Роль воспитания в современном обществе

Эссе

Эссе.

Роль воспитания в современном обществе.

Мне близки все темы, статьи, передачи, программ, методики, в которых подчеркивается первенство воспитательной идеи. Почему? Потому что процесс обучения — более механический, и в школе властвует авторитарная педагогика, главный метод которой принуждение молодого существа заучить содержание толстого учебника, но заучить — это не значит подготовить его к жизни. Нельзя все знать, но необходимо и возможно знать, что где лежит, в каком направлении двигаться, чтобы найти нужную информацию. Прежде всего, нужно понимать, что именно нужно знать.

Главное же условие в работе по воспитанию: мы должны учиться сами тому, как учить и воспитывать. «Знание без специальной способности к воспитанию – это не то же самое, что знание и способность». (старая суфийская притча).

Мы часто стремимся донести истину! И всё же профессиональные трагедии у педагогов случаются потому, что разумное слово не достигло ушей воспитанника. Мало кто хочет, чтобы его воспитывали, а ещё меньше, чтобы его учили жизни. Вспомните крылатую фразу из кинофильма «Москва слезам не верит»: «Не учите меня жить, лучше помогите материально!»

Сейчас настолько велик поток информации, лавина инноваций, шквал модных, новых красивых слов о гуманной педагогике, что даже если очень искренне стремиться работать по новому, читать много современных книг по воспитанию – это всего лишь информативность и необходимость. Тем не менее этого не достаточно для решения задачи: как воспитать «загадочную русскую душу» для современного общества и грядущих социокультур? Каждый день, учитывая нюансы «изменчивого мира», мне как воспитателю, педагогу необходимо тренировать своё творческое и проективное мышление, практиковать в ежедневной совместной деятельности с детьми, участвовать в формах работы, которые я им предлагаю. И вместе с тем всеми средствами, методами и технологиями обеспечить тесную взаимосвязь двух составляющих воспитательного процесса: антропологическую и социальную.

Воспитание по природе своей процесс органический и дитя человеческое то же органическое существо. Всё приходящее извне должно быть усвоено им или отвергнуто его натурой. Если искусственное воспитание извне усваивается и становится его собственностью – ребёнок будет воспитанным. Все приобретённые навыки и знания станут частью его души, войдут в плоть и в кровь, и будут проявляться свободно и непринуждённо в частной жизни, в семье, в увлечениях, с друзьями, в препровождении свободного времени. Общество, в котором он живет сейчас, и где ему предстоит жить дальше, требует от него самореализовываться, выдерживать конкуренцию, противостоять асоциальным явлениям, — а для нас это социальная составляющая воспитания. На современном этапе жизни общества она призвана воспроизводить следующий ряд востребованных качеств: предприимчивость, коммуникативность, социальная компетентность, толерантность и пр.

6 стр., 2756 слов

Искусство и его роль в жизни человека и общества

... искусства, нельзя без потерь передать средствами другого вида искусства или просто по-другому "пересказать". Необходимость и важность изучения искусства и его роли в жизни общества объясняется тем, что искусство ... знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания ... можно ... едва ли ... прожить" много иллюзорных "жизней" в "мирах", созданных писателями, музыкантами, живописцами и т.д. Вместе с тем искусство ...

Хотим мы того или нет, мы участвуем в процессе социокультурного воспроизводства. И здесь не стоит задаваться вопросом о бессмысленности передачи детям опыта предыдущих поколений: мол, когда они вырастут, общество сильно изменится, и мы не можем предвидеть, что будет важно и актуально. Зачем транслировать вчерашний день в будущее? Надо просто делать своё дело. Ведь даже значительные перемены не затрагивают глубинных оснований, вечных принципов и ценностей. И мы должны понимать, что воспитываем человека, который будет выполнять те или иные социальные роли.

Говоря о воспитании, следует не забывать, что достаточно важное место в этом процессе занимает посредник между обществом и ребёнком. Этим посредником не может выступать педагог в единственном своем роде, каким бы талантливым, энергичным, гиперактивным профессионалом своего дела он не был. В процессе приобщения ребёнка к социальности и самореализации посредником должна выступать воспитательная организация: школа, кружки дополнительного образования, культурно-духовные мероприятия, загородный оздоровительный лагерь. Именно здесь создается среда, в которой ребёнок набирает необходимые свойства и качества, осваивает способы самореализации. В этой среде выстраивается особое бытиё ребёнка и происходит его самоопределение — процесс ориентации индивидуальности воспитанника в предлагаемых социальных реалиях. Здесь недопустимо заурочивания воспитания и готовности детей к пассивному научению, это приводит к недостатку самостоятельности мышления и делает их способными зарядиться любой «информацией», быть беспомощными к сопротивлению чужим влияниям, и мощным манипулятивным механизмам СМИ. Что же делать в этой ситуации? Попытаться работать в другой логике: применять, по словам Ш.А. Амонашвили – гуманную, личностно-ориентированную педагогику, осмысленно включать социальность в образовательный процесс.

«Навредим ребенку — навредим человечеству в целом!»