1. Подбор стихотворений для заучивания
Важной задачей дошкольной педагогики является ознакомление детей с разными жанрами художественной литературы и в частности — поэзией. Закладывание любви к художественной литературе начинается с самого раннего возраста и является важным фактором развития образной речи ребенка, его поэтического слуха и этических понятий.
При выборе стихотворений для заучивания, особенно среди маленьких детей, необходимо учитывать определенные требования, такие как:
- Простота и четкость ритма
- Краткость отдельных строк и всего стихотворения
- Простота и ясность знакомых детям образов
- Отсутствие описательных и созерцательных моментов при ярко выраженной действенности.
Одним из наиболее подходящих материалов для заучивания являются произведения народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки и потешки не только по содержанию, но и по форме и языку отвечают указанным требованиям.
2. Значение поэзии для развития речи ребенка
Поэзия может играть важную роль в развитии речи ребенка. Чтение и заучивание стихов позволяют детям увеличить словарный запас, улучшить звуковую культуру речи и развивать умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик и помогают развить чуткость к языку.
В процессе заучивания стихов дети учатся улавливать созвучность и мелодичность речи, что способствует формированию звуковой культуры речи, а также усваивают средства звуковой выразительности, такие как тон, тембр голоса, темп и интонация. При этом, любовь детей к звукам и игре с ними, а также к повтору и особая чувствительность к рифме облегчают процесс восприятия и запоминания стихотворений.
3. Методика заучивания стихов в дошкольном возрасте
Заучивание стихотворений в дошкольном возрасте является важным этапом развития ребенка. Для эффективной методики заучивания необходимо учитывать особенности восприятия и запоминания стихов детьми.
Одним из эффективных способов заучивания является рассказывание и пения стихов наизусть. Важно, чтобы педагог старался сделать процесс заучивания стихотворений интересным и увлекательным для детей.
Другим важным аспектом методики заучивания стихов является повторение. Чаще повторять стихи вам поможет больший успех в заучивании.
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами ...
... науке, проанализировано особенности развития речи старших дошкольников и влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Во второй главе "Содержание и методика развитие речи детей с использованием ... зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. В некоторых детских садах ...
Таким образом, методика заучивания стихов в дошкольном возрасте является важной задачей педагогики, которая помогает развивать речь ребенка и обогащать его эмоциональный мир.
Использование мировой литературы для детей в поэтическом материале
Мировая литература является одним из источников, из которого можно черпать поэтический материал для детей. Великие мастера и художники слова создали произведения, которые могут привлечь внимание и вдохновить детей на изучение и понимание поэзии.
Однако, вопрос о том, где, когда и при каких условиях преподносить детям новое стихотворение, остается открытым. Ответ на этот вопрос будет зависеть от содержания стихотворения и требований педагогической работы.
Например, во время весенней прогулки с детьми, можно обратить их внимание на цветок, пробившийся из-под старого валежника, и прочитать им стишок:
Из-под старого валежника,
У сухого пня,
Голубой глазок подснежника
Смотрит на меня.
Также, после прошедшей грозы, можно выйти на воздух с детьми и обратить их внимание на «последнюю тучу рассеянной бури» на небе, и прочитать им восхитительное стихотворение Пушкина.
Однако, стихи окажут должное влияние на внутренний мир ребенка и его язык только в случае, если у него уже есть определенные представления, впечатления и внутренняя жизнь, которые предшествуют поэтическому словесному образу. Например, ребенок, видевший воочию, как «по небу синему, тая, румяные тучки плывут», сможет понять и почувствовать красоту слова в связи с красотой образа.
Педагог должен не только владеть искусством выразительного чтения, но и знать весь запас отобранных стихотворений для заучивания. В каждый подходящий момент нужное, жизнью подсказываемое стихотворение должно быть к услугам педагога.
Рекомендуется подбирать к стихам, предлагаемым детям, соответствующие картинки. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления.
2. Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений
Важной задачей при заучивании стихотворений с детьми является формирование выразительного чтения. Для достижения этой цели могут быть использованы следующие приемы:
- Образец выразительного чтения – воспитатель сам должен прочитать стихотворение выразительно, чтобы дети услышали, как должно звучать правильное чтение.
- Пример выразительного чтения ребенка – воспитатель может попросить одного из детей прочитать стихотворение, который уже умеет это делать выразительно. Таким образом, другие дети услышат, как правильно читать и получат хороший пример для подражания.
- Оценка чтения – после заучивания стихотворения каждый ребенок должен прочитать его вслух. Воспитатель должен оценить чтение каждого ребенка и указать на ошибки, помочь исправить их.
- Подсказ нужной интонации – воспитатель может дать подсказку, какую интонацию правильно использовать в определенных местах стихотворения.
Кроме указанных приемов, важным является оживление чувств и переживаний, помогающее детям вчитаться в текст и использовать нужную интонацию. Воспитатель может напомнить о похожих на жизнь случаях, характеристики персонажей, подсказать как лучше читать определенный отрывок.
ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ (по стихотворению Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»)
... Прогремел гром. Упал дождь. Зрители бежали. Босоногие дети мчались к домам. Некрасов остался в сарае и переждал дождь, а потом с Фингалом пошел искать дупелей. Образ природы в стихотворении ...
Совместное чтение и декламирование стихотворений в кругу сверстников также содействует развитию у ребенка художественного вкуса и выразительности чтения.
Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией.
С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.
3. Структура занятий
Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Педагог должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто непрочно, кому помогает проговаривание текста вслух и т. д.
Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст. Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень).
Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.
За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.
4. Творческий конспект по заучиванию стихотворений в старших группах
В старших группах продолжается работа по развитию навыков заучивания и чтения стихотворений. Основным заданием является не просто правильно запомнить текст, но и выразительно прочитать его с соответствующей тоном и интонацией.
На первом этапе занятия детям предлагается прочитать вслух небольшие стихотворения, которые они уже заучили на прошлых занятиях. Это напоминает и закрепляет ранее полученный материал и дает детям уверенность в своих навыках.
Затем, в центре внимания находится новое стихотворение, которое на данном занятии необходимо заучить и прочитать выразительно. Рекомендуется выбирать произведения разных жанров и авторов, чтобы дети могли ощутить разницу в стиле и использовать различные приемы чтения в зависимости от конкретного текста.
Процесс заучивания начинается со всего класса, когда текст зачитывается наизусть. Далее, дети не повторяют текст хором, а в индивидуальном порядке, что способствует развитию самостоятельности и творческого подхода в использовании выразительности.
Если несколько детей медленно запоминают текст, то на раннем этапе занятия повторение поручается им, чтобы во время чтения с классом они могли присоединиться без проблем.
Во время заучивания можно проводить фразовый анализ текста, чтобы уточнить смысл и подобрать соответствующие интонации и тон речи. Также возможна проведение мини-игр и упражнений, связанных со стихотворением, чтобы вовлечь детей в процесс и помочь им запомнить текст лучше и быстрее.
Занятие завершается выразительным исполнением стихотворения одним из детей класса, чтобы подчеркнуть его значимость и дать уверенность всем остальным студентам, что они могут научиться заучивать и читать стихотворения так же хорошо.
Программное содержание:
- Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно.
- Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение.
- Воспитывать интерес к художественным произведениям.
Предварительная работа: Развивающие игры, упражнения на развитие речи, речевые гимнастики, рассматривание иллюстраций и чтение стихов о зиме.
Словарная работа: Порог, калитка, мохнатый.
Оборудование: Мольберт, карта-схема, карточки с изображением зимы, карандаши, краски, листы бумаги.
Ход занятия
Перед занятием провожу речевую игру «Выдели слово в предложении»
- На кормушку прилетели снегири.
- На кормушку прилетели снегири.
- На кормушку прилетели снегири.
- Ребятки, послушайте загадку.
«Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?» (Зимой).
Подходим к мольберту: «Какое время года изображено на картинках? Почему, вы так думаете? Скажите, пожалуйста, что лишнее?» (Заяц).
Почему?
- Скажите, а какой бывает снег? (белый, мохнатый, холодный и т.д.).
- Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их.
Ой, смотрите, снежинки и на вашей; сдуйте их. (Музыка).
- Вдох носом, выдох через рот.
- Кратковременный.
- Долгий (губы трубочкой).
- Давайте скажем слово «снежинка» по-разному: испуганно, грустно, удивленно и радостно.
(Дети садятся на стулья).
- А сейчас, ребята, я расскажу вам стихотворение. Слушайте внимательно, обратите внимание, на какие слова я делаю ударение (т.е. говорю громче, чем другие).
Стихотворение называется «Снег идет», написала М.Познанская.
Тихо-тихо снег идет.
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К нам дорожку проведем.
Выйдет мама на порог
Спросит: «Кто бы это мог,
Провести дорожку к нашему порожку?»
(Задаю вопросы по содержанию стихотворения).
Развитие речи через заучивание стихотворений в дошкольном возрасте
Заучивание стихотворений является одним из важных средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей в дошкольном возрасте. Эта методика развития речи занимает особое место в работе с детьми, направленной на формирование любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями и развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение от звучания стихотворений. Ритм и мелодия стихов привлекают их внимание, а мир звуков обладает силой и обаянием. Важно учить детей воспринимать и оценивать поэтические произведения, развивать их художественный вкус и эстетическое восприятие поэзии и художественного слова.
Заучивание стихотворений необходимо связывать с развитием эстетического восприятия детей. В процессе заучивания стихов важно обращать внимание на гармонию русского слова, на изящность и чувство, которое они передают. Поэзия должна действовать на детей так же, как музыка, заполнять их сердца эмоциями и впечатлениями.
Проведение занятий по заучиванию стихотворений помогает детям развивать свою речь, пополнять словарный запас, улучшать дикцию и артикуляцию. Кроме того, это способствует развитию памяти, воображения и творческих способностей детей.
В ходе занятий по заучиванию стихотворений можно использовать различные методики и приемы, такие как повторение за воспитателем, движения и жесты, а также рисование и музыкальное сопровождение. Это позволяет сделать процесс запоминания более интересным и эмоционально насыщенным для детей.
Одним из результатов занятий по заучиванию стихотворений является возможность детей выразительно рассказывать и показывать запомненные стихи. Это способствует развитию их речевых и актерских навыков, уверенности в себе и умению выступать перед публикой.
В заключение можно отметить, что заучивание стихотворений в дошкольном возрасте играет важную роль в формировании речевых и эстетических навыков у детей. Эта методика развития речи позволяет детям наслаждаться звучанием поэзии, развивать свою речь и творческие способности, а также формировать любовь к поэзии и художественному слову.
Список литературы:
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. – М., 1998.
- Электронный ресурс. URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/na-temu-metodika-zauchivaniya-stihotvoreniy/
2. Андросова В. Чтение произведений художественной литературы: Старшая группа // Дошкольное воспитание. – 1991. – №4.
3. Бабунова Т.М. Основы дошкольной педагогики: Учебно-методическое пособие. – Магнитогорск, 2002.
4. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. – М., 1960.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М., 1981.
6. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. – М., 1981.
7. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб., 2004.
8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2004.
9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения — М., Просвещение, 1981.
Приложение
Опорные схемы к стихотворению «Снег идет» М. Познанской
Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4