Виды художественной обработки металлов

Контрольная работа

Художественная обработка металла — искусство изготовления изделий из металла, способных удовлетворять эстетические потребности человек, формировать его художественный вкус и культуру.

Вначале для художественной обработки человек использовал только золото, затем постепенно стал применять серебро и другие металлы и сплавы. Художественная обработка металла включает фигурное литье, ковку, чеканку, гравировку и множество других приёмов.

Художественный металл уникален своей сочетаемостью с другими материалами — камнем, стеклом, древесиной, майоликой и даже текстилем, что дает художнику по металлу безграничные возможности для творчества, для воплощения самых смелых идей.

Художественная обработка металлов на территории России возникла с незапамятных времён. Её центрами были в разное время Киевская Русь, Владимиро-Суздальское княжество, Новгород, Псков, Ярославль, Нижний Новгород, Кострома, Казань, Калуга, Вологда, Великий Устюг, Москва, Петербург, ряд городов Урала.

Временем расцвета художественных ремесел на Руси стал XVI век, но возрождение утраченных во время монголо-татарского ига традиций началось ещё в XV столетии. Главным центром художественного ремесла становится Московский Кремль, где находились многочисленные мастерские и работали лучшие мастера. Наибольшего мастерства достигли древнерусские ремесленники-ювелиры. Им были подвластны самые сложные ювелирные техники — литье, чеканка, зернь, скань, чернь, разные виды эмали, резьба, гравировка. Способы художественной обработки различных металлов совершенствовались, появлялись новые техники. Кустари — одиночки постепенно объединялись в артели, появлялось разделение труда.

Формирование особенностей художественного металла, как составной части русской национальной культуры, началось со времени образования в конце XVII века всероссийского национального рынка, в пору петровских преобразований. Решающую роль в развитии художественной металлообработки сыграло основание Петром I в начале XVIII века первого государственного оружейного завода на базе существующих к тому времени кузнечного и оружейных промыслов. К середине XVIII столетия изделия русских мастеров с применением гравировки с позолотой, инкрустации, отделки стальными «алмазами» приобрели широкую известность не только в обеих российских столицах, но и в других странах. Русские металлисты создали и множество архитектурно-художественных украшений для разных городов России.

7 стр., 3302 слов

Художественная обработка металлов

... 1. История развития искусства художественной обработки металлов. Художественная обработка металлов на территории России возникла с незапамятных времен. Центрами художественной обработки металлов на Руси были в разное время Киевская ... и содержание). Новых высот художественная обработка металлов достигла в XVIII, XIX веках. Необходимо отметить, что до XVII века оно развивалось своими, особыми ...

Новых высот художественная обработка металлов достигла в XVIII — XIX веках. Необходимо отметить, что до XVII века она развивалось своими путями, не испытывая сколько-нибудь заметного влияния творчества мастеров других стран. Начиная с эпохи Петра I и до начала XX века внедряются механические способы обработки металлов: кованое серебро заменяется гладким листовым, чеканка все более уступает место штамповке, находит применение гальваническое золочение. Эти первые предприятия и первые технические новшества по сути предопределили приход эпохи, когда труд мастера-одиночки постепенно был заменен механизированным, а в дальнейшем — промышленным производством.

Начало советского периода художественной обработки металлов относится к 1923 году, когда при Наркомфине было организовано Московское товарищество. Используя опыт и достижения мастеров предшествующих поколений, опираясь на богатые традиции, оно создало немало изделий, получивших мировую известность, в том числе такие произведения монументального характера, как карта нашей Родины из драгоценных металлов и самоцветов, изумительный по красоте орден Победы. На современном этапе центрами художественной обработки металлов в России являются: Москва, Санкт- Петербург, Екатеринбург, Касли, Кострома, Ростов (Ярославский), Великий Устюг, Пермь, Якутск, поселок Мстёра, Красное-на-Волге.

Виды художественной обработки металла. Художественная ковка

На территории России из всех промыслов наиболее широко был распространён кузнечный. Каждый город имел по несколько кузниц, а иногда и великое множество их, если под рукой имелись железные руды.

Техника ручной ковки — пластической обработки раскалённого железа — известна с незапамятных времён, и кузнечное оборудование — горн, мехи, наковальни различных фасонов, молотки и клещи — почти ничего не изменилось и до наших дней. При помощи этого нехитрого оборудования металл расковывался, плющился, сгибался, растягивался, рассекался, сваривался. Вплоть до XVIII века слесарных приёмов в кузнечном деле не применяли.

На территории нашей страны ковка применялась уже в VII веке до н.э. в районах Причерноморья, Северного Кавказа, Южного Урала. Кузнецы Скифии уже владели секретами кузнечной сварки. (Кузнечная сварка- соединение заготовок, нагретых до сварочной температуры при помощи ударов.) В IХ- ХII веках на Руси при строительстве монастырей, церквей и соборов в Новгороде, Пскове, Киеве широко используется труд кузнецов, которые куют тяжи и пояса для крепления стен, сводов и арок, а также оконные решётки, парадные двери и ворота с накладными узорами, витыми ручками-стукалами, собирают и устанавливают на куполах большие и малые кресты.

Хотя искусство ковки известно на Руси с древнейших времен, начало его широкому распространению было положено в XII-XIII вв. — во времена зарождения древнерусского городского кузнечного ремесла.

В XV-XVII вв. кузнечное ремесло продолжало бурно расти, в Новгороде и Москве возникали кузнечные корпорации. Кузнецы селились вместе, образуя слободы (Кузнецкий мост в Москве, Кузнечная слобода в Старице).

Создавая предметы быта, кузнецы придавали им изящную форму, радующую глаз, украшали орнаментом. Большое искусство проявляли мастера при изготовлении навесных замков и ключей. В рисунок головки ключа вплетались растительные и животные мотивы, фантастические образы, геометрические фигуры, звёзды, стилизованные шишки, короны и т.д. Довольно часто в кованом рисунке встречаются фрагменты, характерные для вышивки, керамике или резьбы по дереву: различные коньки, уточки или птицы, клюющие ягоду. Кузнецы изготавливали жиковины (петли) для дверей, кронштейны для люстр и паникадил, гвозди, болты и заклёпки с различными шляпками, сечки, украшенные завитками и зверюшками, светцы, служившие для закрепления лучин. Первые светцы делались из отслуживших подков. Концы подковы заострялись и забивались в деревянную стену, а в скобу вставлялась лучина. Затем светцы ковались в виде небольших веточек с завитками и закрученным вдоль оси стержнем. Цельнокованые светцы на высокой подставке стали широко входить в быт с конца ХVIII века. Начиная с ХVII века в крупных городах развивается строительство дворцово-парковых ансамблей, и многие кузнецы начинают специализироваться на изготовлении разнообразных оград. Старые русские мастера не только отлично знали технологию ковки, но и обладали большим художественным вкусом. Созданные ими решётки и ограды не терялись и сохраняли выразительность в любом архитектурном окружении. В лучших образцах художественной ковки громоздкие и тяжелые по своей сути металлические изделия порождают у зрителей иллюзию ажурной легкости.

9 стр., 4037 слов

Художественная обработка металлов

... роль в рождении художественной обработки металлов как особого явления в культуре и искусстве. Формирование особенностей художественного металла, как составной части ... знает аналогов. Металл является одним из наиболее древних материалов, который человечество открыло, и начало широко ... и округе существовали задолго до того как возникла государственная потребность в металле и вооружении. В конце VI века ...

В современной художественной ковке применяется масса новых технологических приемов, но до сих пор, как и сотни лет назад, металл нагревают в горне, изделия куют на наковальне и используют все те же проверенные временем инструменты — кувалды, ручники, пробойники, гладилки, клещи, тиски и т. д. Не изменились и используемые материалы — черный и цветной металлы (медь, латунь, бронза).

Просечка

Рождение искусства просечного железа относится к самым отдаленным временам развития кузнечного дела. Ковка и просечка столетиями мирно сосуществовали и успешно развивались вплоть до прошлого века.

Технология изготовления элементов из просечного металла не очень сложная, но требует кропотливого труда и навыков работы с листовым металлом. Из металлов использовали железо, латунь, красную медь. Для вырезания узора употреблялись специальные сечки наподобие долота и мелкие зубильца с рабочей поверхностью необходимых форм. Готовый узор воронили, лудили, покрывали позолотой.

Рисунок просечного металла во многом аналогичен рисунку деревянных пропильных орнаментов на наличниках и свесах и содержит растительные мотивы, повторяющиеся геометрические элементы, завитки. Иногда просечной узор обогащался пластически: отдельные его детали прочеканивались, поднимались над плоскостью. Или наносился дополнительный узор. Цвет тоже играл немалую роль. Просечное железо воронили, лудили, покрывали позолотой. Фон часто раскрашивали в яркие цвета. Но иногда фона не было вообще — просечной ажур смотрелся на просвет. Рисунок наносили так, чтобы просветы создавали свой дополнительный узор.

Просечной металл начиная с XVI века широко применялся для украшения бытовых предметов, а также в сельской и городской архитектуре. Подзоры из просечного металла украшали свесы крыш и фронтонов изб, дворцов и соборов; ажурные коньковые решетки завершали гребни крыш, дымники в виде башенок и ваз венчали дымовые трубы, а различные короны и навершия — водосточные трубы. Кроме этого, просечной металл использовался при изготовлении личинок, секирных и врезных замков, а также для декоративной отделки доспехов и холодного оружия. В домах просечными полосами оковывали сундуки, поставцы, шкатулки. Эта техника привилась и получила широкое распространение в сундучном производстве.

6 стр., 2978 слов

Художественная обработка металла

... понадобилось, чтобы изготовить кувшин. Но чудеса продолжались! На подсохшую глину кисточкой мастер стал наносить яркие невиданные цветы и необыкновенных, фантастических птиц с ... искусства. Народные умельцы, используя различные металлы, эмали, самоцветы, применяя многие способы обработки, сумели создать совершенные по красоте произведения. Металл обладает удивительными свойствами. Его можно ...

Изготовление просечных изделий развивалось в основном в Вологодской, Новгородской, Ярославской областях. Очень интересны работы великоустюжских мастеров. В растительных мотивах просечки переплетаются ветки и цветы самых разнообразных очертаний.

Чеканка

Процесс получения на заготовке рельефного изображения посредством холодной обработки, т.е. ударов молотка по чекану или с помощью штампов, называется чеканкой. В качестве материала используют листовой металл — золото, серебро, медь, мельхиор, алюминий .Основные инструмента чеканщика — набор чеканов, стальной и деревянный молотки. Чеканка- это трудоемкая техника. Короткими и частыми ударами молотка при постоянном прижиме и вращении металл выстукивается до тех пор, пока не получится желаемая форма. Затем переходят непосредственно к чеканке (выбивке декора).

Изделия, откованные из цельного куска заготовки, представляют собой наивысшие художественные произведения. Легче работать с двумя или более кусками заготовки, которые затем припаивают друг к другу.

Высокого совершенства чеканка достигла в домонгольской Руси, а своего расцвета — в древнерусском искусстве IV-XVII веков. Дальнейшее развитие она получила в XVIII -XIX веках. Например, сохранились чеканные изделия новгородских чеканщиков XI-XII веков культового характера (оклады икон и др.), в которых своеобразно сочетаются черты русского и византийского искусства. Это не только орнаментальные композиции, выполненные чеканкой из листа, но и чеканные литые фигуры. К этому времени относятся образцы чеканного искусства Владимиро-Суздальской Руси. К 1412 году относится работа мастера Лукиана (складень), изготовленная чеканкой с чернью, а также работы тверских ювелиров, выполненные чеканкой по серебряному литью. Чеканка по высокому рельефу производилась мастерами-греками в Москве, а чеканные ковши и чаши — в Новгороде. Особенно пышного расцвета достигла чеканка в XVI веке, в Ярославле она сочеталась с резьбой и гравировкой, в Нижнем Новгороде обогащалась литыми скульптурными деталями. Расцвет чеканного искусства продолжался и в XVII веке, когда особое развитие получила чеканка по серебру и золоту. Мастера московской Оружейной палаты проявили высокое мастерство в чеканке дворцовой утвари: кубков, братин, тарелок, чаш, подносов. В этих изделиях нашли применение самые разнообразные виды техники чеканки: плоскостные, выполненные с лицевой стороны, просечные, объемные и др.

Появились новые приемы и художественные особенности: со второй половины XVII века и с начала XVIII века в Новгороде чеканщики применяют прорезной орнамент, в Костроме развивается плоская измельченная чеканка, чередующаяся с литьем и резьбой, в Ярославле чеканка достигает особой пышности, расцвечивается цветной эмалью.

С начала XVIII в. центром художественной металлообработки становится Петербург, куда переводятся многие мастера Оружейной палаты. Прекрасным образцом, в котором используются все возможности чеканки, служит усыпальница лавры Александра Невского, находящаяся ныне в Государственном Эрмитаже. Крупнейшими центрами чеканного искусства в XVIII в. стали Северный Кавказ и Урал.

18 стр., 8801 слов

Методы и способы изготовления художественных изделий

... по изготовлению изделия. 1. Основная часть 1.1 Методы и способы изготовления художественных изделий История материальной культуры зафиксировала удивительные изделия из металла, выполненные мастерами прошлого: ... довести до наших дней искусство декоративной и художественной обработки металлов. Художественная обработка металла включает: фигурное литье, ковку, чеканку, гравировку, высечение ажурных ...

Дифовка (выколотка)

Техническая разновидность чеканки — дифовка (выколотка).

Это древний прием холодной обработки листового металла, производимый непосредственными ударами молота, под которыми он тянется, изгибается и в результате приобретает необходимую форму. Таким образом, если взять плоскую круглую заготовку и на наковальне начать обрабатывать молотком ее центральную часть, то лист станет изгибаться, приобретая форму сферы. Концентрируя удары в определенных местах и применяя разнообразный подкладной инструмент, получают изделия различной формы. От ковки дифовка отличается тем, что она выполняется из листового металла не толще 2 мм, который обрабатывается в холодном состоянии. А от чеканки дифовка отличается тем, что вся работа от начала до конца ведется не чеканами, а специальными выколоточными молотками. Мастера-дифовщики используют при работе свыше 100 различных молотков, с плоским или фигурным бойком из твердых пород дерева, меди, свинца, большое число опорных и подкладных инструментов. Задача этой техники — создать из листового металла полое объёмное изделие.

В старину из листового металла мастера-дифовщики делали боевые доспехи (щиты, шлемы), а также различные архитектурные элементы (шары, звезды).

Технику выколотки применяли и при изготовлении металлической посуды: котлов, ковшей, чаш, кубков, кувшинов, самоваров, ложек. До внедрения штампов при выделке таких элементов самовара, как стенка — резервуар, в который наливается вода для кипячения, применялась ковка (выколотка) заготовки на чугунной болванке с последующим прочеканиванием всех рельефных декоративных узоров. Кроме рядовой посуды, мастера создавали уникальные произведения декоративного искусства. Изделия из листового золота и серебра украшались вставками из драгоценных камней, отделывались гравировкой, чеканкой, насечкой. Позднее выколотку стали применять при создании монументальной скульптуры.

В современных условиях холодная ковка в области художественной обработки металла встречается редко, в основном в ювелирном производстве.

Басма (тиснение)

Басма (тиснение) является своеобразным развитием и усовершенствованием чеканки. Вместо многократных ударов чеканом, необходимых для лепки сложной формы, используются басменные доски-матрицы.

Преимущество тиснения по сравнению с чеканкой — быстрота выпуска изделий, а также значительная экономия драгоценного металла, так как басма по сравнению с чеканкой осуществляется на материале значительно меньшей толщины.

В древнерусском искусстве техника тиснения была известна ещё в домонгольский период (X-XI вв.) и широко применялась наряду с чеканкой в городах Новгороде Великом, Пскове, Полоцке. Наивысшего расцвета она достигла в XVI — XVII веках.

Для басменного тиснения делают металлические, каменные или деревянные доски (матрицы) с рельефом на одной стороне (высота рельефа 2 — 5 мм).

Она представляет собой невысокий монолитный рельеф с мягкими плавными линиями без острых углов и резких выступов. Общая высота рельефа на древних басмах не превышает 1-2 мм, но к XVII веку (особенно в конце его) она иногда достигает 5-6 мм (на больших басмах).

12 стр., 5820 слов

Литые металлические художественные изделия

... шумерская бронза, кроме олова, содержала никель, поэтому по распространению изделий из нее можно строить предположения о связях ... работ. Таким образом, возникали металлургические центры. Слитки металла, изделия и литейный инструмент посредники доставляли в различные ... мастера многих ремесел. Знаменитая голова быка из Ура (2685 г. до н.э.) (рис.1), без изображения которой не обходится ни одна работа по ...

Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу кладется тонкий лист металла, толщина которого не превышает 0,2-0,3 мм, затем сверху накладывается прокладка из свинца. По этой свинцовой подушке наносят удары деревянным молотком. Под действием силы свинец вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя весь ее рельеф. Такие же деформации претерпевает и металлический лист, зажатый между матрицей и свинцовой прокладкой. После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно воспроизводящий все детали матрицы, включая и фактуру. Басма несколько отличается от матрицы четкостью рисунка. На басме он получается более мягким, как бы слегка сглаженным. После тиснения заготовку снимают и тонкими чеканами дорабатывают рельеф, подправляют углы, обрабатывают и готовят к дальнейшей сборке.

В древнерусском искусстве басмы применялись для украшения различных изделий, как культовых, так и светских: окладов икон, переплетов книг, сундуков, ларцов. Басмы выполняли с портретными изображениями или с орнаментальными. Особенно часто применялись басмы с повторяющимся орнаментом. Для получения такого орнамента на матрице выполнялся только один раппорт, а затем в процессе изготовления басмы после каждого тиснения заготовка передвигалась на величину раппорта и вновь оттискивалась, такие стыки хорошо видны на готовой басме. По наличию стыков легко отличить тиснение от чеканки.

Литьё

Широкое развитие художественное литье получило в Древней Руси в VI-VIII веках и достигло расцвета в конце ХII — начале ХIII вв. Появились двусторонние формы из твёрдого камня с разветвлёнными литниковыми системами (системы, по которым подаётся расплавленный металл), позже — формовка в глине. Начиная с IX — Х веков применяется литьё по восковой модели. Производили медные, бронзовые, серебряные изделия — предметы домашнего обихода, украшения (браслеты, пряжки, поясные накладки и ожерелья).Отливали и более крупные предметы: подсвечники, паникадила, кувшины-водолеи, колокола, изготовляли и оружие (стрелы, наконечники копий).

В XII в. появились кустарные литейки в Смоленском княжестве и Новгороде. Мастера-литейщики высоко ценились в государстве. Так, согласно списку «Русская Правда», за убийство ремесленника — литейщика устанавливалось наказание — побор в казну, вдвое превышающий побор за убийство «простого» человека.

При Дмитрии Донском и его преемнике Василии I в сложившейся обстановке перед русскими литейщиками ставится задача овладения искусством изготовления пушек. Их производство началось на Руси в 1393 г.

В 1478 г. посол в Венеции С. Толбузин приглашает в Москву Аристотеля Фиораванти.

В Москве Фиораванти построил пушечный литейный завод, находившийся в Китай-городе и носивший название «Пушечная изба».

В ХV веке появляется новый материал — чугун,очень прочный металл, не поддающийся ржавлению и окислению. Из к него1445г. литейщики начали делать украшения фасадов зданий, лестниц, фонарей, каркасов для скамеек и т.д..

Прекрасные образцы литейного искусства имелись и в XVII веке в северных русских городах — Новгороде, Владимире, Суздале. В XV -XVII веках на созданных заводах было отлито большое количество пушек. Пушки, помимо своего прямого назначения, являлись художественными произведениями с богатым декором, изящными лафетами (литейщики А. Чохов, Е. Данилов, А. Григорьев, М. Осипов, И. Моторин и др.).

3 стр., 1080 слов

Русская культура XIX века: литература, искусство, музыка, наука

... литература второй половины XIX века Во второй половине XIX века литература приобретает огромное значение в общественной и культурной жизни России. В литературе ... мастерами пейзажа в России были А. К. Саврасов («Грачи прилетели» 1871 г.), И. И. ... Алексеевича Некрасова, Ф. И. Тютчева 3. Развитие искусства и архитектуры Орест ... влияния на последующий ход развития культуры, XIX век в России можно ...

Кроме пушек мастера специализировались и на отливе колоколов.

Мастерство русских литейщиков, считалось непревзойденным. До настоящего времени вызывают изумление украшающие Московский Кремль: «Царь-пушка» массой 38,4 тонн, отлитая Андреем Чоховым в 1586 г, богато украшенная узором, и, крупнейший в мире, «Царь-колокол» массой около 200 тонн, изготовленный отцом и сыном Иваном и Михаилом Моториными (1735г.).

Каслинское литьё

Искусство старинного художественного литья из чугуна началось в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков поставил на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. К моменту, когда завод перешел во владение горнозаводчиков Демидовых в 1751 году, изделия каслинских умельцев уже почитались в Европе и Азии.

Следующий владелец завода, вольный купец I гильдии Лев Расторгуев, еще более упрочил славу самобытных изделий. Начиная с 1809 года, он и его наследники привлекают в свои цеха талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Тогда же были приглашены в Касли выпускники Петербургской Академии художеств М.Канаев и Н.Бах, организовавшие заводскую художественную школу, которая позже своими талантливыми работами подняла ремесло до уровня искусства.

Каслинский чугун, выплавляемый на древесном угле, был великолепен: пластичный, податливый, свободно заполняющий любую сложнейшую форму. Сначала отливались простые изделия -различная посуда, затем более сложные — детские игрушки, фигурки лесных зверей. Каслинские мастера получили известность благодаря умению сочетать обобщенное решение всей скульптуры с внимательной проработкой отдельных её частей: мускулов, шерсти, складок и мельчайших деталей одежды. Обладая прекрасным чувством материала, каслинские мастера строят свою работу на контрастах полированной глади и фактурной поверхности, монолита и ажура.

Постепенно на заводе сформировались целые династии потомственных литейщиков, формовщиков, чеканщиков, которые к началу XIX века практически могли воспроизвести в чугуне любую, самую причудливую форму.

Каслинское литье — это своеобразный сложный синтез профессионального искусства и народного творчества, искусства промышленного и уникального. Бронзовую модель — создание скульптора-профессионала — формовщики и чеканщики переводят в чугун, отделывают, добиваясь высокого художественного совершенства, сохраняя все особенности пластического языка и творческой индивидуальности автора.

К 60-м годам ХIХ века завод выпускал огромное количество поразительных по своему разнообразию изделий: архитектурное литье (решетки, надгробия, памятники), станковую скульптуру (портреты, многофигурные композиции), так называемое «кабинетное литье» (полочки, шкатулки, рамочки, письменные приборы, декоративные тарелки и т.п.).

На протяжении всего прошлого века каслинское чугунное литье было тесно связано с русской реалистической скульптурой. Петербургские и московские скульпторы профессионалы создавали модели для Каслей. Отливались произведения талантливейших скульпторов М.Канаева, П.Клодта, Н.Баха, Е.Лансере, А.Обера, Н.Либериха.

44 стр., 21584 слов

Исторические факты о декоративно-прикладном искусстве

... мастера, и из самых разных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня и проч.) создают предметы быта, являющиеся произведениями искусства. Основными задачами дипломной работы ... История развития ювелирных изделий Во второй половине XIX века заметное влияние на развитие декоративно-прикладного искусства ... судить по ... эмалей создало новый декоративный стиль. Представители движения «Искусства ...

Сейчас «ООО Каслинский завод архитектурно-художественного литья» выпускает большой ассортимент изделий: парковые фонари, ограды, декоративные решетки, парковые скульптуры, парковая мебель, малые архитектурные формы: камины, балясины, канделябры, а также художественное литье: статуэтки, бюсты. Сегодня, как и более чем полтора века назад изделия выполнены по оригинальной технологии, в лучших традициях каслинского художественного литья, продолжаемого двенадцатым поколением каслинских мастеров.

Филигрань (скань)

Филигрань — своеобразный вид художественной обработки металла, занимающий с глубокой древности важное место в ювелирном деле.

Слово «филигрань» произошел от двух латинских слов: «филюм» — нить и «гранум» — зерно. Слово «скань» русского происхождения. Он берет свое начало от древнеславянского глагола «съкати» — свивать. Материалами для изготовления скани служили чистые металлы: золото, серебро, медь. Техника состоит в образовании сложных кружевных узоров из разной длины отрезков тонкой проволоки, гладкой или крученой, круглой или плоской. В единое целое элементы филиграни соединяются при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой металлические мелкие шарики, которые напаивают в заранее подготовленные ячейки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид.

Различают филигрань ажурную и фоновую или напайную. Ажурная филигрань —

это своеобразный кружевной узор с насквозь просматривающимся рисунком. Филигрань, напаянная на специально подготовленный фон, сплошной (глухая филигрань) или филигранный (ажурный), называется фоновой. И ажурная, и фоновая филигрань бывает плоской и объемной.

До XVII века производство филигранных изделий сосредоточивалось в царских, княжеских и монастырских мастерских. В XVII веках появляются самостоятельные ремесленники, появляется разделение труда, отдельные мастера осуществляют изготовление проволоки, сканных элементов, начинается выработка изделий, рассчитанных на более широкий круг потребителей. В XVIII столетии наряду с уникальными ажурными изделиями, часто с применением хрусталя и перламутра, получают распространение бытовые предметы: туалетные принадлежности, коробочки, вазочки, солонки, шкатулки. Как декоративный мотив вновь появляется зернь.

В конце XIX и начале XX веков филигранные изделия выпускаются уже крупными фабриками (Овчинникова М. П., Хлебникова И. П., Сазикова И.П.) в больших сериях и разнообразном ассортименте — это главным образом церковная утварь, дорогая посуда, туалетные приборы в больших количествах. Особенно характерен для этого времени расцвет рельефно-ажурной филиграни, применяемой для изготовления окладов на иконы, где из скани выполнялись одежда святых, элементы пейзажа: облака, деревья, скалы. К этому же периоду относится возрождение ажурной филиграни с эмалью, так называемой «оконной» эмали. Технологические приемы в этот период достигают большого совершенства и профессионального исполнения, отличаются особой точностью и тонкостью. В зо-х годах ХХ века приобретает широкую известность самобытное искусство филиграни красносельских мастеров. В России одним из крупнейших центров сканного производства становится село Казаково Нижегородской области. Первая Казаковская артель по производству сканных изделий была образована в 1939 году. В годы Великой Отечественной войны артель не прекращала своей работы: плели офицерские погоны, делали для них звездочки, изготавливали портсигары. В послевоенное время — освоили ножевое и вилочное производство.

13 стр., 6088 слов

Искусство и культура в конце XIX и начале XX веков: футуризм, ...

... их литературно-поэтического и художественного творчества, раскрываются связи дадаизма с такими близкими ему течениями, как кубизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, а также проявления дадаистского искусства в наше ... XX в. Глава 2. Направления в искусстве конца XIX ? начала ХХ веков 2.1Футуризм Футуризм (с латинского « futurum» - будущее) - общее название художественных авангардистских движений ...

Приемником традиций и навыков Казаковскои артели стало ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ).

Предприятие наследует и развивает богатейшие традиции прошлого, ищет и осваивает все новые виды изделий. Находясь в постоянном творческом поиске, художники находят новые мотивы, сочетания. Так пришли к применению золочения, включению в рисунок природных камней, хрусталя, кости, финифти. Уникальность филигранным изделиям придает то, что все изделия выполняются мастерами вручную.

Казаковский завод выпускает самые разнообразные художественные изделия: декоративные вазы и чаши, шкатулки с музыкой, подстаканники, вазы, конфетницы, женские украшения, чайные ложки, кубки, медали, значки, ордена и знаки различия для Российской армии. В последние годы на предприятии стали изготавливать предметы церковного направления.

Алмазная грань

Алмазная грань — огранённые стальные шарики (со сквозным отверстием) размером от десятых долей миллиметра до 5-8 мм прикреплены гвоздиками (заклепками) к поверхности изделия. «Алмазные» шарики собираются в гирлянды на тонких нитях, в результате чего достигался эффект сверкания драгоценных камней. Каждая грань полировалась до зеркального блеска. Особенно эффектно украшенные металлическим «бриллиантом» вещи смотрелись при колеблющемся пламени свечей, когда они начинали мерцать подобно настоящим граненым алмазам. Вначале мастер отковывал стержень нужного диаметра, а затем на наждачном круге, образуя нужное число граней. Этот способ украшения чрезвычайно кропотлив, сложен и требует от исполнителя виртуозного мастерства. Этой техникой — гранёными камениями — в совершенстве владели тульские мастера XVII — начала XIX в. Ими украшались металлические шкатулки и ларцы, ножи, сабли, подсвечники письменные приборы. Форма гранения была круглой, овальной, грушевидной, число граней от 16 (простая огранка) до 86 (королевская огранка).

Для украшения изделия изготовлялось 30 — 40 тыс. разнообразных каменьев.

Секреты искусства гранёных «бриллиантов» из железа не дошли до наших дней, она была утеряна уже в XVIII веке! Лишь в ХХ веке технология была восстановлена. На это московскому реставратору Е.В. Бутурову понадобилось 10 лет. Он обучил своего единственного последователя, И. Н. Иванова. Продолжатель вековых традиций тульских златокузнецов работает в городе Саранске.

Гравирование

Существуют две основные техники гравировки — штриховая гравировка и обронная резьба. В штриховой гравировке на поверхность металла наносят порезки в виде контурных линий и штрихов. Его назначение — декорирование поверхности изделия путем нанесения контурного рисунка или узора, сложных портретных, многофигурных или ландшафтных тоновых композиций, а также исполнение различных надписей и шрифтовых работ. Гравированием украшают как плоские, так и объемные изделия.

Возможности плоскостного гравирования очень широки: рисунки, графические работы, выполненные резцом на металле, еще более тонкие и совершенные, чем рисунки, сделанные карандашом или пером. Приём плоскостного гравирования широко распространен в художественной обработке металлов.

Обронная резьба представляет собой рельеф с выбранным углубленным фоном и объемной обработкой изобразительных элементов. Обронная техника нередко сочетается с чеканкой.

Гравирование в чистом виде применялось сравнительно редко, оно сочеталось с другими художественными работами: чеканкой, литьем, чернью, эмалью, наводкой, насечкой, золочением, сканью, украшением драгоценными камнями.

Мастера древнего Новгорода, Киева, Пскова, Москвы и других городов оставили нам прекрасные образцы гравировки на различных металлах.

Особенно широкое развитие граверное дело получило на Руси в XIV и XV веках, расцвет же его относят ко второй половине XVII века. В то время, кроме мастеров кремлевской Оружейной палаты в Москве, работали и многие другие замечательные умельцы.

Художественное гравирование по металлу получило дальнейшее развитие в изделиях тульских, сестрорецких, златоустовских оружейников и художников.

Златоустовский оружейный завод

Златоуст славится своими мастерами и уникальной техникой Златоустовской гравюры на металле. Этот вид декоративно-прикладного искусства существует почти 200 лет с момента открытия в 1815 году Златоустовской оружейной фабрики. Златоустовская гравюра на стали появилась как искусство украшения холодного клинкового (белого) оружия.

В 1817 году на Златоустовский оружейный завод был приглашен немецкий мастер Николай Шаф. Он передал русским ученикам все секреты своего мастерства. Один из учеников — Иван Бушуев усовершенствовал технику немецких мастеров, вместо иглы вооружившись кистью. Рисунки выполненные таким способом обретали удивительную глубину и рельеф. С помощью нового метода стали украшать не только оружие, но и столовые приборы, часы, домашнюю утварь, дамские украшения. В конце XIX века гравюре снова становится присущим сюжет: клинки украшают картины сражений, охотничьи сцены, текстовые композиции. Предреволюционный этап развития златоустовской гравюры на стали отличается большим разнообразием стилей украшения предметов: «русский», «турецкий», «французский».

В советский период златоустовская гравюра всецело переходит на службу идеалам социализма. В первые годы этого периода гравюра украшает клинки именного оружия для солдат красной армии и наградного оружия вождю и руководителям партии. Широкий размах художественных работ на оружейной фабрике Златоуста и кустарное производство, элементарная безграмотность среди художников украшенного цеха не могли благотворно повлиять на развитие златоустовской гравюры на стали. Во второй половине XX века стремление вписать гравюру на стали в новый быт советского человека привело к упрощению рисунка и к потере его миниатюрности. Эта тенденция получила развитие в массовом производстве настенных панно, изготовленных печатным способом.

Возрождение златоустовской гравюры на стали как искусства украшения предмета начинается в 1990 году с появления в городе Мастерских декоративно-прикладного искусства «ЛИК». Одной из главных задач для творческого коллектива Мастерских было возвращение гравюре её назначения — украшать предмет. Благодаря этому начинанию талантливых художников Александра и Нины Лохтачёвых и Григория Мануша в Златоусте сегодня работают десятки предприятий по изготовлению художественных изделий из металла, организована система профессиональной подготовки мастеров по художественной обработке различных материалов, создаются произведения современного декоративно-прикладного искусства. Созданы условия для формирования современной златоустовской школы художественного холодного оружия.На современном этапе развитие златоустовской гравюры как искусства осложнено условиями рыночной экономики. Приходится констатировать и такой факт, что стремление получить большую прибыль вынуждает производителей увеличивать объёмы выпускаемой продукции за счёт снижения художественной ценности изделий. Широкое распростронение кустарного производства, отсутствие профессионализма среди художников многочисленных фирм приводит к перенасыщению рынка некачественной продукцией и обесценивает златоустовскую гравюру, низводит её от статуса искусства в разряд промыслов.

Павлово — на — Оке

С XVI в. известны промыслы по художественной обработке металла в Павлово-на-Оке. В начале XIX в. Павлово становится крупным центром металлообрабатывающей промышленности. Искусно украшенные гравировкой ружья, ножи, пистолеты и другие изделия (ножницы, замки) были известны не только у нас в стране, но и за рубежом.

Неповторимым своеобразием отличались медные павловские замки для ларцов и шкатулок. Замки изготовляли в виде забавных фигурок львов, русалок, журавлей, всадников и скоморохов, украшая их резцовой гравировкой.

В конце XVIII века для гравировки стали применять машины, покрывая всю поверхность предмета равномерными линиями, правильными кругами и дугами. Эта техника -гильоширование — была в начале XIX века перенесена из токарной обработки дерева и полностью вытеснила кустарное художественное гравирование. Ее использовали для гравирования футляров часов, табакерок и т.п.

Травление

Суть техники травления такова: предмет покрывался смолой или воском, а затем на нём процарапывался декор. При погружении изделия в кислоту или щёлочь процарапанные места протравливались, а поверхность вокруг них, часто поврежденная вмешательством инструмента, тускнела. Так возникал очень неглубокий и мягко проступающий рельеф.

Художественное травление металла впервые стали применять средневековые оружейных дел мастера. Украшения на их изделиях не уступали тем, что выходили из-под рук искусных ювелиров. Травлением оружейники заменили один из трудоемких процессов — ручную гравировку, не утратив при этом прежних художественных качеств.

Чернение

Чернь как вид обработки металла известна на Руси с Х века. Зародился этот промысел в Чернигове. Археологические материалы дают богатейшие коллекции произведений из серебра и золота, украшенных тонкими изящными орнаментами, наведенными по гравировке или чеканке чернью.

Технология черни состоит в том, что черный сплав серебра, меди, свинца и серы вплавляют в основной металл — серебро или золото, чтобы достичь цветового контраста. Чернью украшают изделия из золота и серебра, сплавов меди

Существует несколько вариантов технологического приготовления, наложения и оплавления черни. Наиболее древний и эффективный из них, сохранен и применяется мастерами Великого Устюга.

В ХVII — начале ХVIII веков широкое развитие получило искусство черни в Москве.

В Москву были приглашены лучшие мастера — серебряники из Пскова, Новгорода, Ярославля и других городов.

Для ХVII века характерно значительное влияние на русское искусство произведений из западноевропейских мастерских, привезенных иностранными послами в Москву. Мастера Оружейной и Золотой палат Кремля быстро трансформировали барочные мотивы орнаментики Запада. Пышные узоры из букетов или гирлянд плодов и заморских цветов стали украшать большие серебряные блюда, кубки, и оклады икон.

Но основным центром черневого искусства во второй половине ХVII века стал город на Севере — Великий Устюг. Со второй половины ХVI века и особенно в ХVII веке Великий Устюг входит в число крупнейших торгово-ремесленных центров Руси. В середине ХVII века ремеслом здесь было занято около 500 жителей городского посада, владевших 55 специальностями.

Благодаря талантливым мастерам устюжская чернь обрела свое лицо отличное от искусства других художественных центров. Устюжская чернь по серебру ценилась благодаря высокому художественному совершенству и необычайной прочности сцепления чернового состава с серебром. Изделия мастеров ХVIII в. — табакерки, коробочки, потиры, оклады евангелий и икон и т.д. — отличаются изящными и разнообразными формами. В работах сочетается матовый фон серебра с золотом и глубоким бархатистым черневым рисунком. Изображения силуэтны и лишены мелкой детализации, гравировка их сочная и мягкая. Фон прорабатывался штрихами, образуя своего рода сетку. Черневая композиция всегда очень четко увязывалась с золоченным фоном. Общее решение дополнялось резными или чеканными деталями.

Мастера серебряного дела обучали своему ремеслу даже серебряников Москвы. Развитию черневого искусства способствовало и открытие в 1762 г. фабрики братьев Поповых, которая просуществовала 15 лет. Влияние устюжской черни сказалось на развитии всех художественных центров Севера — Вологды, Архангельска, Вятки. К 19 в. город оказался не в состоянии конкурировать с крупными столичными производствами, но секрет устюжской черни вечной прочности был сохранен.

В конце 80-х годов IХХ столетия знаменитый устюжский мастер М. И. Кошков раскрыл тайны своего искусства племяннику М. П.Чиркову, который в 1934 году передал секрет черневого сплава промысловой артели.

С 1936 г. артель возглавил выпускник Петербургской Академии художников Шильниковский Е.П. Великолепный рисовальщик, график он обращается к литературным произведениям и создает целые серии по произведениям Пушкина, Гоголя, Крылова. Искусство черни в Великом Устюге вновь было поднято на небывалую высоту. Первая наиболее крупная партия серебряных изделий с его рисунками на тему произведений А.С.Пушкина получила на Парижской Всемирной выставке в 1937 году Большую Серебряную медаль и Диплом.

В 1961 г. артель переименована в фабрику, затем завод «Северная чернь».

Сейчас ЗАО «Северная чернь» — это уникальное предприятие народных-художественных промыслов России по производству изделий из серебра 925 пробы, украшенных черневым рисунком. Ассортимент выпускаемой продукции включает около 1000 наименований — это предметы сервировки стола, украшения, предметы интерьера, сувениры. Особая группа ассортимента — это предметы религиозного назначения, выполненные в строгом соответствии с канонами Русской православной церкви.

Эмалирование (финифть)

Первое упоминание о русских перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. В те времена все виды русских художественных эмалей назывались «финифть» и только в XIX веке старинное название «финифть», сменилось на новый термин «эмаль». Техника цветных эмалей была заимствована из Византии, но русские мастера сумели придать искусству эмали национальные черты.

Эмаль представляет собой легкоплавкое стекло сложного состава, предназначенное для наплавления на металл. Цвет эмалей — самый разнообразный и достигается за счет введения в сплав различных металлов и их окислов. Добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. Измельченная в порошок эмаль смачивается водой до нужной консистенции и наносится в ячейки. Работа обжигается в печи. Разные виды и цвета эмали требуют и разную температуру обжига. После обжига, порошок эмали сплавляется в цветной стекловидный слой, в прозрачный, или так называемый «глухой» — цветной непрозрачный слой эмали. Мастер не имеет возможности вмешиваться во взаимодействие эмали и высокой температуры, он может лишь, основываясь на опыте и интуиции, регулировать время и температуру обжига. Составы эмалей, способы их приготовления и методы их нанесения всегда держались в секрете. Существуют различные виды эмалей.

Перегородчатая эмаль. Особенности использования этого технического приема заключаются в том, что эмалью заполняют ячейки, образованные припаянными к поверхности металла перегородками из проволоки. Толщина перегородок, представляющих линии определённого сюжетного и орнаментального изображения, может быть различной. Более толстыми намечаются очертания, а мелкими производится детализация изображения. Важным технологическим условием работы в технике перегородчатой эмали является применение тугоплавкого припоя для перегородок.

Выемчатая эмаль. Под общим названием объединяется сразу несколько приёмов укрепления эмалевых сплавов при помощи создания специальных углублений (выемок) на поверхности изделия. В зависимости от технического замысла мастера, выемки выполняются в технике резьбы, чеканки, штамповки, литья либо гравировки, подобно тому, как подготавливается поверхность металлического изделия под чернь. Это необходимо для лучшего сцепления эмали с металлом.

Техника выемчатой эмали получила распространение в среде русских золотых и серебряных дел мастеров со второй половины XIV столетия и является традиционной техникой русского эмальерного искусства.

Эмаль в сканых обрамлениях. Во многом сходна с техникой перегородчатой эмали. Роль перегородок в покрытиях этого вида выполняет скань — витая проволока, из которой набираются различные орнаментальные композиции. Использование данного технического приема в русском ювелирном деле имеет многовековую историю. В зарубежной практике этот прием — большая редкость, поэтому эмаль по скани за рубежом порой называют «русская эмаль».

Секретам перегородчатой эмали древнерусских художников обучили византийские мастера, однако, в период

монголо-татарского нашествия эта техника была утрачена. И в течение XIV-XV веков финифть не играет важной роли в украшении предметов, а используется лишь как фон для металлических литых или чеканных изображений.

Возрождение искусства финифти относится к XVI в., а расцвет его — к XVII веку. В этот период используются многообразные технические приёмы и расцветки. В середине XVII в. техника финифти обогащается еще одним приемом — росписью особыми огнестойкими красками. Финифтью украшали изделия бытового назначения (тарелки, блюда, ножи) и церковную утварь. Тематика изделий, в основном, была церковной. К началу XIX века на финифтяных изделиях появляется светский портрет.

Производство изделий с расписной финифтью организуется одновременно в Москве и Сольвычегодске в 40-х годах XVII века, а в начале XVIII века к ним добавляются новые центры — Петербург и Ростов Великий.

Ростовские эмали

Значительных размеров финифтяное производство достигло в XIX в. в Ростове Великом.

Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме.

Одним из первых художников ростовской финифти, чье имя встречается в документах, был иеромонах Амфилохий (1748—1824).

В 1760-х гг. мастер Гавриил Елшин выполнял небольшие иконки-дробницы для украшения митры — головного убора священника во время церковной службы. Церковные власти поощряли развитие промысла, приносившего монастырю заметные доходы. Ростов снабжал финифтяными изделиями почти всю Россию, а главными потребителями этих изделий, являлись монастыри. Широкое распространение получили отдельные финифтяные образки и иконы.

Ростовские эмали первой половины XIX в. удивительно лёгкие и воздушные. Большое внимание уделялось светотеневой моделировке ликов. Пунктирная проработка объема с тончайшими тональными переходами, поглощающими границы форм, подчеркивалась контрастными сопоставлениями цвета одежд.

Для многих миниатюр середины и второй половины XIX века были уже не характерны сложные композиции. В ликах святых появились простонародные черты. Их одежды напоминали крестьянский костюм. Расширился круг сюжетов. В производство, наряду с купцами и священнослужителями, пришли крестьяне и ремесленники. В ростовскую финифть они привнесли свое мировоззрение, свои понятия о красоте и иконе.

В 1880-х гг. в Ростове в финифтяном производстве были заняты 166 человек. Ростов снабжал образками почти все монастыри России. В творчестве финифтяных мастеров начала ХХ в. по-прежнему значительное место занимает иконописная миниатюра.

Конец XIX — начало XX веков — сложный период в истории ростовской финифти. Промысел не выдерживает конкуренции с дешевым промышленным производством икон и поддерживается государством путем организации школ и мастерских. В 1898 г. был открыт Ремесленный класс рисования, резьбы по дереву и иконописи по финифти, а после 1911 г. — Учебно-показательная финифтяная школа, одной из целей создания которой, помимо обучения, было снабжение кустарей дешевым сырьём. В ней преподавал художник-финифтянщик А. А. Назаров. Для деятельности УПФШ, руководимой в 1914-1917 гг. известным художником С.В. Чехониным, характерен поиск новых форм изделий и новой тематики росписей. В 1960 году произошло преобразование в еще более крупное производство — фабрику «Ростовская финифть». В 1980-е -1990-е гг. многие талантливые ростовские эмальеры становятся свободными художниками и работают в собственных мастерских. В эти же годы в ростовскую живопись по эмали вновь возвращается икона. Активно развивается также ювелирное искусство. Современные мастера создают не только обрамления для иконописной миниатюры, но и сложные по технике исполнения произведения с перегородчатой и расписной эмалями. «. В настоящее время «Фабрика «Ростовская Финифть» — это крупное ювелирное предприятие, осуществляющее выпуск широкого ассортимента продукции.

Металлопластика

Приём металлопластики применялся художниками Средневековья, но особое распространение получил в конце XIX — начале XX века, когда изделия, выполненные в этой технике, вошли в моду. В России на Всероссийской кустарной выставке в Санкт-Петербурге в 1913 году экспонировались разнообразные металлопластические произведения: блюда, ковши, ларцы, рамы. Металлопластика также применялась при отделке деревянной мебели и предметов быта.

Художественные произведения, выполненные в этой технике, напоминают по виду чеканку из листа, а по существу они значительно отличаются, прежде всего толщиной листового металла.

Для чеканки идут листы толщиной от 0,5 мм и больше, а для металлопластики применяется фольга до 0,5 мм. Однако главное отличие металлопластики — в самом технологическом процессе и наборе инструментов. В чеканке форма образуется за счет ударов молотком по чекану, а в металлопластике форма лепится путем плавных деформаций, осуществляемых специальными инструментами, напоминающими собой скульптурные стеки.

Таушировка (насечка)

Тауширование — часто его называют еще инкрустацией. Это очень древний и сложный способ декоративной отделки. Тауширование — очень сложный процесс. При этом способе украшения по линиям рисунка вырезаются траншейки на глубину до миллиметра, по их краям делаются заусенцы. Затем в углубленный рисунок вколачивается золотая или серебряная проволока толщиной примерно 0,2 мм., а в утолщениях орнамента прокладывается несколько проволочек. Ковкие золото и серебро прочно обосновываются в расширяющихся книзу вырезах и ещё закрепляются заусенцами. После этого изделие полировали, и зачеканенную проволоку сравнивали таким образом с поверхностью стали. Такой прием назывался углубленной насечкой. Применяли и другой способ нанесения насечки, которая называется выпуклой. Он заключается в том, что на изделие наносят мельчайшие зубчики, располагаемые в соответствии с предварительно размеченным орнаментом. Эти зубчики прихватывают проложенную в бороздках проволоку.

Древнимие мастера использовали насечку в основном для отделки доспехов. Эта техника снова стала усиленно с развиваться в 60-х годах прошлого столетия, ею особенно увлекались златоустовские мастера художественной обработки металла.

Наводка золотом (позолота)

художественный металл искусство чеканка

Наводка — русское название процесса покрытия металлических предметов драгоценными металлами — золотом и серебром. Позолота выполнялась путем накладывания ртутной амальгамы, состоящей из смеси золота и ртути. Прогревание в горнах испаряло ртуть, и золото прочно приставало к стали. Это проделывалось несколько раз, после чего позолоченное изображение полировалось.

Огневое золочение — этот способ в Древней Руси носил название жженого злата. В IX—Х веках золочение уже применялось в широких масштабах для самых разнообразных металлических изделий и деталей архитектуры, в летописи постоянно упоминаются золотые шеломы, терема златоверхие, златокованые столы, золотые главы куполов и т. д.

Наиболее интересным и редким памятником декоративной отделки металла XI-XII веков являются соборные медные двери с нанесенным на их черный фон штриховым рисунком, выполненным техникой золотой наводки. Россия — единственная страна, где сохранились памятники этой техники. Самые замечательные из них — двери Суздальского Рождественского собора, северные двери Благовещенского собора Московского кремля и, так называемые, Васильевские двери в г.Александрове (1336).

Заключение

Искусство художественной обработки металлов прошло длительный путь развития и, опираясь на традиции и знания великих мастеров, продолжает развиваться в современных условиях. Мастерами художественной обработки металлов создано множество произведений, вошедших в духовную сокровищницу человечества, в его культуру. В этих произведениях сильно и ярко выражено мировоззрение той или иной эпохи, понимание людьми красоты.

Список используемых источников

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/na-temu-vidyi-hudojestvennoy-obrabotki-metalla/

1. Буркат Г.К. Серебрение, золочение, палладирование и родирование. Л.: Машиностроение,1984

2. Куликов В.В. «Ажур металла рукотворный»; Тула; Приокское кн. изд-во, 1990.

3. Новиков В.П., Павлов В.С. Ручное изготовление ювелирных украшений, Л.:Политехника, 1991

4. Одноралов Н. В. «Декоративная отделка скульптуры и художественных изделий из металла»; Учебное пособие; М.: Изобразительное искусство, 1989