Управление как искусство и социальная функция
Управление изначально присуще человеческому обществу, так как труд, даже в простейших своих проявлениях, есть сознательная целесообразная деятельность, которая предполагает целеполагание, выбор средств для достижения поставленной цели, их планомерное применение. Человек сознательно регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой, приводит в движение и известным образом направляет свои силы и знания, опредмечивает их и в конечном итоге овладевает определенными природными процессами, преобразуя их, подчиняя своей воле. Короче говоря, человек управляет как самим собой, так и процессами, существующими вне и независимо от его сознания и воли. В этом смысле управление — во всяком случае, в той форме, в какой оно осуществляется человеком, — находится в постоянном коррелятивном отношении с преобразованием природы. Это единство производительной деятельности и управления (и самоуправления) становится непосредственно очевидным даже при беглом взгляде на совместную деятельность людей. Но человек есть общественное существо, и индивидуальная деятельность его также социальна. Вот почему управление (и самоуправление) с самого начала должно быть определено как социальная функция.
Многие специалисты выдвигали мысль о том, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Некоторые руководители — практики, включая целый ряд людей, добившихся больших успехов в этой области, полагают, что научные теории управления представляют собой своего рода академические башни из слоновой кости, а не реальный повседневный мир жизни организации.
Управление как система
Управление — это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ.
Введение
Система – это совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, которые образуют целостное образование с новыми свойствами, отсутствующими у его составляющих элементов. Для описания системы используются ее свойства – качества элементов, выраженные в определенных величинах. Связи между элементами и их свойствами образуют структуру системы.
Анализ и классификация систем
Целью данного исследования является анализ и классификация систем по их происхождению, объективности существования, связи с окружающей средой и обусловленности действия. Также будет рассмотрено понятие управления в экономических системах и роль управляющей подсистемы.
Информационная система фотоцентра
... известных. База данных по недвижимости Задача системы — информационная поддержка деятельности фирмы, занимающейся продажей и ... перечень рабочих мест фотоцентра в целом и указанного профиля. Полученные данные позволяют проанализировать работу фотоцентра с различных ... отдельные функции информационной системы. Код разделен на модули, обеспечивающие четкое разделение задач и удобство поддержки. Элементы ...
Типы систем по происхождению
Системы могут быть природными (естественными) и антропогенными (искусственными).
Антропогенные системы, в свою очередь, могут быть техническими, технологическими, информационными, социальными и экономическими.
Типы систем по объективности существования
Системы могут быть материальными, то есть существующими объективно независимо от сознания человека, или идеальными, которые существуют в виде гипотез, теорий, формул и т.д., созданных в сознании человека.
Типы систем по связи с окружающей средой
Системы могут быть открытыми, то есть имеющими активное взаимодействие с окружающей средой, или относительно обособленными, ограниченными взаимодействием с окружающей средой.
Типы систем по обусловленности действия
Системы могут быть детерминированными, когда одной и той же причине всегда соответствует однозначный результат, или вероятностными, когда одной и той же причине может соответствовать несколько возможных результатов.
Управление в экономических системах
В экономических системах управление осуществляется управляющей подсистемой, которую часто называют системой управления. Управление предполагает взаимодействие между управляющей и управляемой системами.
2. Теоретические основы искусства: искусство управления, принципы управления
К моменту возникновения в первом десятилетии ХХ века «школы научного менеджмента» практически отсутствовала идея научной организации труда. Под менеджментом понимались самые неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта.
К «школе научного менеджмента» относят таких классиков управления как Фредерик Уинслоу Тейлор, Анри Файоль, Гаррингтон Эмерсон и Генри Форд. 11 Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. — Москва: Норма, 2004 г., с.67.
Без их вклада было бы невозможным возникновение современного менеджмента с присущим ему единством науки, искусства, технологии управления. В работах классиков сформулированы принципы, цели и задачи научного менеджмента, описаны основные функции управления. В их работах было проведено изучение проблем организации, рационализации, оптимизации производства и повышения эффективности.
Исследование научных и практических аспектов управления
Разрабатывая основы науки, в 14 общих принципах управления А. Файоля мы можем видеть инициативу: «Инициативой мы называем возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления точно также относится к категории инициативы».
Первым элементом управления у него является предвидение. «Управлять — это предвидеть». Действительно, если предвидение и не есть на сто процентов управление, то оно, во всяком случае, составляет существенную часть последнего».
Также Файоль пишет об искусстве управлять людьми: «В крупном предприятии большинство руководителей отделов участвуют в выработке программы развития дела; эта работа время от времени присоединяется к их обычной работе; она требует известной ответственности, и обычно за неё не полагается никакого особого вознаграждения. Для того чтобы добиться в этих условиях от руководителей отделов искреннего и активного сотрудничества, надо обладать качеством искусного управителя людьми, работающего не покладая рук и не боящегося ответственности. Об искусно управляющем людьми заведующем мы узнаем по рвению его подчинённых и по доверию начальства».11 Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. — Москва : Норма, 2004 г., с. 78.
Менеджмент как деятельность, наука и искусство
... внимание всем сторонам и особенностям менеджмента. О менеджменте принято говорить как об искусстве управления организациями. Можно приобрести навыки управления фирмой, отраслью, регионами, труднее управлять непосредственно людьми и наиболее сложно научиться управлять ...
Управление как искусство — способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.
Ф. Тейлор говорит о «конструктивном воображении» — способности, позволяющей человеку при помощи нескольких усвоенных понятий преодолевать препятствия, встречающихся на его пути, и создать что-либо полезное, несмотря на эти препятствия.22 там же
Также он указывает, что «Менеджмент — это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».
Наука и искусство менеджмента тесно связаны между собой. Менеджер должен учитывать некоторую ограниченность теории и научных исследований и корректировать свою практику с учетом выводов теории только там, где это уместно.
При изучении менеджмента важно учитывать его двойственную природу, которая проявляется через сочетание науки и искусства. Одной из особенностей этой природы является логическая однобокость. Например, когда менеджер принимает верное решение на основе интуиции и опыта, неправильно считать, что такое решение не имеет научного обоснования, потому что любое решение, включая неправильное, может быть подтверждено научной базой.
Наука предоставляет общие принципы и методы, а искусство менеджмента заключается в их творческом применении на практике. Это требует сочетания врожденных и приобретенных качеств, таких как талант, интуиция, воображение, креативность, готовность к восприятию нового.
Люди с такими качествами называются лидерами, потому что умеют успешно применять накопленный опыт и приобретенные знания на практике, умеют вдохновлять и направлять подчиненных, и обладают организаторскими способностями.
Таким образом, научный подход к управлению имеет свои базовые принципы, которые учитывают особенности управления в различных областях. Прежде чем изучать социально-психологические аспекты управления и искусство воздействия на личность и коллектив, важно изучить фундаментальные принципы управления. [11]
Психология управления как наука продуцирует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.
Психология управления и ее объект изучения
Психология управления является трансдисциплинарной областью знаний, объединяющей в себе психологические и управленческие аспекты. Она изучает процессы управления и взаимодействия между управленческим персоналом и другими людьми в организации.
Принципы управления
- Определение целей и задач управления;
- Разработка конкретных мероприятий по их достижению;
- Разделение задач на отдельные виды работ;
- Координация взаимодействий различных подразделений внутри организации;
- Формирование иерархической структуры;
- Оптимизация принятия решений;
- Мотивация, стимулирование эффектной работы.
Законы психологии управления
Организованная деятельность людей в рамках организации подчинена определенным закономерностям, которые определяют успешное управление. Рассмотрим несколько законов психологии управления, которые имеют важное значение для руководства:
Управление творческими потенциалами
... Целью написания курсовой работы является рассмотрение особенностей управления творческими потенциалами компании. Творческие сотрудники – это хорошо или плохо для ... творческий области. Руководители коллективов должны использовать методы и стратегии, чтобы поддержать и развивать творческий потенциал своих сотрудников, принимая во внимание все особенности и потребности каждого. Система управления ...
- Закон мотивации. Психология управления подтверждает, что успешное управление организацией зависит от умения мотивировать сотрудников на достижение поставленных целей.
- Закон изменения. Управление организацией требует гибкости и способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.
- Закон коммуникации. Эффективное управление невозможно без успешного обмена информацией и построения доверительных отношений с сотрудниками.
- Закон лидерства. Руководитель должен обладать качествами лидера, способными вдохновлять и мотивировать свою команду.
- Закон адаптации. Управление организацией требует способности адаптироваться к новым обстоятельствам, технологиям и требованиям рынка.
Изучение этих законов и их применение в практике управления способствует успешной деятельности организации и развитию коллектива.
Законы неопределенности отклика и неадекватности отображения человека человеком
Эти законы объясняются сверхсложностью природы и сущности человека, который постоянно меняется в соответствии с законом возрастной асинхронности. В разные моменты жизни даже взрослый человек определенного возраста может находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального, социального, сексуального и мотивационно-волевого развития. Любой человек защищается от попыток понять его особенности, чтобы не стать игрушкой в руках манипулятора. Более того, нередко сам человек не знает себя достаточно полно. Таким образом, любой человек всегда что-то скрывает о себе, что-то ослабляет, что-то усиливает, что-то отрицает, что-то подменяет, что-то приписывает себе или делает акцент на каком-то аспекте своей личности.
Важно отметить, что управление личностью и коллективом является искусством, которое имеет решающее значение для успешного развития фирмы. Человеческие отношения являются основой деятельности менеджера. Управленческое общение играет важную роль в достижении целей руководителя.
Управленческое общение выполняет несколько функций:
- Выдача распорядительной информации.
- Получение обратной информации.
- Выдача оценочной информации.
В заключение можно сказать, что успешное управление требует учета различных закономерностей, связанных с психологией и межличностными взаимодействиями. Искусство управления личностью и коллективом играет ключевую роль в достижении успеха в организации.
Взаимопонимание между руководителем и подчиненными является одной из ключевых составляющих эффективной работы. Для достижения взаимопонимания необходимо установить определенные условия.
Первое условие – общение на едином профессиональном языке. Руководитель и подчиненные должны понимать друг друга и использовать одни и те же термины и понятия при общении.
Новый курс Рузвельта. Закон о восстановлении промышленности 1933г. ...
... доходов, повышались ввозные пошлины, а требования фермеров и рабочих улучшить их условия жизни отвергались как покушение на свободу предпринимательства. Всячески поощрялся индивидуализм, стяжательство, ... слепая погоня за прибылью. Таким образом, объективные законы капитализма и политика государства совпали. Результатом этого был особо разрушительный и ...
Второе условие – уровень общей культуры и интеллекта. Чем выше уровень образования и культуры у обеих сторон, тем легче достичь взаимопонимания и эффективного общения.
Управленческое общение
Третье условие – полнота информации. Руководитель должен предоставить подчиненным всю необходимую информацию для выполнения задачи. Отсутствие информации может привести к неправильному пониманию задачи и, как следствие, к некачественному выполнению работы.
Четвертое условие – логичность изложения. Руководитель должен ясно и последовательно излагать свои указания, чтобы подчиненные могли правильно их понять и выполнить.
Пятое условие – сконцентрированность и внимание к рассматриваемой проблеме. Руководитель и подчиненные должны быть полностью сосредоточены на решении задачи, чтобы избежать недоразумений и ошибок.
Управленческое общение имеет свои законы. Первый закон управленческого общения заключается в том, что понимание не означает принятие. Для принятия чужой позиции необходимо соблюдение определенных условий.
Первое условие – чужая позиция не должна противоречить основным взглядам и позициям человека, который ее воспринимает. Если позиция противоречит его основным взглядам, принятие ее будет затруднительным.
Второе условие – необходимо найти и продемонстрировать партнеру его личный интерес в данном вопросе. Если партнер поймет, что принятие его позиции будет полезно и выгодно для него самого, вероятность принятия позиции значительно возрастает.
Второй закон управленческого общения гласит, что при прочих равных условиях люди легче принимают позицию, к которой испытывают эмоционально положительное отношение. Эмоциональное отношение играет важную роль в процессе принятия решений и формирования позиции.
Грамотное управленческое общение с персоналом способствует созданию оптимального климата на предприятии, повышению работоспособности сотрудников и проявлению их инициативы. Это позволяет фирме работать наиболее эффективно и достигать успеха на выбранном рынке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для эффективного управления необходимо не только владеть властью, иметь личные качества и знания, но и проявлять интерес к своему делу, уметь находить компромиссы и объединять различные качества в систему. Управление является искусством, требующим высокого мастерства и умения.
Влияние руководителя на работу коллектива и предприятия
Руководитель играет ключевую роль в формировании микроклимата на предприятии и взаимоотношений в коллективе. От того, насколько удачно он сможет организовать работу сотрудников и обеспечить им комфортные условия труда, зависит продуктивность всего предприятия. Каждый руководитель должен понимать свое влияние на рабочую обстановку и использовать доступные методы для ее улучшения.
Современные исследования показывают, что эффективность работы коллектива напрямую связана с личностными качествами и навыками руководителя. Позитивный микроклимат, основанный на доверии, взаимопонимании и уважении, способствует эффективной работе сотрудников. Это в свою очередь приводит к повышению производительности и качества выполняемых задач.
Основные принципы эффективного руководства:
- Лидерство. Руководитель должен быть успешным лидером, способным вдохновить и мотивировать своих подчиненных. Он должен иметь четкую визию и цели, а также уметь передать их своей команде.
- Коммуникация. Взаимодействие с сотрудниками является ключевым аспектом успешного руководства. Руководитель должен уметь слушать, быть открытым для обратной связи и эффективно общаться с командой.
- Мотивация. Руководитель должен знать, как мотивировать своих сотрудников. Он должен уметь создавать стимулы для достижения высоких результатов и поощрять их достижения.
- Развитие. Руководитель должен поддерживать постоянное развитие своих сотрудников. Он должен предоставлять возможности для обучения и развития, а также помогать им в достижении профессиональных целей.
- Конфликтология. Руководитель должен уметь эффективно управлять конфликтами в коллективе. Он должен быть способен разрешать конфликты и находить компромиссы, чтобы поддерживать гармоничные отношения в команде.
Выводы
Роль руководителя в организации невозможно переоценить. От его способности создать положительный микроклимат и мотивировать сотрудников зависит эффективность работы коллектива и успех предприятия. Поэтому каждый руководитель должен осознавать свою ответственность и использовать доступные средства для улучшения микроклимата и обеспечения комфортных условий труда для своей команды.
«Особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации ...
... образования с семьей в условиях внедрения ФГОС В условиях внедрения ФГОС (Федерального государственного образовательного ... в будущем нетрадиционные формы работы дошкольного учреждения взаимодействия с семьей. Новизна исследования, Практическая значимость исследования, Методы исследования 1. Изучение теоретической литературы ... до его рождения. Благочестивое поведение родителей играет важную роль в ...
В рамках данного исследования была проанализирована следующая литература:
- Вейл П. Искусство менеджмента. Пер. с англ. — Москва: Новости, 1993 г.
- Егоршин А.П. Управление персоналом. — Н. Новгород: НИМБ, 1997 г.
- Ельнова И.Е. Менеджмент.- Москва. 2007 г.
- Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом. — Москва: ГАУ, 1993 г.
- Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления.- Изд-во: Норма, 2004 г.
- Морозов А.В. Социальная психология. — Изд-во: «Академический проект», 2005 г.
- Паркинсон С. и др. Искусство управления. — СПб: Лениздат, 1992 г.
- Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. — Москва: Высш. школа, 2000 г.