Музыкальная культура дошкольников

Контрольная работа

Музыкальная культура дошкольников

Многие современные концепции гуманизации дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты.

Все чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру – о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры. Но в реальной жизни в семье дети слышат, как правило, лишь развлекательную музыку.

В результате ребенок в дошкольном детстве, сенситивном к усвоению опыта, не может постичь, подобно освоению родного языка, семантику музыкальной речи, «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.

Ориентация ребенка- дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия, (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желания слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное общее развитие. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей и народной музыки, тем богаче его тезаурус, тем более успешным становится его развитие. Если эстетическое сознание ребенка обогащается с помощью музыки, то это не пройдет бесследно для его духовного становления.

Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. Слушая народную музыку и классическое музыкальное наследие прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.

2 стр., 582 слов

Народное музыкальное искусство «Музыку создает народ…»

... на которых зиждиться европейская музыка нескольких последних веков.Формирование их происходило именно в народном музыкальном искусстве. Каждой национальной культуре свойственны и свои острохарактерные ... Моцарта, Шопена) родилась из народных хоровых песен. И наконец, область музыкального инструментария. Прародители всех музыкальных инструментов, используемых сегодня в профессиональной музыке, - ...

Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыкальное искусство – едва ли не единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту. Народная педагогика, бережно хранящая обычаи, традиции, искусство народа, берет начало в колыбельной песне. Через колыбельную у ребенка возникает потребность в художественном слове, музыке, общении с взрослым, отношение к близким людям и искусству.

Становление музыкальной культуры личности должно начинаться в раннем детстве, когда у ребенка еще не сложились интересы, привычки, вкусы, которые нужно ломать или перестраивать. Маленький ребенок открыт, доверчив, восприимчив. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представления о музыке разных времен.

Как формировать основы музыкальной культуры.

Известно: дошкольники, слушая музыку, различную по художественным достоинствам, «заражаются» отношением к ней взрослых. Отсюда понятно, что именно от музыкальных предпочтений педагогов и родителей зависит успешность формирования основ музыкальной культуры у дошкольников. Одни и те же навыки и умения дети могут приобретать на различном по своему художественному уровню репертуаре. «Низкий» уровень произведения при положительном отношении взрослого дезориентирует ребёнка в представлениях о красоте музыки, ценностных эталонах искусства. Как и общая культура человека, музыкальная формируется с раннего возраста: ребёнок начинает осваивать «язык» музыки, её «речь» ещё до рождения. Опыт восприятия произведений «разных эпох и стилей» способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребёнка. Экспериментальная работа в дошкольных учреждениях, наблюдения практики свидетельствуют: педагог достигает поразительного эффекта в плане музыкально-творческого и общего развития детей, если использует гибкие методы и формы организации деятельности, если создаёт условия для самовыражения на основе прочувствования и положительной оценки произведений высокого искусства.

Программа музыкального развития детей в прогимназии ценна именно тем, что формирует основы музыкальной культуры. Музыкальные произведения разных эпох, доступные дошкольникам по эмоциональному содержанию и продолжительности звучания, сгруппированы по темам: «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты», — раскрывающим содержание музыки, её связь с жизнью (принцип тематизма).

В каждой возрастной группе темы изучаются на новом репертуаре с возвратом к знакомому, что способствует закреплению представлений о музыке, накоплению впечатлений (концентрический принцип) – движение по спирали обеспечивает музыкальное и общее развитие.

12 стр., 5672 слов

Музыкальная сказка как средство развития ребенка

... таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка. Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не ...

Чтобы заинтересовать ребёнка музыкой, развивать его мышление, воображение, необходимо побуждать его к сравнениям, высказываниям. Поэтому репертуар подобран для каждой темы в контрастных сопоставлениях. Важно ребёнку не только слушать музыку, но и «проживать» её: выразительно двигаться под музыку, передавая её содержание и смену настроений; исполнить её в оркестре; воплощать в рисовании свои музыкальные впечатления. Так постепенно накапли-вается опыт восприятия музыкальной классики, так появляются любимые произведения, предпочтения, формируются основы музыкальной культуры.

От родителей зависит многое, в том числе и отношение ребёнка к красоте, его внутренняя гармония в целом. Подарите ребёнку счастье, если Вы его любите! Помогите ему положительным отношением к классической музыке, её правильному восприятию.

Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры

Известно: дошкольники, слушая музыку, различную по художественным достоинствам, «заражаются» отношением к ней взрослых. Поэтому именно от выбора музыкальных произведений педагогов и родителей будет зависеть успешность формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста. Одни и те же навыки и умения дети могут приобретать на различном по своему художественному уровню репертуаре. Неудачный выбор взрослым произведения дезориентирует ребенка в представлениях о красоте музыки, ценностных эталонах искусства. Общая культура человека и музыкальная формируется с самого раннего возраста: ребенок приучается к музыкальным звукам и осваивает «язык» музыки, ее «речь» еще задолго до рождения. Опыт восприятия произведений «разных эпох и стилей» (Б.В. Асафьев) способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребенка. Экспериментальная педагогическая работа в детских садах, наблюдения практики свидетельствуют: педагог достигает поразительных результатов в плане музыкально-творческого и общего развития детей, при условии использования гибких методов и форм организации музыкальной деятельности, если создает благоприятные условия для самовыражения ребёнка на основе чувств и положительной оценки музыкального произведения.

Музыкальные произведения разных эпох, доступные дошкольникам по эмоциональному содержанию и продолжительности звучания, можно сгруппировать по следующим темам: «Музыка выражает чувства, настроения, характер людей», «Марш, танец, песня», «Музыка рассказывает о птицах и животных», « Музыка и природа», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты», — раскрывающим содержание музыки, ее связь с жизнью (принцип тематизма).

Во всех возрастных группах темы изучаются на новом репертуаре с возвратом к знакомому, что способствует закреплению представлений о музыке, накоплению впечатлений (концентрический принцип) — движение по спирали обеспечивает музыкальное и общее развитие.

Чтобы заинтересовать ребенка музыкой, развивать его мышление, воображение, необходимо побуждать его к сравнениям, высказываниям. Поэтому репертуар подобран для каждой темы в контрастных сопоставлениях (принцип контрастных сопоставлений).

Классическая музыка предоставляет педагогу широкое поле деятельности. Во-первых, как сказано выше, он может по-разному объединять слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Это позволяет варьировать структуру, избегать шаблонов, побуждает к творчеству — принцип синкретизма, слитности различных видов деятельности. Во-вторых, применять разработанные конспекты — для всех возрастных групп и по всем темам — вариативно, гибко, творчески. В-третьих, менять возрастные границы рекомендуемого репертуара по своему усмотрению (конечно, сочетая доступность эмоционального содержания музыки с жизненным опытом детей).

10 стр., 4949 слов

Рок-музыка как неотъемлемая часть современной культуры

... поп-бизнеса, что приводит их музыкантов как к материальному благополучию, так и к определенной профессионализации. Популярность рок-музыки объяснима, конечно, не только социальными причинами, «бунтом» молодых, но и, безусловно, музыкальными: ... такого рода музыки: яркий взлет, противопоставление себя поп-культуре, перерождение в поп-культуру, коммерциализация, уход в бизнес. И все же музыка «Битлз» ...

Но педагогу предоставляется возможность самостоятельно определять время прохождения каждой темы или, при необходимости, менять их последовательность, т.е. «забегать вперед и возвращаться назад» -принцип адаптивности, гибкости. Наконец, принципы — тематический, концентрический, контрастных сопоставлений, синкретизма, адаптивности — облегчают планирование работы на перспективу ближнюю и дальнюю, помогают ориентироваться в логике усложнения репертуара, отбирать его по своему усмотрению.

Однако, как мы знаем, успех работы — в нашем случае это успех формирования основ музыкальной культуры — определяется не только содержанием программы, но и формами организации деятельности и методами обучения. Чтобы обучение носило развивающий характер, а не вело к муштре и натаскиванию, методы формирования основ музыкальной культуры должны побуждать детей к творчеству, к активной деятельности. В этой связи педагог добивается — постоянно — того, чтобы действия детей соответствовали звучащей музыке, уподоблялись меняющемуся характеру произведения через движения, слово, выбор тембра инструмента и т.д. Метод этот — уподобление характеру музыки — способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, побуждает к осмыслению ее выразительных средств в активной творческой деятельности.

В раннем и младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не могут сами выразительно двигаться, высказываться о характере произведения, им, естественно, необходима помощь. Так, педагог может тихо, по ходу звучания произведения, облегчая его усвоение не только интонацией, но и мимикой, пояснять: «Какая нежная, ласковая музыка» (словесное уподобление характеру музыки).

При этом он уподобляет звучанию музыки и свою мимику (мимическое уподобление), и интонацию голоса (интонационное уподобление).

Может нежно прикоснуться к руке малыша (тактильное уподобление), побудить его выразить характер звучания музыкально-ритмическими движениями, ритмопластикой (двигательное, ритмо-пластическое уподобление).

Важно помочь детям выбрать инструменты, чтобы с помощью оркестровки передать смену настроений в произведении (темброво-инструментальное уподобление).

Малыши лучше воспринимают мелодию «с голоса»; следовательно, можно негромко подпевать мелодию во время звучания произведения, «выводить» ее на голос (вокальное уподобление характеру музыки).

Этот метод способствует и тому, что дети сами начинают напевать полюбившиеся и запомнившиеся им мелодии. У музыкального руководителя есть возможность сочетать разные виды уподоблений — словесное, мимическое, интонационное, вокальное, тактильное и пр. Тем самым он учит детей высказываться о характере музыки, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения. Иными словами, педагог развивает эмоциональную отзывчивость, осознанное восприятие музыки.

7 стр., 3168 слов

Роль музыки и музыкальных инструментов на Руси

... барабаны различных размеров. Зажигательные ритмы, которые добавляет в музыку самый древний музыкальный инструмент, будят спящую энергию внутри человека, заставляя ее бить ... принцип этого щипкового инструмента. .3 Устройство некоторых русских народных музыкальных инструментов .3.1 Балалайка Балалайка - народный музыкальный инструмент, принадлежащий к группе инструментов струнных. Балалайка состоит ...

Уже младшие дошкольники могут воплощать в рисовании свои музыкальные впечатления (полихудожественное уподобление).

Например, передавая смену характера музыки («Фея зимы» из балета С. Прокофьева «Золушка»), воспроизводить с помощью тычковых кисточек на тонированной голубой бумаге белые линии или точки; в средней группе — «рисовать музыку» цветными пятнами (цветовое уподобление), применяя разные техники для создания образа, близкого музыкальному. В старшей группе дети все более самостоятельно решают поставленные перед ними задачи. Их творчество проявляется в процессе развития умения слышать музыку, согласовывать свои действия с ее постоянно меняющимся характером. Так постепенно накапливается опыт восприятия музыкальной классики, так появляются любимые произведения, предпочтения, формируются основы музыкальной культуры.

Решению этих задач в немалой степени способствуют формы организации музыкальной деятельности — тематические занятия. Они могут быть сюжетными, со свободной, вариативной структурой: это и праздники, и развлечения, которые проводятся в виде музыкальных игр-сказок на репертуаре программы «Музыкальные шедевры»; это и звучание классической музыки в повседневной жизни детского сада, и познавательные развлечения, которые проводят в виде бесед о композиторах на основе аудиопособий (И.С. Бах, С. Рахманинов. Ф. Шуберт, Д. Шостакович); это и знакомство с различными инструментами симфонического оркестра (см.: пособие «Беседы о музыкальных инструментах»), и просмотр кукольного спектакля, сопровождаемого музыкой.

Музыкальное воспитание дошкольников

В настоящее время преобразованиям в духовной сфере жизни общества придается особенно большое значение. Возрастает необходимость повышения роли искусства в идейно-нравственном и художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения на лучших образцах отечественной и мировой художественной культуры. В этой связи велика роль музыкального искусства (музыкальной деятельности).

Музыка, музыкальная культура и искусство возвышают человека, способствуют всестороннему и гармоническому развитию личности, порождают оптимизм, социальную активность людей, направляют их силы и способности на достижение высших ценностей общества: человеческого счастья, добра, красоты, духовного возрождения. А для того чтобы понять, почему музыка (музыкальное искусство) оказывает такое воздействие на людей, на развитие общества в целом, нужно знать научную теорию искусства и понимать роль искусства в жизни общества. Место музыкального искусства среди других эстетических ценностей определяется и тем, что оно отражает как существующие, так и давно исчезнувшие явления и объекты природы и общества, сохраняет их образы для новых поколений.