Подборка по базе: , Эссе история семьи Лельчук Софья.docx , Сыркина А.В. История и онтология науки ПЗ 2.docx , реферат история.docx , Задание ИПЗ Реферат История.docx , реферат история.doc , ответы история.rtf , Баскетбол история.docx , Скороходова Т.А. История и методология юридической науки.docx , Ответы на задания по предмету История — копия.docx
9. А. Пушкин – критик и издатель. Концепция формирования духовной самобытности литературы как предмета изучения.
ЭПОХА РЕАЛИЗМА
Хотя большинство принципиальных суждений Пушкина о литературе было опубликовано спустя много лет после его смерти (почти из 160 его критических работ большая часть – черновики незавершенных статей , фрагменты, заметки на полях), они в той или иной форме становились достоянием литературной жизни.
Как критик Пушкин выступал на страницах «Московского телеграфа», «Литературной газеты», а позже – в основанном им журнале «Современник».
Его статьи и рецензии отличались доброжелательным тоном, меткостью наблюдений, точность и лаконизмом оценок.
Глубина взгляда Пушкина на искусство, проницательность его критических суждений определялись не только его гениальностью. Пушкин был одним из самых образованных людей своего времени, стоявших «в просвещеньи с веком наравне». Он опирался на богатейший опыт мировой и более скромный опыт русской литературы, оценивал эстетические теории античных мыслителей, французских просветителей, немецких философов. Его статьи и художественные произведения становились итогом долгих и основательных раздумий о самых разнообразных теоретических проблемах художественного творчества – о предмете и назначении искусства, о взаимосвязи писателя и общества, об историзме и народности литературы, роли критики в развитии эстетического вкуса читателей, путях становления русского литературного языка.
В многообразном по своему составу литературно-критическом наследии Пушкина есть и опыты больших историко-литературных обобщений («О ничтожестве литературы русской»), и попытки осмысления актуальных теоретических проблем («О поэзии классической и романтической», «О народности в литературе»), и яркие образцы рефлексии по поводу собственного художественного творчества («Письмо к издателю «Московского вестника»), и ставшие классическими определения творческого своеобразия гениев мировой литературы – Шекспира, Мольера, Расина, Байрона, и емкие и точные характеристики важнейших явлений отечественной словесности – от «Слова о полку Игореве» до повестей Гоголя.
Александр сергеевич пушкин реферат на казахском языке
... писателями. Тип работы: Реферат Раздел: Литература Скачиваний: [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/referat/aleksandr-sergeevich-pushkinna-kazahskom-yazyike/ 319 Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня ... реферата 1. Вступление ( биография писателя) 2. Творчество Чехова. 3. Язык и стиль писателя , мнения критиков. 4. Повесть « Палата №6», знакомство с героями,основной сюжет. 5. История ...
Пушкин определил теоретическую мысль своего времени в трактовке проблемы народности литературы: главным критерием народности должен стать угол зрения писателя, отражение им особенностей национального характера, специфических «мыслей и чувствований», определяемых совокупностью объективных исторических признаков, — климатом, образом правления, верой («О народности в литературе»).
Пушкин рассматривал проблему народности не только в аспекте национального своеобразия , но и наполнял данное понятие демократическим содержанием.
Центральное место в литературно-критическом и эстетическом наследии Пушкина занимает концепция «истинного романтизма»: она свидетельствовала о возникновении нового типа художественного мышления, который будет определен современниками как «поэзия действительности» или «реальная поэзия». Преодоление Пушкиным романтической односторонности и переход к «поэзии жизни действительности» были во многом обусловлены усвоением художественных традиций Шекспира и сопровождались активной переоценкой драматургии французского классицизма и творчества Байрона.
Взгляды Пушкина-критика формировались в процессе его деятельного участия в литературной жизни 1820-1830-х годов, влиявшей на характер и жанровые формы его статей. Поэт внимательно следил за критическими выступлениями Вяземского, Бестужева, Кюхельбекера, Киреевского, одним из первых высоко оценил статьи Белинского.
Пушкина отталкивали мелочность и субъективность современной журнальной критики, ее невысокий теоретический уровень, принцип «сам съешь» в журнальных перебранках, разъедающий критику коммерческий дух. Поэт активно призывал своих друзей-литераторов писать антикритики, исправлять «ошибочные мнения».
«Нет истины там, где нет любви»
Пушкин не только критик, но издатель (Ж. «Современник» — база для профессиональной литературы).
- своеобразие РЯ
- о новой литературе
- историзм
- народность
- комментарии и отзывы на новые произведения, статьи, современную журнальную действительность
- нравственность в литературе
- разбор стиля, способов рифмовки
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/pushkin-kak-kritik/
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/pushkin-kak-kritik/
А. Пушкин «Разговор о критике», «О поэзии классической и романтической»
Фадей Венедиктович Булгарин
От Пушкина берет начало традиция непредвзятого, чуткого отношения многих русских писателей к критике собственных произведений.
10. Литературно-критические воззрения Н. Гоголя, их тематические и стилистические особенности.
ЭПОХА РЕАЛИЗМА
Важную роль в формировании русской эстетической и литературно-критической мысли 19 века сыграли выступления Гоголя. Его критика является «преимущественно художественной», поскольку об «искусстве Гоголь рассуждает на языке искусства». Критические размышления писателя отличаются яркой образностью, эмоциональностью стиля, некоторые из них организованы по сюжетному принципу и являются в равной мере художественными произведениями (критический этюд «Борис Годунов». Поэма Пушкина «Театральный разъезд»).
По повести Н. В. Гоголя «Шинель» (литература, 7 класс)
... Башмачкина Понятие «маленького человека» Этот тип литературного героя появился в русской литературе в начале XIX века в произведении А. С. Пушкина. Затем этот образ подхватил и Н. В. Гоголь. Прилагательное «маленький» употребляется в ... образ Башмачкина при написании сочинения или мини-сочинения по «Шинели». Возможно использование материала и для итоговой работы по литературе. Подробное ...
Как писатель и критик Гоголь формировался под влиянием романтической литературы и эстетики, особенно немецкой. Романтическими являлись и его представления о духовном горении художника и сам подход к художественными произведениями. Отвергая академизм и рационализм , ранний Гоголь приходил к мысли о невозможности анализа и систематизации произведений искусства.
Романтическое стремление Гоголя к универсальному охвату жизни и уяснению места в нем в нем искусства отразилось в «Арабесках», заключавших в себе наряду с художественными произведениями несколько «ученых» статей по истории, географии, литературе и искусству.
Эстетические воззрения Гоголя органично включали в себя и просветительскую традицию. Идея самоценности искусства соединялась с пониманием его как действенного средства нравственного совершенствования человека, пробуждения в нем «живой души».
Главную черту современной литературной эпохи Гоголь видит в стремлении «к самобытности и собственной национальной поэзии» («О малороссийских песнях»), причем высшей формой выражения национального сознания становится для него творчество.
В статье о Пушкине критик формулировал свое известное положение о том, что «истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа». Следуя традициям романтической эстетики, сближающей понятия народного и национального, Гоголь вместе с тем шел дальше романтиков, видя народность искусства прежде всего в выражении народной точки зрения.
Проблемы нового искусства более явственно выступают в критических статьях Гоголя середины 1830-х годов, когда писатель деятельно участвовал в издании пушкинского «Современника» и готовил к постановке комедию «Ревизор».
Выступление Гоголя отличала ярко выраженная просветительская установка.
Главным объектом его критики становится «торговое» направление в журнальной литературе, которое утвердилось благодаря изданию «Библиотеки для чтения» Сенковского и «Северной пчелы» Булгарина и явилось ярким выражением усиливающихся буржуазных тенденций в русской жизни. Следует заметить, что негативную оценку Гоголя получает не сам факт проникновения в литературное дело торговых отношений ,способствовавших профессионализации литературного труда, а появление ловких литературных дельцов, издания которых предлагали публике «худой товар».
К 1836 году относятся и первые редакции программных выступлений Гоголя по вопросам драматургии и театра, которые в переработанном виде будут опубликованы в конце 1830- начале 1840-х годов: «Петербургские записки 1836 года», «Отрывок из письма, написанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литературу», «Театральный разъезд». Тяжело переживая трагедию непонимания критикой многих своих произведений (прежде всего «Ревизора» и «Мертвых душ»), писатель стремился объяснить свои художественные принципы.
Древнерусская литература. Литература и русская история
... Гоголя, нравственных исканий Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Русская средневековая литература является начальным этапом в развитии отечественной литературы. Она передала последующему искусству ... контрастами, вступающими в неповторимое сочетание. Древнерусские писатели — не зодчие отдельно ... Сочинения протопопа Аввакума» и многие другие памятники. Русская литература – одна из самых древних литератур. ...
Все работы позднего Гоголя устремлены к тому, чтобы указать современным писателям и читателям на огромные возможности, открываемые перед русским искусством христианством. Наиболее полно эта идея выразилась в статьях, вошедших в исповедальную книгу Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Напряженно размышляя о необходимости совершенствования общественного устройства России, Гоголь акцентировал свое внимание на его нравственно-религиозной основе и эволюционном характере – призыв к «внутреннему переустройству каждого».
Гоголя волновал широкий круг не только социальных , но и эстетических проблем: слово как основа литературного творчества, «поприще» писателя и его долг, влияние великого художественного произведения на публику и условия создания такого произведения, отличие русской литературы от других национальных литератур. По мысли Гоголя, искусство не сводится к задачам социального и исторического изображения действительности.
Гоголь создавал не только социальную утопию, но и утопию эстетическую, отводя искусству решающую роль в деле преобразования человеческой души и общества в целом.
Историко-литературная концепция позднего Гоголя нашла отражение в его письмах «О лиризме наших поэтов», «Предметы для лирического поэта в нынешнее время» и «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность». С одной стороны, Гоголь, как и Белинский, видит движение отечественной литературы к национальной самобытности, ценит в фольклоре «самородный ключ» для развития поэзия. С другой стороны, он считает, что русская литература еще не выполнила задач, возложенных на нее историей. Делая исключение лишь для Пушкина, Гоголь замечал, что русские писатели не смогли пока ни правдиво показать жизнь, ни выразить с достаточной глубиной стремление к идеалу. Послепушкинский период в развитии русской литературы он связывал не с натуральной школой, а с расширением границ словесности в связи с христианизацией литературы. В 1840-е годы писатель стремился обогатить отечественную литературу и эстетику христианскими идеями, придать ей не критический, а позитивный, утверждающий и просветляющий характер.
Метод Гоголя-критика соотносится с методом Гоголя-писателя: