«А.С.Макаренко и его учение «

Эссе

Эссе о нравственном образе жизни А.С.Макаренко и собственном опыте вдохновения от чтения его произведений.

Таукешова М.А. школа-гимназия №2 г.Астана

Чтобы стать педагогом, нужно иметь соответствующее образование, быть грамотным, коммуникабельным и т.д. Но чтобы стать Учителем по призванию нужно иметь не только образование, но что-то еще…«Учитель – тот, кто ведет к Свету»,-писал Ш.Амонашвили. «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель»,- утверждает Л.Н.Толстой . «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а развивает, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, — переживет вместе с ребенком много вдохновляющих минут…»,- провозглашает Януш Корчак. «Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом»,- подчеркивает А.С. Макаренко

Многие педагоги привлекают внимание, как истинные учителя, которые вдохновляют других своей жизнью, творчеством. Но мне хочется рассказать о величайшем педагоге двадцатого столетия Антоне Семеновиче Макаренко, о его концепциях воспитания.

Основным элементом воспитания является гражданское воспитание, куда входят нравственная и правовая культура, которые характеризуются, как «чувство собственного достоинства, внутренняя свобода личности, дисциплинированность, уважение и доверие к другим, гармоничное сочетание патриотических, национальных и интернациональных чувств».

А.С.Макаренко показал своим примером, работая в колонии, «педагогические пути спасения детей». В чем суть его воспитания? Он интегрирует школьное обучение, труд на производстве и физические упражнения. И главное в этой системе — ответственность. Он в колонии не просто руководитель, он и как родитель, как учитель, и как защитник.

Я думаю, что в нынешнее время, в век 21, были бы уместны опыты великого Учителя. Для воспитания современного молодого поколения. А.С.Макаренко считал, что на первом месте у человека стоит труд «в этом его честь, его радость и его человеческое достоинство». И я полностью согласна с ним. «Трудовая забота- это не просто дорога к средствам существования, но еще и этика. Это философия нового мира, это мысль о единстве трудящихся, это мысль о новом счастливом человеке…Как же можно воспитать этого будущего гражданина, если с малых лет не дадим ему возможность пережить опыты трудовой заботы и в ней выковать свой характер, свое отношение к миру, к людям т.е. свою нравственность». Его концепция рождалась в работе с несовершеннолетними правонарушителями и беспризорниками.

7 стр., 3354 слов

Воспитание и педагогическая мысль в эпоху возрождения

... В эпоху Возрождения сложилось понимание важной роли обучения и воспитания в формировании нравственности, развитии ростков добра, смягчении и обуздании нежелательных наклонностей. Заслугой гуманистов стала ... настойчивее звучала мысль о внимательном, бережном отношении к личности ребенка. Глава 2 Педагогическая мысль эпохи Возрождения Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена ...

В своей «Педагогической поэме» автор описывает на конкретных примерах, как преобразовывается и растет нравственно «трудный подросток». Учитель смог сформировать Человека. Он писал: «Когда-то мне дали в коммуне им. Дзержинского несколько сотен человек. И в каждом из них я видел глубокие и опасные стремления характера, глубокие привычки. И это дало мне задуматься, а каким должен быть их характер, к чему я должен стремиться, чтобы из этого мальчика, девочки воспитать гражданина?»

Действия в поэме приходятся на самые трудные годы: гражданская война, НЭП, возникновение страны Советов, образование комсомола… Воспитанники Макаренко стали достойными гражданами своей Родины.

У нас в Казахстане появляются дома Детства для детей, у которых родители лишены родительских прав. Меня поражает недисциплинированность, безответственность воспитанников, нет навыков труда. А если бы педагоги и воспитатели, работающие в таких учреждениях, перечитали бы «Педагогическую поэму» А.С.Макаренко и разработали бы план самоуправления, назначив ответственных за всю их деятельность, вплоть до элементарных навыков гигиены, подросток сам бы осознал свое поведение и вышел бы полноценный человек.

Макаренко важнейшее место отводит стилю детского учреждения. Мажорность, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию. Главное- гордость за коллектив, за каждого члена и защищенность. Особенно мне понравились «Правила поведения». Внешняя подтянутость и «чувство формы» определяют внутреннее содержание поведения. И самое интересное: устанавливается форма вежливости. Большое внимание Макаренко уделял эстетике комнат, лестницы, станков.

Коллектив, что немаловажно, несет в себе функции самоуправления, характеризующее взаимной ответственностью, при котором тренируется правильное поведение. А.С.Макаренко вынужден был оставить учебу в Москве и вернуться в колонию. Благопополучие колонии для него важнее личных дел. Что помогло ему выстоять в те тяжелые годы? Вера в ценность человеческой личности, его стремление найти в каждом воспитаннике крупинку человечности, найти в самом безнадежном подростке интерес к чему-либо, выявить способности и развить их. Макаренко сумел добиться того, что его безграничная вера в человека, в лучшую жизнь, мечта о счастье увлекла всех. Его воспитанники стали полноправными членами общества.

А.С.Макаренко был честен, бескомпромиссен, был оптимистом, лидером, организатором .«Вы проходя случайно, ласково поглядели на ребенка: вы сделали важное дело»,- цитирует часто Ф.М.Достоевского великий Учитель.

2 стр., 507 слов

Рефлексивное «Профессионально-этические нормы взаимодействия ...

... кто должны это понять и помочь ребенку, являются его родители, а во вторую очередь – его учитель. С педагогической точки зрения фильм имеет большое значение. Он ясно показывает, ... живет «по правилам». Просто ему с трудом удается читать, писать, концентрировать свое внимание на чем-либо. Учителя в школе считают, что Ишан - бездарность, родители кричат на него, что ...

Всем советовала бы прочесть «Книгу для родителей». Учитель пишет, что любовь приходит «вместе с долгом. Как дети одной матери», «любовь-это тоже поведение». Воспитание детей –это огромный труд, который требует «предельной простоты и внимательности». Воспитание тем легче, чем выше интеллект родителей. Макаренко писал, что при воспитании ребенка, нужно беречь его нервы, приучать к сдержанности, никогда не должна ослабеть у родителей чувство долга и моральная ответственность. Он был тонким психологом, практиком, физиологом и большим педагогом.

На примере семьи Назаровых Макаренко показывает взаимоотношения Васи с родителями, его взросление. Автор убеждает нас, «что ребенок- это живой человек». Вася Назаров показан в возрасте от 4 до 6 лет. Макаренко считает эти годы жизни самыми ответственными. Когда мальчик из теплого семейного гнезда выходит на широкую дорогу, когда он попадает в коллектив, значит, он становится гражданином.

Макаренко описывает семью Назаровых, опираясь на свои воспоминания детства. У них в семье было 4 детей. Мама Татьяна Михайловна была шутницей, отец –сдержан. Характеры разные, но спокойные.

Что можно посоветовать родителям из книги А.С.Макаренко? «В правильном семейном коллективе, где родительский авторитет не подменяется никаким суррогатом, не чувствуется надобности в безнравственности и некрасивых приемах дисциплинирования». И в такой семье всегда есть полный порядок и необходимое подчинение и послушание. Если родителю научиться различать действительные и фиктивные потребности детей, то можно любое распоряжение сделать милой и приятной формой дружбы между родителями и детьми.

Я могу еще много писать о моем любимом учителе. Советую всем педагогам, воспитателям и родителям полюбить также книги Макаренко, его творчество. Открыть и никогда не расставаться…