«ЗНАЧЕНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ» статья

Эссе

ЭССЕ

«ЗНАЧЕНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАНЯТИЙ

МУЗЫКАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

«Если вы удачно выберите свой труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет» написал К.Д. Ушинский. И, вот уже почти сорок лет я имею такое счастье – это моя любимая работа в должности музыкального руководителя. Двумя самыми главными составляющими в моей работе являются детские сердца и музыка.

Музыка повсюду с нами, в разные моменты жизни, в горести и в радости, оказывает огромное воздействие на духовный мир: заставляет грустить, плакать, переживать, радоваться, испытывать счастье, вызывает желание быть лучше, добрее.

Такое воздействие музыка оказывает не только на взрослых, но и на детей

Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее (музыку) активным помощником эстетического воспитания.

По своему опыту могу сказать: музыкальные навыки эффективнее формируются в такой атмосфере, в которой чувства и переживания детей находят отклик, поэтому я делаю все, чтобы музыка «жила» для ребенка, а не ребенок для музыки. Какое счастье видеть глаза ребенка, в которых отражается весь эмоциональный спектр.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности — ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма — выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются. Это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее.

Ребенок в 2-3 года не очень хорошо говорит, действия его ограничены, но эмоций он испытывает порой больше, чем некоторые взрослые. И вот здесь бесценную помощь может оказать музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний — динамику эмоционально- психических состояний человека.

37 стр., 18319 слов

Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...

... видам музыкальной деятельности учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми (детское музыкальное ... что музыкальные способности необходимо развивать, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе. Развитие музыкальных способностей оказывает влияние на общее развитие ребенка: развивается ...

Основы музыкальной культуры дошкольников закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду.

Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами», — так писал выдающийся педагог современности В. А. Сухомлинский.

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней, развитие ребенка идет по качественно иному пути. Благодаря музыкальным занятиям, где обязательно присутствуют все виды музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально — ритмические движения, игры, инсценировки, игра на детских музыкальных инструментах), дети получают различные знания и умения.

Умственные — дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, то есть знания о временах года, природе, о праздниках и бытовых буднях людей.

Нравственно — волевые — воспитывают любовь к Родине, формируют навыки культурного поведения, воспитывают умение слушать, петь, плясать в коллективе, целеустремленно заниматься, преодолевать трудности.

Физические — во время танцев и игр формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетические — формируют умение слушать и понимать музыку, чувствовать ее.

Певческие навыки — формируют чистоту интонирования, дыхание, дикцию.

В дошкольном детстве происходит и коммуникативное развитие. Безусловно, музыкальная деятельность, как и другие виды деятельности, дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства.

Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса; способствуют становлению характера, норм поведения; обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывают любовь к музыкальному искусству, эстетическое отношение к окружающему.

Я стараюсь следовать принципу: «обучение через игру», ведь в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. На музыкальных занятиях я использую всевозможные игры:

Пальчиковые — игры , позволяющие развивать мелкую моторику рук (игры подбираю по тематике занятия).

Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление).

13 стр., 6465 слов

«Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки»Игровая ...

... игровых технологий; 4. выявить возможности использования игр на уроках музыки; Методы исследования : изучение и анализ теоретической литературы, обобщение, анализ и классификация. Глава I. Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки 1.1. Теоретические основы игровой деятельности ... памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Музыкальные игры способствуют ...

Музыкальные игры — танцы, которые дают возможность разрядиться.

Игры на детских музыкальных инструментах, которые позволяют повысить свою самооценку, сформировать и развить навыки сольного выступления и выступления совместной игры.

Песни-инсценировки , потешки, сюжет которых можно разыграть и получается музыкальный мини-спектакль.

Например, при знакомстве с песней «Про козлика» (муз. Г Струве), я не просто пою и показываю игрушечного козлика и всех, упомянутых в песне зверюшек – мы играем с этими зверюшками и затем инсценируем песню. В совместном музыкально — игровом творчестве дети легко и быстро запоминают слова и мотив песни. Музыка раскрепощает их, помогает найти способы коммуникативного взаимодействия друг с другом.

Содержание музыкальных занятий для детей младшего дошкольного возраста должно быть разнообразным и насыщенным: не только пение песен и ведение хороводов, но и игра на инструментах, пальчиковые игры, слушание (в записи и исполняемые мной) популярной классической музыки, изучение основ элементарной музыкальной грамотности и др.

Слушание — изучение классической музыки. Согласно исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физиологические процессы нашего организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Это мой любимый вид музыкальной деятельности. Какие дети благодарные слушатели! Как я люблю наблюдать за изменением эмоций на их личиках! Иногда, их глаза наполняются слезами, т.к. в основе эмоционально-эстетического восприятия музыки лежит переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним. При слушании музыки у ребенка возникают положительные и отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние. Понятно, что переживание произведения для каждого ребенка индивидуально и может иметь различные эмоциональные оттенки.

Очень важно, начиная с малых форм музыкальных произведений и, постепенно усложняя их, правильно подвести ребенка к прослушиванию. По своему опыту могу сказать: музыкальные навыки эффективнее формируются в такой атмосфере, в которой чувства и переживания детей находят отклик.

Главное, чтобы у детей не пропадало ощущение, что эта игра, что это интересно, занятно и любопытно.

Еще один вид музыкальной деятельности на музыкальных занятиях – музыкально-ритмические движения . Танцы, танцевальные упражнения — физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

7 стр., 3168 слов

Роль музыки и музыкальных инструментов на Руси

... барабаны различных размеров. Зажигательные ритмы, которые добавляет в музыку самый древний музыкальный инструмент, будят спящую энергию внутри человека, заставляя ее бить ... принцип этого щипкового инструмента. .3 Устройство некоторых русских народных музыкальных инструментов .3.1 Балалайка Балалайка - народный музыкальный инструмент, принадлежащий к группе инструментов струнных. Балалайка состоит ...

Нельзя не сказать о благотворном воздействии на ребенка такого вида деятельности, как пение.

Пение – самый любимый вид деятельности у детей. Оно наиболее близко и доступно детям. Для успешных занятий очень важно, чтобы ребенок полюбил петь. Если малыш по каким-либо причинам отказывается петь, настаивать ни в коем случае нельзя. Только пение « с удовольствием», может принести пользу. Пение дает возможность ребенку активно выражать свои переживания, чувства, и глубже воспринимать музыку, развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизведения голосом мелодии по памяти, оказывает большую помощь в развитии речи у детей. При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков и слов, следует только следить за их правильным произношением. Также занятие пением расширяет кругозор ребенка, формирует правильную осанку и дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат.

В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные проявления детского музыкального творчества , которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах

Для каждого возраста существует свой путь вхождения в музыкальное искусство, требующий особых методических приемов, условий, атмосферы.

На четвертом — пятом году жизни более отчетливо начинают выявляться некоторые элементы музыкально-эстетического сознания ребенка: интерес к определенным видам музыкальной деятельности, эмоциональные реакции, переживание музыки, более глубокие оценки. Ребенок может музицировать более сознательно.

С шестого года жизни формируется способность к мотивированной оценке, начало музыкального вкуса. Дети могут уже более сознательно контролировать свое исполнение, рассуждать о средствах музыкальной выразительности, употребляя некоторые музыкальные и эстетические термины. Это создает предпосылки для осознанного восприятия музыки.

По мере того как ребенок взрослеет, потребность в музыке может усиливаться, но только если обеспечиваются соответствующие условия. При правильном педагогическом руководстве — применение игровых приемов, кратких образных рассказов, наглядных пособий, обыгрывание проблемных ситуаций, выразительном, ярком исполнении произведения, т.е. разносторонней организации музыкальной деятельности, — к шести годам у ребенка можно сформировать устойчивый интерес к музыке.

23 стр., 11256 слов

«Организация игры на детских музыкальных инструментах во ...

... у некото­рых детей музыкальные данные развиты настолько слабо, что они не могут чисто интонировать и сразу включаться в процесс пения. Игра на детских музыкальных инструментах, как показывает прак­ ... мые педагогами-организаторами или учителями, организаторами воспи­тательной работы: самостоятельные учебные занятия (как часть учебной деятельности), соединяющие выпол­нение текущих домашних заданий и ...

. Итак, какое же значение имеет музыкальное воспитание для дошкольников? Значение очень огромно. Музыка открывает ребенку мир, объединяя видимое и слышимое, расширяя границы интеллекта и чувства. А с развитием общей музыкальности у ребят-дошколят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника, создают необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности.

Музыкальные занятия, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывают любовь к музыкальному искусству, эстетическое отношение к окружающему.