Самостоятельная музыкальная деятельность

Контрольная работа

Организация домашней и внеклассной самостоятельной работы

Одной из составляющих учебной деятельности школьника является самостоятельная работа, которая включает в себя не только работу в классе, но и домашнюю и внеклассную деятельность. Организация такой работы требует не только ответственности со стороны учителя, но и активной работы со стороны самого ученика.

Домашняя работа является неотъемлемой частью учебного процесса, которая позволяет углубить и закрепить знания, а также развить самостоятельность и ответственность у ученика. Учителя должны учитывать уровень подготовки каждого ученика и давать задания, соответствующие их возможностям. Важно не только формулировать задания, но и объяснять, как их выполнить, как пользоваться различной литературой, источниками информации, что способствует развитию умения искать необходимые материалы.

Внеклассная самостоятельная работа может состоять в походах в музеи, выставки, экспериментах, олимпиадах и других мероприятиях, которые направлены на расширение кругозора и обогащение знаний учеников. Такая работа требует наличия графика проведения мероприятий и отбора участников, а также контроля со стороны учителя.

Реальные факты

В одной из школ Москвы была организована дополнительная программа для школьников, которая включала в себя участие в различных олимпиадах и проектах. Дополнительные занятия проводились после школы и требовали от учеников не только времени, но и знаний. Учителя помогали подготовиться ученикам, проводили дополнительные занятия и консультации. Результаты участвующих учеников на олимпиадах и конкурсах существенно улучшились.

В другой школе проводятся уроки научной фантастики, которые проводятся в рамках внеклассной работы. Ученики изучают различные теории и гипотезы, знакомятся с историей жанра и самими книгами и фильмами. Программа способствует расширению кругозора учеников и развитию их фантазии и логического мышления.

Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности

Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной художественной деятельности: театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой и музыкальной.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» есть раздел «Самостоятельная художественная деятельность». Она объединяет действия детей, связанные с разными видами искусства (рисованием, пением, чтением стихов и т. д.), каждое из которых имеет свое самостоятельное развитие.

18 стр., 8856 слов

Личность учителя глазами младшего школьника (на примере сочинения ...

... уроков, внеурочную систему работы; на основе анализа текстов-образцов определить содержание понятия «сочинение в жанре портретной зарисовки учителя», его жанровые признаки; выявить степень готовности учеников к оценке личности учителя и созданию ...

В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами).

Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке — сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить.

Для характеристики детской деятельности важно отметить следующее: источник, откуда они черпают свои музыкальные впечатления; интересы детей, отдающих предпочтение тем или иным песням, хороводам, какому-либо виду деятельности; формы организации самостоятельной деятельности.

Источником возникновения детского музицирования являются прежде всего музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Их систематически побуждают к самостоятельным действиям. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Например, на занятиях дети часто поют в сопровождении инструмента. Но если их будут учить петь без сопровождения, то они смогут сами по своему желанию петь без поддержки фортепиано.

Многие ребята любят танцевать, маршировать под музыку. Но если они научатся напевать плясовую мелодию, марш, то уже смогут без помощи взрослого сопровождать движения своим пением.

Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники, развлечения. Это яркие страницы жизни ребенка. Многие воспитатели отмечают, что сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.

Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности в семье. Самые распространенные из них — это детские музыкальные радио- и телепередачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, коллекционирование грамзаписей и т. д. оказывают влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование.

Диафильмы с музыкальным сопровождением, увлекательные мультфильмы с занимательными персонажами вызывают у ребенка желание повторять полюбившиеся ему песни.

3. Виды самостоятельной музыкальной деятельности

Рассмотрим, как применяются детьми различные виды музыкальной деятельности в условиях самостоятельного детского музицирования. Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действии детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.

Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях.

Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню М. Красева «Осень». Одна из девочек строго говорит: «А это пойте тише, как эхо».

30 стр., 14829 слов

Роль игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников

... работы обусловлена значимостью проблемы организации игровой деятельности и её влияния на развитие личности ребенка; а также значением данного процесса в музыкальном воспитании дошкольников. Вышесказанное также определило тему дипломного исследования: «Роль игровой деятельности ...

Музыкальные игры для детей

Музыкальные игры для детей могут развивать не только музыкальные способности, но и творческий потенциал ребенка.

Музыкальный «концерт»

Музыкальный «концерт» — это игра, где дети объединяют несколько видов деятельности: исполнение на инструментах, отгадывание мелодии, танцы и т.д. Таким образом, дети могут показать свои таланты и получить поддержку и восхищение виртуальной публики.

Музыкальный «оркестр»

В этой игре выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках.

Творческие игры

В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Они могут сочинять свои собственные песенки, использовать знакомые движения и придумывать пляски. Например, мальчики, играя в «парад», поют «Барабан» М. Красева, барабанят и маршируют, меняя построение в каждом куплете песни. Девочки, укачивая кукол, могут петь песню «Баю-баю» М. Красева, что способствует более динамичному протеканию игры и организует действия детей.

Музыкально-дидактические игры

Эти игры развивают у детей способность к восприятию и различению основных свойств музыкальных звуков. Примерами таких игр могут быть «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.

Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности

Художественная музыкальная деятельность детей

Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей многообразны. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях.

Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные их элементы. Действия детей носят характер упражнений; они учат друг друга выполнять, например, шаг польки, правильно петь мелодию песни, сами замечают неточности в выполнении тех или иных действий, показывают, как надо сплясать, спеть.

Игра — следующая форма организации самостоятельной музыкальной деятельности. Это могут быть сюжетно-ролевые игры с эпизодическим самостоятельным применением детьми музыкального репертуара. Чаще всего в таких играх звучит песня. Музыка и литературный текст помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы.

Музыкально-дидактические игры привлекают детей возможностью действовать с игрушками и пособиями. Играя в «музыкальное лото», они различают по тембру разные инструменты, узнают по содержанию картинки или исполненные на органчике знакомые песни. Переставляя матрешку по ступенькам «музыкальной лесенки», дети осваивают направление движения мелодии, расположение звуков, разных по высоте, воспроизводят тихое и громкое звучание на разных инструментах.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

Заключение

Осуществление школьником самостоятельной работы играет значительную роль в повышении уровня его учебно-познавательной мотивации. Для этого требуется обучение приёмам, формам и содержанию этой работы, что подчёркивает важность организующей и управляющей функций учителя. Высшая школа отличается от средней главным образом степенью самостоятельности обучаемых, при этом одной из главных задач образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.

15 стр., 7258 слов

Этапы работы по обучению детей современным музыкально-ритмическим движениям

... курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. музыкальное ритмическое воспитание дошкольный ... ритма музыки в простых и легко доступных детям ... новейших исследований физиологии, психологии и естественных наук. ... игре на музыкальном инструменте. Своей плодотворной практической деятельностью он доказал, что возможно перевести музыкальный ритм в ...

Список литературы

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003.

  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов, 2-е изд., испр. и перер., — М.: Логос, 2006

  3. Клюева Н.В. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. — М.: П24 Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003

  4. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

  5. Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 270 с.: нот.