По христианской художественной культуре «Отличие светского и религиозного искусства» (6 класс)

Эссе

В чем, на ваш взгляд, состоит отличие светского и религиозного искусства? Опишите эти отличия, проанализировав произведения христианского и светского искусства (на выбор)

Бытует мнение, что произведения искусства, будь они созданы мужчиной или женщиной, до новой эры или в 2018-м году 21-го столетия, нося светский или религиозный характер, составляют в итоге глобальный след человечества на поверхности бытия, объединённый общими усилиями. Каждый из выдающихся умов вносит свою крупицу, будь она выражена в нотах, красках или словах. Те же части Евангелия, написанные об одном, в конечном счёте, по отдельности не имели бы такой силы и насыщенности, как в составе одного целого.

Судьбоносное для всего верующего мира распятие Христа может быть подано авторами в искусстве с помощью вовсе различающихся тонов, умонастроений и трактовок, но в гранях всего света это только части целого и неразрывного, порой парадоксальные и вовсе отличающиеся, однако нужные и сверхважные.

Так, обе картины «Распятие» как в музее имени Рублёва, так и у Рубенса носят, скорее всего, общим лишь название и действующего главного персонажа. Отличия этих картин даже на первый взгляд у неискушённого наблюдателя вызывают некоторые вопросы при сравнении. 15 век сам по себе – это век с царящими в нём лаконизмом, консервативностью и сдержанностью взглядов. На картине это не могло не отразиться в полной мере: минимальный «выплеск» палитры, эмоциональная принуждённая тусклость тонов и малое количество символов и романтических тенденций делают картину «Распятие» 15 столетия более чем серьёзной и пафосной в чрезвычайном смысле этого слова. Персонажи, действующие на картине, мало проработаны, даны сугубо в необходимых объяснениях, даже выражения их лиц намекает на важность самоограничения жизни во всех её проявлениях вплоть до самоотречения.

Что же возникает на «светской» картине Питера Пауля Рубенса? Порой те же позиции и выражения персонажей, но будто с вырвавшимися на волю из заточения эмоциональными насыщенностями. Век Рубенса с его гуманистической направленностью не может пройти мимо человека просто так, не задев все крайности и важности его жизни. Палитра играет в картине на максимум, отражены все планы, на которые можно обратить внимание, тона эмоционально-непринуждённые и даже порой кричащие и заявляющие о себе в полной мере. Стоит сказать и рвущейся вперёд идее романтизма и максималистского непослушания по отношению ко всем канонам. Серьёзность этого произведения не бьёт себя кулаком в грудь и не смотрит грозным отцом из-под нахмуренных бровей, а заставляет вслушиваться в себя и делать непоспешные и ценные выводы о сущности человеческой жизни. Многообразие персонажей не заставляет растеряться и судорожно искать и выискивать что-либо на картине, а позволяет в полной мере насытиться всей насыщенностью человеческих чувств от лёгкой грусти до невыразимой тоски и бунтарства.

21 стр., 10006 слов

Жизнь и творческий путь Паоло Веронезе

... Об искусстве этих художников напоминают также изящно удлиненные, полные динамики ... Веронезе, показали, какую важную роль сыграли в его становлении годы, проведенные в родном городе. Веронский опыт, оставив глубокий след в творчестве ... Старость, наконец, Свобода. Все эти картины - произведения высочайшего художественного ... с реалиями венецианской художественной жизни, используя "цитаты" из алтаря ...

Различия велики, но не это важнее всего. Религиозность и светскость всегда были полярными областями, умело самообогащаясь и взаимодействуя. Важность различий же – в их идентичности в глобальном смысле: люди при желании все проявления искусства совместят в себе, кардинально не оставляя что-либо за рамками человеческого понимания. Обе картины обречены на сосуществование.