Светлана Филяева, психолог и сказкотерапевт
Недавно в МИФе вышла необычная детская книга, которая затрагивает тему смерти. Тему, о которой зачастую боятся говорить даже взрослые, тем более с детьми. Но стоит ли нам ограждать их (и себя) от этого? К чему приводит избегание? Какие еще глубокие смыслы спрятаны в сказке? Своими мыслями о книге поделилась с нами психолог, арт— и сказкотерапевт Светлана Филяева.
- удивительная и терапевтичная сказка, в которой много важных тем. Это очень трепетное и мудрое экзистенциальное прикосновение к табуированной в современном обществе теме смерти.
Как говорить с ребёнком о смерти?
Это один из самых сложных вопросов для современного родителя. Мы в значительной степени утратили ритуалы прошлого, ритуалы отпускания, а новых ритуалов, которые пришли бы на место прежних и помогали бы мягко и терапевтично проживать этап потери, не появилось.
Избегание . Мы избегаем говорить с детьми о «плохом», о болезни и смерти. И я все чаще сталкиваюсь с таким феноменом в поведении современных родителей.
Это избегание не делает детей сильнее и спокойнее, как надеются взрослые, а напротив — делает слабыми, уязвимыми перед печальными событиями в жизни, увеличивает тревожность ребёнка.
Вербализация . Гораздо более здоровый процесс для психики ребёнка — когда взрослый разделяет непростые переживания с ребёнком, говорит о них, подойдут самые простые слова.
Я всегда советую вербализовать в общении с ребенком все эмоции, особенно самые сложные для него. Не нужно бояться говорить о смерти. Смерть — это часть жизненного цикла, и событие это всегда связано с естественными чувствами печали, гнева, страха.
Если взрослый молчит о смерти, то и ребёнок запирает свои чувства на замок. Это может привести к появлению страхов, фобий — страха смерти, страха заболеть, навязчивого страха потерять родственников.
Как психолог я часто на консультациях слышу рассказы взрослых клиентов о том, как они остались в детстве наедине со своим страхом смерти или оказались без тёплой эмоциональной поддержки, когда в семье произошла утрата. Став взрослыми людьми, они отмечали сложности с выражением чувств, плохой контакт со своим внутренним эмоциональным миром, трудности в общении, когда нужно попросить о помощи или поддержать другого, трудности с построением близких отношений.
Когда мы говорим с детьми о сложных чувствах, грустных событиях, то происходит терапевтический целительный эффект, сила переживаний уменьшается, а разделенность печали, тепло и поддержка другого человека, значимого взрослого, всегда даёт дополнительные силы.
Cочинение «Как думают и говорят «дети солнца» (по пьесе М. Горького ...
... говорил Горький, он видит прежде всего человека, его мысли, его речь. И в подтверждение этого Горький рассказывал о том, как возникла идея написания пьесы «Дети солнца». ... сердце Протасова, старается понять смысл науки, но из-за своей малограмотности постоянно путается в терминах. «Не понимаю я формулов», — в отчаянии заявляет ...
Сказка и метафора . Иногда с ребёнком поговорить о смерти можно напрямую, а иногда обратиться к метафорической истории.
Конечно, первым источником таких метафор для детей всегда были сказки. И в традициях сказок всех культур мы встречаем обращение к теме двух миров — мира живых и миры мертвых. Сказка была первым способом терапии, вербализации сложных пугающих тем и чувств, тренингом и уроком.
Даже если вспомнить традицию русских народных сказок, то мы найдём много символики круга жизни — «живая» и «мертвая» вода, Кащей Бессмертный и его жизнь, которая хранится в яйце, Баба Яга — древнее языческое божество, не принадлежащее миру живых.
Миф о потустороннем мире
Книга наполнена аллегориями и метафорами, которые узнает читатель даже весьма поверхностно знакомый с классический античной мифологией. Вслед за героем мы отправляемся в Царство Господина Смерть, пересекая невидимую границу миров.
Те, кто умер и попал сюда, становятся другими — принимают обычаи Королевства, ведут хозяйство, заводят семьи, соблюдают уклад. Здесь живут Хильдины, Спартаны и Гарпирии. Есть река и ее хранитель. Есть сады, замки, селения, пещеры, поля, леса. Время здесь бесконечно.
Не только мирные трапезы (а еда в книге тоже очень символична), но и войны случаются здесь. И война, на которой невозможно умереть — становится еще одной метафорой этого удивительного мира.
Мир живых и Царство мертвых в сказке не противопоставлены, но существуют в параллели — каждый в своей наполненной смыслом уникальности. Тема хрупкого баланса между мирами проходит сквозной нитью через весь сюжет — сначала это только знаки, намеки, символы, но ближе к финалу герои начинают говорить напрямую об этом. Баланс нарушен: это вызывает и страх, и гнев, и желание защищаться у жителей Царства Мертвых.
Мальчик устремляется за лодкой Господина Смерть, чтобы спасти свою маму. Он пересекает границу, нарушает все возможные правила и представления об устройстве миров. На него объявлена охота, он чужак, он может уничтожить баланс между миром живых и миром мертвых.
Сказка как терапия
К несомненным литературным достоинствам книги, добавлю ценность и терапевтичность истории. снимает табу с темы смерти, убирает напряжение, не прячет от читателя-ребёнка истину, оставляет место любви, жизни, надежде.
«Тонкий меч» я могу назвать очень удачной современной сказкой, которая написана в лучших традициях жанра и говорит о вечных ценностях, о печали неизбежных потерь, на смену которым приходит новая жизнь, о нашем внутреннем устройстве души. Как и любая хорошая сказка, история нашего героя не всегда про ответы, она часто оставляет после себя много вопросов, стимулирует маленького читателя думать и наблюдать.
Во время чтения у ребёнка могут возникнуть разные вопросы, согласие или протест — и это лучшее, что может произойти. Советую родителям не бояться вопросов ребёнка, а приветствовать их. И вполне допускаю, что не на все вопросы вы сможете найти ответы сразу, может быть это произойдет позже, позвольте этому процессу поиска быть и развиваться в жизни ребёнка.
Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста
... отставанием в реализации системы работы над сказкой на практике: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей восприятия сказки детьми всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема формирования восприятия сказки детьми дошкольного возраста ...
Воспринимайте книгу как помощника и проводника — она поможет вам поговорить с ребёнком на сложные темы.
Как в любом путешествии, у героя появляются друзья, помощники, враги, новые вопросы и новые ответы. Это путешествие тоже метафора — это путешествие к самому себе, к поиску своих вопросов и своих ответов.
Вопросы и задания, которые я рекомендую родителям для обсуждения книги с ребёнком:
- Какие мы знаем древние легенды, мифы, сказки о жизни и смерти?
- Мы встречаем много природных символов в мифах разных стран, например, Древней Греции и Древнего Египта — река, солнце, подземный мир, небо.
Как ты думаешь, почему? Какую информацию можно найти об этом в интернете или энциклопедиях?
- Какие ещё ты знаешь книги, где герои отправляются в путешествие?
- Почему некоторые жители Царства Господина Смерть помогают мальчику спасти его маму?
- Нарисуй персонажей книги, которые показались тебе наиболее интересными — создай свой вариант иллюстрации или портрета героя.
- Какие чувства вызывает у мальчика встреча с Господином Смерть? Почему он не кажется ему страшным?
— В мультиках мы часто встречаем сюжеты, когда герои-дети попадают в другие миры. Например, в фильме японского режиссёра Хаяо Миядзаки «Унесённые призраками». Какие ты знаешь фильмы с похожим сюжетом? Чему учатся герои, попадая в другой мир? Можем мы сказать, что они остались прежними или что-то в них меняется?
Воспринимайте книгу как помощника и проводника — она поможет вам поговорить с ребёнком на сложные темы. Как в любом путешествии, у героя появляются друзья, помощники, враги, новые вопросы и новые ответы. Книжное путешествие — тоже метафора. Это путешествие читателя к самому себе, к поиску своих вопросов и своих ответов.
Обложка поста: .