Почему для Катерины неприемлем путь Варвары

Эссе

Почему для Катерины неприемлем путь Варвары

Эссе

С5. В чем смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

Драма «Гроза» была написана в 1859 году.

Это был период, когда русское общество жило напряженным ожиданием реформы, когда одной из важных проблем общества была тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческом быту, под гнетом которого задыхались не только члены купеческих семей, особенно женщины, но и беднота, зависевшая от капризов самодуров. Писатель не просто обличает «темное царство» в свой драме, но и показывает, как в глубине его зреет протест против вековых традиций, как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни. Главный конфликт пьесы – это столкновение пробуждающейся личности с «темным царством», деспотизмом, духотою, фальшью. Исходя из этого, все герои драматического произведения, как правило, делятся на два противостоящих лагеря: в пьесе «Гроза» – Катерина противопоставляется жителям города Калинова. Вместе с тем, на мой взгляд, важен каждый из персонажей: они необходимы для полноты изображения калиновского мира, с ними общается Катерина, и почти каждый из них так или иначе помогает развитию драматического действия. Мне кажется, несмотря на противостояние, ближе всех к главной героине – Варвара. Так в чем же смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? Попытаюсь над этим поразмышлять, обратившись пьесы.

Известно, что в драматическом произведении автор раскрывает и характеры героев, и идейный смысл через сопоставление взглядов, мыслей и действий, которые герои передают в диалогах и монологах. Поскольку Катерина живет в доме своего мужа, то, естественно, чаще всего она общается с членами его семьи.

На мой взгляд, самые доверительные отношения у нее складываются не с безвольным мужем, не, тем более, с грозной свекровью, а именно с Варварой, сестрой Тихона. С ней Катерина делится обо всем, даже о самом сокровенном. Именно Варвара устраивает свидания Катерины с Борисом, по-своему жалеет ее, выслушивает ее искренние монологи, хотя не всегда и во всем ее понимает.

Нет сомнения в том, что эти героини абсолютно разные. Небогатый жизненный опыт Варвары подсказал ей, что ради собственного спокойствия и во избежание неприятностей лучше всего жить по принципу «шито да крыто», обманывать, ловчить.

31 стр., 15233 слов

Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского «Гроза»

... следующих задач: осмысление особенностей изучения драмы в школе; рассмотрение методики преподавания пьесы А.Н. Островского «Гроза». Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Глава 1. ... воплощения в драматическом произведении могут носить различный характер. Традиционно конфликты драмы по их со­держанию, эмоциональной остроте и окрашенности подразде­ляют на трагические, ...

Собственно, это и не ее вина, как я думаю: ведь так воспитала ее мать, сама привыкшая лицемерить; так живет ее брат Тихон, который внешне соблюдает устои «темного царства» и ждет только очередного отъезда, чтобы в полной мере насладиться всеми соблазнами жизни. Вот почему Варвара откровенно и говорит Катерине: «По-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Вот поэтому и сопоставляет Островский героинь, чтобы раскрыть характер Катерины, показать, что она не такая: она не может и не хочет жить по принципам, по которым живет Варвара. В отличие от нее, Катерина – открытая, смелая, прямая. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», – отвечает она Варваре.

И хотя Варвара смелее, хитрее, живее своего брата, она боится открыто встречаться с Кудряшом, остерегается свою мать, приспосабливаясь к морали «темного царства». Да и в любви она не особо принципиальна: ей бы попеть да повеселиться; довольно равнодушно воспринимает грубые выходки ухажера Кудряша по отношению к себе.

Катерина же, полюбив Бориса, не хочет прятаться и скрывать свои чувства: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» И в этом мы видим ее нравственное превосходство над всеми жертвами «темного царства», в том числе, и над Варварой. Она и любит-то особенно: сильно, глубоко, самозабвенно, готовая пойти с любимым на край света. «Отчего люди не летают так, как птицы? – говорит она Варваре.

  • Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Цельная, сильная натура, Катерина терпит лишь до поры, до времени: «А уж коли очень мне опостынет, – говорит она, – так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.

Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» И религиозность у Катерины особенная, не такая, как у Варвары, которая только внешне соблюдает принятые традиции; ходит в церковь, а в остальном, мне кажется, она далека от заповедей. Религиозность же Катерины вбирает в себя всю полноту мира Божьего: ощущение божественных сил неотделимо у нее от сил природы.

Вот почему она так боится грозу, видя в ней Божью кару. Таким, образом, сопоставление Катерины с Варварой помогает нам лучше понять особенности характера героини, ее нравственное превосходство над «темным» царством.

Но сопоставление помогает мне понять и Варвару: вызывает, например, уважение то, что она, зная все секреты Катерины, ни разу ее не предала, по-своему сочувствует ей, хочет помочь.

Но самый главный смысл, по-моему, заключается в том, что Варвара, общаясь с Катериной, так или иначе меняется: не выдержав деспотизма матери, она убегает из дома вместе с Кудряшом, и это свидетельствует о самом важном, что хочет донести до нас автор: о пробуждении в ней сознания, чувства собственного достоинства. Значит, не напрасна жертва Катерины, значит, не так уж и страшен и долговечен мир Кабановых и Диких, если самые безропотные (Тихон) и самые приспособленные (Варвара) доходят до открытого протеста, не желая больше мириться с жестокими нравами. И наконец, сопоставление Катерины и Варвары помогло мне определить еще не менее важный смысл: несмотря на различия в характерах, взглядах, обеих героинь объединяет трагичность их судеб: Катерина бросается в Волгу, но и Варвара убегает из дома. В этом я тоже вижу трагедию: ведь она понимает, что назад пути нет, а впереди – только неизвестность, и будет ли она счастлива, тоже неясно. Ясно главное: Варвара под влиянием Катерины пробудилась и вырвалась из плена «темного царства».

4 стр., 1794 слов

Конспект «Определение проблемы текста как составная часть ...

... С ТЕКСТОМ (1)Бывает так, что вроде и семье у подростка все в порядке, не хуже, чем у других, и в школе он не из ... и оценки выполнения части С.( стр.116-119)Ваше сочинение – рассуждение может строиться по стандартной трехчастной схеме: ВСТУПЛЕНИЕ - ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ваше сочинение ... в обществе можно назвать свободным? 11.Какие факторы влияют на формирование личности? 12.Проблемы жестокости и ...

Таким образом, сопоставляя Катерину и Варвару, драматург не только раскрывает их внутренний мир, но и вкладывает глубокий идейный смысл, раскрывая свою позицию по актуальным проблемам современной ему действительности.

Источник: https://infourok.ru/s-ege-po-literature-esse-v-chyom-smisl-sopostavleniya-obrazov-katerini-i-varvari-po-pese-an-ostrovskogo-groza-3073380.html

Катерина и Варвара.Почему путь Варвары для Катерины неприемлем?

Почему для Катерины неприемлем путь Варвары

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 3

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 4

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 5

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 6

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

10 стр., 4701 слов

Урок развития речи Подготовка к сочинению в 7 классе «Я ...

... На уроке нам необходимо подготовиться к сочинению по воображению. Посмотрите, пожалуйста, на оформление доски и попробуйте сформулировать тему нашего сочинения. Предполагаемый ответ ученика. Нам предстоит написать сочинение о море. «Я сижу на берегу ... море. ) II. Тема и цель урока. Слово учителя. Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Скажите, пожалуйста, а для чего необходимо развивать речь? ...

Page 7

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 8

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 9

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 10

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 11

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 12

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 13

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 14

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 15

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 16

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

7 стр., 3418 слов

Что такое красота жизненный пример. -рассуждение: что такое красота? ...

... бумаге, своим ощущением. Примеры написания Для полноты картины стоит привести пример такого специфического текста: ... из самых популярных видов работ, которые пишут в школах на предмете русского языка или литературы, является сочинение на красота?" ... цивилизации и признаков какой-либо жизни. Его сделала таким природа. Эта ... правоте. Разница небольшая, но она есть. То, чем восхищаются миллионы Красота - ...

Page 17

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 18

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 19

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

0

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

1

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

2

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

3

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

4

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

5

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

6

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

21 стр., 10453 слов

Б изменения в сельском хозяйстве в изменения в промышленности

... благоприятно для Хрущева. Хрущев проявил в эти дни необычайную активность. В сентябре 1953 года состоялся Пленум ЦК, на котором выступил Н.С.Хрущев с докладом о состоянии сельского хозяйства. Этобыл ... ЦК в июле 1955 года. Были определены два главных докладчика: Хрущев – с Отчетным докладом, и Булганин - с докладом о наметках новой пятилетки. Этот съезд должен был стать ...

Источник: https://znanija.site/literatura/1282058.html

39. Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе а.Н. Островского «Гроза».) (Билет 5) Вариант 1

Почему для Катерины неприемлем путь Варвары

Катерина – центральныйперсонаж пьесы А. Н. Островского «Гро­за».По складу характера и интересам онарезко выделяется из той среды, в которуюпопала после замужества. Исключительностьи сво­еобразие характера героиниделают ее непохожей ни на один изпред­ставленных драматургом женскихобразов.

Варвара и Катерина,как может показаться на первый взгляд,по­хожи. Обе молодые женщины, влюбленыи мечтают о счастье. Но воспитание иобраз жизни внесли различия в их характери отноше­ния к окружающему миру.

Катерина – натурапоэтически-мечтательная. Вспоминая освоем детстве и девичьих годах, Катеринарассказывает Варваре о том, каксформировался мир ее чувств и настроений.

Обстановка в родитель­ском доме,радостная и легкая, способствовалатому, что в характере Катерины нет ничеголживого, она искренна.

Сложный внутренниймир героини складывается под влияниемзаботы матери, которая в дочке «души нечаяла», на девушку оказывают влияниепосещение церкви, прогулки по саду,рассказы странниц и богомолок.

Катерина обладаетстрастной и пылкой душой: «Такая уж язаро­дилась горячая!» — говорит онао себе. Ее характер можно определитькак сильный и решительный: «Эх, Варя, незнаешь ты моего характе­ру! Конечно,не дай бог этому случиться! А уж колиочень мне здесь опостынет, так не удержатменя никакой силой». В этом вся Катерина.

Варварасовсем иная. Обстановка, в которойвоспитывалась и росла Варвара отличалась,видимо, деспотизмом матери (Кабанихи),отношения в семье строились в строгомсоответствии с Домостроем.

Все это инаучило Варвару приспосабливаться кусловиям жизни, если ей это выгодно:«Делай что хочешь, только бы шито дакрыто было».

Варвара может обманыватьи притворяться, что-то готова стер­петь,хотя иногда япоказываетсвой характер.

Именно эти различияи объясняют тот факт; что Катерина несмог­ла скрыть свой грех и покаяласьи перед Тихоном, и перед людьми, и передБогом. И нам очень трудно представить,что на такой посту­пок могла бы решитьсяВарвара.

Вариант 2

В 1859 году А. Н.Островский пишет драму “Гроза”. Вэтом произведении значительное местовновь отводится женским образам, которыетак привлекали драматурга.

В своихпьесах писатель впервые в русскойлитературе выводит героиню, существенноотличающуюся от окружающих ее людей.

Жизнь идеальной русской женщины дляОстровского характеризуется близостьюк Богу, бессознательным ощущениемизначальной обреченности человека. Вдраме “Гроза” воплощением такоготипа персонажей является Катерина, женаТихона Кабанова.

Драматургпротивопоставляет ей девушку, котораяявляется частью провинциального мира,трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишеначего-то возвышенного, не так глубока исложна, как у Катерины. Это ВарвараКабанова.

Две героинипьесы различаются между собой, но ихобъединяет реалистичность изображения,которая придает обоим образам особуюзначимость.

5 стр., 2123 слов

Только в детстве жизнь кажется бесконечной

... способны запечатлеть самые удивительные моменты, происходящие с нами в детстве. Я считаю свое детство самым прекрасным периодом в моёй жизни. Я ещё не встречала человека, который бы ... повзрослеть обязательно успеете. Сочинение «Детство». (Вар 5) Детство для каждого из нас – это самое прекрасное беззаботная пора! Время всеобъемлющего волшебства и искренней радости. Только детство бывает наполнено ...

На фоне жителейгорода Катерина выделяется своимидушевными свойствами. Ее непохожестьбросается в глаза. Кудряш в разговорес Борисом легко узнает героиню подвум-трем фразам, когда племянник Дикоговосхищается Катериной, выделяетхарактерные для нее черты: “…у неена лице улыбка ангельская, а от лица-токак будто светится”.

Так, через оценкуокружающих мы узнаем об ангелоподобностимолодой Кабановой, ее родстве с небом,которое объясняет чувствительностьКатерины к грозе, ее болезненную реакциюна электрические разряды, будто быпроходящие сквозь нее. Героине Островскогокажется, что она птица, ей снятся пейзажи,”как на обра- зах”.

Жена Тихонасвязывает горний и дальний мир, какангел являясь посредником между небоми землей.

В рассказеКатерины о детстве проявляетсямладенческая чистота ее души. Девушкабезвинна и ангелоподобна, как любойребенок. В детстве она очень близкаБогу. Это проявляется и в том, что онаспособна видеть ангелов, и в ее снах.

Нотакая близость сродни душевному состояниююродивого. Катерина не знает мира, еене коснулся грех, в ее жизни нет местахристианскому подвигу.

Дом матери былдля девушки раем, который сделал героинюбеззаботным “ангелом”, чуждымжестокой обыденности.

НеобычностьКатерины подчеркивается и тем, что онаживет вне времени. Ее существованиевечно и не ограничено какими-либорамками. Девушка рассказывает о церкви:”…и не вижу никого, и время не помню,и не слышу, когда служба кончится. Точно,как все это в одну секунду было”.

Такоебезвременное существование – пределмечтаний уже замужней Катерины:”…засядем шить с Варварой и не увидим,как время пройдет…” Сестру Тихонатакие тонкости не волнуют. Она целикоми полностью связана с вяло текущимвременем города Калинова и землей. Этоподчеркивается даже фамилией.

Кабан,одно из самых приземленных животных, -тотем семьи Марфы Игнатьевны, а значит,и Варвары. Детство не смогло заронитьв девушку частицу того света и тепла,которые излучает Катерина. Варвара былавынуждена хитрить и ловчить.

Ее задача- найти способ, чтобы, не вступая воткрытый конфликт с матерью, неповиноваться ей.

Сестра Тихоназамечает странность Катерины, она жалеетувядающую девушку, но не может объяснитьее поведения и слов. Для Варвары жизньмолодой жены в детстве мало чем отличаетсяот быта в доме Кабанихи. “Да ведь и унас то же самое”, – говорит она. Катеринаже физически ощущает .

тяжесть порядковв новом для нее доме, с переселением вкоторый появляется основное противоречиемежду героиней и городом. Жена Тихонадолжна подчинить свою волю “Домострою”и самодурству Кабанихи. Но уже в первойсцене с участием Катерины мы видим, чтоей это не удается.

Во время “сетований”Кабанихи сноха удерживается от ответныхреплик так долго, как может. Толькокрайняя несправедливость заставляетКатерину вступить в диалог с “маменькой”.Первые же фразы героини дают нам понять,что та совсем не похожа на безвольногомужа.

“Да хоть и к слову, за что ж тыменя обижаешь?” – говорит она Кабанихе.

В этой сценеоткрытая и свободолюбивая Катериначетко противопоставлена всей ее новойсемье: бесхарактерному Тихону, ревнующейсына Марфе Игнатьевне, хитрой Варваре,характер которой раскрывается здесьдостаточно полно. Все реплики сестрыТихона идут под ремаркой “в сторону”.Она

7 стр., 3298 слов

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе Гроза Островского

... образы Катерины и Варвары в «Грозе». Речь пойдёт не столько о силе характера и личных качествах, сколько о душевной глубине. Все жители Калинова противопоставлены образу Катерины ... и нравственными убеждениями девушки оттеняют друг друга. Каждый образ интересен, если рассматривать его отдельно, но в связке выявляются новые, подчас неожиданные грани характеров. Вот что происходит в пьесе: Кабаниха ...

имеет своемнение, но предпочитает не вмешиваться,не идти на конфликт. “Шито да крыто”- ее основной принцип, о котором Варвараскажет позже. Это правило помогаетвыжить девушке. В городе Калиновеначинается настоящая, не изолированнаяот проблем жизнь Катерины.

Вследствиеэтого к героине Островского приходитосознание неизбежности смерти. Гибель- это плата за жизнь. Вот почему молодаяКабанова, следуя только ей понятнойлогике, так быстро переходит отвоспоминаний о детстве к смерти, а затемк новой жизни: “Я умру скоро…

что-тосо мной недоброе делается, чудо какое-то!..Точно я снова жить начинаю…”

Катерина слишкомхорошо понимает неразрывную связь междужизнью и смертью. Омут для нее оказываетсянеизбежной реальностью. Катеринапредвидит свое будущее, потому-то ипугается заклинаний барыни, в словахкоторой слышит лишь подтверждениесобственных предчувствий.

В новом домепрерывается беспрепятственная связьКатерины с Богом. Героиня говорит освоих волшебных снах: “И теперь иногдаснится, да редко, да и не то”. МолодаяКабанова подсознательно чувствуетпотребность восстановить утраченное.Средством возвращения к Богу становитсялюбовь к Борису, греховная, по традиционнымпонятиям, страсть.

Катерина полностьюотдается этому чувству. В таком поведениигероини заключена огромная сила, несмотряна то что молодая Кабанова говорит: “Нету меня воли”. Катерина сама принимаетрешение отдать свою судьбу в рукилюбимого человека, и это добровольное”рабство” не имеет ничего общегос безволием и униженностью другихперсонажей.

Но для самой Катерины еепоступок – грех, поэтому героиня, осознавнеизбежность собственной гибели,добровольно выбирает бездну: “… я бывсе шла… и не оглянулась бы “.

УКатерины нет другого выхода, жить так,чтобы все было “шито да крыто”, онане хочет, уехать – не может: Борисотказывается взять Катерину с собой,потому что живет “не по своей воле”.

Да и есть ли такие края, где могла быутешиться вольнолюбивая душа Катерины?Если уж в “праведной” земле, где”красота в природе разлита”, молодаяженщина не находит себе места, то чтоже ей делать там, где “салтаны землейправят” и “люди с песьими головами”.Остается одна дорога – в омут. Но в то жевремя это – дорога в среду света и воздуха,пути к Богу. “В могилу… в землю”.

Не выносит жизниу “маменьки” и Варвара. Она бежитс Кудряшом. Только протестует сестраТихона всего лишь против неприятного,надоедливого ворчания. Ее побег не уходв лучший мир, а избавление от мелкихнеприятностей. Так, даже отчасти схожиедействия Варвары и Катерины еще лучшевыявляют противоречия между ними.

Ниодна из героинь, безусловно, не можетвызвать у нас резкого отрицательногоотношения, но и ни одна не станет идеалом.Такой, как Катерина, можно толькородиться; посредником нельзя стать. Этопризвание определяет характер молодойжены Тихона.

Жизнь приземленной Варвары,на мой взгляд, слишком прозаична, слишкомпросты ее стремления и мировосприятия.

15 стр., 7055 слов

Образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

... в мире без проблем и негодования. Монолог Катерины: «Отчего люди не летают? … Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так ... люди не летают, стихи и прозу. Яркий тому пример — монолог Катерины, главной героини пьесы А. Островского «Гроза». Какой же смысл вложила в эту фразу отчаявшаяся женщина? «Отчего люди не летают!» Катерина ...

Таким образом,моя жизненная позиция не может совпадатьс позициями героинь Островского. Мнеостается восхищаться избранной БогомКатериной.

Источник: https://studfile.net/preview/3494090/page:57/