Мода — это специфическая и весьма динамичная форма стандартизованного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстроизменяющихся вкусов, увлечений и т. д.
Однако и это, казалось бы, исчерпывающее определение не отражает всей обнажившей себя в XX в. сущности моды. Ученые, как и обыватели, оказались во власти моды и, прежде всего, ее объективно фиксируемого результата — массового увлечения новой вещью, идеей.
Пожалуй, точнее других сущность моды отражают те, кто ее создает. Научный анализ проблемы без учета их мнений окажется не только неполным, но и лишенным жизни.
Кристиан Диор: «Мода — понятие религиозное. В наш век, стремящийся разболтать один за другим все свои секреты, кормящийся лживыми признаниями и фальшивыми откровениями, она остается самим воплощением таинства, и лучшее доказательство ее чудесной силы в том, что никогда еще о ней столько не говорили».
Кристиан Лакруа: «Часто о высокой моде ошибочно судят как о неком воплощении гордыни. Разглагольствуют, что ее цель -демонстрация высокого социального положения и богатства. На самом же деле искусство моды — это попытка прорыва в таинства мироздания».
Пьер Карден: «Мода — это способ выражения. Другими словами, мода -то отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспектах. Кстати, именно П. Кардену принадлежит прогноз будущего моды, которое он связывает с исследованиями в области математики, экономики, социологии, психологии и даже философии.
Мода как отношение.
Так что же такое мода? Некая объективная реальность, доступная для внешнего наблюдения? А может быть субъективное (прежде всего, эмоциональное) отражение этой реальности? Гипотетический ответ может быть прост: и то, и другое. Объективная реальность моды, представленная поведением субъекта моды, и субъективные переживания субъекта моды по поводу этой реальности определяют суть моды XX столетия — моды как отношения.
Поэтому мода в широком смысле слова может быть определена как существующее в определенный период и общепризнанное на данном этапе отношение людей к внутренним и внешним формам культуры.
Мир прекрасного, искусство моды
... изображение "красивого". Таким образом, красивый портрет женщины- это портрет красивой женщины. Искусство и мода. Но самое интересное то, что произведения художника или скульптора вовсе не ... временим похожим на них орнаментом, узором или рисунком на одежде. И чем больше развивалась одежда, тем сильнее подчиняла она себе украшения. Порой создавались подлинные шедевры искусства, где национальный ...
Прогнозы развития моды на третье тысячелетие
Итак, в процессе исторического развития костюма и моды под возрастающим влиянием человеческого фактора происходит постепенное уточнение понятия «мода»: «мера, правило, способ употребления» — «вкус» — «подражание» -«образ жизни» — «средство формирования аттракции» — «стремление инициативной личности к обновлению» — «право настоящего над прошлым» — «средство сохранения гармонии с миром» — «отношение» — «процесс экспериментальной проверки границ дозволенного».
Теории моды.
По содержанию теории моды можно подразделить на несколько групп: автократические, мотивационные, событийные теории, теории идеологической причинности, эволюционная и многофакторная теории.
Автократические теории моды.
Довольно широко
Квентин Бэлл (Queritin Bell), известный английский художник и искусствовед, критикует данную позицию: «Никто не создает моду, потому что мы рождаемся в обществе, в котором мода всегда существует; она существует, потому что это приятно, наши эстетические привязанности предопределены для нас». В доказательство своей точки зрения Бэлл приводит следующие факты. Императрица России Екатерина II не оказывала заметного влияния на моду не потому, что не могла делать этого, а потому что не хотела, так как творила исключительно для себя. Принцесса Уэльсская (70-80-е гг. XIX в.), казалось бы, также была способна оказать значительное влияние на женскую моду. Однако ее попытки вернуть кринолин или сделать модным в 1885 г. то, что было в моде десять лет назад стали достаточно вескими причинами появления ненависти англичанок и к миру моды, и к ней как автору нежелательных изменений.
Чарльз II, один из наиболее влиятельных в мире моды монархов, в свое время приложил немало усилий для того, чтобы привести моду к полной остановке. В 1666 г. им была представлена новая модель мужского платья, которая, как он считал, никогда не выйдет из моды. Это было, по свидетельствам историков, «хорошенькое платье в персидском стиле». За королем последовали его придворные, и казалось, успех очевиден. Однако так продолжалось недолго; жилет был вскоре забыт, и англичане подобно англичанкам вновь стали заказывать модные одежды из Франции. Исходя из этих фактов, К. Бэлл делает следующий вывод: «… лидер может быть приверженцем моды; он может переделывать детали, но он не может ни остановить, ни повернуть процесс назад».
Противоречива и роль изготовителей одежды. Они действительно вынуждают общество следовать новой моде, но все же их главная цель, по мнению экспертов, — стимулировать потребительский рынок и таким образом обеспечить рентабельность производства.
Про моду на французском языке
... пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline: Рассказ о моде на французском ... из теории:, Предлагаем пройти тесты онлайн: Рекомендуемые статьи и видео: Французский язык с репетиторами онлайн Теперь Вы можете обучаться французскому языку самостоятельно, ...
Свободный рынок сделал союзниками производителей и представителей торговли. Создается впечатление, что большие Дома мод диктуют направление моды. Но они сохраняют свою власть благодаря своим клиентам до тех пор, пока будут преуспевать в их обслуживании.
В качестве доказательства приведем точку зрения Поля Пуаре, о котором Бэлл сказал: «Если даже и был диктатор моды, то им был он». Выступая перед аудиторией женщин в Соединенных Штатах, Пуаре заявил: «Я знаю, что вы считаете меня королем моды. Именно так ваши газеты зовут меня, и это потому, что я общепризнан, прославлен и почитаем огромным числом людей. Оказанный мне прием не может не льстить, и я не могу ни на что пожаловаться, и, тем не менее, я должен вывести вас из заблуждения относительно власти короля моды. Мы — не капризные деспоты, проснувшиеся в один прекрасный день и решившие внести изменения в привычки, упразднить декольте, уменьшить рукав. Мы — скорее арбитры, чем диктаторы. Лучше мы будем считаться слепыми покорными слугами женщины, которая, со своей стороны всегда страстно любит изменения и всегда стремится к новизне. П. Пуаре: Наша роль, наша обязанность — быть начеку в тот момент, когда она начинает скучать в том, что она носит, чтобы мы могли предложить ей в нужный момент нечто еще, что будет соответствовать ее вкусам и потребностям. Именно поэтому я выступаю перед вами с парой антенн, а не с жезлом, и не как оратор, а как слуга, слуга думающий, который должен прочитывать ваши сокровенные мысли».
Мотивационные теории моды.
Теории, объединенные в эту группу, во многом определили дальнейшие I пути психологических исследований моды, прежде всего, изучения мотиваци-онных факторов следования моде.
Пол Нистром (Paul Nystrom) одним из первых предложил довольно обширный перечень мотивов модного поведения человека. Он писал: «Специфическими мотивами или факторами интереса людей к моде и изменений в моде, в дополнение к физическим причинам, которые проявляются в конце каждого сезона, являются скука или усталость от настоящей моды, любознательность, желание быть отличным от других или оригинальным, протест против обычаев, зависимости и подражательства. Могут быть и другие факторы, обусловленные природой человека и определяющие его интерес к моде, но названные настолько эффективны и содержательны, что составляют практическую теорию моды».
С автором теории можно было бы согласиться полностью, если бы мода была универсальным и постоянным феноменом в истории костюма. Тогда бы все мужчины и женщины, живущие на Земле, всех без исключения возрастов постоянно демонстрировали бы неугомонное желание изменяться, желание быть разными, желание восставать против старого, усталость от сезонной моды, и только тогда можно было бы сказать, что мода — результат непостоянства человеческой натуры. Но, в действительности, это не совсем так.
Условия, в которых проявляется мода, рассматривая историю человечества в целом, — исключительные условия. Как правило, модное и старомодное какое-то время сосуществуют рядом. Мужчины и женщины наряду с модной одеждой продолжают носить и те модели, которые носили их старшие братья и сестры, отцы и матери.
Проектирование ансамбля молодежной одежды в стиле ретро
... элегантных и неувядаемых ретро - стилей в одежде для женщин - мода двадцатых годов. Именно он вдохновляет дизайнеров ... взамоимозаменяемы, что и отличает комплект от ансамбля. Комплекты никогда не надоедают, так как ... человека. Костюмом можно подчеркнуть, сделать яркими внешние данные человека. Главная задача конструирования одежды состоит в придании деталям одежды наивыгоднейших форм и размеров в ...
Из этого факта следует, что личностные мотивы оказывают влияние на изменение моды только в специальных обстоятельствах; между модой и человеческой натурой существует определенная взаимосвязь. С одной стороны, мода происходит от человеческой натуры, но, с другой стороны, человеческая натура сама является субъектом моды.
В этой связи целесообразно
Автор, на первый взгляд, весьма убедительно показывает, как эротические представления обыгрываются в одежде. По мнению исследователя, одежда принимает фаллические формы, и это есть результат как сознательной деятельности человека, так и бессознательных психических механизмов. Флюгель видит проявление сексуальных потребностей индивидов в том, как они надевают или снимают одежду. В свете его исследований создается впечатление, что сексуальная дифференциация, которая столь определяет будущее модного платья, может стать центральным звеном имиджа личности.
Расширение представлений о социальных детерминантах развития человека, закономерностях социального поведения личности повлекло за собой и изменение взглядов на причины моды.
И. С. Богардус рассматривает данное явление как результат социальной активности человека. В основе модных тенденций будь-то в одежде или философских теориях ученый видит стремление человека к риску и обновлению, прогрессивному развитию, удовлетворению потребности в более высоком социальном статусе. Мода оказывается влиятельнее любой идеологии.
Исследователь сформулировал целый ряд
Во-первых, речь идет о росте экономических затрат как производителей, так и потребителей. Автор связывает это с возрастающей социальной активностью людей, потребностью иметь новый наряд для каждого официального случая, увеличением спроса на дорогие материалы, метаниями моды от одной крайности к другой. Исследователь подчеркивал тот факт, что стоимость модной женщины всегда запредельна.
Следующую проблему Богардус видит в том, что мода делает женщин своими рабынями. «Женщины часто сбиваются с ног в поисках наряда, который одновременно был бы и модным, и подходил по индивидуальным критериям. Ежегодно женщины расходуют огромное количество энергии, следя за изменением форм и деталей одежды. Ровно столько, сколько хватило бы для успешных и длительных выступлений в спортивных соревнованиях за Лигу Наций».
Далее, автор с сожалением констатирует, что быстрая смена и
Топик 0375. (C). Ты не должен судить людей по одежде, которую они носят
... деле. Но с другой стороны, внешность обманчива, так как настоящий человек скрывается под одеждой, которую он ... к моде, настроении и т.д. Не имеет значения, как ты выглядишь, как модный или безвкусно одетый человек, потому что человека быть воспринят таким, какой он есть на самом ...
Остромодное в костюме граничит с немодным, даже вульгарным. Это те крайности, которые бросаются в глаза и которые дискредитируют поклонниц и поклонников моды в глазах общественности.
Мода создает иллюзии. Она поддерживает статус личности благодаря созданию иллюзий размера, веса, успеха, возраста, авторитетности. Мода может вызвать как единичные, так и множественные изменения. Ее тонкость заключается в том, чтобы щекотать самолюбие ее субъектов, вводить их в заблуждение.
Еще одна проблема нашла свое отражение в попытках разоблачить деспотизм моды через создание общественных институтов управления преобразованиями в костюме, например, Лиги Реформ в Одежде (Dress Reform League).
Богардус отмечает, что усилия по созданию подобной организации никогда не будут оправданы. Тщетными обычно оказываются и попытки разоблачения тирании моды. «В результате — деловой и спортивный стили женской одежды лишены эстетических признаков, в первом — налицо тенденция к мужеподо-\бию, а во втором — к неуклюжести», — замечает автор.