Герои рассказа Хорь и Калиныч Тургенева

Сочинение

Рассказчик отмечает резкую разницу «между породой людей в Орловской губернии и калужской породой». Орловские мужики невысокие, сутуловатые, угрюмые, живут в «осиновых избенках», носят лапти и ходят на барщину. Калужские оброчные мужики высокие, «глядят смело», обитают в сосновых избах, торгуют маслом и дегтем, а по праздникам ходят в сапогах.

Орловские деревни обыкновенно находятся среди полей, тогда как калужские чаще окружены лесом.

Приехав в Жиздринский уезд на охоту, рассказчик знакомится со «страстным охотником» и «отличным человеком» – мелким калужским помещиком Полутыкиным. В первый же день помещик приглашает повествователя к себе. До имения Полутыкина было далеко, поэтому они заехали к мужику помещика – Хорю.

Хорь жил в одинокой усадьбе, возвышавшейся на расчищенной поляне посреди леса. Гостей встретил молодой высокий парень – сын Хоря Федя. Вскоре приехали и другие дети мужика. Через полчаса охотники добрались до господского имения.

За ужином Помещик рассказал, почему Хорь живет отдельно от остальных мужиков. Двадцать пять лет назад у него сгорела изба, и мужик попросил у отца Полутыкина поселиться в лесу на болоте, пообещав платить пятьдесят рублей оброка в год. Хорь быстро наладил хозяйство и теперь платит сто рублей. Полутыкин не раз ему предлагал откупиться, но тот отмахивался тем, что нет денег.

На другой день мужчины отправились на охоту. Вскоре к ним присоединился Калиныч, который «каждый день ходил с барином на охоту, носил его сумку, иногда и ружье <�…> без него г-н Полутыкин шагу ступить не мог». Когда днем стало совсем жарко, Калиныч отвел охотников на свою пасеку и угостил медом. Вечером за ужином Полутыкин поделился, что Калиныч – добрый мужик, «усердный и услужливый», но хозяйство в исправности держать не может, так как каждый день ходит с ним на охоту.

На следующий день Полутыкину пришлось уехать в город. Рассказчик пошел на охоту один и вечером зашел к Хорю. На пороге повествователя встретил «плечистый и плотный» старик, похожий на Сократа – «сам Хорь». Хозяин пригласил гостя в избу, мужчины разговорились о крестьянском быте. Рассказчик отметил про себя, что Хорь «себе на уме», но остался у него на ночь.

4 стр., 1875 слов

Создание ИП за пять дней, пошаговая инструкция - Глава третья

Индивидуальный предприниматель (Федеральный закон от 8. 08. 2001 г. № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».) В качестве справки: Предпринимательская деятельность граждан, осуществляемая без образования юридического лица, регулируется в основном теми же правилами и нормами Гражданского кодекса РФ, что и хозяйственная деятельность юридических ...

Утром за чаем гость расспрашивает у хозяина о его детях: как оказалось, все кроме Феди уже давно женаты, но по собственной воле живут с отцом. К Хорю приходит Калиныч с пучком полевой земляники. Рассказчик был удивлен, так как «не ожидал таких «нежностей» от мужика».

Следующие три дня повествователь провел у Хоря, его очень занимали новые знакомые. «Оба приятеля нисколько не походили друг на друга»: Хорь был рационалист, Калиныч – мечтатель. Хорь умел копить деньги, ладить с барином и властями, Калиныч же «ходил в лаптях и перебивался кое-как». У Хоря было много детей, у Калиныча когда-то была жена, которую он боялся, а детей не было. «Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином». Калиныч умел заговаривать кровь, испуг, держал пасеку, ладил с животными, «стоял ближе к природе», тогда как Хорь – «к людям, к обществу».

Узнав, что рассказчик бывал за границей, Хорь интересовался административными и государственными вопросами. Калиныча «более трогали описания природы», больших городов. Хорь не умел читать, а Калиныч умел. Калиныч любил петь, поигрывал на балалайке, и Хорь охотно ему подпевал.

Вечером четвертого дня за рассказчиком прислал Полутыкин. Повествователю жалко было расставаться с Хорем и Калинычем.

«На другой день я покинул гостеприимный кров г-на Полутыкина».

  • Автор: И. С. Тургенев
  • Произведение: Произведения Тургенева
  • Это сочинение списано 304 410 раз
Герой Портрет Социальный статус Черты характера Отношения с другими героями
Хорь Лысый, низкого роста, плечистый и плотный старик. Напоминает Сократа: лоб высокий, шишковатый, маленькие глазки и курносый нос. Борода курчавая, усы длинные. Движения и манера говорить с достоинством, медленно. Говорит мало, но «разумеет про себя». Оброчный крестьянин, платит оброк, не выкупая себе свободу. Живёт особняком от других крестьян, посреди леса, обстроившись на расчищенной и разработанной поляне. Зажиточный, с хорошо налаженным хозяйством, у него водятся деньги, ладит с барином и властями. Глава большого семейства, покорного и единодушного. Познания обширные, но грамоте не разумеет. Выражается мудрёно, важно, но с осторожностью. «Крепок на язык и себе на уме». Положительный, практичный человек, рационалист, административная голова. Стоит ближе к обществу, людям.Ироническая точка зрения на жизнь. Нет человека, деятельнее его. «Умный мужик», по словам Полутыкина, которого Хорь «видит насквозь». Сыновья рослые, крепкие, любимец — Фёдор, с ним подтрунивают друг над другом. Считает, что бабы — народ глупый, но работящий, во всём услужливый мужику. Любит Калиныча и оказывает ему покровительство.
Калиныч Человек лет сорока, высокого роста, худой, с небольшой, загнутой назад головкой, добродушным, располагающим смуглым лицом, кое-где отмеченным рябинами. Лицо кроткое и ясное. Говорит немного в нос, улыбаясь, прищуривает свои светло-голубые глаза и часто берётся за жидкую, клиновидную бороду. Ходит нескоро, но большими шагами, слегка опираясь на длинную и тонкую палку. Объясняется с жаром. Живёт на пасеке, в самой глуши леса. Его избушка чистенькая, увешана пучками сухой душистой травы, хозяйство в исправности, но без должного содержания. Перебивается кое-как и ходит в лаптях. Был когда-то женат и боялся жены. Детей нет и не было. Занимается знахарством. Умеет читать. Весёлый, кроткий нрав. Не раболепен, но услужлив и усерден. Идеалист, романтик, восторженный и мечтательный человек. Стоит ближе к природе.Слепо во всё верит, не любит рассуждать. «Добрый мужик», по словам Полутыкина, перед которым Калиныч благоговеет. Каждый день ходит с барином на охоту, наблюдает за ним, как за ребёнком. Полутыкин без него «шагу ступить не может».Любит и уважает Хоря.
Ермолай Человек лет сорока пяти. Высокий, худой, с узким лбом, длинным и тонким носом, серыми глазками, широкими насмешливыми губами и взъерошенными волосами. Круглый год ходит в широком нанковом кафтане немецкого покроя, подпоясывается кушаком. Носит синие шаровары, шапку со смушками. С виду рассеянный и неловкий. При ходьбе шмыгает ногами и переваливается с боку на бок, но передвигается быстро. Иногда на лице появляется выражение угрюмой свирепости. Охотник. Меткий стрелок. Принадлежит помещику старинного покроя, но жить ему позволяется «где хочет и чем хочет». На вырученные деньги за дичь может приобрести суму и патронташ, но не считает нужным это делать, используя в этом качестве шапку и мешки, прикрученные к кушаку. Бродяга, никем не уважаемый. Женат, раз в неделю навещает жену в дрянной, полуразвалившейся избушке. Не слишком образованный. Человек «ладящий», ни на какую работу не годный. Беззаботный, говорливый. Любит выпить, на месте не уживается. Постоянно попадает в переделки. Чудак. Нельзя назвать его весёлым, но расположение духа почти всегда изрядное. Любитель поговорить с хорошими людьми, но недолго. Добродушен и беззаботен. Обладает недостатком терпения. Искусен в рыбной ловле и охоте. Никогда не кормит собаку. С женой обходится грубо и жестко. К самому ему все относятся с добродушной насмешкой, как к чудаку, а самый последний из дворовых считает себя выше его.С охотником Владимиром и рыболовом Кузьмой Сучком разговаривает свысока, грозно. Смело шагает по броду, им найденном в пруду, несмотря на неумение плавать, и с важностью покрикивает. Ненадёжен, однажды пропивает все деньги, данные барином на покупки.
Бирюк Молодец высокого роста, плечистый и сложенный на славу, с могучими мышцами. Суровое и мужественное лицо с черной курчавой бородой. Небольшие карие глаза со сросшимися широкими бровями. Лесник. Должность свою исполняет исправно. Живёт бедно, в небольшой избушке, состоящей из одной комнаты, посреди обширного двора, обнесённого плетнём. Комната неухоженная, освещается лучиной. Жена сбежала, двое детей. Суров. Честен. «Славный малый», которому не чуждо сострадание. Странный и загадочный человек. Все мужики его боятся, как огня. Но отчаявшегося, пойманного бедняка он отпускает после недолгой внутренней борьбы.
Чертопханов Пантелей Еремеевич. Маленький, белокурый человек, с красным вздёрнутым носиком и очень длинными рыжими усами. Глаза бледно-голубые, «стеклянные» разбегаются и косят. Похож на «индейского петуха». Говорит быстро, отрывочно, резко и в нос. Одет в жёлтый истасканный архалук, с полинялыми галунами по швам и чёрными плисовыми патронами на груди. За поясом кинжал, через плечо — рог. На голове остроконечная персидская шапка с малиновым верхом из сукна. Во всей внешности и движениях непомерная гордость и сумасбродная отвага. Дворянин из старинного, обедневшего рода. Служил в армии, но вышел в отставку прапорщиком. Имеет заложенное село Бессоново, 35 душ мужского пола, 76 женского, 14 десятин земли без документов. Жилище полуразвалившееся, в комнатах почти нет мебели. Обстановка нищенская. Образование поверхностное. Жил с цыганкой Машей, пока она не ушла от него. Вырос баловнем и барчуком. Напыщенный, надменный. Опасный и сумасбродный забияка и гордец. Одичавший и ожесточившийся из-за потери наследства. Чистый, не замешанный ни в чём, с доброй душой. Не выносит притеснения и несправедливости. Безбоязненный и бескорыстный. С соседями не знается: богатых стыдится, бедных — гнушается. Дерзко обращается со всеми, даже властями. Его побаиваются, никто не ездит к нему. За мужиков своих стоит горой. Вступился за Недопюскина перед Штоппелем, заставив его просить прощения за своё поведение. Страстно влюблён в Машу, а после гибели Недопюскина устанавливает статую на его могиле, потратив все средства от завещанной ему деревушки. Спасает жида от расправы. Самой большой привязанностью и причиной гибели для него стал конь Малек- Адель.
Недопюскин Тихон Толстенький, лет сорока. Голос тоненький и мягкий. Лицо пухлое и круглое, застенчивое, выражающее добродушие и кроткое смирение. Нос тоже пухлый и круглый. На голове — зелёный кожаный картуз. Плешив, сзади торчат жиденькие русые косицы. Глазки узкие, губки сладко улыбаются. Сын бедного однодворца, сорокалетней службой добившегося дворянства. Был заштатным чиновником в канцелярии, но вышел в отставку. Перебывал в разных должностях, в починенном существовании. Получил в наследство от благодетеля деревню Бесселендеевку с угодьями и 22 душами крестьян. Необычайно робок, чувствителен, ленив, мягок и восприимчив. Сластолюбец. Не совсем чистый. На хамство Штоппеля отвечает мучительной дрожью, не смея возразить. К своему защитнику Чертопханову относится с подобострастным благоговением. Умирает после поступка Маши.

Посмотрите эти сочинения

  • Художественное мастерство Тургенева-романиста В портретном мастерстве Тургенев отчасти перекликается с Гоголем. Портреты в романах Тургенева различны. Во-первых, это детализированный портрет с точным описанием индивидуальных внешних признаков, рассчитанных, главным образом, на зрительное впечатление и сопровождаемых небольшими комментариями. Герой или героиня, которых Тургенев изображает сатирически, обычно появляются, как и у Гоголя, когда уже нарисован соответствующий фон и читатель из, предшествующего описания обстановки составил себе определенное […]
  • Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова в таблице Базаров Е. В. Кирсанов П. П. Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. Образование Очень образованный человек. […]
  • Характеристика героев «Отцы и дети» (таблица) Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
  • Сравнительная характеристика Николая и Павла Кирсановых (таблица) Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
  • Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети» Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами — явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных по происхождению. Базаров и Кирсанов люди разных сословий. Они никак не относятся к одному, общему слою. И если Базарову откровенно наплевать на все эти […]
  • Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова Павла Петровича Чем является на самом деле конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Вечным спором поколений? Противостоянием сторонников разных политических взглядов? Катастрофическим разногласием между прогрессом и стабильностью, граничащей с застоем? Отнесем споры, переросшие впоследствии в дуэль, к одной из категорий, и сюжет станет плоским, потеряет остроту. В то же время произведение Тургенева, в котором проблема была поднята впервые в истории отечественной литературы, актуально до сих пор. И сегодня требуют перемен и […]
  • Базаров и Одинцова в романе «Отцы и дети» Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», […]
  • Испытание любовью Базарова (сочинение) В «Отцах и детях» Тургенев применил уже отработанный в предыдущих повестях («Фауст» 1856, «Ася» 1857) и романах способ раскрытия характера главного героя. Сначала автор изображает идейные убеждения и сложную духовную и умственную жизнь героя, для чего включает в произведение беседы или споры идейных противников, потом создаёт любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью», которое Н.Г.Чернышевский назвал «русский человек на rendez-vous». То есть героя, уже продемонстрировавшего значительность своего […]
  • Смерть Базарова — итог его жизненного пути Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что […]
  • История создания романа «Отцы и дети» Тургенева Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «…Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»…» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма […]
  • Базаров и Павел Петрович (сочинение) Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
  • Пейзаж в рассказе Тургенева «Бежин луг» И. С. Тургенев – проницательный и прозорливый художник, чуткий ко всему, умеющий подмечать и описывать самые незначительные, мелкие детали. Тургенев в совершенстве владел мастерством описания. Все его картины живы, ясно предоставлены, наполнены звуками. Тургеневский пейзаж психологичен, связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом. Несомненно, пейзаж в рассказе «Бежин луг» играет важную роль. Можно сказать, что весь рассказ пронизан художественными зарисовками, которые определяют состояние […]
  • Картины природы в повести «Ася» Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души». Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. […]
  • Ася – одна из тургеневских девушек Тургеневские девушки – героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; это мечтательные, непосредственные натуры без какой‑либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям. Т. Виныникова Свою повесть И. С. Тургенев называет по имени героини. Однако настоящее имя девушки – Анна. Вдумаемся в значения имен: Анна – «грация, миловидность», а Анастасия (Ася) – «рожденная заново». Почему же автор […]
  • «Русский человек на rendez vous» (Чернышевский) Свою статью «Русский человек на rendez vous» Н. Г. Чернышевский начинает с описания впечатления, произведенного на него повестью И. С. Тургенева «Ася». Он говорит, что на фоне преобладающих в то время рассказов делового, изобличительного рода, оставляющих в читателе тяжелое впечатление, эта повесть – единственно хорошая вещь. «Действие – за границей, вдали от всей дурной обстановке нашего домашнего быта. Все лица повести – люди из лучших между нами, очень образованные, чрезвычайно гуманные, проникнутые […]
  • Герой повести Тургенева «Ася». Как изменилось его отношение к жизни Повесть И. С. Тургенева «Ася» рассказывает о том, как знакомство главного героя господина Н. Н. с Гагиными перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических томлений, так и горьких терзаний, потом, с годами, утративших свою остроту, но обрекших героя на судьбу бобыля. Интересным является тот факт, что автор отказал герою в имени, нет и его портрета. Объяснения этому можно дать разные, но одно несомненно: акцент с внешнего И. С. Тургенев переносит на внутреннее, […]
  • Образ Наташи Ростовой (сочинение) Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
  • Письмо Базарова к Одинцовой Уважаемая Анна Сергеевна! Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я […]
  • Описание героев в произведении «Вешние воды» Иван Сергеевич Тургений – известный русский писатель, подаривший русской литературе произведения, которые стали классикой. Повесть «Вешние воды» относится к позднему периоду творчества автора. Мастерство писателя проявляется главным образом в раскрытии психологических переживаний героев, их сомнений и поисков. В основу сюжеты положены отношения русского интеллигента, Дмитрия Санина, и юной красавицы-итальянки, Джеммы Розелли. Раскрывая на протяжении повествования характеры своих героев, Тургенев подводит […]
  • Человек и природа в рассказе «Бежин луг» «Записки охотника» – это книга о русском народе, крепостном крестьянстве. Однако рассказы и очерки Тургенева описывают и многие другие стороны русской жизни того времени. С первых очерков своего «охотничьего» цикла Тургенев прославился как художник, обладающий удивительным даром видеть и рисовать картины природы. Тургеневский пейзаж психологичен, он связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом. Свои мимолетные, случайные «охотничьи» встречи и наблюдения писатель сумел воплотить в типические […]