Введение
Танец является одним из важнейших искусств, способных воспитывать и развивать не только эмоциональную сторону человека, но и его духовные силы. Особенно ценным является народный танец, который отражает быт, традиции и особенности народов мира. В России народные танцы имеют особую популярность, и многие хореографические коллективы включают в свой репертуар как русские народные танцы, так и танцы других народов.
Цель и задачи исследования
Целью данной работы является изучение истории народного танца и его развития как отдельного вида хореографического искусства на примере ансамблей народного танца в России. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
- Проанализировать литературу по теме исследования.
- Изучить историческую основу народно-сценического танца.
- Рассмотреть народно-сценический танец как особый жанр сценической хореографии на примере ансамблей народного танца имени И. Моисеева, ансамбля «Березка» имени Н.С Надеждиной и ансамбля народного танца имени Ф. Гаскарова.
Методологическая основа исследования
Для проведения исследования были использованы труды по теории и истории хореографии таких авторов, как Валукин Е.П., Иноземцева Г.В., Чижова А., Надеждина Н.С., Моисеев И.А., Чудновский М., Багуманов А.И., Фаизова Ф.А. Эти авторы в своих работах затрагивают различные аспекты народного танца, его историю и значение в современном мире.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является народный танец, как основа народно-сценического танца. Предметом исследования являются ансамбли народно-сценического танца в России, включая Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева, Государственный академический ансамбль «Березка» имени Н.С. Надеждиной и Государственный академический ансамбль народного танца республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова.
Введение
Искусство танца – одна из самых древних и богатых форм сценического искусства, которая с развитием человеческой цивилизации превратилась в настоящее искусство. Народный танец – один из самых ярких и разнообразных жанров хореографического искусства, который отражает культуру и народные традиции той или иной конкретной нации. В данной работе мы рассмотрим историю возникновения народно-сценического танца, а также описание сценической деятельности трех известных коллективов.
Исследования : «Народные игры как средство воспитания творческой ...
... народные игры как жанр устного народного творчества являются нашим национальным богатством. противоречия Проблемой исследования тема исследования Объектом исследования, Предметом исследования, Целью исследования, Задачи исследования: изучить специальную литературу по проблеме исследования; ... обществе игры изображали войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти своих ...
Глава 1. История возникновения народно-сценического танца
Танец как язык общения существовал у человека с исхода цивилизации. С течением времени танцы у разных народов стали приобретать определенный стиль и особенности исполнения.
В отличие от народного и фольклорного танца, народно-сценический танец – это танец, который исполняется на профессиональной сцене, в лице определенных танцоров и с определенной сценической постановкой. Он также отражает культуру и народные традиции, которые передаются через танец. Примером народно-сценического танца могут служить народно-сценические коллективы, которые в своем репертуаре имеют целый арсенал танцевальных номеров.
Глава 2. История и описание сценической деятельности коллективов:
1. Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева
ГААНТ Игоря Моисеева был создан в 1937 году и сейчас является одним из самых известных коллективов мира, преемниками традиций народного танца. Ансамбль работает в разных бытовых и культурных традициях. В их репертуаре более 300 программ и номеров разных направлений – это народные танцы России, классический балет, современный танец
2. Государственный академический ансамбль «Березка» имени Н.С. Надеждиной
Ансамбль Березка был создан в 1948 году. Он знаменит своим народным танцевальным стилем и хорошо известен в России и за ее пределами. Традиционной фишкой этого ансамбля является танец «березки», когда танцовщицы зажигают на сцене яркие образы весенней жизни – птиц, животных, ветвей и листьев.
3. Государственный академический ансамбль народного танца республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова
Ансамбль создан в 1938 году и с тех пор является одним из самых популярных коллективов России. Главным девизом ансамбля является сочетание традиций и новаторства, при сохранении народного танца. В их репертуаре можно найти народные танцы национальностей Поволжья, Кавказа, южнорусские хороводы и многое другое.
Заключение
Исследование истории народно-сценического танца и сценической деятельности трех известных коллективов позволило убедиться в богатстве и многообразии танцевального искусства. Они не только отражают культуру и народные традиции, но и существенно влияют на развитие современной танцевальной техники и хореографии в целом.
Список использованной литературы:
- История танца. Источники и исследования. В.С. Кохановский. –М., 2003.
- Наука о танце. С.Г. Богданов, А.В. Горина, И.Н. Воловичева. –М., 1981.
- Танец, как живое, быстроумное искусство. Советский театр. Год 5, вып. 4. –М., 1943.
Приложение
В этом приложенни собран весь репертуар трех коллективов:
ГААНТ имени Игоря Моисеева | ГААНТ «Березка» имени Н.С. Надеждиной | ГААНТ республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова |
---|---|---|
Татарский танец | Танец «Березка» | Хоровод «Казакское родное» |
Танцевальная сюита «На Марсовом поле» | Хоровод «Золотые колосья» | «Цыганский танец» |
Пляска аджарская | «Московский привокзал» | Танец солистки «Кама» |
Становление и развитие народно-сценического танца
Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (общества, группы, общества).
Возникновению школы народно-сценического танца предшествовал длинный исторический путь.
Народно-сценичекий танец постепенно завоевывал свою автономию в театральном искусстве. Это был путь порицания и признания, спадов и подъемов.
Первоначально следует определить, что мы понимаем под народно-сценическим танцем.
Народно-сценический танец:
- а) в целостном понимании это народный танец и варианты его интерпретации в рамках сценического пространства и по законам театрального действия.
- б) в структурном плане термин отражает стили исполнения, связанные со средой возникновения и существования: народный (бытовой, фольклорный) с традициями исполнения и национальным многообразием; сценический (родившийся в недрах балетного спектакля), по своей выверенности, координационному совершенству предполагающий крепкую основу школы классического танца.
Народно-сценический танец можно определить как исторически выработанную, устойчивую систему выразительных средств хореографического искусства в сценической трактовке многообразия танцев, сложившихся на протяжении нескольких веков у многих народов.
Однако в среде хореографов-практиков и теоретиков, а также критиков и балетоманов не существует единого мнения в отношении терминологии, связанной со сценической практикой народного танца. В дискуссиях, исторических очерках, мемуарах, учебниках сделаны попытки поиска единого определения. В зависимости от профессионального опыта, эстетических взглядов, осведомленности в обсуждаемом вопросе, возник ряд взаимодополняющих или взаимоисключающих понятий: «характерный», «народно-характерный», «народный академический», «сценически-народный», «характерная классика». Наиболее устойчивыми из перечисленных являются «характерный» и «народно-сценический».
Понятие «характерный танец» имеет истоки своего возникновения, а также и оттенки явлений, им характеризующихся.
Обратимся к процессу становления и качественной трансформации народного танца в нашей стране с древних времен по наше время.
Развитие народного танца в истории народа
Развитие народного танца тесно связано с историей народа и отражает все изменения, происходящие в общественном сознании в различные периоды. Политические, экономические, административные и религиозные условия оказывают влияние на формы и технику народного танца.
Со времен язычества и становления восточных славянских племен существовали народные игрища или сходбища, где собирались племена и роды. Славяне поклонялись солнцу, грому, молнии, рекам, огню, камням и другим предметам, воспринимая окружающий мир в виде одушевленных существ. На этих игрищах проводились обряды, сопровождаемые играми, хороводами, плясками, пением, музыкой и заклинаниями.
Древние славяне были земледельцами и охотниками, они были мирными и гостеприимными людьми и практически не занимались воинственными плясками. В дохристианской Руси широко распространены были игрища, связанные с календарными языческими праздниками, отражающими земледельческий быт славян. Это были праздники, связанные с весенними посевами, окончанием жатвы, проводами лета и встречей осени, зимними праздниками и поминовением умерших.
Введение христианства как официальной религии повлекло за собой изменение танцевальных движений и характера танца. Некоторые языческие обряды исчезли, а другие стали играми, потеряв свое первоначальное значение.
Х-XI вв. — период яркого расцвета среднерусского феодального государства, его культуры, искусства. Для этого периода характерен и большой подъем в творчестве народа. Описание хороводов, плясок, песен являющихся неотъемлемой частью народных праздников и княжеских пиров того времени, сохранилось в летописях, устном народном творчестве — былинах, сказках, а также в рисунках и фресках.
Большую роль в развитии, совершенствовании и популяризации русского народного танца сыграли скоморохи. Они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски, Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли отдельные движения, а иногда и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнение.
С конца XVII в. Русское государство вступает в новый период своего развития. Эта эпоха связана с именем Петра. Искусство, в частности танец, приобретает светский характер. Вводятся ассамблеи, положившие начало публичным балам в России, а с ними новые европейские порядки и новые правила светского обхождения, которые регламентировались самим царем.
В обязательную программу петровских ассамблей входили различные европейские танцы: менуэт — французский танец, польский — типа полонеза, английский — англез, сочиненный в Петровскую эпоху танец типа немецкого гросфатера и др. Все должны были знать новые танцы, их преподавали и в учебных заведениях и в частных школах. Распространению новых светских танцев также способствовали иностранные артисты, торговцы, военные и многочисленные заграничные мастера, живущие в России.
Указами Петра устанавливаются правила поведения не только на торжественных приемах и ассамблеях, но и на семейных праздниках и свадьбах. Эти правила, состоящие из шестидесяти трех параграфов, напечатали в специальном пособии для обучения и воспитания детей дворян под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». В правилах говорилось и о поведении во время танцев.
Вместе с танцами в быт входила светская музыка, что было не менее значительным событием, так как свидетельствовало о росте в стране музыкальной культуры. Интерес к танцам все больше возрастал. Появились первые учителя танцев — танцмейстеры, которых выписывали из-за границы. Они не только учили танцевать, но и воспитывать учеников.
В XIX веке русское государство проходит процесс своего развития, который существенно влияет на различные аспекты жизни народа, включая народное творчество и танец. С появлением рабочего класса и обострением классовой борьбы, а также ростом революционного протеста и национального самосознания, русский народный танец неизбежно претерпевает изменения как в содержании, так и в художественной форме.
Развитие капитализма в России и формирование рабочего класса приводит к росту городов и городского населения, а также к появлению новых социальных групп, таких как ремесленники, мещане, мелкие служащие и городская прислуга. Все это оказывает влияние на народный танец, который становится отражением характера и манеры исполнения этих социальных групп. Рабочие, мелкие служащие, городская прислуга, студенты и приказчики вносят в свои пляски свой характер, жесты и мимику. Многие пляски и хороводы этого времени связаны с проведением рабочих маевок и городскими гуляньями. Появляются новые танцы, такие как «коробочка», «полька-бабочка», «тустеп» и другие.
Развитие профессионального балетного театра играет важную роль в популяризации народного танца на театральной сцене. Многие балетмейстеры включают в свои спектакли темы народных танцев, расширяя или сужая место и роль характерного танца в балете в соответствии с эстетическими требованиями эпохи. Характерный танец может быть основой спектакля или выпадать из действия, оставаясь лишь вставным номером.
Каждая эпоха в истории русской хореографии выдвигает талантливых мастеров классического стиля и одаренных исполнителей народного танца. Один из таких мастеров — А. Горский. Он преобразует кордебалет, разрушая традиционную симметричность построения танцев и индивидуализируя каждого персонажа. Горский также обогащает лексику классического танца элементами характерного танца, вводя их широко в спектакль. В 1914 году он представил программу «Танцы народов», включавшую театрализованные пляски различных наций.
В начале XX века важным этапом развития характерного танца становится творчество Н. Фокина. Он создает целые характерные балеты и утверждает принципы хореографического тематизма в них.
В исследовании представлено развитие народного танца в балете. До появления М.М. Фокина народный танец был использован как вставной номер в балете. Фокин внес существенные изменения в эту сферу и создал характерные танцевальные сюиты, соединяя группу танцев одной композиционной мыслью. Его спектакли, такие как «Шехеразада», «Стенька Разин» и «Исламей», полностью основаны на народных танцах.
Танец Фокина отличался от его предшественников, становясь выразительным и обогащая свои сюжетные возможности. Особенно заметным шедевром фокинского танца стали «Половецкие пляски» из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь».
В XX веке сформировалась группа великих мастеров, которые были экспертами в народном искусстве, хореографии и педагогике, а также исполнители. Они включали в себя таких знаменитостей, как К.Я. Голейзовский, И.А. Моисеев, Н.С. Надеждина, П.П. Вирский, Ф.Гаскаров, М.С.Годенко, О.Н. Князева, И.З. Меркулов и многих других.
Эти мастера народной хореографии собирали, изучали и адаптировали народные танцевальные фольклорные элементы, придавая им новую жизнь не только на сцене, но и в сердцах зрителей. Перенос фольклорного танца на сцену привел к его изменениям, как в визуальном, так и в исполнительском плане.
В результате появления различных профессиональных ансамблей народного танца как отдельной формы хореографической деятельности, возник термин «народно-сценический танец». Народно-сценическая хореография приобрела идеи из эволюции характерного танца и обогатилась элементами многонациональной танцевальной культуры, одновременно взаимодействуя с другими видами танца и музыкой.
В 1937 году был создан первый ансамбль народного танца под руководством Игоря Александровича Моисеева. Он ясно определил задачи этого ансамбля, которые заключались в создании пластических образов народного танца, исключении ненужных и чуждых элементов, повышении художественного уровня исполнительского мастерства и развитии старых танцев, а также влиянии на формирование новых народных танцев.
С течением времени в каждой республике и среди каждого народа нашей страны начали появляться новые ансамбли народного танца. Мировую известность получили такие танцевальные группы, как Хор имени Пятницкого, Уральский хор, ансамбль «Березка», Украинский ансамбль под руководством П. Вирского, Грузинский ансамбль под руководством И. Сухишвили и Н. Рамишвили. Их творчество отличается смелостью, художественностью и внутренней трепетностью.
Существуют три основных подхода к сценическому исполнению народного танца в ансамбле. Первый подход заключается в сценической обработке фольклорного танца. Второй подход предполагает создание танца на основе традиционных хореографических приемов, элементов и композиций. Третий подход состоит в использовании общих стилистических особенностей народного танца для создания современного хореографического произведения.
Все три подхода являются оптимальным процессом, позволяющим расширить выразительные возможности сценической народной хореографии, сочетая их с фольклором и современностью.
Народно-сценический танец прошел долгий путь своего развития, начиная с древних времен и достигнув современного состояния как цельный и выразительный танец, отражающий особенности народной культуры. Он стал предметом исследований искусствоведов, педагогов, музыкантов и хореографов, а также важной дисциплиной в подготовке специалистов различных уровней и направлений деятельности.
2.2 Создание и развитие ансамбля
Са самом начале своего пути, в 1937 году, Игорь Александрович Моисеев основал ансамбль народного танца, который стал первым профессиональным коллективом этого рода в Советском Союзе. Изначально в состав ансамбля входили лишь три десятка артистов, но уже к 1944 году их число увеличилось до ста. В репертуаре ансамбля были представлены танцы различных народностей СССР, а полный спектакль состоял из пяти отделений, включающих сюиты советских республик.
Интерес к ансамблю был настолько велик, что в 1949 году было решено отправить его в первое зарубежное гастрольное турне. Их дебют в Париже вызвал бурный восторг и даже был признан «открытием года» по версии журнала «Пари мач видят». С тех пор ансамбль совершает внушительное количество гастролей по всему миру.
Естественно, как в любом искусстве, разучивание и овладение танцевальными композициями в ансамбле были непростыми задачами. Но участники коллектива всегда отличались удивительной творческой усидчивостью, стремлением к совершенству в каждом пластическом движении, в каждой шаге, в каждой ноте.
2.3 Значение ансамбля на мировой сцене
С течением времени Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева стал своеобразным визитной карточкой Советского Союза. Он продемонстрировал всему миру своеобразие и многообразие русского национального танца, великолепно объединив в себе элементы классической традиции и народного стиля.
В ансамбле очень высоко ценится понимание национальной сути танца, его стилевых особенностей. Сотрудники коллектива постоянно путешествуют по стране, изучают местные традиции, собирают материалы и создают постановки с учетом национальных особенностей различных регионов.
Бесконечное творческое желание И.Моисеева постоянно двигает коллектив вперед и позволяет создавать все более сложные и интересные танцевальные композиции, обогащающие классический искусство новыми формами и направлениями.
Общепризнанное мастерство и непременно внушающая закономерность их коллективного танца снискали ансамблю мирное признание и послужили важнейшим благодеянием советской культуры.
История Театра народного танца Игоря Моисеева
Игорь Моисеев – выдающийся художник, первооткрыватель в искусстве, создатель нового жанра сценической хореографии – Театра народного танца. Данный театр является ведущим и определяющим путями развития народно-сценической хореографии не только в России, но и за рубежом.
Задача ансамбля, по словам самого Игоря Моисеева, заключается в создании классических образцов народного танца, отсеивании наносного и чуждого ему, а также в развитии и совершенствовании старых танцев и влиянии на формирование народных танцев в целом.
Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года, и с тех пор главными художественными принципами его развития являются преемственность и творческое взаимодействие традиций и новаторства. Основной задачей, поставленной перед артистами, была творческая обработка образцов фольклора, собранных в фольклорных экспедициях по стране.
В результате появились первые программы ансамбля: «Танцы народов СССР» (1937-1938) и «Танцы прибалтийских народов» (1939).
Фольклорные образцы в репертуаре ансамбля получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира.
Игорь Моисеев использовал все средства сценической культуры, включая виды и роды танцев, симфоническую музыку, драматургию, сценографию и актерское мастерство. Он подходил к народному танцу как к материалу для творчества, расширяя его возможности и обогащая режиссерской выдумкой и техникой танца.
Таким образом, театр Игоря Моисеева стал не только коллекцией народного танца, но и местом, где народный танец трансформируется и преображается под влиянием творческого подхода художника. Творчество Моисеева продолжает жить в природе самого народного танца.
Развитие ансамбля народного танца Игоря Моисеева
Важным этапом стало освоение и творческая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздал живые образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами. На гастролях в 1946 году в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Югославии зрители были изумлены точностью постановок, верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля. С этого времени и до сих пор ансамбль является школой и творческой лабораторией для балетмейстеров разных стран, а его репертуар служит своеобразной хореографической энциклопедией танцевальной культуры народов мира. При непосредственном участии известных знатоков фольклора балетмейстеров Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея), которых Игорь Моисеев привлекал к работе, создана программа «Мир и Дружба» (1953), где впервые собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора одиннадцати стран.
Ансамбль народного танца — первый советский коллектив, который в период «железного занавеса» выпустили на гастроли. В 1955 году артисты ансамбля впервые выступили в Париже и Лондоне. Триумф советской танцевальной труппы послужил первым шагом к международной разрядке. В 1958 году ансамбль Игоря Моисеева также первым из отечественных коллективов выступил в США. Успешные гастроли, признавала американская пресса, растопили лед недоверия к СССР и стали основой налаживания новых, конструктивных отношений между нашими странами.
Еще одна важная заслуга Ансамбля народного танца — создание уникальной, единственной в мире моисеевской Школы танца (1943).
Ее отличительные черты — высокий профессионализм, виртуозная техническая оснащенность, способность к передаче импровизационной природы народного исполнительства. Актеры-танцовщики, воспитанные Игорем Моисеевым, — широко образованные, универсальные артисты, свободно владеющие всеми видами танца, способные воплотить национальный характер в художественном образе. Танцовщик моисеевской школы — лучшая рекомендация в любой точке планеты, в хореографическом коллективе любого направления. Артисты ансамбля удостоены званий Заслуженных и Народных артистов СССР и России.
История ансамбля «Игорь Моисеев»
Ансамбль «Игорь Моисеев» – самый известный народный танцевальный коллектив в мире, который был основан в 1937 году Игорем Моисеевым. За свою долгую историю ансамбль прославился как в России, так и за рубежом, снискав поклонников и покровителей, ведь это не просто группа танцоров, а настоящее творческое сообщество.
Принципы работы ансамбля
Одной из главных особенностей ансамбля является тщательный подбор музыки и танцевальных номеров, а также мастерское исполнение. Игорь Моисеев выдвинул особую концепцию воспитания актеров-танцовщиков, основанную на таланте, любви к искусству, дисциплине и профессионализме.
Программа «Дорога к танцу» наглядно демонстрирует творческий путь коллектива от освоения отдельных элементов до создания полномасштабных сценических полотен. Уже в 1965 году этим шедевром ансамбль получил звание «Академического», а Игорь Моисеев — Ленинской премии.
Известные номера и спектакли
На разных континентах, зрителям разных поколений полюбились легендарные «Партизаны», флотская сюита «Яблочко», старинная городская Кадриль, молдавский Жок, украинский Гопак, русский танец «Лето», зажигательная Тарантелла. Ансамбль также прославился яркими одноактными спектаклями — «Веснянки», «Цам», «Санчакоу», «Половецкие пляски» на музыку А.Бородина, «На катке» на музыку И.Штрауса, «Ночь на Лысой горе» на музыку М.Мусоргского, «Испанская баллада» на музыку Пабло ди Луна, «Вечер в таверне» на музыку аргентинских композиторов и многих других.
Награды и достижения
За свою концертную деятельность и многолетнюю историю ансамбль был удостоен многих престижных наград и занесен в российскую книгу рекордов Гиннеса за рекордное количество гастролей. Коллектив награжден орденом Дружбы народов как яркий пример межкультурного сотрудничества. А название «моисеевец» по-прежнему ассоциируется с высоким профессионализмом и мастерством исполнения.
После ухода из жизни Игоря Моисеева в 2007 году, ансамбль продолжает работу в том же духе, сохраняя и продолжая традиции своих предшественников и радуя поклонников по всему миру своими зрелищными выступлениями.
Ансамбль народного танца Имени И.А. Моисеева
Ансамбль народного танца Имени И.А. Моисеева более полусотни лет является символом и основоположником жанра хореографии, соединяющей в себе элементы классического балета и народного танца. Его творческая деятельность оказала существенное влияние на развитие хореографического искусства не только в России, но и за ее пределами.
На протяжении более 60 лет И.А. Моисеев являлся бессменным художественным руководителем ансамбля. В его репертуар входили сотни народных танцев, поставленных в виде картин, сюит, хореографических поэм и новелл. Моисеев также стал автором нескольких одноактных спектаклей для ансамбля, включая «Половецкие пляски», «На катке», «Ночь на Лысой Горе» и «Вечер в таверне». Мировую известность ансамблю принесли гастроли в более чем 60 странах мира.
После смерти Моисеева руководство ансамблем взяла на себя Елена Щербакова. Сегодня она видит свою основную задачу в сохранении уникального наследия своего предшественника. «Мы стараемся воспитать внутри коллектива молодых педагогов-репетиторов, сохранить моисеевскую школу танца и восстановить все постановки мастера, не идущие сегодня в репертуаре», — отмечает она.
Государственный академический ансамбль «Березка» имени Н.С. Надеждиной
Государственный академический ансамбль «Березка» имени Н.С. Надеждиной носит звание лучшего ансамбля народного танца в мире. Он виден и отличим от других благодаря уникальной манере исполнения танцев, которая требует от танцовщиков крайней синхронности и координации, подкорректированных до идеала хореографией Надежды Сергеевны. Надеждина определенно представляло особенное место в пантеоне русских сценических хореографов.
Светлые образы «Березки» тепло принимают в многочисленных странах мира. Обартные русские красавицы, словно переливы в березовой коре, вольные и нежные, звенящие и чистые, берут за душу людей всех возрастов и подарств. Где бы ансамбль ни пребывал — в Африке или в Америке, Австралии или в Европе — он стоит на переднем плане русской культуры общечеловеческого масштаба.
Под руководством выдающегося педагога и любимого искусства балета Надежды Сергеевны Надеждиной, коллектив предстаёт на сцене во всей красе русской жизни, природы, характера.
Успех ансамбля «Березка» обеспечивают многие факторы. Прежде всего, это живое искреннее общение с зрителями при помощи русских народных танцев и песен. Кроме того, сама «Березка» является прекрасным доказательством возможности выполнения сложнейшего танца на цыпочках. Вертясь в хороводах, девушки, как бы, не касаются земли. Это – особый феномен в мировом танце и уникальное достижение русского творческого гения.
И вот уже семьдесят лет на сцену выходят замечательные хороводы наших березок. И всё как раньше, иначе сказать не могу: явление «Березка», ценность «Березки», еще повышают контраст с быстро меняющимся миром, что делает её выступления ещё более ожидаемыми и привлекательными.
Спем хоровода, живущего волей хореографа и сплетающего в гармоничное целое неподкупное, молодечное звучание русской песни и элегантное пластическое решение русского хореографического творчества, являются признаком единства и устойчивости русского национального характера.
Гуляют или пеют, жарким инцидентом привлекают соцветие красок, казалось бы, случайных нюансов, но на самом деле они отразили историческую память и прославили свою Родину во всем мире.
Березка, будучи олицетворением красты русской природы и души, продолжает поднимать вопросы о существе наш consciousness, об эстетическом ощущении, о жизни и смерти, о человеческой доле и ее искании.
Динамика развития и дальнейший творческий путь ансамбля «Березка»
В 1950-х годах произошло выдающееся событие в истории культуры России — на сцену вышла новая формация народного творчества, которую возглавила Надежда Надеждина — талантливый режиссер и хореограф. В основу коллектива легли традиционные русские танцы, которые под славянской музыкой исполняли женщины, скользящие по сцене, как будто на волшебном ковре. Эта идея зрители приняли с восхищением, и «Березка» быстро приобрела популярность.
Надежда Сергеевна, будучи художественным руководителем, вложила в ансамбль всю свою душу, национальные традиции и любовь к истинно русскому народному искусствою. Она шла вразрез с общепризнанными танцевальными стереотипами, создававшими форму без содержания, и стремилась сделать «Березку» зеркалом души русского народа.
В 1959 году Надеждина рискнула пригласить мужчин в женский коллектив. Этот шаг был вызван необходимостью дальнейшего артистического роста и разнообразия репертуара ансамбля. Несмотря на противодействия и критику, Надеждина убеждали, что выступление с мужским составом только обогатит «Березку» и привнесет еще больше разнообразия в ее танцевальные композиции. Так оно и произошло. Зрители поддержали новый формат, а «Березка» стала еще более популярной и еще более интересной.
Со временем репертуар «Березки» существенно разнообразился, в нем появились сцены, основанные на великих произведениях русской классики, таких как «Евгений Онегин» и «Сказка о царе Салтане». Здесь отчетливо прослеживалась рука Надежды Сергеевны, ее умение элегантно и вестибульним путем соединить традиции и новации, почерпнуть вдохновение из богатства и глубины русской культурной и языками ль наследия.
Некая итоги и подводящий вывод
«Березка» под руководством Надежды Сергеевны приобрела репутацию одного из самых ярких и неповторимых ансамблей России. Каждый артист коллектива является носителем русского народного искусства, а каждый танец — отражением глубокой и творческой любви к родине. Ни на что несмотря, «Березка» и сегодня продолжает удивлять всех своим талантом и харизмой, внося неповторимый вклад в культурное наследие мирового искусства.
Развитие женского ансамбля
В течение первых 10 лет своего существования ансамбль был исключительно женским. Однако постоянное повторение одних и тех же хореографических элементов начало надоедать зрителям, и ансамбль превратился в мюзик-холл. Кроме того, женская группа ограничена была в возможности танцевать только предтечу любви и ожидание, что сужало рамки жанровых сцен и сюжетных номеров.
С целью разнообразить выступления ансамбля, Н.С. Надеждина пригласила определенное количество мужчин. Они участвовали не только в уже существующих постановках, но и в новых. В частности, они выступали в сложных танцах, таких как «Тройка» и «Карусель». Внесение мужского элемента добавило выступлениям ансамбля юмора, задора и гротеска. В результате, создался совершенно новый жанр, в котором могут участвовать не только эмоциональные и красивые танцовщицы, но и мужчины.
В то же время в ансамбле начали появляться и музыканты, что придало исполнениям еще большую аутентичность и качественность.
Наследие Н.С. Надеждиной
Н.С. Надеждина, заслуженная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР и Герой Социалистического Труда, руководила своим ансамблем более 30 лет до последних дней своей жизни. При ее участии в ансамбле были поставлены шедевры русской народной хореографии, такие как «Берёзка», «Лебёдушка», «Цепочка», «Прялица», «Сударушка», «Большой казачий пляс», «Балагуры», «Праздничная плясовая», «Холостяки», «Сибирская сюита», «Ямщики», триптих «Русский фарфор», цикл хореографических композиций «Времена года» и другие.
Ансамбль под руководством Н.С. Надеждиной представил новый подход к сценической интерпретации русского народного танца. Это стало не только основой для формирования уникального ансамбля, но и нового стиля в современной хореографии.
Современность и преемственность
Сегодня наследие Н.С. Надеждиной занимает центральное место в репертуаре ансамбля. Большую заслугу в сохранении и развитии этих произведений имеет нынешний художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля, народная артистка СССР и Украины М.М. Кольцова. Ведущая солистка ансамбля, Мира Михайловна, является достойной преемницей и наследницей Н.С. Надеждиной и не только сохраняет ее творческое кредо, но и приносит новые идеи и взгляды на развитие ансамбля.
Мира Михайловна Кольцова окончила балетную школу Большого театра и ГИТИС. С 1957 года — солистка, с 1980-го — художественный руководитель Государственного академического ансамбля народного танца Березка им. Н.С.Надеждиной. В 1960 году снялась в главной роли в фильме Девичья весна. Народная артистка СССР и Украины, профессор Московского университета искусств, кавалер ордена За заслуги перед Отечеством III степени, лауреат премии Рыцарь танца.
М.Кольцова бережно сохраняет творческое наследие основательницы ансамбля, успешно развивает его и преумножает. Ее постановки: хороводы «Радуга», «Кружевницы», плясовая «Раздольная», народная сцена «Петрушка», танцевально-игровое действо «Московский двор» — продолжение надеждинского стиля.
«Березка» давала концерты более чем в 80 странах мира: США, Япония, Франция, Южная Корея, Колумбия, Аргентина, Чили, Венесуэла, Греция, Китай, Италия, Северная Корея, Турция, Швейцария, Бельгия, Хорватия, Сербия, Польша и др. Более 80 стран мира имели возможность насладиться великолепным представлением — показательным выступлением ансамбля танца «Березка». Все без исключения зрители дают только наивысшие, наилучшие отзывы об ансамбле, желают хотя бы еще раз попасть на хореографический концерт.
.3 Государственный академический ансамбль народного танца республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова
Башкирский государственный ансамбль танца — один из ведущих профессиональных хореографических коллективов России. Он был создан 11 марта 1939 года. Основателем, вдохновителем и художественным руководителем ансамбля на протяжении первых трех десятилетий был талантливый хореограф, ученик Игоря Моисеева Файзи Адгамович Гаскаров.
Тонкий знаток башкирского народного танца, его страстный пропагандист, в ту пору один из ведущих артистов Башкирского театра оперы и балета. Тонкий и глубокий художник, Файзи Адгамович безошибочно угадал суть башкирского народного танца, сделал его близким и понятным людям разных национальностей. Он одно время работал ассистентом руководителя всемирно известного ансамбля народного танца СССР И. А. Моисеева. Именно тогда у него зародилась дерзкая мечта создать подобный коллектив у себя на родине в Башкортостане. Вернувшись домой стал скрупулезно изучать танцевальный фольклор родного народа, не жалея ни сил, ни времени на бесчисленные поездки по районам республики. Он собирал, зарисовывал, запоминал сотни и тысячи образцов, бытующих в народе танцев, выявляя особенности женских и мужских движений, элементы сельских игр, ритуальных и обрядовых сцен.
Выступление в концертной программе в Уфе, в день празднования двадцатилетней годовщины со дня образования БАССР, по праву считается днем рождения гаскаровского ансамбля. Первые репетиции молодых исполнителей проходили на сценической площадке в саду имени Луначарского, позднее в здании Башкирской государственной филармонии, в состав которой вошел танцевальный ансамбль.
Первоначальная группа танцоров была полупрофессиональной, собранной Ф.А. Гаскаровым из участников художественной самодеятельности, большинство выходцев из сельской местности. Благодаря, во многом, очень строгому отбору, самобытному таланту исполнителей, уже летом 1940 года ансамбль отправился на гастроли по районам Башкирии и в города Челябинск, Магнитогорск. Ансамбль выступил успешно и уже в июле 1941 года должен был участвовать в концертной программе Декады башкирской литературы и искусства в Москве, но начавшаяся война на многие годы отсрочила эти планы. Военное лихолетье разбросало участников ансамбля, кого на фронт, кого с концертами народных танцев в госпиталях, перед трудящимися в Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока, Центральной России, Украины. В послевоенные годы, ансамбль народного танца в составе филармонии выезжал на гастроли в Татарию, Челябинскую, Тюменскую области, Среднюю Азию, с успехом гастролировал в Приморском крае.
Заслуженный успех «гаскаровцам» принесли соединение народного танца с пластикой балета, создание на основе фольклора собственных танцевальных композиций. Так, поставленные Файзи Гаскаровым лирические танцы «Загида», «Зарифа», «Гульназира», танец воина «Баик», танец-легенда «Семь девушек» до сих пор исполняются ансамблем и пользуются популярностью у зрителей. В последующие десятилетия появились новые танцевальные шедевры: «Северные Амуры» о башкирских конниках прославившихся в войне с Наполеоном, «Укротители», «На ферме», «Косари», «Дружба», «У ручья».
В репертуар включаются танцы народов нашей страны и народов мира, в нем «Кадриль», «Молдовеняска», «Гопак», «Арагонская хота», «Йохр», «Хоро», «Сиртаки». В 1955 году ансамбль начал выезжать за рубеж, а солисты ансамбля принимать участие в художественных конкурсах по народным танцам на Всемирных фестивалях молодежи и студентов.
Первая яркая победа на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Бухаресте, в 1953 году, когда солисты ансамбля Мухамет Идрисов, Мухамет Шамсутдинов и Анвар Фахрутдинов за танец «Три брата» были удостоены золотых медалей, открыли счёт будущим наградам ансамбля и отдельных его артистов на различных международных и всесоюзных конкурсах и фестивалях. Это Единственный коллектив, награждённый премией имени Салавата Юлаева — «за большой вклад в развитие и пропаганду башкирского профессионального хореографического искусства и высокое исполнительское мастерство».
В 1994 году ансамбль завоевал бронзовый приз фестиваля «Звёзды мира» (Турция).
В декабре 2005 года Государственному академическому ансамблю народного танца имени Файзи Гаскарова вручена Премия «Известность», учреждённая российской газетой «Известия».
За годы работы, отдельные солисты ансамбля, творческий коллектив в целом, неоднократно становились лауреатами, получали престижные награды, премии. В этом несомненная заслуга создателя ансамбля, неизменного руководителя на протяжении десятков лет Ф.А. Гаскарова, а так же других творческих руководителей пришедших ему на смену. Их знания, умение, творческий талант оказались востребованы. Опираясь на лучших исполнителей, мастеров танца, отыскивали способную молодежь, сплачивая коллектив, нацеливая на плодотворную созидательную деятельность, они ставили новые танцы, старались бережно сохранить старые. Менялись поколения танцоров, но неизменным оставался «гаскаровский» стиль исполнения, мастерство.
В 1988 году ансамблю народного танца было присвоено имя «Файзи Адгамовича Гаскарова», в 1996 году звание «академический». Благодаря выступлениям «гаскаровцев», в разных странах мира узнают о башкирской культуре, о Башкортостане. Только за последние годы ансамбль народного танца гастролировал во Франции, Италии, Испании, Швейцарии, Германии. Турции, Великобритании, в странах Юго-Восточной Азии. Знаменитый коллектив неизменный участник знаменательных культурных событий федерального масштаба, региональных культурных программ, В 2007 году ансамбль переехал в собственное помещение, соответствующее всем требованиям профессионального хореографического искусства.
Сегодня прославленный коллектив является визитной карточкой и жемчужиной хореографического творчества Башкортостана. В творческом багаже ансамбля более 150 лучших образцов танцевального искусства, представляющих культуру Башкортостана, России и всего мира. В труппе артистов балета Ансамбля работает 70 человек. В составе оркестра — 16 человек. Творческими руководителями ансамбля являются Абсатарова Гузель Рашидовна и Абдульманов Рим Салимьянович.
Нынешний год для коллектива ансамбля пройдет под знаком знаменательной даты — 100-летия Файзи Гаскарова. Этому же событию было приурочено недавнее гастрольное турне коллектива на юг России. Первым городом, где выступили башкирские артисты стал Саратов. На концерт прославленного коллектива съехались башкиры со всей области. Мероприятие прошло при поддержке представителя РБ в Саратовской области Камиля Аблязова. В завершении заместитель Председателя Правительства Саратовской области — руководитель аппарата Губернатора Павел Лысов вручил коллективу благодарственное письмо «За высокое исполнительское мастерство». Далее танцоры побывали в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Майкопе, Армавире, Ставрополе, Ессентуках, Элисте.
Рассматривая эти три известных коллектива можно сделать вывод о то что народно-сценический танец очень разнообразен, каждый коллектив привнес в этот жанр хореографии что то свое, индивидуальное, присущее только этому коллективу, что делает каждый коллектив уникальным и легко узнаваемым во всем мире. Творчество этих коллективов развивает и укрепляет народно-сценическую хореографию как отдельный вид.
Заключение
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества. Благодаря сохранению и передачи истинно народных движений, мы продолжаем нести нашу культуру.
Использование народного танца как самостоятельного и единственно выразительного средства создания художественного образа по законам сценического воплощения и восприятия дает возможность наиболее ярко и полно воссоздать истинно народный колорит во всем разнообразии движений, приемов их исполнения, особенностей музыкального сопровождения, костюма и пр.
На современном этапе школа народно-сценического танца является мощным фактором эволюции народного танца в его бытовом и сценическом существовании.
И конечно же огромный вклад в развитие и становление народно-сценического танца как отдельного вида хореографического искусства внесли описанные в этой работе коллективы. Рассматривая разные по своим направлениям коллективы народного танца мы видим что все они по своему уникальны.
Не оспорим мировой вклад ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева в развитие мировой хореографии и пропаганде народно-сценического танца. Этот ансамбль раскрывает перед нами историю и культуру народов мира в своих номерах, ярко раскрывая колорит и присущие той или иной народности особенности не только в хореографии но и в костюмах и музыке.
Ансамбль «Березка» ярко раскрывает нашу национальную культуру исполняя народные танцы нашей страны.
А ансамбль народного танца Башкирии знакомит нас с культурой этой республики, поднимая ее на новый, высокий уровень. И не смотря на то что в этом ансамбле есть номера и других народностей все же главной нитью здесь идут башкирские танцы.
В настоящее время в нашей стране существует множество ансамблей народно-сценического танца. Не найдется города в котором бы не существовал ансамбль русского танца, все детские танцевальные коллективы включают в свой репертуар народные танцы.
И пусть один хореограф переносит номера других стран и народов, другой берет основу русского народного танца, историю хореографии российской, историю в целом России, и на этой основе создает новое произведение, третий берет свою национальную культуру, культуру башкирского народа, но вместе они открывают народно-сценический танец как отдельный вид хореографического искусства.
И можно с уверенностью сказать, что народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/ansambli-narodnogo-tantsa/
Багуманов, А.И. Государственный академический ансамбль народного танца РБ имени Г. Ф. Гаскарова//Лауреаты премии имени Салавата Юлаева [Текст] / А.И Багуманов, Ф.А Фаизова. — Уфа: Китап, 1999. — 272 с.
Балет. Энциклопедия [Текст] : энциклопедия. 1981 год / под ред. Ю.Н.Григоровича. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
Валукин, Е.П. Проблемы наследия в хореографическом искусстве [Текст] / Е.П. Валукин. — М.: ГИТИС, 1992. — 169 с
Зырянов, А.В. Композиция и постановка танца; [Электронный ресурс] Режим доступа: <#»justify»> Приложение № 1
Танцы, поставленные Игорем Моисеевым
Русские танцы: «Полянка», «Времена года. Сюита из двух танцев», «Вензеля», «Шестера. Уральский танец», «Задиристые частушки», «Русский перепляс», «Метелица (Снегурка)»
Белорусские танцы: «Лявониха», «Крыжачок», «Полька «Янка», «Бульба», «Полька «Мама», «Юрочка (Деревенский Дон Жуан)»
Украинские танцы: «Веснянки. Сюита» («Выход девушек (Девичья печаль)», «Прощание», «Гадание (Сцена с венками)», «Большой танец», «Каблучок», «Выход парубков», «Возвращение», «Встреча и величание», «Гопак»
Молдавские танцы: «Жок улмаре (большой жок).
Сюита» («Хора (Танец девушек)», «Чиокирлия (Жаворонок)», «Жок», «Молдавеняска», «Коаса (Косари)», «Ла спалат (Прачка)», «Сфределуш (сельскохозяйственный танец)», «Молдаваночка», «Хитрый Макану. Сюита» («Танец парней», «Танец девушек», «Объяснение в любви», «Общий выход», «Сырба (очень быстрый танец)», «Юла»)
Киргизские танцы: «Юрта», «Кыз кумай (Догони девушку)», «Танец киргизских девушек»
Узбекские танцы: «Пахта (Хлопок)», «Танец с блюдом», «Уйгурский танец «Сафаили» (национальный погремушечный инструмент)»
Таджикские танцы: «Танец девушек», «Мужской воинственный танец с кинжалом», «Танец с дойрой (восточное название бубна)»
Казахский танец «Кок-пар»
Монгольские танцы: «Монгольские наездники», «Монгольская статуэтка», «Танец монгольских борцов»
Башкирский танец «Семь красавиц»
Бурятские танцы (Сюита «ЦАМ» из десяти танцев)
Танец казанских татар
Танец крымских татар «Черноморочка»
Калмыцкий танец «Чичирдык (Парящий орел)», «Ишкымдык (Два всадника)»
Осетинский танец «Симп»
Торгутский танец
Гуцульские танцы: «Аркан» (мужской пастушеский танец), «Танец девушки и двух парней»
Грузинские танцы: «Картули (Лекури)», «Хоруми» (аджарский танец)
Азербайджанские танцы: «Чабаны» (Танец карабахских пастухов), «Десмолы» (женский танец), «Газахи» (мужской танец)
Армяно-курдская сюита «Майнуки» из четырех танцев
Цыганский танец
Латвийские танцы (Сюита из трех танцев)
Литовские танцы (Сюита из пяти танцев)
Эстонские танцы: «Эстонская полька через ножку», «Хиу-вальс. Эстонская сюита из трех танцев»
Польские танцы: «Полонез», «Трояк», «Оберек», «Краковяк», «Мазурка», «Полька-лабиринт»
Венгерские танцы: «Чардаш», «Понтозоо» («Хлопушки»; танец точками с отбивкой по сапогам), «Прощание», «Девичий танец с бутылками на голове», «Танец со шпорами»
Болгарские танцы (Сюита из пяти танцев)
Румынские танцы: «Бриул», «Мушамауа» (веселый массовый танец), «Оашский танец»
Финский танец «Комическая полька»
Немецкий танец «Немецкий вальс»
Китайские танцы: «Танец с барабанами», «Танец с лентами», «Сан ча коу» (На перекрестке), Большая пантомима»
Корейский танец
Якутский танец «Добрый охотник»
Нанайские танцы: «Нанайская народная игра «Фехтование на палках», «Борьба двух малышей» (сценка)
Чувашский танец
Марийский танец
Вьетнамский танец «Танец с бамбуком»
Чешский танец «Чешская полька»
Словацкий танец
Греческие танцы: «Сертаки» (мужской танец, музыка М.Теодоракиса», «Танец девушек», «Общий хоровод», «Мужской танец четверками», «Общий финальный танец»
Итальянский танец «Сицилианская тарантелла La karetta»
Испанские танцы: «Испанская баллада», «Арагонская хота» (музыка М.И.Глинки)
Ирландский танец «Молодость»
Югославские танцы: «Сербиянка» (сербский танец), «Кукунешти» (сербский мужской танец), Македонский женский танец, «Дзюрдевка» (черногорский воинственный танец), «Селянчица» (сербский танец)
Аргентинские танцы: «Маламба», «Гаучо» (Танец аргентинских пастухов), «Таверна» (одноактная картина)
Мексиканская сюита
Венесуэльский танец «Хоропа»
Танцы США: «Сквер-данс», «Назад к обезьяне» (пародия на рок-н-ролл)
ЦИКЛ «КАРТИНКИ ПРОШЛОГО»
«Подмосковная лирика», «Городская фабричная кадриль», «Трепак» (музыка П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»), «Сюита из старинных русских танцев», «По дворам», «Ухажеры», «Полька-красотка с фигурами и комплиментами», «Скоморошьи игрища», «Еврейская сюита «Семейные радости»»
ЦИКЛ «СОВЕТСКИЕ КАРТИНКИ»
«Колхозная улица», «Русская красноармейская пляска», «Призывники», «Партизаны», «Праздник труда — пятнадцать танцевальных фрагментов», «Флотская сюита «День на корабле»», «Футбол» (хореографическая сценка)
ДОРОГА К ТАНЦУ (Класс-концерт): «Станок», «Середина», «Проходки», «Перепляс», «Украинский танец», «Гопак-коло», «Полька»
НА КАТКЕ (музыка Иоганна Штрауса): «Вальс конькобежцев», «Девушка и юноша», «Соревнования вертунов», «Парад», «Галоп и финал»
НОЧЬ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ (В двух картинах): «Ярмарка музыка народная», «Ночь на Лысой горе» (музыка М.П. Мусоргского)
ПОЛОВЕЦКИЕ ПЛЯСКИ (музыка А.П.Бородина): «Выход Хана», «Танец пленниц», «Танец мальчиков», «Танец лучников», «Выезд всадников», «Общий танец», «Танец пастухов», «Воинственный танец», «Финал»
ТАНЦЫ ИЗ БАЛЕТА «СПАРТАК» (музыка А.И.Хачатуряна): «Вакханалия», «Выход гладиаторов», «Андобаты (Бой в слепых шлемах)», «Ретиари и мермелон (Рыбак и рыбка)», «Битва фракийцев и самнитов»
ЭСТРАДНЫЙ НОМЕР «Полька-лабиринт»
Приложение № 2
Репертуар ансамбля «Берёзка»
Девичий хоровод
«Березка», «Лебедушка», «Цепочка», «Сударушка», «Прялица», «Северный», Вальс «Березка», «Кружевницы», «Взмахну платком». «Ожерелье», «Ой, цветет калина», Хореографическая композиция, «Северяночка», «Радуга», «Балалайка», «Воспоминание», «Песнь труду», Хореографическая сцена «Петрушка», «Ямщики»
«Блоха», «Карусель», «Узоры», «Холостяки», «Балагуры», «Топотуха», «Праздничная плясовая», «Танец с платком», «Раздольная», Шуточный танец «Шуточная — Сердечная», «Комарик», «Проходка», «Русский сувенир», Кадриль «По плашке», «Хохломская скамейка»
Хореографические сюиты
«Сибирская сюита»
Посиделки
Охота на медведя
Плясовая «Защитникам отечества посвящается»
«Русский фарфор» (Триптих)
Одноактный спектакль-балет
«Времена года»
Зима
«Северное сияние»
«Масленица»
Весна
«Весенний хоровод»
«Кадриль»
Лето
«Русское поле»
«Тройка»
Осень
«На осенней ярмарке»
«Московский двор»
Пролог
«Красный хоровод»
* Утренняя прогулка
«У трактира. Кадриль»
«Первая встреча»
«Мужичок с лаптями»
* Полуденное веселье
«Песнь ямщика»
«Катанье молодых»
«Молва»
«Рассказ старого солдата»
«Мелодия двора»
«Девушка с корзиной»
* Вечернее гулянье
«Лирический хоровод»
«Городской романс»
«Кадриль»
Приложение № 3
Репертуар ансамбля народного танца имени Ф. Гаскарова
Танцы из «Золотого фонда» (постановки Файзи Гаскарова)
«Зарифа», горно-башкирский танец «Гульназира», шуточный танец «Проказницы», татарский танец «Косари», татарский танец «Весенний поток», башкирский лирический танец «Семь девушек», башкирский танец «Укротители», марийский танец «Вечером у калитки», «Северные амуры», «Охотник» («Перовский»), «Дружба», шуточный татарский танец «Жених», шуточный танец «Три брата», солдатская плясовая «Дорога отцов» (пост. совместно с К.Альмухаметовым), лирический танец «Загида».
Башкирские танцы
Шуточный танец «Звон браслетов», «Французский платок», «Цветущий курай», «С кубызом», «Азамат», «Бурзяночки», «Ирандек»,«Дала моно», хореографическая композиция «Саптар», «Песнь табунщика», «Коралай — лесная лань», «Башкирский краковяк», танец башкирских джигитов «Медный каблук», хореографическая композиция «Беркутистан», «Молодость Башкортостана».
Танцы народов России и ближнего зарубежья
«Русская сюита», русский танец «Тверские гуляния», «Уральские выкрутасы», «Русская плясовая», белорусский танец «Веселуха», украинский танец «Гопак», чувашский танец «Кария», татарский танец «Играй, гармонь», ингушский праздничный танец, удмуртский праздничный танец, еврейский танец «Шалом», алтайский танец «Курелей», корякский танец «Камчатские зарисовки», танец «Казахская сюита», хорезмский танец «Лязги», уйгурский танец «Ечилан кизилгул».
Танцы народов дальнего зарубежья
Корейский танец с веерами, испанский танец «Арагонская хота», индийский танец, калмыцкий танец «Чичердык», «Ритмы и мелодии Бангладеш», греческий танец «Сиртаки», испанский танец «Андалузские вечера», танец аргентинских пастухов «Гаучо», американский танец «Кантри» .