Контрольная работа: Методика заучивания стихотворений в детском саду

Контрольная работа

1. Подбор стихотворений для заучивания

Важной задачей дошкольной педагогики является ознакомление детей с разными жанрами художественной литературы и в частности — поэзией. Закладывание любви к художественной литературе начинается с самого раннего возраста и является важным фактором развития образной речи ребенка, его поэтического слуха и этических понятий.

При выборе стихотворений для заучивания, особенно среди маленьких детей, необходимо учитывать определенные требования, такие как:

  • Простота и четкость ритма
  • Краткость отдельных строк и всего стихотворения
  • Простота и ясность знакомых детям образов
  • Отсутствие описательных и созерцательных моментов при ярко выраженной действенности.

Одним из наиболее подходящих материалов для заучивания являются произведения народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки и потешки не только по содержанию, но и по форме и языку отвечают указанным требованиям.

2. Значение поэзии для развития речи ребенка

Поэзия может играть важную роль в развитии речи ребенка. Чтение и заучивание стихов позволяют детям увеличить словарный запас, улучшить звуковую культуру речи и развивать умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик и помогают развить чуткость к языку.

В процессе заучивания стихов дети учатся улавливать созвучность и мелодичность речи, что способствует формированию звуковой культуры речи, а также усваивают средства звуковой выразительности, такие как тон, тембр голоса, темп и интонация. При этом, любовь детей к звукам и игре с ними, а также к повтору и особая чувствительность к рифме облегчают процесс восприятия и запоминания стихотворений.

3. Методика заучивания стихов в дошкольном возрасте

Заучивание стихотворений в дошкольном возрасте является важным этапом развития ребенка. Для эффективной методики заучивания необходимо учитывать особенности восприятия и запоминания стихов детьми.

Одним из эффективных способов заучивания является рассказывание и пения стихов наизусть. Важно, чтобы педагог старался сделать процесс заучивания стихотворений интересным и увлекательным для детей.

Другим важным аспектом методики заучивания стихов является повторение. Чаще повторять стихи вам поможет больший успех в заучивании.

56 стр., 27646 слов

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами ...

... науке, проанализировано особенности развития речи старших дошкольников и влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Во второй главе "Содержание и методика развитие речи детей с использованием ... зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. В некоторых детских садах ...

Таким образом, методика заучивания стихов в дошкольном возрасте является важной задачей педагогики, которая помогает развивать речь ребенка и обогащать его эмоциональный мир.

Использование мировой литературы для детей в поэтическом материале

Мировая литература является одним из источников, из которого можно черпать поэтический материал для детей. Великие мастера и художники слова создали произведения, которые могут привлечь внимание и вдохновить детей на изучение и понимание поэзии.

Однако, вопрос о том, где, когда и при каких условиях преподносить детям новое стихотворение, остается открытым. Ответ на этот вопрос будет зависеть от содержания стихотворения и требований педагогической работы.

Например, во время весенней прогулки с детьми, можно обратить их внимание на цветок, пробившийся из-под старого валежника, и прочитать им стишок:

Из-под старого валежника,
У сухого пня,
Голубой глазок подснежника
Смотрит на меня.

Также, после прошедшей грозы, можно выйти на воздух с детьми и обратить их внимание на «последнюю тучу рассеянной бури» на небе, и прочитать им восхитительное стихотворение Пушкина.

Однако, стихи окажут должное влияние на внутренний мир ребенка и его язык только в случае, если у него уже есть определенные представления, впечатления и внутренняя жизнь, которые предшествуют поэтическому словесному образу. Например, ребенок, видевший воочию, как «по небу синему, тая, румяные тучки плывут», сможет понять и почувствовать красоту слова в связи с красотой образа.

Педагог должен не только владеть искусством выразительного чтения, но и знать весь запас отобранных стихотворений для заучивания. В каждый подходящий момент нужное, жизнью подсказываемое стихотворение должно быть к услугам педагога.

Рекомендуется подбирать к стихам, предлагаемым детям, соответствующие картинки. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления.

2. Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений

Важной задачей при заучивании стихотворений с детьми является формирование выразительного чтения. Для достижения этой цели могут быть использованы следующие приемы:

  • Образец выразительного чтения – воспитатель сам должен прочитать стихотворение выразительно, чтобы дети услышали, как должно звучать правильное чтение.
  • Пример выразительного чтения ребенка – воспитатель может попросить одного из детей прочитать стихотворение, который уже умеет это делать выразительно. Таким образом, другие дети услышат, как правильно читать и получат хороший пример для подражания.
  • Оценка чтения – после заучивания стихотворения каждый ребенок должен прочитать его вслух. Воспитатель должен оценить чтение каждого ребенка и указать на ошибки, помочь исправить их.
  • Подсказ нужной интонации – воспитатель может дать подсказку, какую интонацию правильно использовать в определенных местах стихотворения.

Кроме указанных приемов, важным является оживление чувств и переживаний, помогающее детям вчитаться в текст и использовать нужную интонацию. Воспитатель может напомнить о похожих на жизнь случаях, характеристики персонажей, подсказать как лучше читать определенный отрывок.

5 стр., 2370 слов

ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ (по стихотворению Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»)

... Прогремел гром. Упал дождь. Зрители бежали. Босоногие дети мчались к домам. Некрасов остался в сарае и переждал дождь, а потом с Фингалом пошел искать дупелей. Образ природы в стихотворении ...

Совместное чтение и декламирование стихотворений в кругу сверстников также содействует развитию у ребенка художественного вкуса и выразительности чтения.

Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией.

С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.

3. Структура занятий

Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Педагог должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто непрочно, кому помогает проговаривание текста вслух и т. д.

Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст. Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень).

Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.

За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.

4. Творческий конспект по заучиванию стихотворений в старших группах

В старших группах продолжается работа по развитию навыков заучивания и чтения стихотворений. Основным заданием является не просто правильно запомнить текст, но и выразительно прочитать его с соответствующей тоном и интонацией.

На первом этапе занятия детям предлагается прочитать вслух небольшие стихотворения, которые они уже заучили на прошлых занятиях. Это напоминает и закрепляет ранее полученный материал и дает детям уверенность в своих навыках.

Затем, в центре внимания находится новое стихотворение, которое на данном занятии необходимо заучить и прочитать выразительно. Рекомендуется выбирать произведения разных жанров и авторов, чтобы дети могли ощутить разницу в стиле и использовать различные приемы чтения в зависимости от конкретного текста.

Процесс заучивания начинается со всего класса, когда текст зачитывается наизусть. Далее, дети не повторяют текст хором, а в индивидуальном порядке, что способствует развитию самостоятельности и творческого подхода в использовании выразительности.

Если несколько детей медленно запоминают текст, то на раннем этапе занятия повторение поручается им, чтобы во время чтения с классом они могли присоединиться без проблем.

Во время заучивания можно проводить фразовый анализ текста, чтобы уточнить смысл и подобрать соответствующие интонации и тон речи. Также возможна проведение мини-игр и упражнений, связанных со стихотворением, чтобы вовлечь детей в процесс и помочь им запомнить текст лучше и быстрее.

Занятие завершается выразительным исполнением стихотворения одним из детей класса, чтобы подчеркнуть его значимость и дать уверенность всем остальным студентам, что они могут научиться заучивать и читать стихотворения так же хорошо.

Программное содержание:

  • Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно.
  • Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение.
  • Воспитывать интерес к художественным произведениям.

Предварительная работа: Развивающие игры, упражнения на развитие речи, речевые гимнастики, рассматривание иллюстраций и чтение стихов о зиме.

Словарная работа: Порог, калитка, мохнатый.

Оборудование: Мольберт, карта-схема, карточки с изображением зимы, карандаши, краски, листы бумаги.

Ход занятия

Перед занятием провожу речевую игру «Выдели слово в предложении»

  • На кормушку прилетели снегири.
  • На кормушку прилетели снегири.
  • На кормушку прилетели снегири.
  • Ребятки, послушайте загадку.

«Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?» (Зимой).

Подходим к мольберту: «Какое время года изображено на картинках? Почему, вы так думаете? Скажите, пожалуйста, что лишнее?» (Заяц).

Почему?

  • Скажите, а какой бывает снег? (белый, мохнатый, холодный и т.д.).
  • Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их.

Ой, смотрите, снежинки и на вашей; сдуйте их. (Музыка).

  • Вдох носом, выдох через рот.
  • Кратковременный.
  • Долгий (губы трубочкой).
  • Давайте скажем слово «снежинка» по-разному: испуганно, грустно, удивленно и радостно.

(Дети садятся на стулья).

  • А сейчас, ребята, я расскажу вам стихотворение. Слушайте внимательно, обратите внимание, на какие слова я делаю ударение (т.е. говорю громче, чем другие).

    Стихотворение называется «Снег идет», написала М.Познанская.

Тихо-тихо снег идет.

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

От калитки мы с трудом

К нам дорожку проведем.

Выйдет мама на порог

Спросит: «Кто бы это мог,

Провести дорожку к нашему порожку?»

(Задаю вопросы по содержанию стихотворения).

Развитие речи через заучивание стихотворений в дошкольном возрасте

Заучивание стихотворений является одним из важных средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей в дошкольном возрасте. Эта методика развития речи занимает особое место в работе с детьми, направленной на формирование любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями и развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение от звучания стихотворений. Ритм и мелодия стихов привлекают их внимание, а мир звуков обладает силой и обаянием. Важно учить детей воспринимать и оценивать поэтические произведения, развивать их художественный вкус и эстетическое восприятие поэзии и художественного слова.

Заучивание стихотворений необходимо связывать с развитием эстетического восприятия детей. В процессе заучивания стихов важно обращать внимание на гармонию русского слова, на изящность и чувство, которое они передают. Поэзия должна действовать на детей так же, как музыка, заполнять их сердца эмоциями и впечатлениями.

Проведение занятий по заучиванию стихотворений помогает детям развивать свою речь, пополнять словарный запас, улучшать дикцию и артикуляцию. Кроме того, это способствует развитию памяти, воображения и творческих способностей детей.

В ходе занятий по заучиванию стихотворений можно использовать различные методики и приемы, такие как повторение за воспитателем, движения и жесты, а также рисование и музыкальное сопровождение. Это позволяет сделать процесс запоминания более интересным и эмоционально насыщенным для детей.

Одним из результатов занятий по заучиванию стихотворений является возможность детей выразительно рассказывать и показывать запомненные стихи. Это способствует развитию их речевых и актерских навыков, уверенности в себе и умению выступать перед публикой.

В заключение можно отметить, что заучивание стихотворений в дошкольном возрасте играет важную роль в формировании речевых и эстетических навыков у детей. Эта методика развития речи позволяет детям наслаждаться звучанием поэзии, развивать свою речь и творческие способности, а также формировать любовь к поэзии и художественному слову.

Список литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. – М., 1998.
  2. Электронный ресурс. URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/na-temu-metodika-zauchivaniya-stihotvoreniy/

2. Андросова В. Чтение произведений художественной литературы: Старшая группа // Дошкольное воспитание. – 1991. – №4.

3. Бабунова Т.М. Основы дошкольной педагогики: Учебно-методическое пособие. – Магнитогорск, 2002.

4. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. – М., 1960.

5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М., 1981.

6. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. – М., 1981.

7. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб., 2004.

8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2004.

9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения — М., Просвещение, 1981.

Приложение

Опорные схемы к стихотворению «Снег идет» М. Познанской

Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4

Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4