Мастерство Хемингуэя как новеллиста

Эссе

Мастерство Хемингуэя как новеллиста

Для более полного понимания мастерства Хемингуэя как новеллиста, целесообразно сравнить его рассказы с произведениями классических мастеров мировой литературы. Также будет интересно исследовать, как со временем эволюционировал его собственный стиль в написании рассказов.

Необходимо отметить, что в литературоведении до сих пор не существует разработанной теории о рассказе. Мы знаем, что основой для рассказа могут служить случаи из жизни или анекдоты. Однако, нет четкого определения, что именно представляет собой рассказ.

Известно, что Хемингуэй черпал свое мастерство новеллиста у Стендаля и Чехова. Стендалиевские новеллы отличаются ярко выраженной сюжетной законченностью. В них присутствуют все драматические элементы: завязка, кульминация и развязка. Каждому герою уделяется внимание, а биография и предыстория персонажей полностью раскрываются. Благодаря подобной структуре рассказы Стендаля легко адаптируются для драматизации. Мы имеем возможность изучить героев стендалевских новелл в подробностях — от их происхождения до судьбы, которую им приготовил автор.

Чеховские рассказы варьируются в форме и содержании. Они отличаются отлично выверенным объективным рассказом, анекдотическим сюжетом и субъективным импрессионистическим описанием событий. У Чехова также существуют новеллы, приближенные к своей структуре к романам. Например, «Невеста» можно считать маленьким толстовским романом XIX века. Как и у Толстого, герои Чехова интересны как представители своего времени и социальной среды. У Чехова прослеживается сочетание метода изображения и описания. Представлены предистории героев, а также описания внешности, профессий и образа жизни персонажей. В рассказе «Ионыч» можно наблюдать описание четвергов у Туркиных, где однозначно передаются особенности мещанского образа жизни с его претензиозностью и пошлостью.

Чехов и Хемингуэй: сходства и различия в творчестве

В отличие от Стендаля основой рассказа для Чехова все чаще служит эпизод. Когда социальная принадлежность героя дается одной какой-нибудь блестящей деталью, когда из его жизни как бы выхватывается лучом прожектора один какой-то миг. Рассказ «Устрицы», например. Если сравнить этот рассказ с «Попрыгуньей», «Душечкой», «Невестой», «Скучной историей» и многими другими, то можно сказать, что Чехов — переходная ступень от классической формы рассказа XIX века к XX. Кроме эпизода, требующего все-таки какого-то драматического действия, у Чехова есть просто сценки — «Детвора», например, когда ничего, собственно, не происходит. Можно сравнить «Детвору» с «Трехдневной непогодой» Хемингуэя.

2 стр., 728 слов

«Футлярная» жизнь в рассказах Чехова

... мечта сбылась, он стал абсолютно счастлив. Фактически, на этом жизнь героя рассказа завершается, ибо у него больше нет стремлений и желаний, ... или не нужно рассуждать вовсе». Я считаю, что проблема футлярной жизни актуальна и в наше время, так как среди нас ... футляре, но подчинял окружающих своим правилам. Я считаю, герой Чехова Беликов – это живое олицетворение цензуры, законов, ограничений, которые ...

Но и в сценках, и в эпизодах мы всегда представляем себе откуда пришли в рассказ герои Чехова.

Всегда герой Чехова — представитель определенной русской среды XIX века.

Герои Хемингуэя, как справедливо замечает И. Кашкин, приходят ниоткуда и уходят в никуда.

Творческая биография Хемингуэя тоже имеет нечто общее с биографией Стендаля и Чехова. Как и последние, Хемингуэй начал сначала учиться жить, а потом — писать. Известно, как много дал Хемингуэю опыт газетной работы. Как и Чехова, его характеризует интерес к маленьким фактам жизни, в которых, как в капельке воды, отражается трагедия века.

У Хемингуэя есть всякие рассказы. Мы находим среди них и сюжетно законченные, стендалевские по целостности, маленькие романы — когда на нескольких страничках проходит перед нами целая человеческая жизнь — «Мистер и миссис Элиот», «Очень короткий рассказ» и многие другие, в которых наряду с изображением писатель пользуется и описанием. Но более существенно проследить тенденцию его творчества. Пусть рассказы Хемингуэя различны. Но в целом его путь как новеллиста отличает определенная последовательность, определенная тенденция.

Возьмем ранние рассказы Хемингуэя. Например, «У нас в Мичигане».

Рассказ начинается словами: «Джим Гилмор приехал в Хортенс-Бей из Канады». «Он купил кузницу у старика Хортона… Лиз Коутс жила у Смитов в прислугах … Поселок Хортенс-Бей на большой дороге между Бейн-Сити и Шарльвуа состоял всего из пяти домов».

Каким лаконичным и стилизованным не кажется нам это вступление, все равно можно сказать, что тут дается и известная предыстория и биография героев, дается (описывается) социальный фон для происходящего. Есть тут и описание жизни, не только изображение ее — «По вечерам он (Джим) читал в гостиной “Толедский клинок” и газету из Грэнд-Рэпидс или он и Д. Дж. Смит ездили ночью на озеро ловить рыбу».

По времени этот рассказ охватывает несколько недель. И хотя главным эмоциональным моментом рассказа является э п и з о д — возвращение Джима с охоты и прогулка их с Лиз — нельзя сказать, что основой рассказа послужил эпизод. Мы можем считать этот рассказ по форме классическим — это маленький роман, новелла. У героев имена, фамилии, биографии. Мы имеем представление об образе их жизни вообще. Нельзя сказать, что Лиз и Джим пришли в рассказ «ниоткуда».

Возьмем сборник рассказов Хемингуэя «В наше время». Это уже следующий этап развития хемингуэевского рассказа. Вот рассказ «Что-то кончилось». Герои его имеют имена, но уже не имеют фамилий. У них уже нет биографии. Мы знаем Ника — героя — по другим рассказам, но читая этот, даже, не вспоминаем о его биографии, потому что она в данном случае несущественна.

Из общего темного фона «нашего времени» выхвачен эпизод. Здесь почти только изображение. Пейзаж в начале нужен не как конкретный фон, но как исключительно эмоциональное сопровождение, мотив к «вечной» теме — разрыву.

Переживания Ника и Марджори не описываются. Подробно, со щемящей тщательностью Хемингуэй изображает их действия, даже не действия, а просто движения. «…Марджори отъехала от берега, зажав леску в зубах и глядя на Ника, а он стоял на берегу и держал удочки, покуда не размоталась вся катушка…»

3 стр., 1355 слов

Юмористический рассказ о случае из жизни 5 класс

... когда поняла, что для цветка это плохо. 5 класс Юмористический рассказ о случае из жизни Сейчас читают: Краснодар самый лучший и красивый ... от них мы все вместе прятались в воду. Юмористический рассказ из жизни сочинение Обычно, когда люди нюхают цветы, они делают такой вид, ... мама была на работе, я немного решила прибраться: разложить по своим местам игрушки, протереть пыль и тому подобное. Мне ...

Действия, то есть движения героев изображены с таким напряжением и подтекстом, что, казалось бы, не/132/ относящийся к делу вопрос Марджори: «Что с тобой?» — звучит как давно уже наболевший, он как бы, наконец, прорывается.

В этом рассказе Хемингуэй пользуется своим излюбленным методом — изображением. «Если вместо того, чтобы описывать, — говорил он, — ты изобразишь виденное, ты можешь сделать это объемно и целостно, добротно и живо. Плохо ли, хорошо, но тогда ты создаешь. Это тобой не описано, но изображено».

Взаимоотношения героев Ника и Марджори в рассказах Эрнеста Хемингуэя

Герои Ник и Марджори появляются и исчезают в рассказах Эрнеста Хемингуэя, не оставляя за собой никаких следов. В «Трехдневной непогоде» мы узнаем, что Марджори родом из «простой семьи», но это факт о ее происхождении не играет никакой роли в их взаимоотношениях. Автор стремится обобщить причины конфликта и ориентироваться на символический уровень. В «У нас в Мичигане» конфликт можно объяснить нищетой и низким уровнем жизни героев, однако в новелле «Что-то кончилось» заметно отсутствие частных причин конфликта, представляется, что неблагополучие имеет всеобщий характер и является частью западного мира.

Взглянем на другую новеллу Хемингуэя «Там, где чисто, светло».

Здесь герои уже даже лишены имен. В рассказе появляются такие персонажи, как Старик, Бармен и Посетитель. Даже эпизода, сюжетной линии нет. На фоне «У нас в Мичигане» с подробным описанием городка и жизни Смитов, а также «Что-то кончилось», где действие разворачивается за один вечер, умощение сюжета в «Там, где чисто, светло» становится по-настоящему кадровым приемом. Главный герой, Старик, упивается виски, а перед ним располагается стопка блюдечек. Диалог, который разворачивается между посетителями и барменом, подчеркивает всеобщность человеческого страдания в XX веке. Старик богат, но его безысходность не является следствием бедности. Она не зависит от возраста героев, так как Ник и Марджори молоды и имеют друзей. Она не зависит от культурного уровня или осознанности персонажей — среди героев Хемингуэя есть и бедняки, и процветающие писатели, владельцы яхт и безработные. Рассказ «Там, где чисто, светло» является ярким примером символического подхода Хемингуэя. Молитва в рассказе, символ веры и единства человека с богом, превращается в символ одиночества, заброшенности и опустошенности, «Отче Ничто, да святится Ничто твое, да приидет Ничто твое».

Развитие стиля в рассказах Хемингуэя

Путь от ранних рассказов до «Чисто, светло» — это путь освобождения от бытовых, несколько натуралистических деталей («У нас в Мичигане»), путь освобождения от характерного, индивидуального в классическом смысле слова. Это путь от бытописания к мифу. Он ведет к «Старику и морю», где решаются основные, библейские вопросы — Старик и Море — Человек и Жизнь.

Если герой Чехова интересен как представитель определенного круга русского общества XIX века, герой Стендаля — как образец героизма и романтизма в затхлый буржуазный век, как реликт революционной эпохи — герой Хемингуэя — представитель всего западного современного мира. Говоря о всеобщности чувства опустошенности в период кризиса капитализма, Маркс пишет: […].

16 стр., 7530 слов

Эрнест Хемингуэй : жизнь, герои, творчество

... посвятить свою работу «Жизнь, сюжеты, творчество». Глава I Ж и з н ь Эрнеста Хемингуэя с полным правом можно назвать ... святость, одержимость азарта становились реальностью, как становились реаль­ностью пейзажи и дороги Тургенева и передвижение войск, театр во­енных ... Хемингуэя простые и трезвые морские романы Капитана Мариетта, «Королева Марго» Дюма, как книга о товариществе и верности, и рассказы ...

Стиль рассказов Хемингуэя мало отличен от стиля романов. Конечно, есть особые приемы, применяемые им только в рассказах.

Сначала можно поговорить о языке. Известны стилистические принципы Хемингуэя, оказавшие столь сильное влияние на прозу XX века. Это принципы подтекста, лаконизма. «Если писатель хорошо знает то, о чем пишет, он может опустить многое из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель почувствует все опущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом. Величавость движения айсберга в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды». Языковые приемы — тропы, метафоры, сравнения, пейзаж как функцию стиля Хемингуэй сводит к минимуму.

Как пишет Кашкин, Хемингуэй считает, что образ должен складываться из простых и прямых восприятий. Эти восприятия отобраны так тщательно, используются так экономно и точно, что нас не покидает чувство восхищения перед мастерством писателя.

Как стилист, Хемингуэй многим обязан Чехову. И не только Чехову-новеллисту, но и Чехову-драматургу. Нас поражает в пьесах Чехова удивительно современная черта — черта современного искусства — несовпадение мыслей и слов героев. От этого богатство и драматизм подтекста. Конечно, Чехов блестяще использует характерные, индивидуализирующие детали. Когда мы говорим о Чехове: «Блестящий стилист» — мы имеем в виду, прежде всего, то же, что и у Хемингуэя — поразительно выдержанный принцип отбора. Точность, экономность, яркость./133/

Но одновременно с использованием деталей Чехов использует и подтекст, и в этом он выступает как родоначальник современной прозы.

Исследуя пьесы Чехова, можно увидеть, что писатель использовал особенности драматургии для выражения мысли героев. В «Дяде Ване» и «Вишневом саду» трагическая напряженность достигает предела, но персонажи произносят фразы, которые кажутся не имеющими смысла в данной обстановке. Это создает ощущение трагической невозможности совпадения слова и мысли.

Однако в «Скучной истории» Чехов выводит наружу подтекст, подчеркивая важность трагических вопросов героини и умолчание профессора. Это указывает на возможность использования умолчания, отшучивания и прятания за незначительными репликами в литературе.

Хемингуэй также применял этот прием, например, в своих рассказах, показывая важность диалогов о повседневных вещах, которые являются лишь частью полной истории. Это требует особой культуры и внимательного чтения от читателя, чтобы самому почувствовать авторское отношение к происходящему.

В результате, можно сказать, что как Чехов, так и Хемингуэй использовали умолчание и незначительные реплики для выражения важных мыслей и эмоций, что требует особого внимания и внутреннего созвучия читателя с героями и авторами. Они подчеркнули важность участия и человеческого идеала в литературе, отличаясь от релятивизма многих других писателей.

Авторское отношение в произведениях Хемингуэя выражается различными стилистическими средствами. В первую очередь, это отражается в выборе прямых впечатлений и отборе фактов. Примером может служить рассказ «Мистер и миссис Эллиот», где автор явно выражает свою неприязнь к мещанской псевдочистоте героев и их ничтожности. Он подчеркивает это повторяющейся деталью о том, что Хьюберт пишет очень длинные стихи, а Корнелия печатает их на машинке, и он очень строго относится к опечаткам. Таким образом, Хемингуэй выражает свое презрение к Эллиоту и их «творческому содружеству», где естественные отношения между мужчиной и женщиной заменяются насильственным культом «чистоты».

5 стр., 2325 слов

Что высмеивает А. П. Чехов в рассказе Злоумышленник

... то, что сегодня он старательно учит стихи, а вчера где-то «стекло разбил». Проблематика рассказов Чехова Антон Павлович Чехов — талантливейший русский писатель, который смог в своих произведениях раскрыть ... долгу службы, обязан был бы печься. Готовя рассказ для полного собрания сочинений, Чехов сместил акценты на «общечеловеческие» мотивы. Рассказ в его окончательном виде приглашает читателя ...

В рассказах Хемингуэя редко используются сравнения или метафоры, которые несут эмоциональную оценочную нагрузку. Некоторые из них, конечно, присутствуют, например, сравнение войны с чикагскими бойнями или умирающего писателя Генри со змеей, у которой перебили хребет. Однако большинство сравнений в произведениях Хемингуэя являются нейтральными и не несут в себе эмоциональной окраски.

Пейзажи в произведениях Хемингуэя также являются относительно нейтральными. Обычно пейзаж Хемингуэй описывает в начале рассказа, чтобы установить фон и атмосферу. Если пейзаж повторяется в течение рассказа, то, как правило, он остается тем же, что и в начале. Например, в рассказе «Белые слоны» описание пейзажа в начале рассказа создает обстановку и передает атмосферу места.

Хемингуэй использует краткость и минималистичность в описании пейзажей, чтобы сосредоточить внимание читателя на диалоге и действии. Он убирает все лишнее, чтобы подчеркнуть напряженность событий и повысить ценность каждого слова.

Итак, авторское отношение Хемингуэя к происходящему выражается через выбор прямых впечатлений, отбор фактов, редкое использование эмоционально окрашенных сравнений и нейтральность в описании пейзажей. Все эти стилистические средства помогают автору передать свои мысли и эмоции читателю.

Развернутая часть работы

Используя примеры из произведений разных авторов, можно рассмотреть различные подходы к использованию пейзажа в литературе. Начнем с произведения Эрнеста Хемингуэя «Белые слоны». В этом рассказе пейзаж выполняет функцию декорации для действия. Описание природы служит фоном для происходящего, не затмевая основную сюжетную линию. Например, начало рассказа «Белые слоны» описывает пейзаж: «За первым холмом был лес, за лесом — болота, за болотами — другие холмы. А за последними холмами белело небо». Этот пример демонстрирует нейтральный и объективный характер описания, который не навязывает никаких эмоций или оценок.

В отличие от Хемингуэя, у Чехова пейзаж уже эмоционально окрашен. Он более тенденциозен и служит в качестве важного элемента атмосферы произведения. Например, в рассказе «Палата № 6» Чехов описывает пейзаж больничного двора, придавая ему унылое и задыхающее впечатление, что отражает атмосферу и тематику произведения.

Таким образом, пейзаж в литературе может быть использован разнообразными способами: как нейтральный фон, декорация для действия, или как эмоционально окрашенный элемент, способствующий созданию особой атмосферы произведения.

Андрей Ефимович в сумасшедшем доме

Андрея Ефимовича обманом приводят в сумасшедший дом и оставляют там, когда он чувствует, что все, выхода нет, конец, его ужас подчеркивается видом из больничного окна:

10 стр., 4617 слов

Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого После бала, И.А.БунинаКавказ, ...

... замысел автора. Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого “После бала”, И. А. Бунина”Кавказ”, М. Горького”Челкаш” В русской художественной литературе редки произведения, в которых отсутствует пейзаж. Изображение ... Например, в рассказе Л. Н. Толстого “После бала” повествование четко делится на два эпизода: бал у губернского предводителя и жестокое наказание солдата. Этот случай круто изменил жизнь ...

«…Уже становилось темно, и на горизонте с правой стороны восходила холодная. багровая луна. Недалеко от больничного забора, в ста саженях, не больше, стоял высокий белый дом, обнесенный каменной стеной. Это была тюрьма… Были страшны и луна, и тюрьма, и гвозди на заборе, и далекий пламень в костопальном заводе…»

И, наконец, перед смертью Андрея Ефимовича:

«Жидкий лунный свет шел сквозь решетки, и на полу лежала тень, похожая на сеть».

Хемингуэй и его стиль

Хемингуэй никогда не употребляет таких эпитетов — «унылый», «страшный». Верный своему принципу изображения, он путем отбора прямых впечатлений вызывает у читателя определенное чувство. Оно не так строго ограничено, как чувства, вызываемые описаниями Чехова, но, с другой стороны — оно не может быть любым. Хемингуэй, в отличие от некоторых современных писателей запада, не релятивист, он не считает, что все относительно, что одно и то же явление может быть воспринято с миллиона точек зрения, где каждая права.

У Хемингуэя есть собственные, изобретенные им самим, стилистические приемы. Например, в сборнике рассказов «В наше время» это своего рода реминисценции, предпосланные к рассказу. Это и знаменитые ключевые фразы, в которых сосредотачивается эмоциональный пафос рассказа. «Уеду я из этого города». «Ничто уже не будет нашим». «Если нельзя, чтоб было весело, то хоть кошку-то можно?» «Да святится Ничто твое». И множество других.

Трудно сразу сказать, какова задача реминисценций. Это зависит и от рассказа, и от содержания самих реминисценций.

Реминисценции в рассказах Хемингуэя

В рассказе «На Биг-ривер» — это противопоставление ужасам войны неповторимости и прелести спокойной жизни на природе, с ее красотой и умиротворением.

Или — противопоставление реальным ужасам войны мелочных забот обычной жизни — «Доктор и его жена».

Отношение к Богу: Бог как необходимость, физическая потребность в минуты опасности, и ханжеское отношение к нему в обычной мещанской жизни — «Дома».

Может быть, эти впечатления не точны. Но с уверенностью можно сказать, что реминисценции Хемингуэя нужны в этом сборнике. Ибо они — тот историчекий фон, война, те реальные ужасы жизни, которые породили трагическое неблагополучие личной жизни маленького человека.

Весь мир пережил войну, две войны, для каждого современного человека, как и для героев Хемингуэя, переставали вдруг существовать обычные нормы морали, ему приходилось решать для себя вопрос, как жить, словно не существовало выработанных человечеством устоев.

Трагическое неблагополучие хемингуэевских героев — исторично, их поиски путей — имеют интерес для всякого современного человека.

Творчестве Хемингуэя — его темы, герои, его мастерство как стилиста — одна из важнейших страниц литературы XX века. /135/

Опубликовано впервые: Тарусские страницы. Revue «GRANI». Avec le soutien de l’Association ‘One for all Artists’. Paris. 2011. — C. 131-135.

Тарусские страницы. Revue «GRANI». Avec le soutien de l’Association ‘One for all Artists’. Paris. 2011. — C. 131-135.

Именной указатель: Стендаль Хемингуэй Э. Чехов А.П.



Система Orphus Все права на распространение и использование произведений Варлама Шаламова принадлежат А.Л.Ригосику, права на все остальные материалы сайта принадлежат авторам текстов и редакции сайта . Использование материалов возможно только при согласовании с редакцией ed@ . Сайт создан в 2008-2009 гг. на средства гранта РГНФ № 08-03-12112в.

3 стр., 1006 слов

Трудом а не войной человек проявляет свое мужество трудом больше чем

... правоприменительной практики в сфере труда. И, несмотря на все главной потребностью людей является труд. Труд нужен для нормальной жизни каждому члену общества. Применяя труд, люди вступают в связь ... организаций, государственных органов, профсоюзов, а также собственников - всех субъектов трудового права Украины. Вместе с тем, учитывая, что организационно-управленческое правоотношение является во ...