Альманах педагога

Эссе

Учебное заведение:

Населённый пункт:

Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области

Областное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Димитровградский музыкальный колледж»

РАЗМЫШЛЕНИЯ О МУЗЫКЕ

Философское эссе

Выполнил: Богданов Антон Альбертович

Специальность: 53.02.03 Инструментальное исполнительство

(по видам инструментов)

Отделение: Фортепиано

Курс 4

Дисциплина: «Основы философии»

Руководитель: Шарова Светлана Юрьевна

преподаватель социально-гуманитарных дисциплин

г. Димитровград

2018 г.

По вечерам, сидя за чашкой горячего чая в полумраке и тиши комнаты,

мне нравится размышлять о разном. Как-то раз, в один из таких вечеров, я

задумался: «А что такое искусство?». И в результате процесса поиска

ответа на этот вопрос я пришёл к выводу, что искусство — такое же средство

познания

наряду

с

наукой

и

религией.

Искусство

это

кладезь

человеческих мыслей, идей, а что важнее всего, по моему мнению, — чувств

и эмоций,

искусство — это память и опыт всего человечества. В этом

смысле искусство воистину выступает как средство познания, в том числе

познания человеком идей и чувств других людей, а через других людей и

себя.

Как я уже говорил ранее, одним из самых важных в искусстве является

выражение чувств и эмоций. А говоря об этом аспекте внутреннего мира

человека, самым совершенным выразителем чувств и эмоций выступает

музыка. И,

конечно же, музыка, как один из видов искусств, так же

является средством познания. Но в чём особенность именно музыки как

средства познания?

Я считаю, что музыка является особым видом искусства в том плане,

что обладает способностью напрямую передавать идеи — не вербально, а с

помощью эмоций, доходя до глубин нашего подсознания быстрее, чем мы

успеваем

осознать

эту

информацию

логически.

Как

говорил

великий

немецкий

5 стр., 2003 слов

Воспитание у дошкольников чувства юмора средствами художественной литературы

... юмористически окрашенную речь Н.Носова. Цель: рассмотреть воспитание у дошкольников чувства юмора средствами художественной литературы. Задачи: определить необходимость воспитания чувства юмора в дошкольном детстве; проанализировать средства ... доставлять радость, укреплять чувство оптимизма. У детской литературы есть одно ... от этого. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы ...

поэт

Генрих

Гейне,

«музыка

начинается

там,

где

кончаются

слова». Не менее интересную идею по этому поводу высказал русский

философ А.Ф. Лосев: «Музыкальный предмет специфически отличен от

всякого другого художественного предмета именно тем, что он не даёт

никаких ни слов, ни образов, ни явлений, ни фактов, но есть только сама

текучесть и становление»

[3, с.448]

Исходя из вышесказанного, на ум приходит совершенно естественный

вопрос: «В чём особенность именно музыки как средства познания мира?».

Я в этом вопросе полностью солидарен с высказыванием Б. Ауэрбаха:

2

«Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нём

душа говорит с душою». Вот это самое общение душ и открывает человеку

бездну

чувств

и

эмоционального

опыта.

Человек,

соприкасаясь

с

произведением, соприкасается с внутренним миром его автора (или автора

и исполнителя), тем самым непосредственно переживая эти впечатления.

Этим слушатель обогащает свой внутренний мир. Как любит говорить

один из моих педагогов, «за всю жизнь не испытаешь столько эмоций,

сколько можно пережить с помощью музыки».

Музыка – это, конечно, бездна человеческого чувственного опыта, но

нельзя забывать, что помимо чисто эмоциональной стороны в ней так же

присутствует и рациональное начало. Недаром уже упоминавшийся выше

А.Ф. Лосев как-то сказал: «Музыка — это жизнь Числа во Времени».

Числа, как выражение чистого, рационального начала. Из этого можно

сделать вывод, что музыка является не только отражением эмоций людей

той эпохи, в которой она была написана, но так же и отражением их

способа

мышления.

Через

понимание

способов

мышления

людей

различных

эпох,

мы

можем

изменить

и

свой

способ

мышления,

а,

следовательно, и способ восприятия мира. Мира внутри нас, и внутри

других людей.

Все

вышеперечисленные

размышления

можно

ещё

очень

долго

развивать и углублять, но чай в чашке не бесконечен…

Искусство — одно из самых загадочных проявлений человеческого

духа, а музыка, как одно из видов искусств, пожалуй, ещё и в чём-то

мистична или даже сакральна. Хотя я и далёк от таких идеалистических

воззрений, но, когда соприкасаешься с музыкой, невольно на ум приходят

именно такие мысли. Познавая музыку, я, да и все мы, познаем себя. Мы

все

являемся

зеркалами

1 стр., 388 слов

Сочинение что вы думаете о месте человека в мире

... место в мире? С точностью можно сказать что человек не может существовать без природы, без природных явлений, так как сам является её частью. Если же говорить о мире, то в нём человек, ... для себя деградацию и уничтожению мира вокруг себя.* человек социальный мир мышление Мы должны ценить то, что имеем ведь природа сильнее человека, а человек -- это лишь винтик в этом сложном механизме живой ...

друг

для

друга.

Также

и

музыка,

являясь

выражением

самого

сокровенного

и

искреннего

в

человеке,

может

выступить в роли зеркала, в котором мы можем увидеть всё то хорошее и

3

светлое, чем на самом деле обладает наша душа.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/razmyishleniya-o-muzyike-filosofskoe/

1.

Лосев,

А.Ф.

Основной

вопрос

философии

музыки

[Текст]

/

А.Ф. Лосев / Философия. Мифология. Культура. − М.: Политическая

литература, 1991. − С.315 – 335.

2.

Фарбштейн

А.А.

О

значении

философской

культуры

для

музыканта.

//

Методологические

проблемы

освоения

культуры.

Куйб.: Изд-во КГУ, 1988. — С. 196 – 206.

3.

Холопов,

Ю.Н.

Изменяющееся

и

неизменное

в

эволюции

музыкального мышления [Текст] / Ю.Н. Холопов // Проблемы традиций

и новаторства в современной музыке. − М.: Сов. композитор, 1982. − С.

52-104.

4