Многообразие музыкальных направлений зарубежной музыки первой половины XX века

Контрольная работа

В данной работе рассматривается многообразие музыкальных направлений зарубежной музыки первой половины XX века. Целью работы является подробное изучение музыкальных стилей и их значимость для профессии и культурного обогащения. В качестве объекта исследования выбраны главенствующие направления того времени, а предметом — величайшие музыкальные произведения, оказавшие влияние на развитие музыки в целом. Для достижения цели автор использовал специальную литературу, включая книгу И. Мартынова.

Музыкальное искусство ХХ века наполнено новаторскими идеями. Оно знаменует собой коренной перелом во всех аспектах музыкального языка. В ХХ столетии музыка часто служила источником отображения страшных эпохальных исторических событий, свидетелями и современниками которых были большинство великих композиторов этой эпохи, ставших новаторами и реформаторами. Знаменосцами этих новаторских направлений стали такие композиторы, как Арнольд Шенберг, Пауль Хиндемит, Оливье Мессиан, Пьер Булез, Антон Веберн, Карлхейнц Штокхаузен. Одной из особенностей музыкального языка 20-ых гг.нового века стало обращение к принципам музыкального мышления и жанрам, характерным для эпохи барокко, классицизма и позднего Возрождения. Неоклассицизм стал одним из противопоставлений романтической традиции ХТХ века, а также течениям, связанным с ней (импрессионизму, экспрессионизму, веризму и т. д.).

Кроме того, усилился интерес к фольклору, который привел к созданию целой дисциплины — этномузыкологии, занимающейся изучением развития музыкальной фольклористики и сравнением музыкально- культурных процессов у различных народов мира.

Падение эстетических принципов ХIХ века, политический и экономический кризис начала нового столетия, как ни странно способствовали образованию нового синтеза, обусловившего проникновение в музыку других видов искусств: живописи, графики, архитектуры, литературы и даже кинематографии. Однако общие структурные и ладогармонические законы, главенствовавшие в композиторской практике со времен И.С. Баха, были нарушены и преобразованы.

Поздний романтизм

Поздний романтизм — это явление, которое в музыкальном искусстве пришло на смену романтизму и длилось до начала ХХ века. Основным его признаком являются грандиозные масштабы и повышенный интерес к симфонической музыке. Композиторы этого направления создавали сложные философские программы для своих произведений, что подчеркивало глубину и значимость их музыки.

С.В. Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) — русский композитор, пианист и дирижер, один из ключевых представителей позднего романтизма. Он продолжал традиции романтизма и, вместе с тем, в своем творчестве экспериментировал с формами, открывая новые грани гармонического языка. Одно из его наиболее известных произведений — «Второй концерт для фортепиано с оркестром».

4 стр., 1571 слов

По музыке «Казахские музыкальные инструменты»

... казахский музыкальный инструмент, напоминающий маленькую лиру. При игре шанкобыз прикладывают ко рту, который служит резонатором. Различная высота звуков достигается сменой положения языка ... скрипки. Всевозможные их модификации к концу XV века породили виолу, которая также отличалась огромным ... легенды о нем. По казахской же версии Коркыт – легендарный отец музыки, создатель песни на земле. ...

Рихард Штраус

Рихард Штраус (1864-1949) — немецкий композитор, дирижер и пианист, также является общепризнанным представителем позднего романтизма. Он продолжал развивать идеи Вагнера, однако в его творчестве присутствовала и новаторская составляющая. Штраус часто использовал в своих произведениях необычные инструментальные комбинации и тембры, что делало его музыку особенной и запоминающейся.

Рихард Штраус и его творчество

На стиль Рихарда Штрауса оказали серьезное влияние произведения Шопена, Шумана, Мендельсона. Под влиянием музыки Рихарда Вагнера Штраус обратился к опере.

Оперы Рихарда Штрауса

С 1900 года опера стала ведущим жанром в творчестве Рихарда Штрауса. Произведения композитора отличает простота и ясность музыкального языка, в них автор использовал бытовые танцевальные жанры.

Примеры опер Рихарда Штрауса

  • Гунтрам (1893 г.) — романтическое произведение с несложным музыкальным языком
  • Саломея (1905 г.) — оперный шедевр с откровенно порочными персонажами
  • Электра (1909 г.) — драматическая опера с использованием огромного симфонического оркестра

Эволюция творчества Рихарда Штрауса

Творческая деятельность Штрауса продолжалась более семидесяти лет. Начинал композитор как поздний романтик, затем пришел к экспрессионизму и, наконец, обратился к неоклассицизму.

Влияние традиций 19 века на творчество Рихарда Штрауса

В музыке Р. Штрауса и Г. Малера мы видим последнее проявление возвышенного, героического стиля, тесно связанного с традициями 19 века: симфониями Л. ван Бетховена, песнями и инструментальными сочинениями Ф. Шуберта, симфоническими поэмами Ф. Листа, музыкальными драмами Р. Вагнера.

Мастерское использование огромного оркестра

И Штраус, и Малер прославились мастерским, изобретательным использованием огромного позднеромантического симфонического оркестра. Творчество этих композиторов начала века представляет блестящую галерею романтических героев — ярких, немного самовлюбленных.

Основной ответ

Р. Штраус и Г. Малер в своих произведениях противопоставляют идеализированный мир своей души пошлости и косности мещанского быта и буржуазной эстетики. Художники этого времени выражали веру в высшие идеалы с большим трудом, так как герои их произведений испытывали низменные страсти, болезненные страхи и фантазии, ужас, безысходность. Музыка становилась более гротесковой, часто содержала пугающие и шокирующие откровения. Позднеромантические художники претендовали на роль пророков и часто были увлечены спиритизмом, оккультными учениями и мистической философией.

3.1 Клод Дебюсси

В музыкальном искусстве ярчайшим представителем импрессионизма стал Клод Дебюсси (1862-1918).

3.2 Влияние художников-импрессионистов

Несомненно, огромное воздействие на Дебюсси оказали художники-импрессионисты, с замечательным мастерством запечатлевшие на своих полотнах изумительные пейзажи, движение облаков, игру света и тени, переливы воды, сам воздух Франции.

8 стр., 3818 слов

«Влияние классической музыки на организм человека, детей, на ...

... и Рихард Штраус, Верди и Пучини. II. Влияние классической музыки. 2.1. Влияние классической музыки на организм человека. Многие дpевнейшие yчения содеpжат в себе различные yтвеpждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия мyзыки на животных, ...

3.3 Влияние поэтических произведений

В не меньшей мере Дебюсси был захвачен стихами французских символистов — Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме.

3.3.1 «Забытые ариетты»

На стихи Верлена написан вокальный цикл Дебюсси «Забытые ариетты» с подзаголовком, обнажающим связь музыки этого композитора не только с поэзией, но и живописью: «Песенки, бельгийские пейзажи и акварели».

3.3.2 «Пять стихотворений»

В те же 80-ые годы, Дебюсси создал «Пять стихотворений» на стихи Шарля Бодлера, включающие такие сочинения, как «Балкон», «Вечерняя гармония», Игра воды», «Задумчивость», «Смерть влюбленных».

3.4 Характерные черты музыкального стиля Дебюсси

Утонченность, поэтичность, изысканность, — вот основные черты стиля Дебюсси. Его нередко называют мастером полутонов.

3.5 Оригинальный, самобытный стиль

Испытав влияние русских композиторов (особенно Мусоргского, Римского-Корсакова), и Вагнера, Дебюсси пришел к созданию оригинального, самобытного стиля.

3.5.1 Оркестровые произведения

В своих оркестровых произведениях — «Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны», «Образы», «Море», в опере «Пеллеас и Мелизанда», в фортепианных пьесах, среди которых центральное место занимают две тетради прелюдий, композитор выступил как яркий новатор.

3.5.2 Использование тончайших оттенков звуковых красок

Дебюсси ввел слушателей в новый, непривычный для них мир тончайших оттенков звуковых красок, неожиданных звуковых «пятен» и ошеломляющих тембровых находок.

3.5.3 Естественная вокальная декламация

Его музыка отличалась естественной вокальной декламацией.

Музыкальный стиль Дебюсси был необычным благодаря новому гармоническому языку и оригинальным аккордовым последовательностям. Оркестровка его произведений была прозрачной и включала приглушенные звучания, что создавало звуковую атмосферу, ассоциирующуюся с картинами Клода Моне и других художников. Фортепианная музыка Дебюсси изобиловала находками и открытиями, такими как прелюдии с поэтичными названиями, «Детский уголок», «Эстампы», «Образы» и многие другие. Хотя Морис Равель также назывался музыкантом-импрессионистом, его стиль был полностью личным и оригинальным.

Творчество Мориса Равеля

Слушая оркестровые сочинения Равеля — «Испанскую рапсодию», хореографическую поэму «Вальс», гениальное, прославившееся на весь мир «Болеро», балет «Дафнис и Хлоя», восхитительный фортепианный цикл «Отражения» и пьесу «Игра воды», понимаешь, что гармонический язык их создателя стал гораздо более острым и терпким по сравнению с тем, что характерен для создателя «Моря» и «Пеллеаса и Мелизанды».

Влияние испанской музыки

Равеля отличает и особая любовь к испанской музыке, что не случайно. Рожденный в 1875 году в Сибурево французской части Испании, Равель унаследовал от своего отца, швейцарского инженера, любовь к музыке и различным механическим устройствам, воплощенную в его пристрастии к часам, а от своей матери (басконки) — свое влечение к Испании, источнику вдохновения многих будущих произведений. В его наследии недаром и уже называвшаяся «Испанская рапсодия» для оркестра, и опера «Испанский час», и пьеса для двух ф-но «Хабанера», и вокальный цикл «Дон Кихот Дульцинее».

13 стр., 6007 слов

Творчество М.Равеля

... для двух фортепиано, носивших название «Слышимые пейзажи». Этот маленький цикл состоит из двух произведений: «Хабанера» и «Среди колоколов». Эти сочинения не были опубликованы при жизни Равеля, ... с тем здесь явно сказывается и влияние импрессионистской манеры Дебюсси (преимущественно в гармонии). В фортепианной музыке Равеля черты импрессионизма с наибольшей отчетливостью проявились в пьесах цикла ...

Влияние русской музыки

Вместе с тем Равель испытал воздействие и русской музыки — творчества Мусоргского, Балакирева, Бородина и, быть может, особенно Римского-Корсакова. Среди тех, с кем общался композитор были Стравинский и Дягилев, Нижинский и Фокин. Именно Фокин побудил Равеля к созданию балета на античную тему — «Дафнис и Хлоя», ставшего одним из высших достижений композитора.

Сказки матушки Гусыни

У Равеля есть и написанные для фортепиано в 4 руки, а затем переложенные для оркестра музыкальные иллюстрации к сказкам для детей под общим названием «Сказки матушки Гусыни»: «Павана Спящей красавицы», «Мальчик-с-пальчик», «Принцесса Дурнушка», «Волшебный сад».

Новаторский дар Равеля ярко проявил себя и тогда, когда он обращался к классическим жанрам, ведь в его наследии есть и сонатина, и квартет, и трио, и два прославленных фортепианных концерта, которые свидетельствуют о том, что их создатель был блестящим пианистом. Безукоризненное владение композитора всеми тайнами фортепианного искусства проявило себя и в сюите «Ночной Гаспар», где получили музыкальное воплощение образы одноименного произведения Алоизия Бертрана, и в фортепианном цикле «Могила Куперена», в котором Равель отдал дань уважения не только Куперену, но всей французской музыке 18 века.

4. ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Музыкальное искусство импрессионизма экспрессионизм

На рубеже XIX-XX столетий в европейской культуре сложилось новое художественное направление — экспрессионизм (от лат. expressio — «выразительность»).

Его представители отражали в своих произведениях трагическое мироощущение человека эпохи Первой мировой войны — отчаяние, боль, страх одиночества. «Искусство есть крик о помощи тех, кто переживает в себе судьбу человечества», — писал основоположник экспрессионизма в музыке Арнольд Шёнберг (1874-1951).

Музыкальный экспрессионизм, возникший в Австрии, был представлен Арнольдом Шёнбергом, Альбаном Бергом и Антоном Веберном. Они сотрудничали и создали новую венскую школу. В их произведениях присутствует трагический дух музыки, стремление к острым переживаниям и глубоким потрясениям. Кроме того, они искали религиозные и нравственные идеалы. Все трое композиторов разработали додекафонную систему сочинения музыки, которая изменила традиционные представления о ладовом и гармоническом устройстве произведения. Творчество Шёнберга основано на выражении человеческих страданий через музыку. Его раннее произведение «Пять пьес для оркестра» (1909 г.) передает тяжелые предчувствия и ощущение тоскливого ужаса. В них используется тонкая и прозрачная звукопись в сочетании с мощными «вскрикиваниями» духовых и ударами литавр.

Результатом размышлений Шёнберга над событиями Второй мировой войны стала кантата «Уцелевший из Варшавы» (1947 г.) для чтеца, хора и оркестра. В качестве текста использованы подлинные рассказы очевидцев расправы гитлеровцев над жителями еврейского гетто в Варшаве. Музыка этого масштабного сочинения, построенная на одной серии, выдержана в лучших традициях экспрессионизма — она сложна, трагична и обострённо эмоциональна. Композитор словно пытается представить своих героев перед лицом Бога и Вечности и тем самым показать, что их страдания были не напрасны. Кантата завершается пением молитвы, и её музыка, основанная на звуках той же серии, органично вырастает из трагического мрака предыдущих частей.

13 стр., 6385 слов

Джаз: развитие и распространение

... для описания музыки, исполняемой в различные исторические периоды представителями новоорлеанского возрождения, стремившимися исполнять джаз в том же самом стиле, что и музыканты новоорлеанской школы. 1.2 Развитие джаза в США в первой ...

5. НЕОКЛАССИЦИЗМ

Неоклассицизм — направление в музыке XX в., характернейшим признаком которого является обращение к эстетическим, художественным и технологическим приемам старинной музыки (прежде всего — музыки барокко и классицизма, реже — позднего Возрождения).

Такое обращение было связано с противостоянием позднеромантическим и экспрессионистским течениям с их подчас преувеличенной эмоциональностью и культом чувственного мировосприятия. Старинная музыка привлекала многих мастеров нашего столетия своей «объективной» направленностью, определенностью и четкостью формообразующих средств. Возрождаются инструментальные жанры XVII—XVIII вв. (сюита, concerto grosso, некоторые танцы, полифонические циклы и т. п.), большее значение приобретает жанр концерта, проявляется явный интерес к камерным оркестровым составам и небольшим ансамблям. Характерным стало обращение композиторов к национальным традициям прошлого: в Германии — к наследию И.С. Баха и Г. Ф. Генделя, в Италии — к музыке А. Вивальди, во Франции — к творчеству Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, Ф. Куперена. Наиболее значительными представителями неоклассицизма стали И. Ф. Стравинский, П. Хиндемит, А. Казелла, Ф. Малипьеро; к старинным формам, приемам и средствам обращались М. Равель, Ф. Пуленк, Д. Мийо, О. Респиги, Э. Кшенек, Э. Сухонь и др. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что суть неоклассицизма заключается не столько в обращении к прошлому или желании возродить образно-художественные принципы музыки XVII—XVIII вв., сколько в сочетании, своеобразном соотнесении стилей, а часто — тесном переплетении старых и новых приемов и средств. Поэтому главный признак неоклассицизма — проникновение жанрово-стилевых принципов прошлого в современную музыку.

Джаз — уникальный феномен нового времени

В наше время, когда человек, вооруженный достижениями науки и техники, научился распространять информацию по всему земному шару с легкостью ветра, гоняющего листья по лужайке, трудно кого-либо удивить тем, что идеи той или иной культуры неожиданно обнаруживаются в другом, далеком от нее районе мира. И повсеместное распространение за какие-нибудь шестьдесят — семьдесят лет такого уникального явления, как джаз, едва ли не самый поразительный факт нового времени.

В период первой мировой войны, когда джаз Нового Орлеана и прилегающего к нему районов еще был народной музыкой, количество джазовых музыкантов не превышало несколько сотен, а число слушателей, в основном представителей негритянской бедноты из дельты Миссисипи, не достигало и пятидесяти тысяч.

К 1920 году джаз стал известен, иногда в виде довольно неумелых имитаций, всюду в Соединенных Штатах Америки. Через десять лет его стали исполнять и слушать в большинстве крупных городов Европы. К 1940 году его уже знали во всем мире, а к 1960 году он был повсеместно признан как самостоятельный музыкальный жанр, даже как особый вид искусства.

Джаз никогда не был популярной музыкой

Джаз никогда не был популярной музыкой. Несомненно, время от времени отдельные формы джаза становились популярными: так было с «джазовой» музыкой 20-х, со «свингом» 1935 — 1945 гг., так обстоит дело со стилем «ритм-энт-блюз» сегодня (конечно, популярность в бывшем СССР эти стили не имели).

В данном случае будет уместно говорить о так называемом «псевдоджазе» — все вышеперечисленные направления имели какие-то небольшие элементы джаза и «выдавались» за настоящий джаз, и слушатели, покупавшие такие пластинки, как правило не разбирались в джазе. Но подлинный джаз — тот, который сами джазмены считают своей музыкой, — редко приобретает сколько-нибудь широкую популярность.

11 стр., 5062 слов

История джаза и его основные стили

... истории джаза стали предпринятые попытки исполнения блюзов не только как вокальной, но и как инструментальной музыки. 1.3 Распространение джаза Джаз оставался ответвлением музыкального фольклора и исполнялся небольшим колличеством музыкантов ... позволить даже негр. 2) Вторым обстоятельством стало создание большого числа увеселительных заведений. Музыканты стали получать в них работу, имели возможность ...

Влияние джаза на современную музыку

Джаз оказывал и продолжает оказывать влияние на всю современную музыку. «Рок», «фанк» и «соул», эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, значительная часть симфонической и камерной музыки заимствовали многие элементы джаза. Без преувеличения можно сказать, что именно на фундаменте джаза выросло здание современной поп-музыки.

Становление джаза

Джаз в своем становлении можно разделить на три периода:

  1. Зарождение классического джаза
  2. Зрелый период (эра свинга)
  3. Современный джаз: стили боп и кул-джаз

Место рождения джаза

Хотя существует легенда о том, что джаз родился в Новом Орлеане, последние исследования историков джаза указывают на то, что джаз возник в негритянской субкультуре одновременно в разных местах Америки, таких как Нью-Йорк, Канзас-Сити, Чикаго и Сент-Луис. Однако Новый Орлеан все же считается колыбелью джаза. Свидетельства старых музыкантов и грамзаписи подтверждают особенность музыки новоорленских музыкантов и их влияние на дальнейшее развитие джаза.

Истоки джаза в Новом Орлеане

В период между 1895 и 1910 годами в Новом Орлеане сформировалась группа музыкантов, игравших самую различную музыку. Цветные креолы отдавали предпочтение классической музыке, а негров привлекала насыщенная рег-ритмами музыка, близкая их фольклору. Эти два направления постепенно сливались, и из этой мешанины возникла музыка, доселе неведомая.

Первая джазовая грампластинка

26 февраля 1917 года в Нью-Йорке была записана первая джазовая грампластинка в студии «Victor». После выхода этой пластинки джаз стал популярным не только в Америке, но и во всем мире. Пять белых музыкантов из оркестра «Original Dixieland Jazz Band» стали знаменитостями.

Значение первой джазовой пластинки

Выход первой джазовой пластинки имел огромное значение в истории джаза. До этого джаз был скромным ответвлением музыкального фольклора и его исполнители были ограничены горсткой людей в Новом Орлеане. Однако после выхода пластинки «джаз» стал известен во всем мире.

Недовольство и раздражение исследователей джаза

Многие исследователи джаза не могут скрыть недовольства и раздражения по поводу того, что первую джазовую пластинку записала группа белых музыкантов, а не негритянский оркестр.

Ансамбль «Original Dixieland Jazz Band»

«Original Dixieland Jazz Band» считался ансамблем без руководителя, но на самом деле центральной фигурой в нем был корнетист Ник де Ла Рокка, который не только задавал тон как исполнитель, но и руководитель всеми делами группы.

10 стр., 4763 слов

ДЖАЗ – ЯВЛЕНИЕ XX ВЕКА учебно-методический материал по музыке

... такую музыку. Основные особенности джаза – это импровизационность и свобода ритма, свободное дыхание мелодии. Музыканты джаза должны уметь импровизировать либо коллективно, либо соло на фоне срепетированного аккомпанемента. Что же касается джазового ...

За две или три недели ансамбль новоорлеанских музыкантов покорил весь Нью-Йорк. Ангажементы следоавали один за другим, Популярность ансамбля и привела к появлению первых джазовых грампластинок. Тираж их первой пластинки превысил миллион экземпляров — цифра по тем временам неслыханная.

В последующие годы ансамбль записал около дюжины пластинок и совершил гастрольную поездку по Англии. Со временем он приобретал все более коммерческий характер и в середине 20-х годов распался. В 1936 году ансамбль вновь попытались возродить, но, поскольку он не имел успеха у публики, из этой затеи ничего не вышло.

Значение «Original Dixieland Jazz Band»

В наши дни ансамбль «Original Dixieland Jazz Band» представляет интерес главным образом для историков джаза. Большинство современных слушателей находят их музыку скучной и даже нелепой. Однако в свое время их авторитет у публики был очень высоким. В течение двух-трех лет, пока не было записей других джаз-бэндов, этот ансамбль был единственным в своем роде. Каждый американец, хоть сколько-нибудь интересовавшийся популярной музыкой, знал их пластинки. Молодые музыканты, большей частью белые, изучали эту музыку по грамзаписям такт за тактом, пока не заучивали партии всех инструментов наизусть. Оркестры с устоявшейся репутацией, поддавшись модному поветрию, пытались имитировать джаз и воспроизвести характерный рег-ритм.

Выходу джаза из негритянских районов Нового Орлеана способствовало одно важное обстоятельство: механизация развлечений, прежде всего распространение фонографической звукозаписи. Но звукозапись была не первым изобретением, оказавшим влияние на развитие джаза.

Важную роль в популяризации регтайма сыграло механическое фортепиано, позволившее тем, кто плохо владел инструментом, услышать у себя дома пьесы Джоплина и других известных в то время музыкантов. Оно служило также важным средством обучения молодых исполнителей. Немало начинающих пианистов регтайма вырабатывали свою технику, следя за клавишами, приводимыми в движение вмонтированным в механическое фортепиано специальным устройством.

Однако фонограф был более универсален, нежели механическое фортепиано, и поэтому он быстро завоевал почетное место в культуре XX века. Как бы то ни было, но он способствовал распространению джаза, особенно после того, как фонограф появился почти в каждой семье.

Все эти явления и вызвали повальное увлечение музыкой которую широкая публика называла джазом. В действительности большая часть того, что она слушала, была или обычной танцевальной музыкой, или обработками популярных мелодий с минимальными элементами джаза. Такую коммерческую музыку играли как негры, так и белые музыканты. Ей была свойственна неровная метрическая пульсация; с помощью сурдин музыканты извлекали из инструментов необычные «рычащие» звуки, якобы присущие джазу. Некоторые исполнители такой музыки прославились и даже разбогатели. Самым известным из них был Пол Уайтмен.

Заключение

В ходе выполнения курсовой работы были изучены наиболее яркие музыкальные направления первой половины XX века. Мы познакомились с выдающимися композиторами этого времени, основателями тех или иных направлений, начиная от нововенской классической школы и заканчивая новомодным джазом.

5 стр., 2261 слов

Разработка музыки в 5-м классе. «Писатели и поэты о музыке и ...

... Учитель: Сегодня на уроке мы с вами постараемся выяснить, сможет ли литература обойтись без музыки?! А поможет нам в этом - сказка! IV Тема нашего урока: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Музыка — главный герой ... служить им, не хотели им подчиняться. И решили злые паны погубить музыканта. И сговорились с чертями, и черти наслали на него, когда он по лесу шёл, 20 голодных волков. ...

Модернизм в музыке был в том, что впервые музыканты и слушатели поняли, что музыка не должна быть ограничена традиционными направлениями, а может быть совершенно различной, и каждая имеет право на существование, что породило музыкальную революцию в некоем смысле этого выражения.

На основании изученного материала был сделан важный вывод, что именно в данный период времени зародились и закрепились те основы, на которых держится вся современная музыка, преобразуясь с течением времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/stilisticheskoe-mnogoobrazie-zapadnoevropeyskoy-muzyiki/

1. Мартынов И. Очерки о зарубежной музыке первой половины XX века. — М., 1970.

2. Музыка ХХ века: Очерки. — М.,1984. — Ч.2.

3. Музыкальное искусство ХХ века: Творческий процесс. Художественные явления, теоретические концепции. — М.,1992.

4. Музыкальное искусство и культура: Наблюдения, анализ, рекомендации. — Новосибирск,1996.

5. Энтелис Л. Силуэты композиторов ХХ века.- Л.,1975.