Творчество Варлама Шаламова

Контрольная работа

Варлам Шаламов родился 5 июня (18 июня) 1907 в Вологде в семье священника Тихона Николаевича Шаламова. Мать Варлама Шаламова, Надежда Александровна, была домохозяйкой. В 1914 году поступил в гимназию, но завершал среднее образование уже после революции. В 1923 году, после окончания вологодской школы 2-й ступени, приехал в Москву, работал два года дубильщиком на кожевенном заводе в Кунцеве . С 1926 по 1929 г. учился на факультете советского права МГУ. 19 февраля 1929 года Шаламов был арестован за участие в подпольной троцкистской группе и распространение дополнения к «Завещанию Ленина». Во внесудебном порядке как «социально-опасный элемент» был осуждён на три года лагерей. Отбывал наказание в Вишерском лагере (Северный Урал).

В 1932 году Шаламов возвращается в Москву, работает в ведомственных журналах, печатает статьи, очерки, фельетоны.

В январе 1937 года Шаламова вновь арестовали за «контрреволюционную троцкистскую деятельность». Он был осуждён на пять лет лагерей и провёл этот срок на Колыме (СВИТЛ).

Шаламов прошёл золотые прииски, таёжные командировки, работал на приисках «Партизан», Чёрное озеро, Аркагала, Джелгала, несколько раз оказывался на больничной койке из-за тяжёлых условий Колымы. 22 июня 1943 года его повторно осудили на десять лет за антисоветскую агитацию, состоявшую — по словам самого писателя — в том, что он назвал Бунина русским классиком.

В 1951 году Шаламов был освобождён из лагеря, но поначалу не мог вернуться в Москву. С 1946 года, окончив восьмимесячные фельдшерские курсы, стал работать в Центральной больнице для заключённых на левом берегу Колымы в посёлке Дебин и на лесной «командировке» лесорубов до 1953 года. Своей карьерой фельдшера Шаламов обязан врачу А. М. Пантюхову, который, рискуя карьерой врача-заключённого, лично рекомендовал Шаламова на курсы фельдшеров. Затем жил в Калининской области, работал в Решетниково. Результатами репрессий стали распад семьи и подорванное здоровье. В 1956 году после реабилитации вернулся в Москву.

С 1956 года Шаламов жил в Москве, сначала на Гоголевском бульваре, с конца 1950-х — в одном из писательских деревянных домов-коттеджей на Хорошёвском шоссе (д. 10), с 1972 года — на Васильевской улице (д. 2, корпус 6).

Печатался в журналах «Юность», «Знамя», «Москва», много общался с Н. Я. Мандельштам, О. В. Ивинской, А. И. Солженицыным.

В 1960-х познакомился с А. А. Галичем.

С 1973 и до 1979, когда Шаламов переехал жить в Дом инвалидов и престарелых, он вёл рабочие тетради, разбор и публикацию которых продолжает до сих пор И. П. Сиротинская, которой В. Т. Шаламов передал права на все свои рукописи и сочинения.

9 стр., 4458 слов

Одной планеты; 1972 год. Г.Хефлинг. Тревога в 2000 году. Москва. 1990 год

... используют обычно в устройствах небольшой производительности для дома и минипроизводств. Тяжелые металлы. Тяжелые металлы - это элементы периодической системы с относительной молекулярной массой больше ... публикации мы будем пользоваться общепринятым в литературе термином "тяжелые металлы". Таким образом, к тяжелым металлам относят более 40 химических элементов с относительной плотностью более ...

Последние три года жизни тяжелобольной Шаламов провёл в Доме инвалидов и престарелых Литфонда (в Тушине).

Тем не менее, и там он продолжал писать стихи.

15 января 1982 года Шаламова после поверхностного обследования медицинской комиссией перевели в интернат для психохроников. Во время транспортировки Шаламов простудился, заболел пневмонией и скончался 17 января 1982 года.

1. Документальность и художественность в творчестве писателя

Документализм в литературе — в следовании не только внешним признакам — опоре на реальные факты, события действительности, на конкретных людей, но и в особых отборах и обработке документальных источников, в особых принципах создания художественного образа.

Что же такое художественно-документальная проза? Художественно- документальным следует считать такое произведение, в котором реализован художественный потенциал документального материала и документальной структуры. Художественно-документальная проза специфична своей дуалистической природой. С одной стороны, следование документу, факту; с другой — художественно-изобразительные средства, приёмы собственно художественной литературы. Фактический материал придаёт повествованию особую эмоциональную заразительность, рассматриваемая проблематика, как правило носит гуманистическую направленность. Общий стиль и вся система использованных элементов создают атмосферу подлинности, доверительности. В этих особенностях заключён эстетический потенциал художественно-документальных произведений. Всё это нашло отражение и в художественно-документальной прозе В.Шаламова. Шаламов, не приемля классическую традицию построения рассказа, утвердил новый жанр, краеугольным камнем которого стало документальное свидетельство. Объединение документальности и художественности.

Право на фиксацию этого исключительного опыта, этого исключительного нравственного состояния, могут иметь лишь люди, имеющие личный опыт. “Достоверность протокола, очерка, подведённая к высшей степени художественности, — так я сам понимаю свою работу”,- писал Шаламов. В «Колымских рассказах» нет ничего от реализма, романтизма, модернизма. «Колымские рассказы» — вне искусства, и всё же они обладают художественной и документальной силой одновременно.

2. Тема борьбы за себя в произведениях В.Шаламова

писатель документальный шаламов

Проблематику своих рассказов В. Шаламов формулировал следующим образом:

«Это попытка поставить и решить какие-то важные нравственные вопросы времени, вопросы, которые просто не могут быть разрешены на другом материале. Вопрос встречи человека и мира, борьба человека с государственной машиной, правда этой борьбы, борьбы за себя. Возможно ли активное влияние на свою судьбу, перемалываемую зубьями государственной машины, зубьями зла. Иллюзорность и тяжесть надежды. Возможность опереться на другие силы, чем надежда» . Эта борьба происходит у героев как вне, так и внутри себя. Так ,например, повествование в рассказе «Поезд» основано на той борьбе, которая происходит внутри героя — без его душевных переживаний это была бы просто поездка… Строй повествования в «Поезде» помогает лучше понять бессмысленность и опасность жизни героя. Читатель знает только то, что знает сам главный герой, отсюда и ощущение близкой смерти, и «избегание» наказания. Читатель лучше понимает внутреннюю жизнь лагеря, которой не касается прогресс и перспективы которой во всех смыслах ограничены. Идея Шаламова заключается в том, что в предсмертном состоянии все люди становятся похожими, но через рассказы можно преодолеть близость смерти.

14 стр., 6763 слов

Сочинение шаламов посылка

... мир юного художника. (По В.Т. Шаламову)* «Колымские рассказы» Шаламова (сочинение) Варлам Тихонович Шаламов в своем творчестве отразил тему лагерей ... человеческого. » В качестве примера можно вспомнить рассказ «Посылка». Герой- рассказчик когда-то работал в одной бригаде с ... но мальчик успел нарисовать в ней все времена года своего родного города. (21)Яркая земля, однотонно-зелёная, и синее-синее ...

Герой прозы Шаламова непрерывно в опасности, иногда он опасен и для себя самого. Часто он стоит перед выбором совести или малодушия, чести или нравственного падения. Эта внутренняя борьба влияет на внешние обстоятельства, впрочем, чаще происходит обратный процесс, когда действительность навязывает герою свою игру и он вынужден выживать физически или нравственно.

3. Иллюзия и действительность в рассказах Варлама Шаламова

Разграничение между фактами и вымыслом нигде не имеет такого значения, как в рассказах Варлама Шаламова. К концу своих дней в записных книжках и разговорах Шаламов поддерживал ту точку зрения, что всё, что он написал в своих рассказах, является дословной правдой. Тем не менее, рассказы опровергают утверждение о точном соответствии их сюжетов с фактами. Где-то из-за использования вымышленных ракурсов, где-то из-за указания на несовершенства человеческой памяти, либо благодаря противоречивости и фактическим нестыковкам.

Можно сказать, что шаламовское повествование- это «правдивый вымысел». Он «излагает реальное при помощи создания иллюзии», чтобы приблизить ум читателя к «узнаванию истины скрытой, потаённой от взгляда», истины, постигнутой через опыт, полученный самим рассказчиком. Благодаря, например, соседству в «Колымских рассказах» чистого вымысла с чистым фактографическим материалом, читателю Шаламова может быть не ясен жанр повествования, который не терпит выраженных структурных отметок вымысла, и в то же время не содержит достаточного количества известных читателю ориентиров (дат, названий мест, указаний на идентифицируемых людей), чтобы быть прочитанным как совершенно соответствующий реальности. Когда природа взаимосвязи текст-читатель является настолько неясной, читателя призывают к принятию рассказов как фактического свидетельства.

1. 1.http://shalamov.ru/critique/

2. http wikipedia.org/wiki/Шаламов,_Варлам_Тихонович://ru.

3.

4.