Музыкальный барометр XX века: все, что вы хотели узнать о жизни Шостаковича

Эссе

Русские и нерусские инициалы Дмитрия Шостаковича давно уже стали фирменными знаками композитора. Происхождение русских букв очевидно. Латинскими буквами Шостакович пользовался в виде нот, выводя их из немецкого написания «D[.]SCH[ostakowitsch]». По немецкой системе буквы D, S, C и H означают соответственно ноты «ре», «ми-бемоль», «до», и «си». Этот краткий, легко узнаваемый мотив появляется в музыке Шостаковича уже после войны – там, где подчеркивается сугубо личная, исповедальная образность. Мотив-монограмму «DSCH» мы слышим в Первом скрипичном концерте и затем уже в полную силу в Десятой симфонии. С фуги на этот мотив начинается Восьмой струнный квартет. Обостренная выразительность мотива «DSCH» напоминает барочную музыкальную символику «креста»: два звука вверх и два звука вниз. А сама традиция нотных монограмм-вензелей известна нам еще со времен Баха («BACH»).

Помимо самого Шостаковича этот же мотив присутствует и в более поздних сочинениях авторов, посвятивших Дмитрию Дмитриевичу свою музыку.

Происхождение и фамилия

Шостакович был выходцем из среды классических петербургских интеллигентов-разночинцев. Его отец Дмитрий Болеславович, математик по образованию, служил в столичной Палате мер и весов. Он умер в 1922 году, когда сыну было 16 лет. Шостакович – далеко не единственная фамилия русских композиторов, имеющая польские корни (наряду с Глинкой, Чайковским, Стравинским, Мясковским).

Разночинство и польское происхождение – все это предопределило политические воззрения семьи. Родители Шостаковича сочувствовали народовольцам, будущим эсерам. В общем, были настроены умеренно-революционно – в отличие от среды Рахманинова, Стравинского или Прокофьева, чьи политические воззрения были чужды революции. Самые первые дошедшие до нас пробы пера юного Шостаковича – «Гимн свободе» (1917) и «Траурный марш памяти жертв революции» (1919).

Их автору было 11 и 13 лет соответственно. Темы старинных русских революционных песен звучат и в его зрелых сочинениях, написанных в период хрущевской «оттепели» – в Одиннадцатой симфонии «1905 год» и в уже упомянутом Восьмом квартете. Тему песни «Замучен тяжелой неволей» в четвертой, предпоследней части этого сочинения, многие не без основания считают музыкальной эпитафией жертвам не столько царской каторги, сколько сталинского ГУЛАГа.

Место в ХХ веке

Шостакович родился в 1906 и умер в 1975 году. Он целиком принадлежит двадцатому столетию – и своей музыкой, и всей своей биографией. Ему довелось пережить и отрефлексировать в своем творчестве самые значительные события «русского ХХ века» – революцию, сталинский террор, Великую отечественную войну, «холодную войну», послевоенную хрущевскую «оттепель», научно-техническую революцию и последующий брежневский «застой».

7 стр., 3266 слов

Конспект статьи Н. Бердяева «Духи русской революции»

... старые национальные болезни и грехи привели к революции и определили ее характер. Духи русской революции- русские духи. Призрачность ее - русская призрачность. Одержимость ее - характерно русская одержимость. Революции, происходящие на поверхности жизни, ничего существенного ...

Произведения Шостаковича трудно прописать по ведомству тех или иных стилей музыки ХХ века. Он внес значительный вклад в обновление музыкального языка своей эпохи, но не стал основоположником ни одного из известных нам направлений «новой музыки» или родоначальником новой композиторской техники. Тем не менее, музыкальную интонацию Шостаковича можно узнать сразу и безошибочно. Характерные приемы его музыки породили целую волну подражаний. А как педагог Шостакович создал композиторскую школу – одну из крупнейших в истории музыки.

Каждому, кому доводилось общаться с Шостаковичем лично или хотя бы слышать его речь, хорошо известно его любимое слово-паразит «так сказать». Даже сегодня можно встретить «собеседников Шостаковича» (подлинных и мнимых), пародирующих его манеру говорить. Голос композитора можно услышать в кинохронике и в документальных фильмах, где он присутствует. Даже там, где Шостакович удерживается от своего привычного «так сказать», заметна крайняя нервозность его речи – быстрой, «дерганной» и «зацикленной» на повторении одних и тех же фраз.

Невротизм был второй натурой композитора – он многим повлиял на его личность и музыку. Было бы ошибкой объяснять это свойство личности Шостаковича причинами исключительно внешними. Скорее наоборот: душевная ранимость, болезненность и ломкость делали Шостаковича особенно уязвимым в неблагоприятных жизненных обстоятельствах, будь то столкновения с советской властью или невзгоды семейной жизни. Характерный эмоциональный надлом, гротеск и макабр слышны в сочинениях Шостаковича, написанных даже в самые благополучные периоды его жизни. Их нет лишь в советских произведениях композитора, созданных специально к различным официальным поводам.

Шостакович учился в Петроградской консерватории под руководством Глазунова, который был настоящим донкихотом и помогал студентам даже тем, кто не был по его вкусу. Непосредственным учителем композиции у Шостаковича был Максимилиан Штейнберг, который передал ему блестящую академическую школу, но по своим интересам учитель и ученик были совершенно чужды друг другу. Шостакович обрел свой музыкальный язык, учась на произведениях композиторов «ущербных» с точки зрения петербургского академизма.

Вне стен консерватории молодой автор посещал кружок, участники которого знакомились с новейшей западной музыкой того времени. Впоследствии Шостакович вошел в Ассоциацию современной музыки (АСМ) – наиболее передовое музыкальное объединение 1920-х годов, которое изучало и пропагандировало новейшую музыку Европы и отечественных авторов. Следует напомнить, что после смерти Скрябина и отъезда за границу Рахманинова, Стравинского и Прокофьева в Советской России царило настоящее композиторское «безрыбье». Новая отечественная музыка создавалась фактически с чистого листа.

Самая ненавистная работа

В своей жизни Шостаковичу не раз приходилось идти на компромиссы – и в творчестве, и в отношениях с внешним миром. Из всех видов деятельности, которыми композитору доводилось заниматься, с наибольшей неприязнью он вспоминал о своей работе в 1920-е годы пианистом-тапером на «немых» киносеансах.

2 стр., 608 слов

«Без музыки жизнь была бы ошибкой»

... композитор Вольфганг Рим показал на Зальцбургском фестивале свою оперу «Дионис» на тексты Ницше. У нее очень затейливый сюжет, если он вообще есть. ... свой кровный, вековечный дом! Не менее глубокое влияние Ницше оказал на Рихарда Штрауса. Музыку, которую мы сейчас услышим, все знают наизусть по ... теперь очнулась я: Мир — так глубок, Как день помыслить бы не смог. Мир — это скорбь до всех глубин, Но ...

С помощью этой «халтуры» он старался прокормить себя, свою мать и сестер, нуждавшихся в деньгах после смерти отца. Все эти польки, галопы, чарльстоны и прочие фигуры «нэпманской» музыки, игранные-переигранные молодым Шостаковичем в темных прокуренных кинозалах, прочно вошли в музыкальный «словарь» его последующих сочинений.

В работах, которые Шостакович писал для прикладных целей (многочисленные киномарши и киновальсы, сюиты для джазового оркестра или детские сочинения), эти музыкальные формулы звучат «один к одному». Но в сочинениях «серьезного» жанра (в операх, балетах, симфонической и камерной музыке) они появляются чаще всего в гротескно-преломленном виде – как образ банальности и пошлости. Именно так они звучат в балетах Шостаковича «Золотой век» (1930) и «Болт» (1931) или в его фортепианных прелюдиях (1933).

Подлинной трагической кульминации они достигают во второй и третьей частях Восьмой симфонии, посвященной теме войны, катастрофы и уничтожения, создавая зримое музыкальное воплощение «банальности зла».

Шостакович был не первым композитором, который стал прибегать к «сниженным» музыкально-жанровым ассоциациям. Здесь он продолжил путь, начатый Густавом Малером и Альбаном Бергом. Среди последователей Шостаковича, наиболее последовательно воплощавших принцип «жанрового снижения», мы должны назвать в первую очередь Альфреда Шнитке – композитора, нашедшего свой путь благодаря множеству работ в киномузыке.

Сочинение, сделавшее Шостаковича знаменитым

Уже самые первые произведения Шостаковича, написанные в Ленинградской консерватории, являются феноменально зрелыми работами. Дипломным сочинением композитора стала его Первая симфония, созданная в 1925 году. Автору было 19 лет. Симфонию исполнил в следующем году Оркестр Ленинградской филармонии под управлением Малько. Симфония вызвала недовольство учителей. Но уже через год она впервые прозвучала за границей в исполнении Бруно Вальтера и Берлинского филармонического оркестра. Еще через год – в Филадельфии под управлением Леопольда Стоковского, а в 1931 году – в Нью-Йорке под управлением Артуро Тосканини.

Именно с этой симфонии началась всемирная слава композитора. Она – пример творческой зрелости и небывалого успеха, какой только возможен для молодого автора. В Первой симфонии Шостаковича коренятся все его последующие симфонические и камерные произведения. Гротеск и трагика – два важнейших образных начала его музыки – идут в этом сочинении рука об руку столь тесно, как ни в одной другой из последующих его симфоний.

Успехи и удары

В середине 1930-х годов, в возрасте тридцати лет Шостакович был уже всемирно известным композитором. Его мировая слава росла и укреплялась. Однако на родине периоды признания Шостаковича как «самого выдающегося композитора наших дней» сменялись временами опалы – кратковременными, но жесткими. Они стоили впечатлительному автору нервных потрясений и страхов за свою судьбу и судьбу своих близких. Помимо событий внешнего порядка, в своей жизни композитор сталкивался с тяжелыми внутренними кризисами. О них нам и по сей день известно гораздо меньше, чем об отношениях Шостаковича с государством, на тему которых написаны тонны литературы. Первый такой серьезный кризис случился у композитора в один из самых благополучных для него творческих периодов – в начале 1930-х годов, когда он долго не мог решиться на женитьбу и лишь после долгих мучительных колебаний сочетался браком с Ниной Васильевной Варзар, ставшей его первой женой. Брак этот был непростым для обоих супругов. В нем родились дети Шостаковича – Максим (будущий дирижер) и Галина (будущий ученый-биолог).

11 стр., 5444 слов

Реферат по музыке времена года

... времени года") и "La cetra" ("Лира"), Op. 9 (1727). Именно в жанре инструментального концерта заключены главные достижения Вивальди и его значение в истории музыки. Он был первый композитор, ... вокальной - церковной и светской - музыки. Он автор (по разным сведениям) от 50 - 70 опер (сохранилось около 20). Времена года как тема искусства и музыки Тема времен года всегда была популярна в ...

Первая слава

До начала 1930-х годов творчество Шостаковича развивалось в русле отечественного музыкального авангарда. К наиболее радикальному периоду относится Вторая симфония («Симфоническое посвящение Октябрю», 1927).

Воплощая квази-религиозную концепцию «от хаоса и угнетения к царству счастья и справедливости», автор применяет в ней множество звукокрасочных приемов. Там же используются и «конкретные» звучания: перед вступлением хора в оркестре звучит заводской гудок. Весьма радикальны по языку и Первая фортепианная соната композитора, и его цикл «Афоризмов» для фортепиано.

Еще более самобытны произведения Шостаковича тех лет, близкие образному миру театра Всеволода Мейерхольда и поэтов из ленинградского объединения ОБЭРИУ («Объединение реального искусства»), прежде всего Хармса и Заболоцкого. С ними композитора роднят приемы гротеска, которые он последовательно развивал в своей музыке. Самым выдающимся сочинением этого периода стала первая опера композитора – «Нос», завершенная в 1928 году и поставленная два года спустя в Ленинградском Малом оперном театре (МАЛЕГОТ, ныне – Михайловский театр) под управлением Самуила Самосуда.

Видео: / Пользователь: Classical Vault 1

Первый стилистический перелом

В начале 1930-х годов стилистика музыки Шостаковича заметно меняется. Судя по рассказам людей, близко знавших композитора, в те годы он пережил сильнейший душевный кризис. Как и у многих отечественных и зарубежных авторов тех лет, в произведениях Шостаковича усиливается неоклассическое начало, на первый план выходит «новая вещественность». Шостакович ищет себя в области лирики. Но одновременно в его произведениях усиливается связь с жанрами бытовой и популярной музыки, чаще всего – в гростескно-пародийном исполнении. В этом духе написаны его балеты «Золотой век» и «Болт», музыка к театральной постановке «Гамлет» Акимова, Концерт для фортепиано, трубы и струнных. «Малой энциклопедией» нового стиля композитора можно назвать его цикл Двадцати четырех прелюдий для фортепиано. Наиболее полного воплощения стилистический перелом в музыке Шостаковича воплощается в двух его крупных сочинениях: опере «Леди Макбет Мценского уезда» и Четвертой симфонии. Оба эти произведения ждала очень непростая творческая судьба.

«Сумбур вместо музыки»

Первый стилистический перелом 1

3 стр., 1457 слов

По музыке «Композитор-песенник Сара Садыкова»

... композитора-песенника послужило её первое сочинение «Жду тебя» на стихи А.Ерикеева, созданное в годы войны. Этой песней Садыкова положила начало освоению совершенно нового для татарской музыки ... композитор Сара Садыкова? На многие вопросы я постаралась найти ответы. Сара Садыкова – актриса, певица и композитор – родилась 1 ноября 1906 годы ... сумка” Г.Зайнашевой (1982); Вокальные: песни (более 400). ...

Фото: ru.wikipedia.org

Премьера «Леди Макбет Мценского уезда» состоялась в 1934 году в Ленинграде и в Москве. Успех был триумфальным. На следующий год оперу поставили в Большом театре и начался парад ее премьер во многих странах мира: в Лондоне, Праге, Цюрихе, Стокгольме, Нью-Йорке, Филадельфии, Кливленде, Буэнос-Айресе.

Поначалу советское начальство относилось к опере одобрительно. Сюжет Лескова о прирожденной преступнице, убивавшей по очереди мужа и его родню, чтобы они не препятствовали ее похоти, был переделан либреттистами в духе идейной концепции «трагедии угнетенной женщины в царской России». Столь типичное для 1930-х годов «переосмысление классики в революционном духе» было далеко не единственным в творчестве Шостаковича, и поначалу оно полностью соответствовало «социальному заказу» того времени.

Гром грянул в 1936 году. В газете «Правда» вышла редакционная статья «Сумбур вместо музыки», в которой опера обвинялась в «формализме», «натурализме» и «какофонии». Именно в те годы Сталин приступил к смене идеологических ориентиров. Была объявлена борьба с «троцкистским левачеством» в искусстве, в том числе с переделками классики в вульгарно-социологическом духе. В статье «Сумбур вместо музыки» указывалось, что произведение Шостаковича грешит «левацким уродством», «перенесением в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт “мейерхольдовщины». «Бытовой повести Лескова навязан смысл, какого в ней нет», – говорилось в статье.

Первый стилистический перелом 2

Сцена из спектакля «Катерина Измайлова» в Театре имени Немировича-Данченко. Фото: live.shostakovich.ru/

Кампания против Шостаковича

Передовица в главной газете Советского Союза послужила «идейной установкой» для чиновников на местах. Как по команде началась волна травли, потрясшая Шостаковича прежде всего своей внезапностью. Оперу сняли с репертуара. Начались «идеологические проработки» музыки композитора. Отменялись ее исполнения. Шостакович был смертельно напуган. Он опасался за себя и своих близких: в это время как раз начинался «Большой террор». Продлилась эта кампания больше года и прекратилась после премьеры новой, Пятой симфонии Шостаковича (1937), которую официально признали «творческим ответом советского композитора на критику».

Первое исполнение Пятой симфонии Шостаковича и ее признание

В печати симфония получила самые восторженные отклики. Ее первое исполнение положило начало сотрудничеству автора с дирижером Евгением Мравинским – «премьером» множества последующих его произведений. Вскоре она зазвучала за рубежом под управлением Стоковского, а после войны – Леонарда Бернстайна.

Дальнейшая карьера Шостаковича

В том же 1937 году Шостакович начал преподавать композицию в Ленинградской консерватории. Можно сказать, что во всей истории с «сумбуром вместо музыки» композитор отделался «нелегким испугом».

6 стр., 2889 слов

Музыкальные жанры. Симфония — МУЗЫКА — Ы — ...

... (Большая редкость одночастная симфония, пример — Симфония № 21 Н. Мясковского.) Симфония всегда заключает в себе много музыкальных образов, идей и тем. ... -Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича 1. Симфония — самая монументальная форма инструментальной музыки. Причем это утверждение справедливо для ... вторая. Если в симфонии всего три части (как в моцартовских 1770-х гг.), то медленная часть ...

Война и вторая слава

Самая большая мировая слава пришла к Шостаковичу в военные годы. Его произведения тех лет стали выдающимся примером творчества, направленного против войны и фашизма.

Осенью 1941 года родной город композитора оказался в блокаде. Весь мир облетела фотография Шостаковича в пожарном шлеме на крыше Ленинградской консерватории, где он гасил зажигательные бомбы. Тогда же он начал свою новую, Седьмую («Ленинградскую») симфонию. Первое зарубежное исполнение состоялось в июле того же года в Нью-Йорке под управлением Тосканини.

В августе симфония была исполнена в блокадном Ленинграде под управлением Карла Элиасберга. Это стало событием небывалого значения, актом мужества, силы духа и моральной поддержки не только ленинградцев-блокадников, но и всего мира, боровшегося с фашизмом. «Ленинградская» симфония Шостаковича остается самым известным его произведением, хотя в наши дни ее чаще упоминают, чем исполняют в концертах.

Спустя год композитор создает другую свою военную симфонию – Восьмую, посвященную Евгению Мравинскому. Если Седьмую симфонию можно считать «героической симфонией» времен войны и она отличается намеренной публицистической конкретностью, то Восьмая – произведение трагического и философского симфонизма, музыкальное размышление о катастрофе всеобщего насилия.

Это, наверное, самое совершенное симфоническое произведение Шостаковича. И на сегодняшний день наиболее часто исполняемая его симфония во всем мире.

Второй удар

В 1945 году, вернувшись из эвакуации, Шостакович создал Девятую симфонию, которая была далека от торжественного жизнеутверждающего произведения, которого ожидали советские власти в честь Победы. Это было произведение, наполненное язвительным сарказмом и пессимизмом, которое можно назвать «антигероической» симфонией. Однако, после окончания войны у Шостаковича начались проблемы из-за идеологических кампаний, которые дошли и до музыки.

В 1948 году кампания против «формализма» и «модернизма» в музыке дошла до Шостаковича и других композиторов. Его Восьмая и Девятая симфонии были обвинены в «чуждости советскому народу», и композитор стал предметом нападок. Желая отвести от себя удар, Шостакович выступил с покаянной речью, которая была абсурдна и намеренно преувеличена. Однако это не помогло ему избежать серьезных последствий — его уволили из Московской и Ленинградской консерваторий, на исполнение его произведений был наложен запрет Главреперткома.

Несмотря на это, до самой смерти Сталина в 1953 году, Шостакович продолжал писать музыку, но уже главным образом к кино, песням, камерным и детским произведениям, так как ему было трудно работать над крупными произведениями из-за постоянного давления со стороны властей.

Основной ответ:

Шостакович был вынужден прекратить свою педагогическую деятельность в консерватории после выхода партийного постановления 1948 года. Однако, спустя десять лет, в ходе хрущевской либерализации, это постановление было признано ошибочным, и Шостакович смог вернуться к преподаванию. В это время он также создал несколько сочинений, в том числе ораторию «Песнь о лесах» и фортепианный цикл «Двадцать четыре прелюдии и фуги». В 1953 году, после смерти Сталина, Шостакович завершил свою Десятую симфонию, которая стала одним из самых драматичных и философских его сочинений.

10 стр., 4578 слов

Шостакович Дмитрий Дмитриевич

... событиями музыкальной жизни. Седьмая симфония (1941) стала музыкальным памятником Великой Отечественной войне. Продолжением ее идей стала Восьмая симфония. В послевоенные годы все больше внимания Шостакович уделяет вокальному ... "Катерина Измайлова" была "реабилитирована" на родине только в 1962. Сочинения 1920-х годов (за исключением симфонии N1 и некоторых миниатюр) не исполнялись в СССР вплоть до ...

Третья слава

Во второй половине 1950-х годов началась хрущевская «оттепель», которая существенно улучшила положение Шостаковича. Его сочинения, которые не дошли до слушателя в годы сталинской диктатуры, начали звучать. Кроме того, он возобновил свою преподавательскую деятельность в консерватории. Многие произведения Шостаковича, созданные в это время, отличаются оптимизмом и бодростью, которые ранее не были присущи его музыке. Одним из ярких примеров такой музыки стала оперетта «Москва, Черемушки» (1958) – музыкальная комедия о благоустройстве москвичей, переезжающих из коммунальных квартир в панельные новостройки.

В этот благополучный период в жизни Шостаковича произошли и драматические события в его личной жизни. В 1954 году умерла его жена. Отчаявшись, он попытался вступить в новый брак с несовместимой с ним женщиной, который вскоре закончился разводом.

Иронично, что именно в начале хрущевской либерализации Шостакович приступил к написанию симфоний на советскую и революционную тематику. В 1957 году он представил Одиннадцатую симфонию под названием «1905 год» (о первой русской революции), а через четыре года – Двенадцатую симфонию на тему о Ленине («1917 год»).

За Одиннадцатую симфонию Шостакович был удостоен Ленинской премии. После этого в его творчество вошла типично «оттепельная» тематика. В 1962 году была написана Тринадцатая симфония для солиста-баса, оркестра и мужского хора по стихам Евгения Евтушенко. В ней тематизированы трагедии еврейского народа во время войны, советский быт, карьеризм и отношения художника и власти. Именно эта симфония сделала Шостаковича известным на Западе как «композитора-диссидента» и принесла Евтушенко международное признание как поэта.

Последние годы

В последние годы своей жизни Шостакович имел много почетных званий. Его музыка исполняли знаменитые музыканты, многие из которых были дирижерами. Его музыка также исполнялась за границей, а он сам был почетным членом зарубежных академий и учебных заведений. В конце жизни Шостаковича существенно ухудшилось здоровье, а политическая обстановка в Советском Союзе также стала менее благоприятной. Однако в этот период крупнейшие композиторы поколения ‘шестидесятников’ – Шнитке, Денисов, Губайдулина, Сильвестров, Пярт, Канчели и Тертерян – получили широкое признание за свои творения. Многие из них были молодыми людьми в те времена и пользовались поддержкой со стороны Шостаковича. Наконец, в начале 1960-х годов Шостакович находит семейное счастье со своей последней женой Ириной Антоновной.

В позднее творчество Шостаковича были внесены изменения в музыкальный язык, что сделало его музыку более выразительной. В его последних сочинениях возник синтез приемов из начального и среднего периодов творчества. В музыке Шостаковича все чаще можно услышать обострение интонационной выразительности, приемы сонорики, пуантилизма, появление цитат и аллюзий, что придает ее более глубокий смысл. Начиная с Восьмого квартета, он начал использовать приемы контекстного самоцитирования. Рефлексирующие цитаты и самоцитаты обрели большой драматургический смысл в Пятнадцатой симфонии и Альтовой сонате Шостаковича.

3 стр., 1082 слов

Проблема обретения смысла жизни в годы войны. По В. В. Быкову

... Действительно, только избавившись от случайного, от сознания состояния между жизнью и смертью, можно по-настоящему понять смысл жизни. В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» главный герой ... от чего избавились. Прежде всего от неопределённости нашей судьбы. Впервые за годы войны жизнь обрела для нас смысл и избавилась от власти случайного. Но ведь ...

Например, симфония Шостаковича № 14 это музыкальное размышление о жизни и смерти, а симфония № 15 является инструментальным произведением, которое рассматривает тему смерти и бренности человеческого существования. Он также написал инструментальные концерты, последние квартеты и вокальные циклы на слова Блока, Цветаевой, Микеланджело и Достоевского. Его последней композицией была соната для альта и фортепиано завершенная незадолго до его смерти в 1975 году. Он использовал цитаты и аллюзии для подчеркивания глубокого смысла своей музыки, который тесно связан с внутренней рефлексией и философской тематикой.