Структура ораторской речи

Контрольная работа

Целью ораторской речи является измерение мировоззрения слушателей в определенной области и воздействие на их поступки. «До того, как Вы закончите выступление … нужно внушить Вашей аудитории, что она должна что-то реально сделать. Неважно, что именно — написать письмо конгрессмену, позвонить своему соседу или обдумать какое-то ваше предложение. Иными словами, не покидайте трибуну, не организовав аудиторию должным образом». Ли Якокка. Карьера менеджера. — Москва: Прогресс, 1993. — С. 34

1.2 Основная часть

Основная часть («середина», «тело») речи не должна включать более пяти основных положений (иначе внимание слушателей и память самого оратора могут не выдержать).

Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Бывает, что оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит очень важная задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления.

В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Писатель К. Федин, определяя сущность композиции художественного произведения, подчеркивал: «Композиция есть логика развития темы». Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждений оратора, запомнить прослушанное. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. — Ростов н/ Д: изд.центр «МарТ», 2000. — С. 309

Законы логики:

1) Закон тождества — логический закон, согласно которому всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе.

2) Закон непротиворечия — это логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными. Никакое высказывание не является одновременно истинным и ложным.

3) Закон исключенного третьего — истинно или само высказывание, или его отрицание.

4) Закон достаточного основания — всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной. Кохтев Н. Н. Риторика. — М.: Просвещение, 1994. — С. 107

Самые частые ошибки, совершаемые ораторами:

1) выход за пределы рассматриваемых вопросов («вокруг да около», но не по делу);

3 стр., 1083 слов

Должна представлять интерес для слушателей и для оратора; - быть актуальной

... опыта и кропотливой работы оратора. 1.Выбор темы и формулировки публичного выступления Подготовка к выступлению начинается с определения и уточнения темы речи. Иногда ... к восприятию будущей речи. 2. Общая и конкретная цель речи Речь выступления должна иметь общую и конкретную цель. Готовять к разговору с аудиторией , оратору следует четко представлять себе, чего он хочет добиться от слушателей, ...

2) перекрывание пунктов плана («то об одном, то о другом»);

3) усложнение отдельных положений речи, когда они реально включают сразу несколько вопросов.

Существуют приемы, позволяющие придать выступлению естественность, оживленность.

Во-первых, это акцентирование важных слов и подчинение им остальных. Такая расстановка акцентов углубляет понимание слушателями ораторской речи. Ведь в ней имеется нечто, помимо слов, и это нечто имеет огромное значение. Дело не столько в том, что Вы говорите, сколько в том, как Вы это говорите. оратор вступление заключение речь

Во-вторых, необходимо менять тон голоса, то есть говорить с аудиторией, как с обычным человеком, беседовать с ней. Отсутствие динамики изменения тона голоса приводит к сухости, формализованности речи, и даже слова, создающие яркие образы, будучи произнесенными монотонно, теряют половину своей силы воздействия на людей.

В-третьих, нужно менять темп речи, выделяя слова, несущие смысловую нагрузку. «Попробуйте произнести слова «тридцать миллионов долларов» быстро и небрежно, чтобы сумма показалась очень небольшой. А теперь скажите: «тридцать тысяч долларов» медленно, с чувством и скажите так, будто Вы потрясены огромностью этой суммы. Разве у Вас не получилось, что тридцать тысяч кажутся больше тридцати миллионов?»

В-четвертых, делайте паузу до и после важных мыслей. Внезапное молчание привлекает внимание также, как и внезапный звук. «Своим молчанием, — говорил Киплинг, — ты будешь говорить». Никогда молчание не становится в такое мере золотом, как в тех случаях, когда оно разумно используется в речи. Это мощное орудие, слишком важное, чтобы им пренебрегать …» Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. — М.: Прогресс. — С. 370

Кроме этого, паузы структурируют речь оратора, делят ее на предложения, помогают слушателям понять и глубже осознать то, что говорит выступающий. «Исходным пунктом исследования языкового процесса должно быть признано не слово, а предложение. Без предложения не может быть ни мысли, ни сообщения мысли другому. Предложение — это не только форма языка, но и форма деятельности. Посредством предложения мы не только мыслим, но и действуем. Значение в языке — скорее процесс мысли, выраженный предложением, а не готовое ратифицированное воплощение мысли». Хромов Л.Н., Андреев О.А. Техника быстрого чтения: Первая ступень: Программа ««Доминанта 2000-го года» — М.: Прометей, 1991 — С. 62

Таким образом, очень важно расположить материал так, чтобы он работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Причем выполнить свою задачу оратор должен наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Задача оратора — умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

7 стр., 3026 слов

Анализ речей ораторов

... Римом. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона-крупнейшего древнеримского оратора, политика, писателя. Красоту речи Цицерон видел в ... Анализ. Автор. Владимир Ильич Ленин. Аудитория. Тема выступления. В своей речи он остановился на основных ... Мысли Платона об ораторском искусстве были развиты его учеником Аристотелем. Одну из своих книг Аристотель посвятил самой речи. ...

1.2.1 Методы изложения материала

Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами.

1) Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

2) Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

3) Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

4) Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

5) Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

6) Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности» описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические — к чувствам. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. — Ростов н/ Д: изд.центр «МарТ», 2000. — С. 311

1.3 Заключение

Заключение (или, по Сократу, «ноги» речи — см. диалог Платона «Федр»).

Цель этой последней части речи — «генеральный штурм» аудитории. Основные ее задачи:

1) дать возможность слушателям припомнить, о чем и что вы говорили (поэтому здесь нужно повторить самое главное, причем с усилением).

Ведь воспринимающий речь на слух не в состоянии пролистать ее снова, как книгу;

2) «закруглить» речь, активизировать аудиторию. В подавляющем большинстве случаев уместно не просто оборвать речь, а закончить ее чем-то вроде призыва к слушателям, конечно, не всегда прямым. Косвенный итог всего выступления можно подвести, воспользовавшись цитатой или образом, отражающим главную идею всего, что было сказано.

8 стр., 3545 слов

Публичная речь: понятие, композиция, аргументация

... уклонялся от темы, нужно расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна композиция выступления - составление, расположение материала выступления. 2. Композиция публичной речи Слово «композиция» восходит к ... в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. ...

Каким же должно быть заключение?

По мнению А. Ф. Кони, конец речи должен закруглить ее, т. е. связать с началом. Никаких дополнительных сведений, никаких новых мыслей в заключении звучать не должно. Очень плохо, если слушатели уже настроились на конец, а вместо этого слышат: «Да, еще необходимо упомянуть о том-то и том-то». Кажется, уже почти все, но оратор снова спохватывается и сообщает, что ему нужно прибавить несколько слов о том-то… Это мучительно для слушающих, раздражает аудиторию, да такого рода добавления в заключении речи почти никто и не слушает, так что они практически бесполезны.

Особенно важно, чтобы заключение заканчивалось бодро, внушало слушателю надежду и оптимизм, даже если речь посвящена тяжелым, «трудным» вопросам. Михальская А. К. Основы риторики. — М.: Просвещение, 1996. — С. 269

Рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления.

Продумывая заключение, особенно тщательно необходимо проработать последние словами выступления. Если первые, слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления.

Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности.

Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то слова лозунга произносятся высоким тоном, эмоционально.

Андреев В. И. Деловая риторика. — М.: Народное образование, 1995. — 208 с.

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. — Ростов н/ Д: изд.центр «МарТ», 2000. — 512 с.

Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. — М.: Прогресс, 1994 — 704 с.

Кохтев Н. Н. Риторика. — М.: Просвещение, 1994. — 207 с.

Ли Якокка. Карьера менеджера. — Москва: Прогресс, 1993. — 354 с.

Михальская А. К. Основы риторики. — М.: Просвещение, 1996. — 416 с.

Хромов Л.Н., Андреев О.А. Техника быстрого чтения: Первая ступень: Программа «Доминанта 2000-го года» — М.: Прометей, 1991 — 160 с.

Подготовка к конкретному выступлению, работа на докоммуникативном этапе. Оценка обстановки и состава слушателей. Структура ораторской речи. Основные нормы публичной речи. Значение логических законов для оратора. Техника произношения и дикция оратора.