Краткая история создания и особенности музыки «Итальянского концерта» И.С. Баха

Сочинение

«Краткая история создания и особенности музыки «Итальянского концерта» И.С. Баха»

Краткая история создания и особенности музыки

«Итальянского концерта» И.С. Баха

«Итальянский концерт» — единственный концерт И. С. Баха, написанный для клавира соло без инструментального сопровождения. Это сочинение написано в старинном жанре сoncerto grosso, хотя и является сольным произведением. Одной из особенностей concerto grosso как жанра является противопоставление эпизодов, исполняемых всем оркестром – Tutti , и тех, которые поручаются группе солистов или одному солисту – Solo . Влияние мастеров итальянской музыки проявляется в том, чтобы облегчить фактуру, освободить её от полифонической перегрузки.

И.С. Бах не является единственным композитором, кто писал в этом жанре. Большое влияние на I часть концерта оказало произведение Иоганна Маттезона «Sonate pour le Clavecin, dedie a qui la jonera le mieux» (Гамбург, 1713г.) [1;43]

«Итальянский концерт» был успешно принят современниками И. С. Баха. Эмоционально концерт представляет праздничную атмосферу. С самых первых фраз, которыми начинается концерт, устанавливается жизнерадостный тон. Он продолжает господствовать на протяжении всего сочинения.

В I части концерта – Allegro — ведущая роль предоставляется первой теме, которая даёт энергию всему дальнейшему движению. Значение ее подобно значению главной партии сонатного Allegro . 2 часть концерта – Andante – представляется мечтательной и лирической, со свободным импровизационным развёртыванием мелодии. Мелодию ведёт правая рука, она обособленна от аккомпанемента. Её звучание можно сравнить со звучанием скрипки или какого-нибудь духового деревянного инструмента – флейты или гобоя. «Финал — Presto – по характеру контрастен Andante , но близок Allegro . В нем так же, как и в первой части, проявляется жизнерадостность.

Как уже говорилось, И. С. Бах редко оставлял указания в своих произведениях. Но «Итальянский концерт» содержит в себе ряд немногочисленных авторских ремарок. Так как автограф произведения утерян, а первое печатное издание концерта содержало в себе много неточностей и ошибок, ещё при жизни И. С. Бах подготовил второе издание с исправлениями. К сожалению, эти исправления почти не относятся к исполнительским указаниям.

8 стр., 3962 слов

Бах. о музыке и о судьбе Сергей Шустов

... музыки Баха, прежде всего, новичкам в музыкальном деле. Это связано еще и с тем, что Бах был весьма скуп на ... музыки оркестровый концерт для солирующего клавира (5-й Бранденбургский) и, по сути, первый клавирный концерт соло (Итальянский концерт). Для многих своих произведений Бах ... каталог всех известных сочинений Баха, в котором каждое ... аккорд представляла собой очертания Креста. Она стала для Баха ...

Концерт содержит в себе следующие авторские ремарки:

I часть концерта.

Концерт начинается почти буквальной цитатой из одной симфонии Георга Муффата «Florilegium Musicum», при этом, по словам А. Швейцера, «родство мыслей слишком разительно, чтобы объяснить его простой случайностью». [5;235]

Характер и темп исполнения в этой части концерта автором не указаны. Отсутствие этих указаний не удивительно по отношению к творчеству И.С. Баха, который далеко не всегда оставлял подобные указания. Как отмечают исследователи, если исходить из общего характера музыки и традиций жанра, то очевидна уместность применения термина Allegro .

По мнению А. Майкапара первый аккорд и аналогичные аккорды следует «ломать», то есть арпеджировать снизу — вверх, беря бас точно «на долю». Этот способ был принят во времена И. С. Баха, и считалось, что такое исполнение аккордов звучит более акцентированно и богато. Но такой способ игры аккордов не относился к орнаментике.

А. Майкапар отмечает, что «указанное Бахом forte в эпизодах solo должно при исполнении на фортепиано отличаться от forte разделов Tutti – быть более прозрачным. В терминах фортепианного исполнительства можно рекомендовать: для Tuttiforte , в эпизодах Solo верхний голос – mezzo forte , аккомпанирующие голоса – piano ».

При вопросе о передаче «неудобных» нот из одной руки в другую, следует помнить тот факт, что на клавесине могло предполагаться использование в этом месте разных клавиатур.

II часть концерта.

quasi pizzicato

Эта часть содержит в себе очень много мелизмов. Как утверждает Л. Ройзман «из 150 разнообразных украшений, встречающихся в этой пьесе, 134 выписаны самим композитором крупными нотами в тексте». [3;2]

III часть концерта.

Alla breve

Важная роль артикуляции определяется не только свойствами инструмента, но и общим значением артикулирования. В произведениях, где вопрос артикуляции не обозначен, ответственность за решение этого вопроса ложится на исполнителя. Искусство артикулирования требует и связной, и расчленённой игры. Расчленённая игра понимается не как выраженное staccato , а как ясная раздельность звуков, меру же такой расчленённой игры нельзя назвать однозначно, в каждом отдельном произведении эта мера будет своя, к примеру, в произведениях праздничного характера этот штрих будет более острый. Также важное место занимает приём игры cantabile , которому И. С. Бах уделял особое внимание.

Вопрос об артикуляции приводит нас к фразировке, эти два понятия часто смешивают: артикуляция-это отчётливое произнесение мелодии, в соответствии с её смыслом, фразировка же является ясной передачей фраз в мелодии. Фразировка у И. С. Баха является частью строения его мелодии. Артикулирование является одной из важнейших основ исполнения музыки И. С. Баха. В нотном тексте «Итальянского концерта» штрихи, расставленные рукой автора, присутствуют, но в малом количестве. Это лиги и точки, при этом стоит обратить внимание на идентичные места, где тематический материал и штрихи похожи.

5 стр., 2086 слов

Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем"

... провести с участниками театр – экспромт.   5-10 минут Игра “ах, театр” Время игры: 1,5 часа Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 9 – 14 лет. ... личности. Цель: формирование и сплочение детского коллектива через игровое взаимодействие. Задачи игры: развивать внутригрупповые отношения; развивать навыки коллективного взаимодействия, общения; учить принимать ответственность ...

В заключение следует отметить, что в современной исполнительской практике «Итальянский концерт» исполняется на фортепиано. Исполняя концерт на современном фортепиано нужно учитывать следующие особенности:

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/italyanskiy-kontsert-baha/