Размышления о музыке

Эссе

Памяти своей мамы посвящаю.

Музыка неразлучна со мною всю сознательную жизнь. Задумываясь о ней, мне часто приходит на ум одна и та же мысль, что среди всех гениальных изобретений человека, пожалуй, самым значительным, является именно музыка. Мне могут возразить, что музыка рождена самой природой, среди которой первобытный человек слышал шумы и шорохи леса, пение птиц, журчание ручья и грохот водопада.

Все это так. И вместе с тем нет. Настоящая музыка природе не известна. В естественной природе широко распространены простые и сложные звуки. Эти звуки имеют определенный тон, и часто благозвучны. Вполне возможно, что именно эти звуки и натолкнули человека на идею создания музыки.

Именно человек своим гением впервые выстроил отдельные простые звуки в гармонический ряд, и из них создал красивые сочетания, — такие разнообразные и бесконечные, как и само понятие математических сочетаний. Это и было рождением Музыки!

Неизвестно, каким был самый первый музыкальный инструмент, созданный человеком. Но постепенно человек научился создавать самые различные музыкальные инструменты, время от времени изобретая все новые и новые, обладающие самобытным звуком и возможностями. И параллельно с возникновением и совершенствованием музыкальных инструментов росло мастерство человека, — мастерство творца инструмента, мастерство исполнителя, мастерство творца музыки.

Современная европейская музыка, по достоинству признанная во всем мире, как высокое искусство, достигшее своего совершенства, окончательно сформировалась в Х1Х веке. С этого периода берет свое начало современное понятие мировой «классической музыки».

На сегодняшний день человечество создало столько различных жанров музыки, что в них может разобраться только музыкальный специалист. Но и тот в состоянии запутаться.

Это связано и с местом,- страной и народом, — где музыка зародилась. Например, индийская, китайская, японская, или латиноамериканская музыка. И со средой, в которой эту музыку использовали. Например, музыка народная, или религиозная. И этот разбор может продолжаться все глубже и глубже.

Можно много говорить о достоинствах и недостатках каждого из сложившихся жанров музыки. У каждого из них есть свои горячие поклонники. И часто одни из них не понимают и не хотят понимать других. Люди на Земле все разные. И музыка, которую они слушают, тоже разная.

Я же хочу поговорить о том, что близко мне. А это именно классическая музыка.

12 стр., 5868 слов

Роль музыки в жизни человека

... трех глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Роль музыки в жизни человека музика исполнитель эмоциональный произведение С древних времен, начало которых даже ... музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении… Слушание музыкального образа, т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обуславливает все остальные грани музыкального ...

В свою очередь она также делится на несколько различных жанров, или форм. Главные, и самые крупные из них, — это симфония и опера, оперетта, концерты для солирующих инструментов с оркестром, инструментальная и камерная музыка.

Классическую музыку называют также музыкой «серьезной». Это связано с тем, что слушать такую музыку нужно сосредоточенно, не отвлекаясь на посторонние занятия. Только тогда эта музыка достает до скрытых струн вашей души. И тогда они начинают звучать в унисон. И слушатель начинает сопереживать с автором и исполнителем, и получает от этой музыки подлинное наслаждение.

В отличие от «серьезной», существует понятие и так называемой «легкой» музыки. Не вдаваясь в глубокий анализ, это относится, главным образом, к такой музыке, которую можно слушать, как фон, занимаясь чем-то другим. В основном, к такой музыке можно отнести оркестровую музыку, например, Поля Мориа. Или пение Фрэнка Синатры. Но и такая,«легкая» музыка приносит человеку огромное наслаждение. И человек современный не может без нее жить.

Песня на родном языке, как музыкальный жанр, занимает в музыке особое место. Это может быть и «серьезной» музыкой и «легкой». Почему я говорю о песне на родном языке? Да потому, что песня должна быть понятной человеку. А «серьезность» песни определяется, прежде всего, ее содержанием,- текстом. Если стихи, на которые песня написана, серьезны по содержанию, глубоки, то подразумевается, что такую песню нужно слушать. Тогда такая песня не просто трогает душу, а может ее перевернуть. Если же стихи песни легки по содержанию, а то и бездумны, то под такую песню можно, либо танцевать, если музыка ее приятна и ритмична, либо делать, что угодно, не задумываясь особо о том, что слышишь. Примеров того и другого каждый может вспомнить, сколько угодно. Не буду на этом останавливаться более подробно.

Но мне представляется, что бесспорно в музыке лишь одно. Это талант. Если музыка талантлива, тогда мы имеем дело с Музыкой, с большой буквы, независимо от того, в каком жанре и кем она написана. Подлинная Музыка всегда хорошая. Только в такой Музыке всегда присутствует мелодия, способная проникнуть в сокровенные глубины души человека. Если мелодии нет, то это уже не музыка, а набор звуков, как бы ни старались меня в этом переубедить.

Никакая консерватория не способна сделать из человека пианиста, скрипача, или певца, если в нем нет искры божьей, то есть таланта, заложенного самой природой.

Консерватория, как ювелирная мастерская. Она призвана только огранить алмаз, чтобы превратить в бриллиант, вставив его после этого в достойную оправу. Но бесспорно, что алмаз при этом должен быть алмазом. Из простой стекляшки никакая консерватория не сделает бриллианта, как бы ни старались оба. В лучшем случае может получиться только страз. Да и оправа после этого будет ли? А, если и будет, то какая?

Человек, не обладающий природным талантом, но пытающийся стать музыкантом, или певцом, или вообще человеком искусства, даже получив соответствующее образование, обречен только на неудачу и разочарование. Упорный труд в искусстве и музыке способен создать хорошего ремесленника, но создать подлинного творца не способен.

Я твердо считаю, что каждый человек, рождающийся на Земле, талантлив. Рассмотреть талант в маленьком ребенке,- задача взрослых,- родителей и школы. Определить свой талант в более зрелом возрасте, — это собственная задача и ответственность каждого разумного человека.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ... особенно трудном случае мне пришлось отлететь назад, чтобы передохнуть и обдумать проблему. Тогда и выяснилось, что мое материальное тело раздваивается... Расстояние между двумя телами было ...

Найти себя,- важнейшее и серьезнейшее дело в жизни каждого человека. Дело, которому собираешься посвятить свою жизнь, порою, важнее, чем поиск спутника жизни. Спутника, пусть и болезненно, но можно и поменять. А вот дело, очень часто, поменять невозможно. Потому, что напрасно затрачены годы. А, чтобы овладеть новой специальностью, порой, требуются еще годы и годы. А теперь еще и много, очень много денег, которых у человека просто нет. И без таланта, призвания, человек вынужденно тянет лямку всю свою жизнь, не получая удовлетворения сам, и не принося радости другим людям. В итоге,- напрасно прожитая жизнь. А причина в том, что подлинный талант, заложенный в конкретном человеке, не обнаружили, ни взрослые, пока человек был мал, ни он сам, когда вырос и по ошибке избрал неверный путь. Мало ли, что нравится быть кем-то. А, если это не твое? Да лучше и полезнее быть талантливым шофёром, или токарем, чем бездарным художником, или музыкантом.

К большому сожалению, я должен быть честен и укажу еще одну причину, по которой человек в нашем обществе не всегда может обрести специальность по призванию. Чуть ниже я уже сказал об этом, но вскользь. А теперь во всеуслышание скажу, что сегодня молодой человек, или девушка, зачастую не могут стать тем, кем могли и должны бы стать по призванию, по одной, банальной причине. И эта главная и первая причина, — отсутствие денег. А вторая, не менее главная причина,- коррупция в системе образования.

Образование сегодня все больше превращается не в источник знаний и умений, а в бизнес, главной целью которого становятся деньги, выкачиваемые из студента, или его родителей. И в нынешний вуз поступают больше те, у кого есть деньги. Талант при этом не требуется. Чем менее талантлив и способен студент, тем больше он будет платить за все,- за зачет, курсовую работу, за экзамен, за диплом. Общество не понимает, что делает! В итоге, проигрывают все! Преподаватель, берущий взятку, не имеет права на авторитет и уважение. Студент, который платит, презирает доцента, или профессора-взяточника, и не получает от него должных знаний. Сам такой профессор теряет квалификацию и презирает студента и себя. Порочный круг замыкается. Государство не получает специалиста. После этого рушатся построенные здания, падают запускаемые ракеты, снимаются бездарные фильмы и пишется, и бездарно исполняется, бездарная музыка.

Я прекрасно отдаю себе отчет, что это совсем другая тема, требующая глубокого исследования, на уровне честной прокуратуры. Но к музыке она имеет прямое отношение. Студенты консерваторий! Те немногие, у кого есть талант! А что, рядом с вами не происходит то же самое, в Консерватории, или Академии? Буду счастлив, если ошибаюсь.

И, если брать по-честному, сколько останется по-настоящему талантливых студентов и истинных преподавателей и профессоров, если просеять взяточников и выбросить их за решетку? Может быть, стоит иметь пять тех и двух других, но настоящих!

А, если перейти от Музыки к Медицине? Догадываетесь, что бы я сказал?

Если, сидя в зале, я услышу бездарного певца на сцене, то встану и уйду. А если к операционному столу, на который, не дай бог, положат меня, подойдет хирург, за деньги, а не талант, получивший диплом, встану ли я?

9 стр., 4087 слов

Исследования: «Музыка и поэзия»

... — писал А. Сохор, — что для поэзии синкретическое слияние с музыкой было единственной формой ее существования в доисторические времена, тогда как музыка знала уже тогда и иные формы, чисто инструментальные, связанные ...

Общество, государство! Очнитесь! Мы рубим сук, на котором сидим!

Теперь, позвольте немного остановиться на ранней подготовке музыканта.

В первый класс музыкальной школы, в 1951 году, мама отправила меня одновременно с первым классом общеобразовательной школы. Если не ошибаюсь, три раза в неделю, после уроков в основной школе, я приходил домой, ел. Немного отдыхал, а после этого, взяв в руку за длинные шнуры большую красивую темно-коричневую папку с выпуклым портретом композитора Бетховена, шел «на музыку», в Дом офицеров. В папке лежали ноты и нотная тетрадь. В шикарном Доме офицеров города Харькова была тогда моя 7-летняя музыкальная студия от музыкальной школы имени Леонтовича. Программа обучения была та же, что и в музыкальной школе. И преподавали у нас учителя из школы Леонтовича. Класс был один, класс фортепиано.

Учился я хорошо. Особенно в начальных классах. Но, в пятом классе у меня поменялась учительница. Я говорю о музыкальной школе. Вместо Валентины Степановны Еськовой, моим учителем стала Белла Григорьевна. Фамилии ее я уже не помню. Наверное, потому, что неприятные воспоминания у меня связаны с нею. Эти последние три года обучения совпали с моим переходным возрастом. Я рос нормальным мальчишкой. В основной школе я тоже учился хорошо. Но мне, как любому мальчишке в таком возрасте, больше хотелось побегать на улице, со сверстниками, погонять мяч, а не сидеть часами дома, после уроков в основной школе, у пианино, заучивая очередную фугу Баха, или сонатину Скарлатти. То, что я сидел у инструмента и занимался, целиком заслуга мамы. Она буквально заставляла меня работать над собой. Не будь ее настойчивости, я бы давно сбежал на улицу. Белла Григорьевна, разговаривая с моей мамой, не забывала меня хвалить и прочила мне, особенно в последнем, 7-м классе, большое музыкальное будущее.

Но с ее слов я знал, что для того, чтобы стать классным пианистом нужно работать дома не меньше семи-восьми часов каждый день. А я, только благодаря маме, мог высидеть не больше трех. А бывало и так, что пропускал пару дней вообще. И после этого, играя этюды Черни, кусал от досады свои руки, потому, что пальцы одеревенели и не поспевали за нужной скоростью. При этом от пальцев, вверх по кисти руки и выше, ползла жуткая боль. И это только два дня пропуска репетиций!

Белла Григорьевна настаивала на том, чтобы я стал пианистом. А я наотрез отказывался. Меня тошнило от постоянных гамм и фуг Баха, которые она заставляла меня учить. Я где-то достал ноты Прелюда до диез минор С.В.Рахманинова. И просил Беллу Григорьевну в 7-м классе разучить ее. Но получил отказ. На выпускном экзамене я играл «Весной» Эдварда Грига. Пианистическая техника у меня все же была приличная. Только любви и понимания музыки не было. К седьмому классу, гаммами и фугами, Белла Григорьевна окончательно отбила у меня малейшую любовь к классике.

Кстати, и не только у меня. В 1957 году я был единственным учеником музыкальной студии, который ее окончил. Окончил с отличием. Больше никого не было. Все разбежались, не доходя до последнего класса. Но переходить в школу Леонтовича, чтобы продолжать обучение, я наотрез отказался. Музыкантом быть я не захотел.

8 стр., 3733 слов

Творческий проект по музыке «Музыкальная сказка» (5 класс)

... несколько сказок, где музыка или музыкальные инструменты играют ключевые роли, проанализировать их; 3)определить роль музыки в каждой из прочитанных сказок; 4)найти в интернете советы и правила для сочинения сказок; 5) сочинить музыкальную сказку; ...

Прошло четыре года. Я стал студентом Архитектурного факультета. К фортепиано я подходил лишь изредка. И внезапно ко мне пришло запоздалое понимание серьезной музыки и пламенная любовь к ней! Но было поздно. Если из-за двух дней простоя у меня шла боль по рукам, то что же было говорить о четырех годах!

Пианист во мне пропал, но появился знающий меломан. Мне бы мою любовь тогда, хотя бы в шестом классе музыкалки! А ведь, был бы другой учитель, который шел бы мне навстречу, не отбивая любовь к музыке, а способствуя ее развитию, то кто знает?..

Прошли годы. И теперь моя внучка повторила мою музыкальную судьбу. Только на более высоком уровне. Она стала учиться в Специализированной музыкальной 10-ти летней школе-интернате города Харькова. И была очень талантлива и способна. Но, ей пришлось после третьего класса уйти из школы. Настало время, когда нужно было ездить на международные конкурсы пианистов. К этому времени моя Юлька стала дипломантом международного музыкального фестиваля в Феодосии. Но дальнейшее продвижение стало невозможным. У нас просто не было тысяч долларов, чтобы ехать на конкурс в Чехию. А унижаться, ходить и искать спонсоров, мы не стали. И государству нашему тоже ничего не было нужно. Жаль только, что Юле пришлось покинуть свою талантливую учительницу, Наталью Дмитриевну. Моя внучка с отличием окончила другую, обычную музыкальную школу, имени Карминского. Дальнейшую свою жизнь, как и я, моя внучка с музыкой не связала…

Из поведанного мною, вывод может быть только один. Начальная подготовка музыканта должна заинтересовывать ребенка, исподволь воспитывать в нем любовь к музыке, стремление совершенствоваться. Нельзя отбивать у ребенка желание заниматься музыкой. И последнее. Государство должно помогать одаренным детям материально. Тогда у нас будут свои Рихтеры и Гилельсы, свои Плетневы и Крайневы…

Так же, как на Земле нет ни одного одинакового человека, так же нет ни одного человека, одинаково воспринимающего музыку. Бывают только похожие восприятия. Что касается предпочтений, какую музыку слушать, то один и тот же человек в разное время с удовольствием может слушать разную музыку, в зависимости от своего настроения, ситуации и еще, бог знает, каких других причин.

И все-таки, думаю, у каждого человека есть своя, постоянная привязанность к определенной музыке, музыке его души. Перефразировав известную поговорку, можно уверенно сказать: «Скажи, какую музыку ты любишь, и я скажу, кто ты!»

Быть может, это не бесспорная истина. И не в полной мере отражающая объективную картину человеческой души. К примеру, не все люди одинаково воспитывались. Не у всех людей в жизни были условия, позволяющие приобщиться к таинству настоящей Музыки.

А сколько примеров совсем иного плана, когда человек, прекрасно понимающий музыку и хорошо играющий на рояле Бетховена, или Шопена, после этого хладнокровно совершал дурные поступки, недостойные человека.

Да, возможно, и это правда. Однако, думаю, что подобное, скорее, исключение из правила. Потому что подлинная Музыка, подлинное искусство, всегда творят и возвышают в человеке человека!

Мне представляется, что на протяжении всей своей жизни человек следует неким условным длинным коридором, с двух сторон которого высокие стены. И в этих стенах есть двери, на которых написаны разные названия жанров музыки. И человек по ходу открывает эти двери, заходит и слушает. А за каждой дверью, — свое пространство, свой интерьер, свои звуки. Свой музыкальный салон. И каждый может оставаться там, сколько хочет, а может выйти, пройти дальше и открыть другую дверь…

4 стр., 1809 слов

Что такое любовь к близким людям. “Любовь к родным” . я стадия ...

... Любовь к родным” сочинение Огромная любовь к Родине у каждого человека, как мне кажется, вырастает из детства. Именно в детстве у человека формируется понятие “Родина” и все, что с ним связано. Родные места, ... что не променяю их ни на что. Ведь самым дорогим для каждого человека всегда будет Родина. Сочинение Что такое любовь к ... одни и те же книги, фильмы, музыка, увлечения и даже мороженое. Друзья – ...

На протяжении своей жизни я с удовольствием открывал разные музыкальные двери.

Но есть среди них одна,- та, к которой моя душа постоянно меня приводит, к которой я возвращаюсь вновь и вновь. Я захожу внутрь, и, словно, попадаю в подлинный рай. Это «салон» классической музыки. Это мир, без которого я себя не мыслю. Мир короля Рояля и царицы Скрипки. Место, где моя душа растворяется в звуках, плачет от невысказанных чувств, разрывается от переполняющего ее восторга.

Я счастлив, что с детства меня приобщили к музыке, которую создали Бортнянский и Березовский, Глинка и Мусоргский, Чайковский и Рахманинов, Римский-Корсаков и его гениальные ученики,- Лядов и Глазунов! Мой список продолжают Моцарт и Шуберт, Бах и Бетховен, Берлиоз и Лист, Шопен и Шуман, Верди и Пуччини, Россини и Леонкавалло, Хачатурян и Свиридов. Уже в последние годы, благодаря Интернету, я открыл для себя таких гениальных композиторов, как Сергей Никифорович Василенко, Николай Карлович Метнер,- друг Сергея Васильевича Рахманинова. А еще, Эрих Вольфганг Корнгольд и Анри Литольф .

Этот список известных, гениальных и подлинно талантливых имен, можно продолжать и продолжать. И, если я не приведу их, то не потому, что не ценю и не люблю, а потому, что не хватит места, просто перечислить имена. Честь и слава им, подлинным гениям и талантам. А скольких мы еще не знаем?!

Нашей планете Земля есть чем гордиться. Уже одна только Музыка сделала нашу цивилизацию бессмертной! А человек, своей душой и талантом создающий такую музыку, достоин называться самым замечательным и гениальным творением Вселенной!

Мое эссе не научное музыковедческое исследование. Это мой моральный долг перед Музыкой за то счастье, которым она меня наградила. И мой долг перед мамой, которая позволила мне приобщиться к миру настоящей Музыки. Спасибо им.

Свои размышления о музыке я завершу своим же стихотворением.

Музыке

Вершина выраженья сильных чувств,

Главнейшее из всех изобретений,

Дитя волшебных пальцев, сладких уст,-

Ты тяжкий труд, талант и светлый гений!

О, Музыка! Тебя прекрасней нет!

Блаженство в твои чары окунуться!

Ты царствуешь над миром сотни лет,

И счастлив тот, кто смог тебя коснуться.

17.06.2007 г. — 02.10.2010 г.

г. Харьков.