Философия русского религиозного искусства

Контрольная работа

Своеобразие культурологической доктрины русских философов-идеалистов

Своеобразие культурологической доктрины русских философов-идеалистов заключается в ее национальной окрашенности и прямой связи с проблемой русского религиозного искусства. Основная идея заключается в том, что решение проблем русской жизни возможно только через возрождение единства почвы и просвещения народа и интеллигенции на основе православия как духовной идеи русского народа. Эта система понятий прослеживается и в русском религиозном искусстве конца XIX – начала ХХ века.

Русские философы-идеалисты не только обращались к религиозным построениям, но и имели определенное родство идей с русским религиозным искусством. Художественная форма выражения их идей только подтверждает широту и укорененность их в сознании русской интеллигенции. Русское религиозное искусство вытекало из родственных философских идеалов и стремилось сделать их достоянием всего народа через художественные средства. Идеи всеединства и богоискательства преломились во всех видах религиозного искусства.

Художники и возрождение церковного искусства

В это время появились художники, которые связали свое призвание с возрождением церковного искусства. Для них искусство в храме и для храма стало главным занятием, не просто из-за заработка, но по убеждению. Эти художники вошли в историю русского искусства благодаря своим работам для церкви.

Среди архитекторов, занимавшихся возрождением церковного искусства, были Е. И. Бондаренко, А. В. Щусев, В. А. Покровский, С. С. Кричинский. Живописцы, такие как В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, Н. К. Рерих, А. П. Рябушкин, также оказали значительное влияние на развитие русского религиозного искусства. Мастер прикладного искусства С. И. Вашков также внес свой вклад в это направление.

Религиозное искусство и философия конца XIX — начала ХХ века

Особое значение для религиозного искусства и религиозной философии конца XIX – начала ХХ века имело возрождение идеи Троицы в качестве символа божественной любви, братства и целостности. Конец XIX века стал периодом средоточия духовных исканий русской интеллигенции, где наравне с Оптиной пустынью выдвинулся новый центр — Троице-Сергиева лавра.

Троицкий символ

Сергей Радонежский при создании Московской Руси в общеизвестном догмате Троицы выдвинул идею русского национального сознания. Она стала основополагающей в становлении отечественной религиозной философии. Русские религиозные мыслители стали переосмыслять христианский догмат о Троице, первоначально созданный для передачи таинственного вопроса природы Бога, и переосмыслять это на русские национальные идеи. Они прибегали к одной из самых существенных традиций, передаваемых в отечественном духовном наследии.

11 стр., 5391 слов

Русское и тибетское религиозное искусство

... одного реферата рассмотреть все многообразие религиозного искусства, поэтому мы остановимся более подробно на особенностях русского и тибетского религиозного искусства. 1. Религиозное искусство В искусстве ... искусства религиозному мировоззрению: это западно-европейское искусство эпохи Средневековья, буддийское и мусульманское искусство, греческое искусство доклассического периода VIII - VI веков ...

Религиозные философы

К концу XIX-началу ХХ века религиозные мыслители, такие как Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой и П. А. Флоренский, создавали свои концепции религиозной философии, в основе которых лежали понятия соборности и всеединства. Еще одна особенность их работ — это тесная связь религиозной и художественной проблематики. Русские философы опирались на основателя Троице-Сергиевой лавры, а также на традиции христианской духовной мысли и древнерусского религиозного творчества, которые вдохновляли религиозных писателей, мыслителей, зодчих и живописцев.

Заключение

Идея Троицы в качестве символа божественной любви, братства и целостности стала основой для концепций русских религиозных философов конца XIX – начала ХХ века. Становление русской религиозной школы было невозможно без сильной связи с памятниками религиозного искусства и древнерусского религиозного творчества, которые наравне с традициями духовной мысли входят в отечественное духовное наследие.

В исследовании рассматривается общность между учением преподобного Сергия Радонежского и русским религиозным искусством. Преподобный Сергий Радонежский считается основателем русской религиозной мысли, его учение стало основой для религиозных мыслителей начала XX века. Также существует связь между русским религиозным искусством и Троице-Сергиевой лаврой, где находятся первоклассные произведения, связанные с именем преподобного Сергия и новым художественным идеалом.

В XIX веке храмы, построенные в русском стиле, символизировали идеи народности и национальности. Однако, в начале ХХ века, смысл символики храма изменился. Национальная идея утратила свою самостоятельность и стала частью национального православного идеала, связанного с духовно-нравственными началами. Религиозное искусство и храмы стали выражением этой жизненной правды, которая находит исчерпывающее выражение не только в иконописи, но и в самом храме. Храм стал символом, который должен преобразить мир и стать храмом Божиим, где все человечество и твари Божьи должны войти. Эта идея мирообъемлющего храма стала надеждой на умиротворение мира и противопоставлялась всемирной войне и насилию.

Цикл статей философа о древней иконе возник во время ужасов первой мировой войны. Философ пытался найти ответ на вопрос, как преодолеть зло и насилие, которые охватывали мир. Он увидел сходство между исторической ситуацией на Руси времени Радонежского и Андрея Рублева и России начала ХХ века, которая была втянута в ужасную бойню.

Философия искусства и религии

Философы и художники сходятся в убеждении, что преображение жизни невозможно без религии и, для многих, вне церкви. Художники и архитекторы, проектируя и расписывая храмы, выражают своими средствами тот же идеал, который философы выражают словесно. Они испытывают уважение к богослужению, церковному ритуалу, духовной жизни и идеалам простого народа, и поэтому глубоко занимаются проблемами богослужения и храмового искусства.

6 стр., 2504 слов

Урок музыки «Красота в искусстве и в жизни»

... чем заключается его красота? Просмотр содержимого документа «Урок музыки "Красота в искусстве и в жизни". » 8 класс «Красота в искусстве и в жизни» 1. Что такое красота? Способность искусства дарить людям ... или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра –все они созданы по законам красоты. Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия. 4. Творческим потенциалом ...

Это объясняет почему в русской культуре конца XIX — начала XX века возник религиозный ренессанс, который отличался от мировой культуры своей философской формулировкой и воплощением идеи синтеза искусств и создания синтетического художественного произведения.

Храм как олицетворение синтеза искусств

Самое особенное в этом религиозном ренессансе заключено в типе художественного произведения, которое представляет собой олицетворение синтеза. Русские религиозные мыслители, художники и зодчие видели идеальное воплощение синтеза искусств в храме и в совершающемся там богослужении. Один из работ П.А. Флоренского называется «Храмовое действо как синтез искусств». О храме как синтезе искусств также писали Н. Ф. Федоров и Е. Н. Трубецкой. Русская идея храма как синтеза искусств является естественным следствием религиозности русских философов.

Философы и писатели, начиная с Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. С. Соловьева и Н. Ф. Федорова, а также религиозные мыслители и писатели начала ХХ века, всегда придавали главное значение идее духовного преображения жизни. Они считали, что это преображение возможно только в храме, который объединяет образованное общество и массу простого народа.

Так, Н.Ф. Федоров видел олицетворение духовного идеала в соборности – объединении народов в важном для всех общем духовном деянии. Идея соборности и соборного духовного делания имеет корнем идеал Сергия Радонежского. Храм у Федорова – символическое подобие вселенной, при том идеальной, в которую внесен строй и смысл, видимый образ небесной церкви и Святого града. Храм подобен человеку и человек – храму. В идеях Федорова отчетливо проступает связь с почвой его взрастившей. Прямая связь между учением Федорова и русским религиозным искусством отсутствует, если не считать самой идеи храма как синтеза искусств. Ей отвечают грандиозные храмовые ансамбли, созданные в конце XIX – начале ХХ века не только в столицах и крупных городах, но и в небольших, в усадьбах, фабричных поселках. С именами Трубецкого и Флоренского связаны совсем другие явления русского искусства. Они выражаются в сознательном обращении к традиции русского средневекового и народного искусства, неотделимого от прямого воплощения формулы храмовое действо как синтез искусств, иначе говоря, относятся к сфере собственно религиозного искусства.

Мысль о том, что в формах и пропорциях русского храма заключен русский духовный идеал пронизывает цикл работ Е. Н. Трубецкого о русской школе: русский храм как художественный ансамбль и все его составляющие – здания храма, иконопись, фрески – выражают духовный идеал русского народа, «то небесное будущее, которое манит к себе, но которого в настоящее время человечество еще не достигло» [3]. Восхищение Трубецкого вызывает искусство Новгорода, Пскова XII-XIV веков и Москвы XV-XVI веков. Попытка проникнуть в содержательный и художественный мир древнего искусства неотделима у Трубецкого от желания найти ключ и средство преображения жизни.

39 стр., 19414 слов

Искусство как социальное явление

... отпочкования новых видов искусства. Тенденция взаимодействия и синтеза видов искусства. Актуальность определенных видов искусства в историческом процессе. Репрезентативные виды искусства. Перспективы развития и взаимодействия видов искусства. Искусство как язык. Знак и его ...

Религиозное искусство как способ понимания философии

Философия мировоззрения служит теоретической основой для понимания мира и жизни человека. Она включает в себя не только философские и научные западления, но также и общенациональные традиции и обычаи. Религиозное искусство тоже играет важливую роль в формировании и понимании своего мировоззрения.

Русские философы-богоискатели начала ХХ века также желали возрождения религиозного сознания. Для них приход нового средневековья и желанное будущее состояло в разрешении проблем русской жизни на основе обновленного христианского мировоззрения. Такое направление было характерно философу П.А. Флоренскому. Он считал свое миропонимание соответствующим стилю XIV-XV веков русского средневековья.

Религиозное искусство, в свою очередь, является одним из самых красивых и понятных способов понимания мира. Оно помогает найти ответы на многие вопросы и понять сущность философии. В православии иконы и другие атрибутики ценятся выше всего, поскольку они выполнены с пониманием логики религиозного учения.

Те, кто способен понимать искусство, а в данном случае религиозно, могут лучше понимать философию и, в конечном итоге, жизнь во всех ее аспектах. Философии mировоззрения способствуют пониманию окружающего мира, человеческой жизни и действий, а религиозное искусство заряжает это понимание смыслом.

  1. Гаврошин: Философия русского религиозного искусства.
  1. http://www.blagoslav.ru
  2. Энциклопедия мировой живописи. М.,2002
  3. Гусейнов А.А. Вопросы философии. М.,2003