Родители семья школа все и всяческие коллективы

Эссе

МБ ОУ Мадаевская СОШ

Э С С Е

На тему

«Взаимодействие семьи и школы»

Выполнила:, Директор МОУ Мадаевской СОШ, Епифанова Надежда Ивановна

с. Мадаево, 2012

На торжественном приеме посвященном открытию Года семьи, В. В. Путин сказал: «Именно семейное воспитание во многом определяет, каким станет человек. Ни государство, ни даже лучшие педагоги ребенку заменить семью не могут».

Проблема организации взаимодействия семьи и школы чрезвычайно важна и актуальна. И не случайно проблемы воспитания подрастающего поколения рассматриваются на государственном уровне. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы.

также найти пути взаимодействия семьи и школы.

Проблема взаимодействия семьи и школы

Современное общество остро нуждается в активно развивающихся, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях. Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка, подростка является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательное учреждение». Чем теснее будет связь семьи и школы, тем более полной будет отдача от проводимых изменений. Но семья может оказывать на ребенка как положительное влияние ( личный пример, здоровый образ жизни, занятия спортом вместе с ребенком, расширение кругозора, развитие ситуации успеха, индивидуальный подход к ребёнку, добрые отношения в семье), так и отрицательное (вредные привычки, неуважение друг к другу, грубость, ссоры, физическое воздействие, психическое насилие и др.).

Целями деятельности нашего образовательного учреждения по педагогическому сопровождению семьи являются: содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания детей, выработка единого взгляда школы и семьи на сущность процесса воспитания с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.

Семья на ребенка влияет традиционно сильнее, по социологическим исследованиям, доля влияния семьи составляет 40 % . Однако, интенсивное развитие средств массовой информации увеличило долю своего влияния уже до 30 % , влияние школы 20 %, а улицы 10 % .

12 стр., 5918 слов

Влияние школы на социализацию ребёнка

... социализации ребенка институтами, занимающимися воспитанием. Актуальность проблемы социализации ребенка в образовательном учреждении обусловлена современным состоянием школы, как института социализации, а, следовательно, и положением детей в ней и за ее пределами, так и разрушением взаимодействия семьи и школы, ... целостности общества. Вопрос о роли среды в детерминации поведения личности связан с ее ...

В ходе исследования проблемы взаимодействия семьи и школы вскрылись некоторые недостатки: отсутствие единства во взаимодействии и непрерывности воспитательного воздействия на ребенка; формализм и авторитаризм отношений, командные способы общения; отсутствие гармоничного сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы с родителями.

Роли родителей в семье по отношению к детям-ученикам различны: для родителей начальной школы больше свойственна роль попечителя и руководителя, а для старшей школы более характерна роль товарища – помощника. Родители учеников, обучающихся в основной школе, часто совмещают обе эти роли. Сами родители часто заинтересованы в установлении тесного контакта со школой, так как прекрасно понимают трудности воспитательного процесса, связанные чаще всего со сложностями переходного возраста (возрастов), которые на различных этапах переживают их дети.

Пути взаимодействия семьи и школы

Мы поставили перед собой задачу – обучение семьи, мотивирование ее к сотрудничеству со школой, другими социальными институтами, т.к. эта цель в вопросах воспитания ребенка – является ключевой.

Деятельность нашего педагогического коллектива началась с создания воспитательной программы «Семья и школа», в которой были определены направления работы, сформулированы цели и задачи, определены формы и методы работы с семьей. В школе стало традицией проведение классных и общешкольных родительских собраний, заседаний классных родительских комитетов, которые направлены на повышение педагогической культуры родителей. Основная идея программы взаимодействия семьи и школы заключалась в том, что каждый ребенок – личность, и каждый ребенок обучаем и воспитуем как личность.

Педагоги помогали родителям увидеть ребенка в его природосообразности, учили наблюдать за его развитием; понимать процессы происходящих изменений. Только на этой основе стало возможным эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.

Нами были осуществлены следующие направления и формы взаимодействия семьи и школы: изучение условий семейного воспитания; информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса; психолого-педагогическое просвещение родителей; совместная деятельность родителей и учащихся; информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей; взаимодействие с родителями, входящими в общественные организации.

Системный подход к проблеме педагогического сопровождения семьи выделил ряд направлений по решению этой проблемы. Это: содержательное направление, социально-педагогическое, программно-структурное и кадровое обеспечение программы «Семья и школа».

Это позволило воспринимать не только ребенка, но и семью в целом в качестве реального субъекта воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого школой. Целями деятельности образовательного учреждения по педагогическому сопровождению семьи были: содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания детей, выработка единого взгляда школы и семьи на сущность процесса воспитания с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.

1 стр., 415 слов

Взаимоотношение между родителями и детьми

... На примере семьи Ростовых мы видим, как пример родителей способствовал правильному воспитанию детей. Однако не во всех семьях складываются такие взаимоотношения и не все семьи способны оказать действительно положительное влияние на будущее своих детей, ...

Мы знакомили родителей со стилями и методами воспитания в семье, учили учитывать их возрастные особенности, связанные с переходом от детства к отрочеству, от отрочества к юности, их психофизическое развитие и духовно-нравственное становление.

Заключение

Учителя и родители оказывают неоценимое влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо общее взаимодействие и сотрудничество.

В этих условиях школа должна быть открытой для родителей. Это значит: родители могут присутствовать на уроках и на различных занятиях с детьми; могут участвовать в образовательном процессе в качестве руководителя кружка, в проведении бесед с детьми и экскурсий. Для родителей проводятся концерты, выставки работ детей, им посылаются письма об успехах их детей в различных видах деятельности и письма-благодарности за участие в делах класса.

Главная цель любой школы в работе с родителями заключается в том, чтобы родители приняли школу как дом, где хорошо и тепло его ребенку, и постоянно заботились бы об этом доме (школе).

В свою очередь школа оказывает помощь родителям в установлении со своими детьми и в семье таких отношений, которые бы помогли каждому члену семьи быть самым важным, самым любимым и самым необходимым.

Учитель должен признавать и поддерживать главенствующую роль семьи в воспитании и обучении ребенка.

Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря: педагогическому такту и этике взаимоотношений; педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры; педагогическому просвещению родителей; умению видеть сложные взаимоотношения в семье; единству требований школы и семьи. Сотрудничество педагогов и семьи приносит пользу детям через хорошее самочувствие, ощущение счастья, чувства сопричастности, наполнения энергией, ощущение полезности.

Сотрудничество через участие родителей в жизни класса позволяет: развивать навыки общения с другими детьми и лучше понимать своего ребенка; забывать на время о своих проблемах; познакомиться с новыми людьми; ощутить «приятную усталость» вместо «тягостного» утомления.

В заключение хочется привести слова педагога-классика А. С. Макаренко: «Поскольку нельзя поручиться за то, что каждая семья воспитывает ребенка как следует, необходимо организовать семейное воспитание…»