Шостакович казнь степана разина

Курсовая работа

Дмитрий Дмитриевич Шостакович — признанный во всем мире композитор. Он почетный член многих зарубежных академий. Неоценим вклад композитора в музыкальную культуру нашей эпохи. Свидетельство тому — сама его музыка, потрясающая умы и сердца наших современников своей страстью, правдивостью, новизной. И своим глубоким историзмом. Каждое его произведение, какую бы историческую эпоху оно ни отражало, всегда о нас, о нашем времени, ибо в нем бьется беспокойная, ищущая мысль нашего современника, человека с такой огромной и дерзновенной душой, в которой уместился весь многообразный мир.

Всю жизнь Д. Д. Шостакович много сил и. энергии отдавал общественной деятельности — был депутатом Верховного Совета Российской Федерации, секретарем Союза композиторов, членом Всемирного Комитета защиты ми ра; вел большую педагогическую работу. Советское правительство, высоко оценивая заслуги выдающегося музыканта, присвоило ему звание народного артиста Российской Федерации, Героя Социалистического Труда.

Как никто из современных художников, этот композитор своей музыкой утвердил право и возможность музыки отображать социальные сдвиги, воспевать борьбу за те идеалы, к которым стремится человечество. Отсюда проистекают характернейшие черты его творчества — интерес к социальным проблемам, социальная страстность, высокий гуманизм, личная заинтересованность в судьбах мира, во всем значительном, что происходило на протяжении веков и что происходит сейчас. Это чувство высокой гражданственности, верное ощущение эпохи и своего места в ней гармонично сочетаются в творческой личности Шостаковича с огромной художественной одаренностью.

Особое место в творчестве композитора занимает симфоническая поэма «Казнь Степана Разина». Не столь известная в широких кругах как Ленинградская симфония, она, тем не менее, также обладает невероятным эмоциональным зарядом и музыкальной экспрессией.

В 1964 году Шостакович написал вокально-симфоническую поэму «Казнь Степана Разина» для солиста (бас), смешанного хора и оркестра. Композитор снова обратился к поэзии Е. Евтушенко.

Анализ указанной симфонии Шостаковича проводится практически во всех биографических монографиях, посвященных творчеству композитора. Сам автор также рассматривает данное произведение в своих воспоминаниях .

Первый исполнитель симфонической поэмы Александр Юрлов в своих записках подробно анализирует музыкальные особенности и эмоциональный ряд произведения .

Из посвященных произведению статей надо выделить статью С. Шлифштейна, она содержит глубокий анализ содержания поэмы .

10 стр., 4578 слов

Шостакович Дмитрий Дмитриевич

... Шостаковича "Светлый ручей" (1935). После статей "Правды" большинство произведений Шостаковича, написанных до 1936, практически исчезло из культурного обихода страны. Композитор ... стоял перед выбором - сделать своей профессией сочинение музыки или концертную деятельность. После Первой ... - поэма "Казнь Степана Разина" (1964), она стала кульминацией эпической линии в творчестве Шостаковича. Четырнадцатая ...

Также стоит отметить статью А. Тимашовой «Из истории создания поэмы «Казнь Степана Разина» Д. Шостаковича». Статья посвящена вокально-симфонической поэме «Казнь Степана Разина» Дмитрия Шостаковича, которая была написана в 1964 году на слова Евгения Евтушенко (фрагмент из поэмы «Братская ГЭС»).

Особое внимание уделяется анализу этапов создания поэмы «Казнь Степана Разина» и сопоставлению сочинения с симфоническими опусами Д. Шостаковича 1960-х годов. В статье представлены высказывания композитора и его современников об идее создания симфонического цикла, от которой Д. Шостакович отказался в процессе работы над поэмой. Предпринята попытка рассмотреть вопрос о том, какие события и обстоятельства послужили поводом для отказа от масштабного замысла, проанализировать особенности работы композитора с поэтическим текстом поэмы «Братская ГЭС», выявить основные аспекты выбора главного героя и трактовки образа Степана Разина .

«Казнь Степана Разина» — наибольшее погружение Шостаковича в глубины отечественной истории. Никогда он еще не обращался к столь далекому по времени историческому прошлому. Тема этого произведения как будто даже не характерна для его автора, никогда не проявлявшего стремления стать летописцем, повествующим о делах давно минувших дней. Но главное здесь — не столько в теме, сколько в том, как она раскрыта Евгением Евтушенко. Он нашел такой поворот темы, который сделал ее близкой Шостаковичу. У поэта и композитора события далекого прошлого приобретают особый смысл — социальный, этический, психологический — ив какой-то мере сближаются с нашей эпохой.

«Казнь Степана Разина» возникла «на перепутье» различных стилистических тенденций творчества ее автора. Некоторыми вокально-интонационными особенностями она близка к Тринадцатой симфонии (хотя в симфонии художественная индивидуальность композитора проявилась более «осязаемо»).

Есть общие черты между «Казнью» и Одиннадцатой симфонией. Критика отмечала, что музыка эпизода «Над Москвой колокола гудут, к месту лобному Стеньку ведут» напоминает тему Дворцовой площади. В обоих случаях Шостакович передает ощущение простора (две площади: Дворцовая в Одиннадцатой, Красная в поэме).

Как и в Одиннадцатой симфонии, композитор накладывает на грохочущие ударные звуковой комплекс струнных pianissimo. Он становится слышным лишь после того, как ударные умолкли. В обоих случаях этот прием передает оцепенение, ужас, в Одиннадцатой — после расстрела рабочих, в поэме — после казни Разина. Думается, что есть стилистическая общность между некоторыми страницами поэмы и эпическими образами, запечатленными в фортепианных прелюдиях и фугах.

Поэма о Разине обобщила многие творческие искания Шостаковича и вместе с тем явилась новым словом в его вокально-инструментальном симфонизме. Этим определяется актуальность выбранной темы.

Цель данной работы – рассмотреть противостояние личности и толпы в вокально-симфонической поэме Шостаковича «Казнь Степана Разина».

Задачи работы:

1. Рассмотреть историю создания музыкального произведения.

16 стр., 7916 слов

Жизнь и творчество е. а. евтушенко

... по темам: реферат творчество е.евтушенко анализ публицистики евтушенко евтушенко твоочество о творчестве вознесенском жизнь и творчество евтушенко сообщение <p> Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/e/evtushenko/stati/zhizn-i-tvorchestvo-poeta/o-tvorchestve-e.-a.-evtushenko Сочинение Е. А. Евтушенко ... историю погружены поэмы «Ивановские ситцы» ... Разин, и Тиль Уленшпигель. Его творчество ...

2. Охарактеризовать стихотворный ряд Евгения Евтушенко.

3. Проанализировать музыкальное содержание вокально-симфонической поэмы.

4. Дать характеристику эмоциональному наполнению вокально-симфонической поэмы «Казнь Степана Разина»

1.2 Стихотворная основа вокально-симфонической поэмы

Вокально-симфоническая поэма Шостаковича, пожалуй, наиболее «оперное» произведение из всех его произведений, не предназначенных для театра. В своей значительной части оно представляет собой народную хоровую сцену, полную движения, очень «театральную». Есть в поэме и вокальный монолог. Чередование реплик солиста и реплик хора (как правило, подтверждающих то, о чем поет солист) усиливает близость произведения к оперному жанру.

Несмотря на критику, которой недавно подвергся Евгений Евтушенко, композитор снова решил использовать его стихи для своей музыки9.

Важно отметить, что сам Дмитрий Шостакович высоко ценил Евтушенко как человека и как поэта. Это видно по воспоминаниям композитора: «Меня часто спрашивают, почему я делаю то-то и сё-то и говорю так-то и сяк-то, почему я подписываю такие-то и сякие-то статьи. Я отвечаю разным людям по-разному, потому что разные люди заслуживают разных ответов. Например, Евтушенко когда-то задал мне вопрос такого сорта, и я запомнил это, я считаю Евтушенко талантливым человеком. Мы сделали довольно много вместе и, возможно, будем сотрудничать еще. Я написал свою Тринадцатую симфонию на его стихи и другую работу, симфоническую поэму «Казнь Степана Разина». Одно время поэзия Евтушенко волновала меня больше, чем теперь. Но дело не в этом. Он — работяга; думаю, он упорно трудился. И имеет право задавать мне вопросы. Я ему ответил, как мог.

Евтушенко сделал большое дело для народа, для читающей публики. У его книг огромный тираж, советские тиражи, должно быть, составляют миллионы, возможно, больше. Многие из его очень важных стихов были напечатаны в газетах: например, «Наследники Сталина» в «Правде», «Бабий яр» в «Литературной газете», — а у них миллионные тиражи. Стихи Евтушенко, такие как те, что я назвал, честны и правдивы. Любому было бы полезно почитать их, и, надо сказать, это — немаловажное обстоятельство . Эти серьезные, правдивые стихи доступны почти всем в стране. Ты можешь купить книгу или газету со стихами Евтушенко, пойти в библиотеку или любой читальный зал и спросить газету или журнал со стихотворением. Важно, чтобы это можно было сделать спокойно, легально, не оглядываясь по сторонам, без страха.

Люди не привыкли к чтению стихов. Они слушают радио, читают газеты, но не стихи, во всяком случае не часто. А вот если стихи — в газете, то, естественно, вы прочитаете их, особенно — правдивые стихи. Такие вещи сильно действуют на человека. Важно, чтобы вещь можно было перечитать, вникнуть в нее и обдумать, и сделать это в спокойной, нормальной обстановке; не слушая по радио, а прочитав глазами»10.

Высокая оценка стихов Евгения Евтушенко стала темой воспоминаний композитора Бориса Тищенко: «Однажды в письме я признался Шостаковичу, что не люблю «поэтов-гражданственников», таких, как Евгений Евтушенко, потому что они декларируют в стихах то, что я и без них знаю. А Дмитрий Дмитриевич, как известно, дважды обращался к поэзии Евтушенко — в вокально-симфонической поэме «Казнь Степана Разина» и в Тринадцатой симфонии «Бабий Яр». И на мое письмо ответил решительной отповедью. Но узнал я об этом спустя лет десять после его ухода, когда вдова Ирина Антоновна передала мне для публикации его неотправленный ответ. Причем у него чудом сохранилось и мое письмо, хотя обычно он, ответив адресату, письмо уничтожал, как было заведено у многих людей, переживших страшные годы репрессий. Шостакович писал: «Мне обидно за моего любимого поэта, или за одного из самых мною любимых поэтов — за Евтушенко… Вам не нравится, что он сел Вам на шею и учит Вас тому, что Вы знаете: «Не воруй мед», «Не лги» и т.д. Я тоже знаю, что так поступать нельзя. Однако мне не скучно слушать об этом лишний раз. Может быть, Христос говорил об этом лучше… всех. Это однако не лишает права говорить об этом Пушкина, Л.Толстого, Достоевского, Чехова, И.С.Баха, Малера, Мусоргского и многих других. Более того, я считаю, что они обязаны об этом говорить, как обязан это делать и Евтушенко. Лишний раз напомнить об этом, святая обязанность человека». Письмо прервано на полуфразе. Мне кажется, Дмитрию Дмитриевичу важно было высказаться, сформулировать свою позицию, что он и сделал. Но принципиально важно то, что наш спор касался не этических вопросов, в чем у нас с Шостаковичем никогда не было разногласий, а лишь художественных вкусов. А они у каждого человека индивидуальны. И та полемика никак не повлияла на наши отношения, которые до конца оставались доверительными и дружественными»11.

2 стр., 813 слов

Евгений Александрович Евтушенко — лирический поэт

... На его слова композитор Д. Шостакович создал 13ю симфонию и симфоническую поэму "Казнь Степана Разина". Творчество Е. Евтушенко разнообразно не только в жанровом, но и в тематическом плане. ... к себе. Евтушенко умеет разговаривать стихами, писать для людей, обладающих хорошим слухом. В своих стихах он вступает в духовный контакт с читателем. Его стихи открываются непосредственным обращением к другу, к ...

Темой произведения была трагическая история Степана Разина, легендарного донского казака, который, выступив с оружием в руках против царских воевод, захватил Царицын, Черный Яр, Астрахань и был ранен под Симбирском в 1670 году. Стихи Евтушенко, описывающие только казнь на Красной площади в Москве, остры и метки в формулировках. Музыка Шостаковича идеально им соответствует.

В стихах Евтушенко много конкретных деталей, подробностей, способствующих созданию «зримой» картины исторического прошлого. Особенно показателен в этом отношении первый раздел, где говорится о том, как московский люд сбегается поглазеть на невиданное зрелище. Тут и вор с булкой маковой, купец, скоморохи, плут, ярыжка, «старцы с вервием на вые», «срамные девки», тут и боярыня с боярчоночком. Много раз повторяется фраза, которая в этот день у всех на устах: «Стеньку Разина везут». Колоритные детали стихов Евтушенко поддерживаются музыкой поэмы.

Есть в стихах и такие подробности, которые вряд ли исторически достоверны и являются плодом поэтической фантазии автора. Едва ли настоящий реальный Разин имел основание упрекать себя в излишней доброте («Грешен тем, что в мире злобства был я добрый остолоп»).

Едва ли некий «дрожащий попик» пытался закрыть глаза Разину — у отрубленной головы глаз не закрывают, и это не входит в ритуал казни. Но такого рода штрихи нужны поэту, имеющему право на художественный вымысел. Да и не в этих деталях суть дела. Основной смысл «Казни Степана Разина» нельзя свести к исторической живописи. Тема этого произведения -выходит далеко за рамки описываемых событий, проникая в ту область, которую можно назвать философией истории.

31 стр., 15424 слов

Тема раскаяния в поэме по праву памяти. Человек, время, история ...

... Мотив «дали» в финале поэмы «По праву памяти» Приходим к выводу, что всё можно преодолеть при правдивом, без иллюзий взгляде на жизнь, доброй воле, памяти и любви к человеку. У А.Твардовского было ... иль друг степей калмык. Речь идёт о насильственном выселении в годы Великой Отечественной войны по обвинению в «предательстве» целых народов. … Для ставших л а г е р н ...

Содержание поэмы — двойная трагедия: Степана Разина и народа. Обе трагедии осложнены особыми, очень важными обстоятельствами. Трагедия Разина не только в том, что он гибнет. Его мучает сознание своей вины, не перед боярами—> перед народом. Он начинает понимать, что привело его к поражению, к гибели. Разин шел «супротив бояр», боролся за правое дело, <но не так, как следовало: «Я был против половинно, надо было до конца». В его голове, которую скоро отсекут, рождается мысль более страшная, чем топор палача: «Гибну я зазря!» Эту мысль укрепляет и то, как относится к нему люд московский, сбежавшийся на казнь, словно на представление.

Трагедия народа не только в том, что он теряет своего вожака, но и в том, что народ не может понять значения этой утраты. Людей гонит на Красную площадь любопытство, а не сочувствие: для них Степан Разин — чужой, непонятный человек, более того — враждебный человек. Его везут «под визг стрелецких жен, под плевки со всех сторон». Народу внушили: Разин — лиходей, душегуб, он заслужил свою позорную участь12.

Он заслужил. Степан повторяет обращенные к нему слова одного дьяка: «Супротив народа вздумал?! Будешь знать, как супротив!» Это очень «важное место поэмы, здесь, как и во многих других местах, ее рамки раздвигаются, вмещая многое из того, о чем прямо в поэме не говорится. Ведь и в более поздние времена цари и царские министры, судьи и прокуроры, жандармы, все охранители престола убеждали народ: его враги — крамольники, смутьяны, бунтовщики. «Врагами народа» обзывали декабристов и петрашевцев, деятелей «Земли и воли», народовольцев, первых русских марксистов, большевиков-ленинцев. Ну, а кто же за народ? Царь! Семена, посеянные царскими слугами, долгое время давали ядовитые всходы. Понадобилось «Кровавое воскресенье» 1905 года, чтобы расстрелять слепую веру в царя.

Оплеванный Стенька Разин. Зрелище, может быть, еще более омерзительное, чем сама казнь. «Вы всегда плюете, люди, в тех, кто хочет вам добра». Разин имел право произнести эти полные горечи слова. И опять вспоминается многое, о чем не сказано в поэме «Казнь Степана Разина». Известны случаи, когда передовые общественные деятели, художники, ученые встречали непонимание и даже вражду среди тех, ради кого они трудились13.

Но правда, истина не могут не восторжествовать, хотя путь к их победе часто бывает долгим и тернистым.

Вспоминаются страницы романа А. П. Чапыгина «Разин Степан», высоко оцененного Горьким, возникшего на основе глубокого изучения исторического материала. Чапыгин приводит в своем романе разговор, как бы подслушанный в толпе:

«—Э-эх, головушка удалая! Кабы царем въехал — доброй к бедноты человек, чул я.

  • Тебе, пономарь Трошка, на Земском мертвых писать, а ты тут!
  • Ушей сколь боярских, и таки слова говоришь!
  • Не един молвлю.

Правды, люди, ищу я, и много есть по атамане плачут.

  • Загунь, сказываю! Свяжут тебя, и нас поволокут». Да, были в Москве люди, которые плакали по атаману.

Разину дано было перед смертью убедиться в том, что не зазря он погибает.

И сквозь рыла, ряжки, хари Целовальников, менял, Словно блики среди хмари, Стенька лица увидал.

Не одни «свиные рыла», но и лица, угрюмые, вольные глаза.

1 стр., 423 слов

Своеобразие народного характера в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ...

... поэму венчает глава «Пир- на весь мир», в которой подводятся итоги хождения героев. Самой важной частью главы являются вольные сочинения Гриши Добросклонова, посвященные будущему Руси. ... вещей. Это подчеркивает такие особенности русского характера, как скромность ... народ. Он является носителем лучших ... ведется от первого лица. Тем самым Некрасов хочет донести ... и пытается дальше жить по-старому в угоду ...

Как вывод, итог, вносящий в поэму высокую оптимистическую идею, звучат слова:

Стоит все стерпеть бесслезно,

Быть на дыбе-колесе,

Если рано или поздно

Прорастают лица грозно

У безликих на лице»14.

Так возникает в поэме тема прозрения народа, приобретающая доминирующее значение. Она определяет финал поэмы. Разин казнен. Кто-то из власть имущих, может быть, какой-то дьяк, кричит в толпу: «Что, народ, стоишь, не празднуешь? Шапки в небо и пляши!» Несколько дудочек (гобои, кларнеты), подчиняясь приказу, начинают услужливо наигрывать плясовой мотив. Вдруг он обрывается: никто не пляшет, не ликует. «Площадь что-то поняла, площадь шапки сняла». Как не вспомнить здесь последнюю сцену пушкинского «Бориса Годунова»:

Мосальский. Что ж вы молчите? Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!

Народ безмолвствует.

Глава 2. Содержание и наполнение вокально-симфонической поэмы

2.1 Музыкальные особенности симфонии

Небольшое оркестровое вступление, которым начинается поэма, звучит неторопливо и величаво, подобно зачину древнерусских сказов о делах «давно минувших дней».

Этой темой, вслед за оркестровым вступлением, начинается и рассказ солиста-повествователя. Здесь, при первом своем появлении, она сурова и сдержанна. Оркестр прерывает повествователя, рисуя дикое возбуждение людей, заполнивших Красную площадь,— будут казнить Стеньку Разина, и толпа с откровенным бесстыдством ликует, предвкушая кровавое зрелище. Эта ужасная картина угнетает, подавляет своей безрассудной жестокостью, бессмысленностью.

Вступает проникнутая горечью мелодия монолога Степана Разина — монолога-размышления, раздумья. Сурово и величаво звучит скорбная мелодия: неторопливая, исполненная величия исповедь глубоко страдающего человека. Неотвратимо приближается его мученическая смерть.

Кульминация поэмы — симфонический пролог к сцене казни, исполненный могучей красоты.

Музыкальный материал сцены казни не нов. Отдельные интонации, темы уже встречались в первых разделах поэмы, но теперь они обрели иное содержание, обогатившись новым звучанием, новыми выразительными попевками, которые придали всей сцене иной смысл. Это наиболее полно выражено в утверждении хоровых голосов о «не зазря» погубленной Стенькиной жизни15.

Главное в поэме — прозрение народа, и это особенно ярко проявилось в кульминации, следующей вслед за казнью. Удар топора палача — как ясно слышен он в оркестре! — оборвал жизнь героя, и он же положил начало бессмертию его духа, мятежного, непокорного,— народ прозрел, осознав все величие его подвига.

После него звучит затаенно-тихий хор «Над Москвой колокола гудут», исполненный удивительной нежности.

И сквозь рыла, ряшки, хари

Целовальников, менял

Стенька лица увидал…

\<…>

Прорастают лица грозно

У безликих на лице…

Еще один конфликт впереди: народу приказано праздновать! Дудки заливаются заказанным весельем, но захлебываются. Застыла площадь, замерла.

4 стр., 1879 слов

«Бизнес «с нуля» для Юридических лиц» Глава четвертая

... полученную прибыль между участниками. Лица, создающие (учреждающие) юридическое лицо, называются учредителями. Эти лица при создании юридического лица составляют учредительные документы, на ... руководство осуществляется единоличным исполнительным органом (например, генеральным директором, президентом). Лицо, исполняющее его обязанности, выступает от имени организации (предприятия/компании) без ...

Площадь что-то поняла,

Площадь шапки сняла.

Бьет набат. «Еще жила голова». Мрачны тяжелые колокольные удары. Замученный казненный более жив, чем его палачи. Всплеском гневных, возмущенных, угрожающих звучаний заканчивается поэма. В победном эпилоге слышится торжество неукротимого духа Степана Разина и того дела, ради которого он погиб.

2.2 Идейно-философский смысл вокально-симфонической поэмы «Казнь Степана Разина»

По своему стилю «Казнь Степана Разина» приближается к опере. Критика называла ее «театральной симфонией», отмечая зримость, пластичность образов, яркую сценичность. В ней использованы арии-монологи, типично оперные речитативы, хоры, оркестровые интермедии. Музыка чутко рисует оттенки настроения как героя, так и толпы, ее отдельных частей. Роль хора и солиста двояка. Хор одновременно — народ и голос совести героя, выражение его внутренней сущности. Солист же — сам Стенька, но и та часть народа, в которой проступает человечность («Лица… у безликих на лице»)16.