу не отличается от глины и не имеет никаких примесей или красителей. Чёрный цвет обусловлен оксидом железа, который при окислительнии опала даёт ярко-красный, а при восстановлении — чёрный цвет. Экспериментируя, он определил, что для приготовления чёрного лака необходимо смешать 115 г глины, 0,5 л воды и 2,5 г метафосфата натрия (в древности использовали поташ).

В течение 48 часов отстаивания раствор расслаивался: средний слой — слой, пригодный для создания ваз, а верхний слой коллоидной глины использовали для изготовления чёрного лака, предварительно высушивая до появления глубокого коричневого цвета. Лак использовали густого тёмно-коричневого цвета, чтобы получить чёрную блестящую глянцевую поверхность; или разбавленный, чтобы получить палитру жёлто-коричневого цвета. Лак вполне можно было хранить в сухом виде и при необходимости разводить водой.

Формовка вазы

Для формирования корпуса вазы использовали ручной гончарный круг диаметром около 60 см, который обращал специальный наёмный рабочий или раб. Учитывая высокую пластичность аттических глин, вазы изготавливали из одного куска глины, однако кратеры или гидрии особо крупных форм склеивали из нескольких колец жидкой глиной. Для сосудов сложных форм отдельно формировали ножку, ручки, которые соединяли с корпусом последними. После этого вазу оставляли высыхать.

Декорирование

Бытовую столовую посуду покрывали только чёрным лаком. Расписную же керамику сначала покрывали раствором мелко измельчённой охры, полировали гладким камнем или деревянным бруском и только потом покрывали чёрным лаком. После высыхания поверхность, не покрытая лаком, имела розово-оранжевый цвет, оттенок зависел от содержания в охре оксида железа.

Чернофигурная вазопись

Первым этапом было нанесение острым инструментом эскиза; циркулем прорисовывали круглые детали, в частности щиты и т. д. Широкой кистью покрывали лаком те поверхности, которые после высыхания должны стать черными. Область росписи ограничивали чаще орнаментальной линией. Затем тонкой кистью чёрным лаком и цветными накладными красками рисовали фигуры, составлявшие композицию вазописи. На завершающем этапе острым металлическим инструментом выполняли такие тонкие детали, как черты лица, драпировка одежды, мускулатура.

Краснофигурная вазопись

На ранних этапах развития краснофигурной вазописи после полировки вазы мастера также наносили острым инструментом эскизный рисунок. Однако впоследствии, усовершенствовав технику, этот этап чаще пропускался, выполнялся только для сложных, нешаблонных узоров. Контур эскизных линий покрывался густым чёрным лаком, чтобы отделить будущие красные фигуры от чёрного фона сосуды. Джозеф Ноубл считал, что в начале 5 века до н. э., когда в вазописи стали преобладать живописные приемы, для создания рельефных контуров древнегреческие вазописцы использовали особый инструмент — сирингу. Позже они работали кистью, а для тонких деталей пользовались птичьим пером — ими выполнялась внутренняя роспись фигур. На завершающем этапе пространство между фигурами и ручками вазы (и / или ножками) покрывались чёрным лаком.

Полихромия , Для вазописи 5-4 веков в Греции и 3 века до н. э. областей

Кроме белого в обиход вошли серые и серо-фиолетовые краски. Их изготовляли путём добавления к белой краске определённого количества разбавленного чёрного лака (до 75 %).

Для получения красной краски с чёрным лаком смешивали тонкоизмельчённый железняк. Нередко рисунок украшался позолотой. Для этого использовали тонколистовое золото.

Обжиг.

Печи обжига керамики в Древней Греции и её колониях в основном имели круглую форму, диаметром до 1 м. Печи, в которых выжигали пифосы или черепицу, могли достигать 3-4 м в диаметре. Топили печи дровами и хворостом. Верхняя часть печи была куполовидною с отверстием, куда выходило пламя. В тот момент, когда обжиг проходил в восстановительный режим, это отверстие закрывали, по современным экспериментальным подсчетам, на 30 минут. Керамика в печи загружалась через большой боковой проём. Поскольку чёрный лак не плавился при обжиге, сосуды ставили друг на друга. Само отверстие замазывали глиной, оставляя небольшой «глазок» для наблюдения за процессом обжига. Вместе с вазами в печь помещали отдельные черепки разбитых необожженных сосудов. Их в определённые моменты вынимали через верхнее отверстие для проверки хода процесса. В частности, в Афинах найдено много таких обломков, извлеченных из печи на разных стадиях обжига керамики.

Во время обжига особенно тщательно следили за температурой. Если она опускалась ниже 800 °C, то глина становилась красного, а не чёрного цвета. Первый окислительный этап проходил из-за открытого верхнего отверстия. Затем в печь подбрасывались зеленые ветки или сырые дрова, ставили в печь сосуд с водой (для восстановительного режима необходима влага) и закрывали верхнее отверстие — так начинался восстановительный этап, температура постепенно поднималась до 900 °C. По такому режиму обжиг длился по современным подсчетам, около 30 минут. Тогда верхнее отверстие открывали, обеспечивая вновь доступ кислорода, дрова больше не добавляли, а печь постепенно остывала.

Химические реакции , Химические реакции при обжиге исследованы Теодором Шуманом

Образованный монооксид железа FeO имеет чёрный цвет. Наличие водяного пара способствует образованию магнетита, который имеет более интенсивный чёрный цвет, чем монооксид железа:

В результате и сосуд, и лакированная поверхность становятся глубоко чёрного цвета. При окислительном этапе под воздействием кислорода в пористой глине сосуда FeO и Fe 3 O4 переходят в красный железа(III) Fe2 O3 , тогда как в плотных ошлакованих покрытых лаком поверхностях при остывании печи такого не происходит, и поверхности, покрытые лаком, остаются черными.

Возможные дефекты

Процесс обжига был очень сложным. Из-за малого скопления воздуха внутри сосуда, он мог лопнуть, разрушив и другие вазы в печи. Среди дефектов нередко случались искажения формы, асимметричный корпус, неравные края или ножка — это могло быть следствием смешения разнородных глин. На поверхности сосуда могли проступать красные пятна, или если одна сторона после обжига становилась не чёрной, а бурой, это означало, что температура обжига в подходящий момент не была оптимальной и равномерной в печи. Если это красный цвет без металлического блеска — температура была ниже 800 °C, если же наоборот, цвет чёрный с интенсивным блеском — из-за окислительного этапа температура была слишком высокой. Случалось и так, что из-за избытка поташа лак приобретал не чёрный, а оливковый цвет, поскольку железо частично переходило в двухвалентное состояние Fe(OH) 2.

4. Рисунки

1. Краснофигурная вазопись

2. Вазопись по белому фону

3. Чентурипская ваза

4. Чернофигурная ваза

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/antichnaya-raspisnaya-keramika/

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Вазопись_Древней_Греции

2. Горбунова К. С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л., 1983.

3. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов. М., 1980.

4. Виппер Б.Р. Виппер Искусство Древней Греции. М., 1972.235 * ВипперБ.Р.К проблеме атрибуции. // Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М., 1970.

5. http://coolreferat.com/Эволюция_греческой_вазовой_живописи