Автор: Блинова Валентина Петровна
Работа над собственным педагогическим (методическим) исследованием
Творческие способности учащихся.
Задача учителя не в том,
чтобы дать ученикам максимум знаний,
а в том, чтобы привить им интерес
к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания
и пользоваться ими.
Константин Кушнер.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
За годы моей преподавательской деятельности пришла к выводу, что каждый ребенок талантлив, и надо уметь раскрыть в учащемся этот талант.
В связи с расширением информационного пространства у учащихся возникают затруднения в выборе информации и ее использовании, поэтому необходимо развивать творческую активность школьников, прививать навыки осознанного понимания изучаемого материала. Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Развитие творческих способностей учащихся в урочной и во внеурочной деятельности».
Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...
... район, с. Жаксы. урок музыка способность 1. Основные виды музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки как средство развития музыкальных способностей 1 Общая характеристика видов музыкальной ... образования, то к видам музыкальной деятельности учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки ...
Итогом моей работы по теме самообразования можно считать :
1. Повышение качества знаний учащихся
2. Развитие познавательной деятельности учащихся.
3. Интеграция между предметами различных образовательных
областей.
4. Умение работать с различной информацией, в том числе
электронной, и анализировать ее.
На сегодняшний день личностно-ориентированный подход, отражающий основные принципы гуманистической педагогики, признан приоритетным для форм современной образовательной системы. При индивидуальном подходе надо организовать работу так, чтобы учащиеся проявили желание и стремление учиться.
Поэтому процесс обучения должен строиться на единстве активных и увлекательных методов и приемов. Чтобы воспитать жизнеспособную личность – человека, который определил в жизни духовно-нравственные приоритеты, самоутвердился, реализовал свои задатки и творческие возможности, который гармоничен и гибок в современных условиях. Я считаю, что только тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, умений и навыков, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение, человек, у которого сформированы установки на творческую деятельность.
Главная заповедь учителя: «Учитель! Научи ученика!». Научить каждого — это не просто. Но нужно к этому стремиться. Я убеждена, что если ученик на уроке будет мыслить плодотворно и творчески, то у него обязательно будут знания. А будить мысль ученика, побуждать к действию помогают индивидуальные разноуровневые задания, практические работы, задания занимательного и творческого характера.
Для ученика необходимо создать на уроке условия, максимально раскрывающие его творческие способности, определяющие, степень продвижения, рост уровня их развития и мышления учащихся. Считаю, что учитель должен быть очень справедливым. Он ведь живой человек и у него складывается определённое отношение к тому или иному ученику. Поэтому я в своей работе следую заповеди: «оценивай не личность, а деятельность ученика». И делать это нужно объективно. Ведь объективная оценка знаний, умений и навыков очень важна как для ученика и родителей, так и для учителя. Учитель должен уважать своих учащихся, доверять и понимать их. Ведь учитель — это человек, у которого в душе живёт ребёнок с открытым сердцем. Помня это всегда, учитель сможет быть своим ученикам хорошим другом, помощником и наставником.
Ребенок с творческими способностями — активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. — все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Проблема взаимоотношений учеников и учителей (По В.И. Амлинскому)
... пример того каким должен быть образовательный процесс. Учитель-один из ... план → ` Популярные сочинения Сочинение на тему Примеры дружбы из ... развития, если он имеет что сказать своему ученику помимо знаний о своем предмете. Демократический стиль общений, когда учитель признает право ученика ... способы деятельности, опыт творческой деятельности и содержание ... только индивидуальные особенности учащихся, но и ...
Анализируя свою педагогическую практику, я сформулировала цель и задачи, которые нужно решать в первую очередь, чтобы добиться высоких результатов.
Цель:
задачи:
— создать условия для развития творческих способностей учащихся и развивать интерес к предмету через использование новых образовательных технологий, активных форм обучения;
— создать атмосферу творческого поиска и условий для формирования самодостаточной личности учащегося, адаптированной к социуму;
- формирование потребностей в дальнейшем совершенствовании своих творческих возможностей;
- содействие выбору индивидуальной «творческой траектории» развития личности учащегося;
— развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
— сформировать методический комплекс упражнений, направленный на развитие творческих способностей (методические разработки уроков, творческие задания).
В основе процесса развития творческих способностей лежат:
· формирование академических успехов школьников, их интеллектуального и нравственного развития с использованием нестандартных уроков, форм, методов и приемов работы;
· внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности;
· создание условий для проявления творчества на уроке и во внеурочной деятельности для всех учащихся независимо от их личностных качеств;
· постоянное поддержание стремления ученика к самостоятельной творческой деятельности.
Урок или внеклассное мероприятие должно быть местом, где ученик имеет возможность заглянуть в себя будущего, если он приложит максимум усилий для этого. Именно возможность демонстрации на уроке и во внеурочной деятельности всей той глубины работы, которая выполнена учеником, создает условия для развития креативности, формирует безбоязненное отношение к миру, в котором скоро предстоит себя реализовать, закаляет волю, учит коммуникации со сверстниками и взрослыми. Формирует потребность в демонстрации своих знаний и умений, их отстаиванию в самых трудных ситуациях.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроке, они читают словари и специальную дополнительную литературу, ставят вопросы и сами находят на них ответы в различных областях знаний. Подбирают дополнительный материал за страницами учебника, оформляют небольшие рефераты и защищают их.
Младшие школьники рассудительны, им свойственна способность к умозаключениям, их отношение к миру в достаточной степени носит игровой характер, что позволяет достаточно легко относиться к окружающей жизни, к людям, не замечать трудности. В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем больше интереса и любопытства, активности в его усвоении.
При работе над развитием творческих способностей. Я стала исследователем и экспериментатором, так как преобразовала учебную и внеклассную деятельность учащихся. Моя главная задача – вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели я использую все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроке, они читают словари и специальную дополнительную литературу, ставят вопросы и сами находят на них ответы в различных областях знаний. Подбирают дополнительный материал за страницами учебника, оформляют небольшие рефераты и защищают их.
Младшие школьники рассудительны, им свойственна способность к умозаключениям, их отношение к миру в достаточной степени носит игровой характер, что позволяет достаточно легко относиться к окружающей жизни, к людям, не замечать трудности. В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем больше интереса и любопытства, активности в его усвоении.
Свою работу я начала с проведения диагностик развития способностей к обучению, развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся и отслеживала результативность в течение трех лет.
Диагностика способностей к обучению
Уровень |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
Высокий |
3 уч. -16 % |
4 уч.- 21 % |
5 уч.- 26 % |
Хороший |
7 уч.- 37 % |
11 уч.- 58 % |
11 уч.- 58 % |
Средний |
9 уч.- 47 % |
4 уч.- 21 % |
3 уч.- 16 % |
Диагностика интеллектуальных способностей
Уровень |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
Высокий |
2 уч.- 10 % |
3 уч.- 16 % |
5 уч.- 26 % |
Хороший |
5 уч.- 26 % |
5 уч.- 26 % |
11 уч.- 58 % |
Средний |
12 уч.- 64 % |
11 уч.- 58% |
3 уч.- 16 % |
Диагностика развития творческих способностей
Уровень |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
Высокий |
2 уч.- 10 % |
5 уч.- 26 % |
8 уч. — 42 % |
Хороший |
6 уч. — 32 % |
5 уч. — 26 % |
8 уч. — 42 % |
Средний |
11 уч. -58 % |
9 уч. — 48 % |
3 уч. — 16 % |
Анализ результатов диагностики развития творческих способностей младших школьников осуществлялся через систему творческих заданий, что позволило:
· сформировать требования к системе заданий, которая позволит целенаправленно развивать эти способности;
· рассмотреть содержание различных учебных курсов как ресурс заданий для младших школьников;
· предложить способы организации творческой деятельности учащихся и инструменты педагогической диагностики;
· сформулировать организационные требования к процессу обучения на начальной ступени школы.
Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового).
Надо отметить, что современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности.
Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:
· ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,
· реализация кружковых или факультативных занятий по специально
разработанной программе,
· вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со
сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся,
· дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочное время;
· экскурсии, наблюдения;
· творческие мастерские;
Все это позволило конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий.
Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности:
· школьные, районные, интернет-олимпиады;
· творческие интеллектуальные игры, конкурсы;
· в предметных школьных неделях;
· творческие конкурсы разного уровня;
· участие в кружках и секциях по интересам.
Младшие школьники с удовольствием участвуют в различных видах интеллектуальной и творческой деятельности, которую им может предложить педагог. Я не ограничиваю учеников в выборе конкурса, поэтому дети с различными образовательными потребностями участвуют и в творческих конкурсах, и интеллектуальных, и предметных олимпиадах. Сейчас предлагается ученикам разнообразие конкурсов, кружков, игр, где они могут раскрыть свои способности. Это и предметные олимпиады разного уровня: всероссийские «Кенгуру», «Слон», «Русский медвежонок», интеллектуальные марафоны, различные творческие конкурсы, игры, кружки и занятия по интересам, классные часы и праздники различной направленности, которые позволяют ребятам не только многое узнать, но и сформировать потребность к интеллектуальной деятельности, любознательность, интерес к тому, что происходит вокруг.
Уже с первого класса можно выделить группу детей, которые отличаются от других по своим способностям. После наблюдений, бесед с родителями и проводимой диагностики, составляется план работы с одаренными детьми. Такие дети активны не только в учебе, они посещают несколько кружков и секций, занимаются в музыкальной школе, выполняют различные творческие работы.
Большую работу провожу среди учащихся и их родителей о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе и т.д. Совместно с родителями помогаем ученику достичь поставленных целей. С каждым годом желающих участвовать в конкурсах увеличивается и повышается результативность
Творческие способности как формирующее понятие представляется нам особенно важным и актуальным сегодня. Для развития творческих способностей учащихся необходима система выполнения творческих заданий на каждом уроке в процессе обучения младших школьников. Под системой творческих заданий мы понимаем упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций и явлений учебной действительности. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно – деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его — в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.
Под личностно — деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности.
При таком подходе усиливается организаторская функция педагога предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе.
Все эти меры позволят детям активно включаться в качестве субъектов во все виды творческой деятельности.
Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.
Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.
Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.
Коллективная форма расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.
Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися. так и между учащимися и педагогом.
Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
· наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
· реализация творческих заданий как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;
· объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;
· творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;
· стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.
Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное — это то, что, у ребенка развиваются его эмоциональная сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий человек — это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.