- Причины народных выступлений в XVII веке. Крестьянская война под предводительством Степан Разина.
- Личность Степана Разина в литературе и истории.
- Степан Разин. герой или разбойник. Собственная оценка личности.
Ход урока
- Организационный момент:
Итак, ребята, мы с вами изучили тему «Народные выступления в XVII веке».
- Как назвали историки XVII век?
- Почему этот период так называется?
- Наш урок сегодня будет посвящен, наверное, самой известной личности «бунташного» века- атаману донских казаков.
Вступительное слово учителя на фоне слайда № 2 (№ 1-пустой):
Вот уже три с лишним века не ослабевает интерес к противоречивой личности Степана Разина. О жизни атамана были сложены многочисленные легенды, сказания, песни. Историки посвятили не один том исследованиям «бунта Стеньки Разина», а писатели, поэты, художники в своих произведениях пытались отразить мысли и чувства этого человека.
Сегодня мы совершим еще одно путешествие в прошлое нашей страны, попытаемся проникнуть в «загадочную русскую душу», понять, кто же он-
Степан Разин. Народный герой или разбойник?
и дать собственную оценку этому человеку.
- Актуализация изученного материала:
- Но прежде мы окунёмся в историю XVII века- века массовых выступлений против власти.
- С именем какого царя связаны главные события «бунташного» века?
(слайд № 3)
- Что же представляла из себя личность царя, каков был его характер?
Индивидуальное сообщение учащегося.
Царь вступил на престол «по приказу» своего отца и «по крестному целованию» людей Русского государства. Во главе России встал любознательный, приятный, благородный, однако неопытный правитель. Ему было 16 лет.
Современники искренне любили этого царя. Сама наружность Алексея говорила в его пользу и привлекала к нему. В его живых глазах светилась редкая доброта. Лицо государя, полное и румяное, с русой бородой, было приветливым, но в то же время важным.
Несмотря на внешнее добродушие, Алексей Михайлович порой гневался и бранился. Но всё-таки в глазах современников он был «тишайшим». Алексей Михайлович был очень религиозным человеком.
Шостакович казнь степана разина
... выбранной темы. Цель данной работы – рассмотреть противостояние личности и толпы в вокально-симфонической поэме Шостаковича «Казнь Степана Разина». Задачи работы: 1. Рассмотреть историю создания музыкального произведения. ... веков и что происходит сейчас. Это чувство высокой гражданственности, верное ощущение эпохи и своего места в ней гармонично сочетаются в творческой личности Шостаковича ...
Были у него и недостатки. Он был безвольным и малодушным человеком, не знал радости в труде, зачастую за него правили приближенные. При таких качествах царь не мог быть борцом и реформатором.
- Итак, царя прозвали «тишайшим». Почему же при таком мягком и добром царе происходили народные волнения? Давайте вспомним причины этих волнений с помощью теста.
Слайд № 4 –тест
КРЕПОСТНИЧЕСТВО — определение
- Какие причины народных волнений не прозвучали?
(иллюстрации- в качестве подсказки)
- Итак, по названным причинам начинаются выступления против власти, в которых участвовало не только крестьянство, но и горожане, низшие слои духовенства и казаки. Давайте вспомним наиболее серьезные выступления.
(по датам и иллюстрациям учащиеся определяют события)
СТАРООБРЯДЦЫ — определение
Слайд № 10
- Несомненно, самым крупным народным выступлением XVII века стало восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Тимофеевича Разина. Что нам известно о Степане?
Краткая характеристика С.Разина дается одним из учащихся (в соответствии с учебником, стр.64), слайд № 18
Степан Тимофеевич Разин (1630-1671) родился в зажиточной казачьей семье в станице Зимовейской на Дону.
Современники отмечали, что Степан обладал не только большой физической силой, но и неординарным умом и силой воли. Эти качества позволили ему вскоре стать донским казачьим атаманом. Незаурядные качества военного руководителя Степан проявил в походах против крымских татар и турок в 1661-1663 годах. Дипломатический опыт Разин получил в переговорах с калмыками, а затем и с персами. Будучи сторонником казачьей вольницы, Разин не мог согласиться с ограничением свободы казаков, которую ввел Алексей Михайлович.
Мы видим, что Разин был умным, сильным, хорошим дипломатом. Прежде чем дать собственную оценку атаману, давайте обратимся к ходу восстания и его итогам.
- Отношения казачества и власти еще со времён смуты были напряженными. На Дон издавна стекались недовольные из центральных областей (у казаков существовало негласное правило: «с Дона выдачи нет», т.е. беглые крестьяне не выдавались своим хозяевам).
К тому же казаки жили за счет военной добычи и часто занимались грабежами. (
Слайд № 11) Один из таких походов 1667 году совершил и Степан Разин. Я предлагаю вам вспомнить географию похода и его итоги.
Работа с анимированной картой, рассказ учащегося (Слайд № 12)
Первый этап выступления отрядов Разина (1667-1669) обычно называют «походом за зипунами». Это был поход восставших за добычей. Отряд Разина блокировал главную хозяйственную артерию юга России – Волгу, захватывал торговые суда русских и персидских купцов. Восставшие захватили Яицкий городок, а затем одержали победу над персидским флотом. Получив богатую добычу, летом 1669 года Разин вернулся на Дон и обосновался со своим отрядом в Кагальницком городке.
- «Поход за зипунами» можно назвать выступлением против власти? (нет- потому что это был поход за добычей, да- потому что это была форма социального протеста)
- «Поход за зипунами» сделал атамана очень популярной фигурой в народе. Почувствовав силу, Степан заявил о походе на Москву, где обещал «всех князей и бояр… побить». С этого времени выступление Разина называют крестьянской войной.
Слайд № 13
По картине Сурикова Степан Разин 6 класс
... ковры. Обществознание - описание для 6 класса Описание настроения картины Степан Разин Популярные сегодня темы Данное ... свободы. Сочинение-описание вариант 2 Суриков Василий Иванович начал писать картину Степан Разин в ... картина, а именно ладья, струящаяся по реке, окружена невероятно красивым пейзажем. Пастельные тона неба, берега и воды дают нам осознание тишины и умиротворения. В лицах казаков ...
- Что такое крестьянская война? Чем она отличается от городского бунта? (масштабы)
КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА – определение
- Как удалось Разину повести за собой такие массы народа?
- Слово учителя (добавляя выступления): Казаки повсюду рассылали «прелестные письма», призывая в свои ряды народ . Давайте прочитаем отрывок из «Прелестных писем».
(учащиеся читают, отвечают на вопросы):
- Почему документ так называется?
- К кому он был обращен?
Давайте рассмотрим ход войны и её итоги.
Работа с анимированной картой, рассказ учащегося о втором этапе восстания. Слайд № 15
Весной 1670 восставшие захватили Царицын и подошли к Астрахани, сдавшейся без боя. На сторону Разина перешло население многих городов: Саратова, Самары и других. В числе участников выступления были не только казаки и русские крестьяне, но и представители многих народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва. Большинство из них привлекало в Разине то, что каждого участника выступления он объявлял казаком (т. е. свободным человеком).
В сентябре 1670 года восставшие осадили Симбирск, но взять его не смогли и отошли на Дон. Карательную экспедицию против Разина возглавил воевода князь Ю. Барятинский. Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили Разина и выдали его властям. После пыток и суда руководитель восставших 6 июня 1671 года был четвертован на Красной площади в Москве.
Восстание было жестоко подавлено. Всего было казнено около 100 тысяч человек
Итак, восстание потерпело поражение.
Слайд № 16
- Почему казачья верхушка выдала Степана властям?
- Почему восстание было обречено на неудачу? (отметить разногласия в планах и интересах разных групп казачества- более зажиточного и бедного).
Слайд № 17,18 (с музыкой)
Казачий атаман после зверских пыток по приказу Алексея Михайловича был казнён, но на долгие годы оставил о себе споры в обществе.
Слайд № 19
- Личность Степана Разина.
- Кто же он? Трудно назвать эпоху, которая осталась бы равнодушной к этому человеку. Споры о нём не утихают до сих пор. В глазах одних он рассматривался как великий патриот земли русской, защитник обездоленных, пострадавший за народ. В глазах других- бандит, разбойник, безнравственный и жестокий человек. Где же истина? Кто прав в своей оценке? Свой ответ на эти вопросы вы и должны сформулировать сегодня на уроке. Интерес к личности Разина нашел отражение в литературе. О нем писали романы Василий Шукшин «Я пришёл дать вам волю», Алексей Чапыгин «Разин Степан», Степан Злобин «Степан Разин» и др. А.С. Пушкин раскрывает образ атамана в «Песнях о Стеньке Разине»
Что не конский топ, не людская молвь,
Сила казака (Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)
... строил некий общий образ эпической, песенной, героической и идеальной казачьей вольницы». Слайд 2 В «Тарасе Бульбе» нет изображения подлинных исторических фактов, реальных исторических лиц. Действие происходит ... Главным обетом запорожцев была война с татарами и турками, которые считались злейшими врагами христиан, – это обстоятельство войну с басурманами делало в глазах казаков священною, извиняло, ...
Не труба трубача с поля слышится,
А погодушка свищет, гудит,
Свищет, гудит, заливается.
Зазывает меня, Стеньку Разина,
Погулять по морю, по синем у:
разбойник лихой,
Ты разбойник лихой, ты разгульный буян ,
Ты садись на ладьи свои скорые,
Распусти паруса полотняные,
Побеги по морю по синему.
Пригоню тебе три кораблика:
На первом корабле красно золото ,
На втором корабле чисто серебро,
На третьем корабле душа-девица».
- Как характеризует Стеньку Пушкин?
- Во время похода на Каспий Степан Разин похитил княжну, имени которой история не сохранила. Судьбу прекрасной персиянки описал прибывший в это время в Астрахань искатель приключений голландец Ян Стрюйс в своей книге “Три путешествия”: “Мы нашли его на реке в раскрашенной и вызолоченной лодке, пьющим и веселящимся с некоторыми из его офицеров. Возле него была персидская принцесса… Будучи сильно пьян, он облокотился на край лодки и, смотря задумчиво на Волгу, вскричал: “Я обязан тебе всем, что имею, и даже тем, чем я стал. Ты отец и мать моей чести и славы. Я до сих пор не принес ничего в жертву тебе”. Он схватил княжну, разодетую в жемчуга и драгоценные камни, одетую в золотую парчу, и бросил в воду”.
Этот эпизод нашел отражение в народных песнях, в стихах А.С.Пушкина, в кинофильмах об атамане. Один из кинофильмов был снят ещё в 1908 году. Кадр из этого фильма мы сейчас увидим.
Слайд № 20
- Какие чувства вызвал у вас поступок атамана?
- Почему он так поступил?
- Это поступок героя или разбойника?
- Много песен сложил о Разине народ. (На фоне слайда № 21) — Слова одной из самых известных «Из-за острова на стрежень» были написаны в XIX веке самарским поэтом Дмитрием Садовниковым. Давайте сейчас закроем глаза, и, слушая отрывок из песни, попробуем представить образ атамана.
Слайд № 21 (песня)
- Каким представился вам Степан Разин?
Давайте послушаем отрывок из народной песни, который подготовила Агеева К.
Ученик читает наизусть отрывок:
Ты взойди, взойди, солнце красное,
Над горой взойди, над высокою.
Обогрей ты нас, людей бедных,
Людей бедных — солдат беглых…
Да не воры мы, не разбойнички.
Добры молодцы все охотнички,
Стеньки Разина мы работнички…
- Как относится к Степану народ?
- Как вы думаете, почему Степан Разин стал любимым народным героем?
- Слово учителя:
Литературные произведения более судят Степана не с исторической, а с этической стороны. Пушкин увлеченно назвал Разина «Единственным поэтическим лицом русской истории». В народных сказаниях он- почти былинный герой, в которых зачастую даже Илья Муромец представляется лишь есаулом Разина. А сейчас мы обратимся к трактовке образа Разина, данной профессиональными историками.
На районный конкурс « Роль казаков Черноярской станицы в истории ...
... приумножая ратную славу астраханского казачества. Сегодня происходит возрождение казачества. Нынешние казаки вносят достойный вклад в ... службе находилось около 25 казаков. Почетными казакам и станицы являлись: - Наказной Атаман Астраханского Казачьего Войска (Астраханский ... что по Волге проплывали караваны Стеньки Разина, а где-то недалеко от ... Демьянова В.В. д.1 кв.2 Сочинение. Любовь к родному краю, ...
Проблемное задание:
Вам предстоит работа в группах. Знакомясь с фрагментами исторических трудов Сергея Михайловича Соловьёва, Сергея Фёдоровича Платонова, Николая Ивановича Костомарова, вы должны выделить основные подходы историка в оценке личности Разина и предложить собственную оценку, аргументируя её фактами.
Информация для учителя. В условиях групповой работы учитель выступает в качестве организатора познавательной деятельности учеников, следит за соблюдением правил сотрудничества, осуществляет корректировку работы группы и отдельных учащихся. При групповой форме обучения возникает благоприятный для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащегося в собственных силах, снижается утомляемость, удовлетворяется потребность в общении, стимулируется познавательный интерес.
Слово учителя.
Для подготовки к выступлению у вас имеется несколько минут. В это время будет звучать песня «Есть на Волге утёс», посвящённая Степану Разину. Вслушайтесь в музыку, возможно и она поможет вам выразить своё отношение к атаману.
(включается запись) Слайд № 22
- Выступление представителей групп, высказывание и аргументирование собственных оценок, выполнение проблемного задания (внимательно выслушав рассказчика, ребята добавляют незамеченные детали и делают вывод, отвечая на итоговый вопрос).
На вопрос «Кто он — Степан Разин? Народный герой, разбойник или… » Найдите материал по этой теме, пожалуйста! заданный автором DJmenko лучший ответ это Разин Степан Тимофеевич 1630 год – 6 июня 1671 года
Степан Разин родился в 1630 году в семье «старых» казаков, крестным отцом Степана был атаман всего Войска Донского. Как и за всяким казаком, за Тимофеем Разей (отцом Степана) числилось немало грехов, потому он дал обет совершить паломничество в Соловецкий монастырь, «помолиться преподобным отцам Изосиме и Савватее». Только исполнять обет пришлось Степану одному: отец умер. Двадцатилетний казак Степан совершил свое первое путешествие, пересек русские земли с юга на север, побывал и в Москве. В 1658 году Степан Разин был второй раз в Москве в составе казацкого посольства атамана Наума Васильева. Степану Тимофеевичу русское правительство доверяло в последствии важные поручения. В 1661 году он с Иваном Исаковым и несколькими донцами и запорожцами отправился на переговоры с калмыцкими старейшинами о совместных действиях против крымских татар и ногайцев. В 1663 году Разин во главе большого казачьего отряда с Дона, в союзе с калмыками и запорожцами, ходил под Перекоп против крымцев. Здесь казаки Степана захватили много пленных и скота, а на обратном пути разбили крымский отряд. До 1667 года (то есть до 38 лет) Степан Разин ничем не отличался от обычных удачливых казачьих атаманов. Что же подвигло его на действия не угодные Москве, которая стала звать Разина не иначе как «вором» и «атаманом воров» ? Сам Разин на следствии в Москве перед казнью упоминал о казни старшего брата Ивана Разина, ослушавшегося Юрия Долгорукого и попытавшегося увести находившейся под его командой отряд с «царской службы» на Дон, как о причине своих «безобразий». Свою «воровскую» карьеру Разин начал на Дону и Волге, где во главе большого казаческого флота грабил купеческие и царские суда. Но самой его знаменитой пиратской операцией был персидский поход (1667-1669), подробные записки о которой оставили голландский пират и писатель Ян Стрейс и немецкий историк Э. Кемпфер. В то время Разин командовал армией в 1200 человек на 30 судах- стругах. Выйдя в Каспийское море, казаки сначала опустошили берега нынешних Дагестана и Азербайджана, а потом, разорив несколько персидских городов, двинулись в Астрабад и Баку. Э. Кемпфер подробно описывает тактику, применявшуюся Разиным в морских сражениях. Зацепившись крючьями за неприятельский корабль, казаки забрасывали высокую палубу персидских судов ядрами и кололи персов длинными шестами. Эта тактика оказывалась успешной и до поры до времени Разин продвигался вдоль каспийского побережья без особых потерь. Однако на подходах к Астарбаду казаки подверглись нападению персидского войска. Местный хан захватил около пятисот заложников, но Разин объявил, что со своими казаками прибыл, чтобы перейти под власть шахской короны, и послал четверых казаков к верительными грамотами. Поскольку разобрать грамоты при персидском дворе не удалось, то в течение некоторого времени казаки под видом купцов мирно жили в Астарбаде, за бесценок продавая награбленные ранее товары, чтобы усыпить бдительность персов. Уловка удалась — хан отпустил заложников и назначил встречу со Стенькой, куда все должны были прийти безоружными. Разин, однако, велел своим воинам привязать себе сабли на спину. В решающий момент полковой священник благословляет казаков, Разин отрубает хану голову его же саблей, а его люди хватают оружие и набрасываются на персов. После этого казаки атаковали Астрабад, перерезали всех мужчин, разграбили город и увели с собой более 800 женщин, которые, после трехнедельной оргии, все были уничтожены. После этого казаки отправились на стругах в Астрахань, где разбили царское войско и разграбили несколько монастырей, сбросив с колокольни архимандрита и воеводу. Только когда Разин предпринял свой знаменитый поход на Москву, он был разгромлен царскими войсками и казнен.
Крестьянская война 1773—1775 года под предводительством Е.И. Пугачева
... Александер Дж. Т «Емельян Пугачев и крестьянское восстание на окраине России в 1773-1775 гг.» с. 46 Все илецкие казаки присягнули Пугачёву. Из илецких казаков был составлен отдельный полк во ... казак Емельян Иванович Пугачев. «Емельян Иванович Пугачев родился в Зимовейской станице на Дону (она была родиной и С.Т. Разина), в семье бедных казаков. С 17 лет он принимал участие в войнах ...
Часть первая
28 августа 1671 года Войско Донское присягнуло на службу царю Московии Алексею Тишайшему. Эта присяга, в соответствии со статусными представлениями Средневековья, навсегда лишала донских казаков национальной автономии и передавала территорию Войска Донского под «высокую руку московского самодержца». Такой стала расплата за предательство мужественного борца за свободу Дона атамана Степана Разина.
«И знает четыре языка инородческих,
а может и более того…»
Степан Разин родился весной 1630 года в станице Зимовейская на Дону. В детстве его называли «тумой», что на языке казаков означало — ребенок, родившийся от брака казака и женщины нерусского (кавказского или азиатского) происхождения.
Представления этнических казаков о войсковой ценности молодых казачат были в ХVII веке весьма любопытны. «Тума» — сын казака и, например, карачаевки — не имел никаких ограничений в личных гражданских правах и мог быть свободно избран на любую войсковую должность наравне с сыном казака и казачки. «Болдыри» — казацкие дети от великорусских жен — получали подобные же права не с рождения, а только по достижении 21 года — в том случае, если их личные воинские качества, прежде всего поведение в бою, не вызывали у казаков нареканий.
«Казак своей совестью и честью не торгует, как и своей землей». ...
... Астраханского казачьего войска избран войсковым атаманом. И таких примеров можно приводить много, но думаю, что и этих исторических фактов достаточно, чтобы понять историю Калмыцкого казачества. ... Болоткоева. Особый интерес представляет прославленный донской казак генерал-лейтенант Василий Сысоев-3, герой войны 1812 года, впоследствии наказной атаман Черноморского казачьего войска. Федор Калмыков - ...
Как это было принято в семьях этнических казаков, Разин получил хорошее домашнее образование, в первую очередь языковое. Как сообщают источники, он свободно владел калмыцким и татарским языками, достаточно хорошо мог изъясняться по-турецки и на фарси.
Даже враждебный Разину русский хронограф был вынужден признать, что «Стенька-вор грамоте зело премного обучен и знает четыре языки инородческих, а может боле того…».
Великий русский и украинский историк Николай Костомаров оставил замечательную характеристику Разина. «Это был человек чрезвычайно крепкого сложения, предприимчивой натуры и гигантской воли. Своенравный, столько же непостоянный в своих движениях, сколько и упорный в предпринятом раз намерении, то мрачный и суровый, то жестокий до бешенства, то преданный пьянству и кутежу, то готовый с нечеловеческим терпением переносить всякие лишения; некогда ходивший на богомолье в отдаленный Соловецкий монастырь, но впоследствии хуливший имя Христа и святых его».
«Характерник» и колдун
Разин, несмотря на свое донское происхождение, был убежденным поборником идеалов и традиций Запорожской Сечи. Став атаманом, он последовательно стремился унифицировать локальные традиции донской вольницы с казацким «запорожским стандартом». Как отмечает Костомаров, Стенька завел в своем войске даже такой непопулярный у донцов запорожский обычай, как наказание смертью казака, допустившего физическое насилие над христианской женщиной или интимную связь с замужней казачкой.
Одним из запорожских заимствований Разина стали, по-видимому, мистические практики «характерства». Воинский орден «характерников», рудименты которого сохранялись в среде кубанского казачества вплоть до конца ХIХ века, являлся одним из самых таинственных институтов Запорожской Сечи.
«Характерство» посвященных в него казаков — это сложные, по сути языческие (ведические) заговорные практики, призванные защитить казака от пули, горячего коня от запала, их обоих от укуса змеи и тому подобное. «Характерники» могли осуществлять — и в средневековых источниках отмечается немало фактов этого — наговор на пушки и ружья противника, когда неожиданно и по непонятной причине всегда надежное оружие вдруг не могло стрелять. Они были способны исчезать из вида — «яко дым» — на совершенно открытой местности, легко «замовляли» кровь, льющуюся из глубокой раны.
Разин, бесспорно, обладал какими-то практиками «характерников». В самых отчаянных ситуациях он никогда не терял самообладания, над его умом и телом было бессильно спиртное, он был способен увидеть точное месторасположение потерянной вещи за много десятков верст, мог неожиданно потеряться из вида в чистом поле на глазах у сотен людей. «В его взгляде было что-то повелительное, — пишет Костомаров, — толпа чувствовала в нем присутствие какой-то сверхъестественной силы, против которой невозможно было устоять, и называла его колдуном».
Русские народные предания повествуют, что «чародей Стенька останавливал плывущие суда своим ведовством». У него была якобы заветная буддийская кошма, на которой атаман мог свободно переплывать любые водные пространства и даже летать по воздуху. От гневного взгляда Разина люди якобы каменели, а перед ласковым взором атамана не могла устоять даже самая убежденная нравственница.
В эпоху Средневековья некоторые поступки Разина действительно могли вызывать в простонародье мистический ужас. Например, случай поднесения «в дар» Волге персидской княжны, запечатленный в народной песне, был реальным событием, причем, видимо, далеко не единственным. Источники свидетельствуют, что именно таким способом Разин успокоил разбушевавшийся Каспий во время возвращения казацкого войска после победоносного рейда к берегам Персии.
Уже первый выход атамана Разина на историческую авансцену сразу же дал повод для слухов о его «чародействе». Когда струги Разина в первый раз спускались по Волге к Каспию, воевода Царицына князь Андрей Унковский отдал приказ расстрелять казацкие суда из крепостных пушек. Московитские стрельцы резво бросились исполнять приказание.
Казацкие струги медленно приближались — вот они уже на дистанции огня. Пушкари навели хоботы стволов и приложили запалы. Увы, выстрелов не последовало! Пороховые заряды рвались вверх через запальные окна, уродуя стволы орудий, — ни одна пушка толком не выстрелила! Пораженный этим событием воевода Унковский безропотно выполнил все требования атамана Разина, главное из которых — выдать войску походную наковальню, кузнечные меха и необходимую корабельную снасть.
Непреодолимые противоречия
Известный историк Александр Станиславский в своей докторской диссертации детально исследует относительно недавно обнаруженный манускрипт «Повесть о Земском соборе 1613 года». В этом документе содержатся сведения о состоявшемся зимой 1613 года казацком вооруженном перевороте в Москве, в результате которого древний престол Московии достался ставленнику рода Романовых.
В специальной главе исследования «Михаил Романов — казачий ставленник» Станиславский указывает, что воцарение «отрока Михаила» стало безусловной политической победой казаков, которым удалось после многолетней ожесточенной борьбы с польским шляхетством и великорусской знатью посадить на престол Московии «своего царя».
Новый «самодержец всея Руси» Михаил Романов первоначально стремился как можно полнее удовлетворить все требования этнических казаков. Молодой государь щедро наградил казацкое войско в Москве, выслал на Дон богатый «государев отпуск» и личное «жалованное» знамя. Казацкий народ с высокого престола был публично назван «великим рыцарским войском», а для оперативного решения всех возникающих вопросов во взаимоотношениях с казачеством спешно учредили особое министерство — Казачий приказ.
Вместе с тем, Московская Русь ни на минуту не сомневалась в том, что влияние казаков — как онтологически чуждого великорусам воинственного народа — на политическое бытие московского государства следовало всемерно ограничить.
Мысли московитской политической элиты не расходились с делом: уже к 1619 году все поселения этнических казаков на собственно великорусских землях были ликвидированы. Московские дьяки, щедро задабривая льготами и привилегиями этнических казаков (только им, например, была разрешена беспошлинная торговля на Руси), провели силами правительственных войск жесткую люстрацию так называемых «воровских казаков», то есть великорусских людей, пытавшихся войти в состав казачества. «Ворят» преследовали поистине безбожно: вздергивали на дыбу, казнили без суда, ссылали в Сибирь, морили в подвалах монастырей — все великорусские люди, по мнению царской администрации, должны были вернуться после Смуты в свои исконные сословия.
Первая мировая война в поэзии русских футуристов 1914 — 1916 гг
... - сконца”» [26: 17]. Первая строфа стихотворения соединяет славных героев прошлого: Остраницу - предводителя казаков в борьбе против польских завоевателей (XVII в.); всенародно известного героя Отечественной войны 1812 года атамана Платова; казачьего генерала ...
Политика подведения всех возможных вольнодумцев под «высокую руку государеву» должна была, по логике, в конце концов, затронуть и этнических казаков как главных инициаторов «бунташного воровства».
В 1632 году была предпринята попытка привести Войско Донское к присяге царской власти Романовых. Попытка окончилась для московитов позорным провалом: донцы наотрез отказались присягать, невзирая ни на какие «государевы отпуски». Ожегшись на донцах, царская власть даже не пыталась приводить к присяге Терско-гребенское и Яицкое (Уральское) казацкие войска, разумно понимая всю нереальность такого шага.
Все резко изменилось после 1641 года, когда после «пирровой победы» над Турцией в пятилетней (1637–1641) казацко-турецкой войне донское казачество оказалось ослабленным настолько сильно, что уже не могло вести переговоры с Московией с позиций необсуждаемого суверенитета.
Уже в 1642 году правительство Московии в полном объеме начинает реанимировать былую политику царя Бориса Годунова по сдавливанию казацкого «Дикого поля» в кольце воссоздаваемых великорусских крепостей со стрелецкими гарнизонами. Наиболее активно усиление военного присутствия Москвы происходит на нижней Волге — наименее населенной казаками части Присуда Казацкого. Вновь возникают все более настойчивые требования Посольского приказа о персональной переписи этнических казаков Волги и Яика, а также о выдаче с низовых рек на Москву всех «беглых холопей».
Разин, которому были свойственны не только умение виртуозно владеть саблей, но и несомненные способности стратегического предвидения, сумел понять главное: государство царей Романовых перешло в медленное, но исключительно упорное наступление на исконные казацкие вольности. Понял атаман и другое: если не остановить это наступление на Волге и Яике, то его не удастся остановить ни на Дону, ни на Днепре. К сожалению, столь прозорливо мыслящих людей среди казацкой старшины Черкасска и Запорожья оказалось очень немного.
«Я пришел дать вам волю!»
Совокупность известных исторической науке фактов позволяет считать, что действия Разина против правительства царя Алексея Михайловича изначально преследовали не тактическую (оттеснить московитов с казацких земель), а стратегическую цель — перелицевать государственную систему Московской Руси на казацкий лад.
Главный политический лозунг атамана — «Я пришел дать вам волю!» — мог вызвать энтузиазм скорее в великорусской крестьянской среде, нежели среди этнических казаков, которые и без того обладали всей полнотой личной, а во многом и внешнеполитической воли.
В этой апелляции к русскому крестьянскому большинству была и сила, и слабость Разина. Сила заключалась в той, по существу всеобщей, поддержке, которую атаман получал в среде «скудных многих людей» неказацкого происхождения — у русских стрельцов, крестьян, посадских чинов. Слабость же состояла в явной настороженности к разинской идее всеобщей вольности «старых», то есть этнических казаков Дона и Яика, с трудом представлявших себе, как можно перелицевать великорусский «черный люд» в казаков, да еще и перестроить государственный механизм Руси по образу и подобию казацкой войсковой управы. Трезвомыслящая сиюминутно, но стратегически недальновидная казацкая старшина не понимала, что только сплотившись воедино вокруг Разина, пусть даже под самыми фантастическими лозунгами, казаки получали реальный шанс остановить превращение великорусского национального государства в мощный, неумолимый к идее народоправства механизм наднациональной империи.
Разин меж тем целенаправленно готовился к войне с Московией. Поздней весной-летом 1667 года он уходит с Дона на Яик (Урал), где легко добивается расположения немногочисленных, но весьма воинственных яицких казаков.
Воронежский воевода Василий Уваров сообщал 25 апреля 1668 года в Разрядный приказ, что атаман Разин, перезимовав на Яике, сильно укрепился войском, поскольку к нему постепенно стекаются отряды донских и запорожских казаков. «Да они, казаки-де, говорят итти по городам пройматца на Волгу к Стеньке Разину, — докладывал воевода, — а ис коих городков-де казаки с ними не пойдут, то те городки им нещадно ломать».
В этот же период к Разину подошло и наиболее желанное для него подкрепление: его давний друг, атаман Сергей Кривой привел около 700 донцов, а запорожский есаул Боба пришел с Днепра с четырьмя сотнями сечевиков.
Весной 1668 года разинцы покинули Яицкий городок и направились в боевой поход к западному побережью Каспия. Для грядущей борьбы с Московией Разину необходимы были деньги и слава удачливого полководца, столь важная в среде этнических казаков. Успешный «персидский поход» принес ему и то, и другое.
«Иду судами и конями на Царицын»
Вернувшись с Каспия, Разин не распустил свои отряды, как это традиционно делали атаманы по возвращении из похода. Казаки-разинцы отпускались в свои городки для свидания с родственниками только «на срочные дни за крепкими поруками». Черкасск, столицу Войска Донского, Разин фактически держал в блокаде. Даже своих посыльных в Москву донской старшине приходилось направлять «тайным обычаем», чтобы об этом не узнали разинцы и «в Войске Донском смуты-де не учинилось». Степан Разин фактически повторял на Дону те же жесткие, но необходимые меры по обузданию своеволия казацкой старшины, которые до него успешно применял в Запорожье гетман Богдан Хмельницкий.
Сила и авторитет атамана Разина стремительно росли. По возвращении на Дон его отряд насчитывал 1,5 тысячи сабель, к ноябрю 1669 года полностью боеготовых казаков в стане Разина насчитывалось около трех тысяч, а в начале 1670 года число разинцев превышало уже 4 тысячи человек.
В начале мая 1670 года атаман собрал в Паншине-городке войсковой круг Дона. Здесь Разин впервые открыто призвал казаков «идтить в Русь Волгою, а там с бояры повидатца». Казаки радостно согласились со своим вождем.
15 мая 1670 года казацкое войско, выросшее до семи тысяч человек, вышло на Волгу выше Царицына. Подойдя к городу, Разин оставил своего товарища, атамана Уса, осаждать Царицын, а сам «пошел громить улус едисанских татар». Разбив вскоре татарские рати, Разин захватил «всякой полон», а главное — столь нужных для похода к Москве верховых лошадей.
Поскольку атаман Ус самостоятельно взять Царицын не смог, Разин лично возглавил штурм и, ворвавшись в город, — «московитских стрельцов и жителей, в башню загнав, в той башне порубил, а воеводу велел вкинуть в воду».
В Царицыне немедленно были введены казацкие порядки. Жители города вместо воеводы избрали на всеобщем сходе «атамана городового». Крепость стали всемерно укреплять на случай осады московскими ратями, в нем оставили специальный гарнизон — «казаков с десятку по человеку».
Московское правительство направило против разинцев карательное войско во главе с князем Семеном Львовым. Одновременно 8 июля 1670 года в Черкасск на Дон была отправлена из Посольского приказа грамота войсковому атаману с одобрением за неприсоединение низовых казаков к «Стеньке-вору». При этом царские дьяки уверяли «верных» казаков, что как только «воровские ссоры на Дону перестанут и казаки в послушании будут, и с Воронежа к вам на Дон все запасы без задержанья будут отпущены». Казацкой старшине царь Алексей Михайлович недвусмысленно предлагал взятку.
«Красное колесо» цареискательства
Успех сопутствовал Разину. У Черного Яра его войско встретилось с отрядом князя Львова. Устроив засаду, казаки наголову разгромили передовой отряд астраханских стрельцов, а основная часть правительственного войска просто бросила оружие.
Участник этого похода, немецкий офицер Людвиг Фабрициус, в своих «Записках» подробно описал, как это произошло: «Простые воины генерала (князя Львова. — Н.Л.) тотчас перешли к врагу с развернутыми знаменами и барабанным боем. Там они стали обниматься и целоваться, и договорились стоять друг за друга душой и телом, чтобы, истребив изменников-бояр и сбросив с себя ярмо рабства, стать вольными людьми».
Офицеры отряда ничего не могли сделать с этим единодушным порывом простых русских людей к свободе. «Нас было всего человек 80 офицеров, дворян и писарей, — с горечью отмечает Фабрициус, — генерал глядел на офицеров, офицеры на генерала, и никто в растерянности не знал, что нужно предпринять».
Укрепив тылы армии, Разин стремительным броском подошел к Астрахани. Штурм крепости был решительным: в ночь с 21 на 22 июня казаки ворвались в город. Несмотря на большой гарнизон (свыше шести тысяч человек) и наличие на стенах мощной артиллерии (около 500 пушек), сопротивление царских войск было сломлено быстро. Воевода Иван Прозоровский был схвачен и немедленно убит, казаки перебили также всех других «московитских начальных людей», общим числом около 500 человек.
От Астрахани Разин повернул на север, к Москве. Наступление развивалось очень успешно. Пали Чугуев, Острогожск, Саратов, Самара, Саранск, Пенза, Алатырь. Казаки осадили Тамбов и Шацк, их передовые отряды уже действовали в тульских и рязанских уездах. Общее число повстанцев, как считают историки, достигло 200 тысяч человек. Фактически весь бассейн Волги, вплоть до Казани, был очищен от русских помещиков, а их имения были сожжены.
Среди русских крестьян поползли слухи о том, что внезапно умерший в возрасте 15 лет (17 января 1670) царевич Алексей Алексеевич, второй сын царя Алексея Михайловича, на самом деле чудом спасся и примкнул к Разину. По Руси медленно покатилось страшное в своей неумолимой силе «красное колесо» цареискательства. А в Кремле и в Боярской думе многие в отчаянии схватились за голову.
Наверняка многие слышали об атамане Стеньке Разине. Был такой пират предводитель казаков, разбойничал на Волге.
Он грабил суда, убивал, резал и колол — да, было, было! Было кровопролитие, был разбой, было беззаконие.
Напоминает мне это Робина Гуда, только тот намного гуманней был. В принципе, действия Разина мало чем отличались от действий пиратов. Богатство, добыча, нажива, но Степан действительно не убивал зависимых людей, только бояр… Но все равно — убийства есть убийства.
Почему же его имя было так популярно в народе? Вообще, образ благородного разбойника сформировался сравнительно давно у разных народов. Беззаконие и преступность, граничащие с благородством и великодушием в некоторой степени, всегда привлекали людей.
Та же история и с пиратством и пиратами… Но не о них сейчас разговор, пираты разные бывают, я говорю о конкретном человеке — Разине.
Надо сказать несколько слов о его карьере в целом.
Степан Разин, когда брал в плен очередное судно, кричал «Сарынь на кичку!». Это означало, что разбойники предупреждают, что они нападут, и беднота должна была подняться на кичку (возвышенность на судне) и оставаться там во избежание жертв. То есть, Разин честно предупреждал, что будет грабить.
Степан Разин взял Астрахань, Саратов, Царицын и много других городов. Разбойник? Разбойник.
Но удача ему изменила под Симбирском — он был полностью разбит и спасся бегством. Разину еще удавалось бунтовать народ против властей, но не так как раньше. В чем же дело?
А дело в том, что его имя уже потеряло свое обаяние в народе. Он стал восприниматься не как вольный бунтарь, не как народный защитник, а просто как убийца и разбойник.
Пытался взять Черкасск, Самару и Саратов, но не удалось.
Кровавая у нас была история.
Действия Стеньки мало чем отличались, повторяюсь, от деяний классических пиратов. Только Волга мельче Карибского моря… Суть от этого не меняется.
Взять хотя бы случай с персидской княжной, попавшей к Разину в плен.
Как-то раз Степан крепко выпил и, встав на борт, сбросил свою прекрасную пленницу в воду, сказав:»Возьми, матушка-Волга! Много ты мне всего дала, а я тебя еще не поблагодарил!». Жестоко.
Многие знают эту легенду.
Однако Разина помнят именно «благородным разбойником». Почему? Наверно, потому, что такие люди нравятся своей неординарностью.
Кто-то может сказать, что Джек Воробей также неординарен и тоже нравится. Но, как всем известно, Джек — другой разговор, он не творил такие зверства, как Степан. И прекрасную персиянку в воду точно бросать не стал бы…
Итак, Степан Разин — личность противоречивая.
Да и вообще, наша история противоречива.
Про знаменитого атамана сказки и легенды начали сочинять еще при жизни. Впрочем, в жизни у него хватало удивительных правдивых сюжетов. «Вокруг света» разобрался, правда ли, что…
Стенька Разин утопил персидскую княжну
Маловероятно. Сюжет песни «Из-за острова на стрежень» взят из воспоминаний голландца Яна Стрёйса, оказавшегося в Астрахани в 1670 году, когда ее захватили разинцы. По Стрёйсу, Разин в пьяном неистовстве утопил некую «персидскую княжну, которую он похитил вместе с ее братом», в качестве жертвы Волге. В 1669 году в битве с персами на Каспии казаки захватили Шабалду — сына флотоводца Мамед-хана, но ни в одном документе не сказано, что вместе с сестрой. Даже в челобитной самого Шабалды с просьбой отпустить его на родину — о сестре ни слова. Людвиг Фабрициус, который тоже был в Астрахани в 1670 году, приводит иную версию событий. Атаман топит не персиянку, а татарку и не в Волге, а в Яике, то есть еще до каспийского похода. Фольклорист Сергей Неклюдов считает, что Стрёйс, много заимствовавший из чужих текстов без указания источника, мог и в данном случае выдать услышанную от кого-то историю за увиденное лично. Принесение девушки в жертву водной стихии — известный фольклорный мотив. «История с этим жертвоприношением, — пишет историк Владимир Королев, — лишь отзвук древнего обряда, возникший на основе представлений о варварстве и жестокости атамана и его товарищей».
Афиша первого русского игрового фильма «Понизовая вольница», 1908 год
О нем писал Александр Дюма
Да. Автор «Трех мушкетеров» в 1858–1859 годах предпринял дальнее путешествие — из Петербурга через Москву и Поволжье на Кавказ (где, кстати, скрупулезно записал для французских гурманов рецепт шашлыка).
В путевых очерках писателя есть историческая справка о донском казаке, предводителе народного восстания второй половины XVII века Стеньке Разине, «настоящем легендарном герое, как Робин Гуд», и связанное с атаманом волжское предание о Девичьем холме. Легенда напоминает историю с персидской княжной. Разбойник Стенька Разин, стоя на холме, вопрошал — чего, мол, ты хочешь за свое покровительство, о Волга? Услышав в ответ эхо «Ольга!», он принес реке в жертву самое дорогое — бежавшую с ним возлюбленную (которую так звали).
После чего удача изменила Стеньке, и он был побежден и схвачен князем Долгоруким.
Легендарный атаман знал восемь языков
Возможно. Так писал служивший в Персии и России шведский дипломат Энгельберт Кемпфер, утверждая, в частности, что Разин владел фарси. Правда, сам Кемпфер никогда не встречал Степана Тимофеевича, чтобы лично в этом убедиться. Впрочем, казак Разин родился и жил в многоязычной среде: на Дон стекались представители разных народов (среди них были поляки, татары, турки, калмыки, даже карелы).
Выучить несколько языков в таком окружении было нетрудно.
Персидский манускрипт. 1650 год
Он взял в плен уроженца Бразилии
Да. Людвиг Фабрициус был сыном лейденского хирурга, служившего в бразильской колонии Голландской Вест-Индской компании. Возмужав, Фабрициус-младший завербовался на военную службу в Россию и оказался в армии, отправленной царем против разинских отрядов. В июне 1670 года попал к казакам в плен, несколько раз виделся с атаманом лично. Осенью того же года Фабрициусу удалось бежать в Персию. Годы спустя, будучи уже на шведской службе, он рассказал о восстании Разина в «Записках» на немецком языке.
Анатолий Грошев. «Войска Степана Разина штурмуют город Симбирск»
Разин брал города хитростью, прибегая к «маскараду» , Прим. «Вокруг света»
Василий Суриков. «Степан Разин». Холст, масло. 1910 год
Разин проехал все Русское царство с юга на север и обратно
Да. Его отец в свое время дал обет съездить в Соловецкий монастырь на Белом море — помолиться местным святым-чудотворцам Зосиме и Савватию. Но не успел, умер, и в 1652 году в паломничество отправился сын, которому тогда было около 20 лет. Степан Разин добрался с низовий Дона до Соловецких островов, по пути посетил Воронеж, Тулу, Ярославль, Москву, Вологду, Архангельск, а потом вернулся обратно. По мнению историка Владимира Соловьева, поскольку статус богомольца давал большую свободу передвижения, спасая вольного казака с Дона от повышенного внимания властей, Разин мог использовать паломничество как удобный предлог, чтобы поездить по стране и изучить обстановку в разных регионах.
Степан Разин был соратником Емельяна Пугачева
Да. Тезка легендарного атамана, казак Степан Андреевич Разин, сражался в рядах мятежников-пугачевцев через сто лет после разинского восстания.
Николай Вакуров. «Емельян Пугачев». Палехская лаковая миниатюра. 1936 год
Разин зарыл в Жигулях несметные сокровища
Возможно. По крайней мере, надежда властей найти разинские клады и записи подарила еще пять лет жизни младшему брату Стеньки — Фролу, который под пытками пообещал показать атамановы тайники. Государевы люди возили его на Дон и на Волгу, но искомых сокровищ не обнаружили, и в 1676 году Фрол тоже был казнен. По сей день не найден клад, который были бы основания назвать разинским. Наверное, поэтому стали рассказывать, будто золото атамана заговоренное и просто так в руки не дается. Есть предания, что сокровища стережет дух самого Разина: он сидит по ночам в пещере и считает деньги.
Клад времен Медного бунта (XVII век), найденный в Кадашевской слободе в Москве
Войско Разина сопровождали мятежный русский царевич и низложенный патриарх Никон
Нет. Но сам Стенька активно распускал такие слухи, надеясь привлечь новых сторонников. Опальному Никону Разин отправлял письма с предложением сотрудничества, но бывший патриарх предпочел не связываться с бунтовщиком. Что же касается царевича, то, по свидетельствам современников Разина, атаман держал при себе пленного кавказского княжича, которого и выдавал за царского сына Алексея Алексеевича. Утверждалось, что царевич не умер в январе 1670 года, а бежал от отца, государя Алексея Михайловича, на вольный Дон. Казнив Разина, царь простил самозванца поневоле.
Кадр из фильма «Гулящие люди», 1988 год. В роли патриарха Никона Александр Парра
Разин был безбожником и занимался черной магией
Нет. В марте 1671 года патриарх Иоасаф предал главного мятежника анафеме, которую повторили в храмах по всей стране. В приговоре царского суда Разин назван «вором, и богоотступником, и изменником». Атамана обвиняли в том, что он изгнал с Дона священников и заменил церковные венчания языческими обрядами. Владимир Королев, однако, пишет, что на Дону во времена Стеньки Разина бракосочетание по церковному уставу, а не в казачьем кругу попросту еще не прижилось. Атаман не был ни воинствующим язычником, ни еретиком, но московские власти стремились представить любое обстоятельство как антихристианские действия главного бунтаря.
Магом Разин стал в легендах, причем, как следствие официальной пропаганды, иногда колдовские способности атамана объясняются его связью с нечистой силой
Разин не был казнен в 1671 году, а чудом спасся
Нет. Степан Разин был публично четвертован по царскому приговору в Москве 6 июня 1671 года. Вот что писала об этом лейпцигская пресса того времени: «Хотя нет никаких сомнений в том, что казнь протекала указанным образом, большинство до сих пор не хочет верить, что это был подлинный главный мятежник Разин, поскольку сам [казненный] перед смертью сказал: «Вы думаете, что убили Разина, но настоящего вы не поймали; и есть еще много Разиных, которые отомстят за мою смерть». В сказаниях атаман обретает бессмертие и, подобно легендарным героям других народов (королю Артуру, Фридриху Барбароссе…), либо спит, либо пребывает в некоем волшебном плену, но когда-нибудь проснется, чтобы вершить правосудие.
Степан Разин перед казнью. Французская гравюра. 1837 год
Фото: РИА Новости, Fine Art Images/Legion-Media, Diomedia, РИА Новости, Fine Art Images/Legion-Media, Евгения Новоженина / РИА Новости, iStock, Советский экран, Графика.Ру / Fotodom.ru