Музыкальная культура дошкольников
Многие современные концепции гуманизации дошкольного
Все чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру – о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры. Но в реальной жизни в семье дети слышат, как правило, лишь развлекательную музыку.
В результате ребенок в дошкольном детстве, сенситивном к усвоению опыта, не может постичь, подобно освоению родного языка, семантику музыкальной речи, «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.
Ориентация ребенка-
Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия, (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желания слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность.
Дошкольный возраст
Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств и их оттенков, расширяет эти представления. Слушая народную музыку и классическое музыкальное наследие прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.
Народное музыкальное искусство «Музыку создает народ…»
... на которых зиждиться европейская музыка нескольких последних веков.Формирование их происходило именно в народном музыкальном искусстве. Каждой национальной культуре свойственны и свои острохарактерные ... Моцарта, Шопена) родилась из народных хоровых песен. И наконец, область музыкального инструментария. Прародители всех музыкальных инструментов, используемых сегодня в профессиональной музыке, - ...
Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием
Музыкальное искусство – едва ли не единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту. Народная педагогика, бережно хранящая обычаи, традиции, искусство народа, берет начало в колыбельной песне. Через колыбельную у ребенка возникает потребность в художественном слове, музыке, общении с взрослым, отношение к близким людям и искусству.
Становление музыкальной культуры личности должно начинаться в раннем детстве, когда у ребенка еще не сложились интересы, привычки, вкусы, которые нужно ломать или перестраивать. Маленький ребенок открыт, доверчив, восприимчив. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представления о музыке разных времен.
Как формировать основы музыкальной культуры.
Известно: дошкольники, слушая музыку, различную по художественным достоинствам, «заражаются» отношением к ней взрослых. Отсюда понятно, что именно от музыкальных предпочтений педагогов и родителей зависит успешность формирования основ музыкальной культуры у дошкольников. Одни и те же навыки и умения дети могут приобретать на различном по своему художественному уровню репертуаре. «Низкий» уровень произведения при положительном отношении взрослого дезориентирует ребёнка в представлениях о красоте музыки, ценностных эталонах искусства. Как и общая культура человека, музыкальная формируется с раннего возраста: ребёнок начинает осваивать «язык» музыки, её «речь» ещё до рождения. Опыт восприятия произведений «разных эпох и стилей» способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребёнка. Экспериментальная работа в дошкольных учреждениях, наблюдения практики свидетельствуют: педагог достигает поразительного эффекта в плане музыкально-творческого и общего развития детей, если использует гибкие методы и формы организации деятельности, если создаёт условия для самовыражения на основе прочувствования и положительной оценки произведений высокого искусства.
Программа музыкального развития детей в прогимназии ценна именно тем, что формирует основы музыкальной культуры. Музыкальные произведения разных эпох, доступные дошкольникам по эмоциональному содержанию и продолжительности звучания, сгруппированы по темам: «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты», — раскрывающим содержание музыки, её связь с жизнью (принцип тематизма).
В каждой возрастной группе темы изучаются на новом репертуаре с возвратом к знакомому, что способствует закреплению представлений о музыке, накоплению впечатлений (концентрический принцип) – движение по спирали обеспечивает музыкальное и общее развитие.
Музыкальная сказка как средство развития ребенка
... таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка. Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не ...
Чтобы заинтересовать ребёнка музыкой, развивать его мышление, воображение, необходимо побуждать его к сравнениям, высказываниям. Поэтому репертуар подобран для каждой темы в контрастных сопоставлениях. Важно ребёнку не только слушать музыку, но и «проживать» её: выразительно двигаться под музыку, передавая её содержание и смену настроений; исполнить её в оркестре; воплощать в рисовании свои музыкальные впечатления. Так постепенно накапли-вается опыт восприятия музыкальной классики, так появляются любимые произведения, предпочтения, формируются основы музыкальной культуры.
От родителей зависит многое, в том числе и отношение ребёнка к красоте, его внутренняя гармония в целом. Подарите ребёнку счастье, если Вы его любите! Помогите ему положительным отношением к классической музыке, её правильному восприятию.
Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры
Известно: дошкольники, слушая музыку, различную по художественным достоинствам, «заражаются» отношением к ней взрослых. Поэтому именно от выбора музыкальных
Музыкальные произведения разных эпох, доступные дошкольникам по эмоциональному содержанию и продолжительности звучания, можно сгруппировать по следующим темам: «Музыка выражает чувства, настроения, характер людей», «Марш, танец, песня», «Музыка рассказывает о птицах и животных», « Музыка и природа», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты», — раскрывающим содержание музыки, ее связь с жизнью (принцип тематизма).
Во всех возрастных группах темы изучаются на новом репертуаре с возвратом к знакомому, что способствует закреплению представлений о музыке, накоплению впечатлений (концентрический принцип) — движение по спирали обеспечивает музыкальное и общее развитие.
Чтобы заинтересовать
Классическая музыка
Рок-музыка как неотъемлемая часть современной культуры
... поп-бизнеса, что приводит их музыкантов как к материальному благополучию, так и к определенной профессионализации. Популярность рок-музыки объяснима, конечно, не только социальными причинами, «бунтом» молодых, но и, безусловно, музыкальными: ... такого рода музыки: яркий взлет, противопоставление себя поп-культуре, перерождение в поп-культуру, коммерциализация, уход в бизнес. И все же музыка «Битлз» ...
Но педагогу предоставляется возможность самостоятельно определять время прохождения каждой темы или, при необходимости, менять их последовательность, т.е. «забегать вперед и возвращаться назад» -принцип адаптивности, гибкости. Наконец, принципы — тематический, концентрический, контрастных сопоставлений, синкретизма, адаптивности — облегчают планирование работы на перспективу ближнюю и дальнюю, помогают ориентироваться в логике усложнения репертуара, отбирать его по своему усмотрению.
Однако, как мы знаем, успех работы — в нашем случае это успех формирования основ
В раннем и младшем
При этом он уподобляет звучанию музыки и свою мимику (мимическое уподобление), и интонацию голоса (интонационное уподобление).
Может нежно прикоснуться к руке малыша (тактильное уподобление), побудить его выразить характер звучания музыкально-ритмическими движениями, ритмопластикой (двигательное, ритмо-пластическое уподобление).
Важно помочь детям выбрать инструменты, чтобы с помощью оркестровки передать смену настроений в произведении (темброво-инструментальное уподобление).
Малыши лучше воспринимают мелодию «с голоса»; следовательно, можно негромко подпевать мелодию во время звучания произведения, «выводить» ее на голос (вокальное уподобление характеру музыки).
Этот метод способствует и тому, что дети сами начинают напевать полюбившиеся и запомнившиеся им мелодии. У музыкального руководителя есть возможность сочетать разные виды уподоблений — словесное, мимическое, интонационное, вокальное, тактильное и пр. Тем самым он учит детей высказываться о характере музыки, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения. Иными словами, педагог развивает эмоциональную отзывчивость, осознанное восприятие музыки.
Роль музыки и музыкальных инструментов на Руси
... барабаны различных размеров. Зажигательные ритмы, которые добавляет в музыку самый древний музыкальный инструмент, будят спящую энергию внутри человека, заставляя ее бить ... принцип этого щипкового инструмента. .3 Устройство некоторых русских народных музыкальных инструментов .3.1 Балалайка Балалайка - народный музыкальный инструмент, принадлежащий к группе инструментов струнных. Балалайка состоит ...
Уже младшие дошкольники могут воплощать в рисовании свои музыкальные впечатления (полихудожественное уподобление).
Например, передавая смену характера музыки («Фея зимы» из балета С. Прокофьева «Золушка»), воспроизводить с помощью тычковых кисточек на тонированной голубой бумаге белые линии или точки; в средней группе — «рисовать музыку» цветными пятнами (цветовое уподобление), применяя разные техники для создания образа, близкого музыкальному. В старшей группе дети все более самостоятельно решают поставленные перед ними задачи. Их творчество проявляется в процессе развития умения слышать музыку, согласовывать свои действия с ее постоянно меняющимся характером. Так постепенно накапливается опыт восприятия музыкальной классики, так появляются любимые произведения, предпочтения, формируются основы музыкальной культуры.
Решению этих задач в немалой степени способствуют формы организации музыкальной деятельности — тематические занятия. Они могут быть сюжетными, со свободной, вариативной структурой: это и праздники, и развлечения, которые проводятся в виде музыкальных игр-сказок на репертуаре программы «Музыкальные шедевры»; это и звучание классической музыки в повседневной жизни детского сада, и познавательные развлечения, которые проводят в виде бесед о композиторах на основе аудиопособий (И.С. Бах, С. Рахманинов. Ф. Шуберт, Д. Шостакович); это и знакомство с различными инструментами симфонического оркестра (см.: пособие «Беседы о музыкальных инструментах»), и просмотр кукольного спектакля, сопровождаемого музыкой.
Музыкальное воспитание дошкольников
В настоящее время
Музыка, музыкальная культура и искусство возвышают человека, способствуют всестороннему и гармоническому развитию личности, порождают оптимизм, социальную активность людей, направляют их силы и способности на достижение высших ценностей общества: человеческого счастья, добра, красоты, духовного возрождения. А для того чтобы понять, почему музыка (музыкальное искусство) оказывает такое воздействие на людей, на развитие общества в целом, нужно знать научную теорию искусства и понимать роль искусства в жизни общества. Место музыкального искусства среди других эстетических ценностей определяется и тем, что оно отражает как существующие, так и давно исчезнувшие явления и объекты природы и общества, сохраняет их образы для новых поколений.