О наиболее интересной педагогической системе (Педагогическая система А.С.Макаренко)

Эссе

Эссе

О наиболее интересной педагогической системе

(Педагогическая система А.С.Макаренко)

Система А.С. Макаренко, основанная на 5 принципах воспитания сильной личности: коллектив, самоуправление, трудовое воспитание, взаимодействие — учитель/воспитатель/родитель, дисциплина, лично для меня является основополагающей в деле воспитания детей. По моему мнению, эти принципы всегда действовали, действуют и будут действовать.

Советский педагог и писатель Антон Семенович Макаренко признан одним из четырех выдающихся педагогов мира, наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Марией Монтессори. Такой чести в 1988 году его удостоило ЮНЕСКО. Главная заслуга Макаренко – авторская методика воспитания, которая творила чудеса: в 20-е годы беспризорники и малолетние преступники не просто перевоспитывались, а становились выдающимися личностями. Я часто задумываюсь над вопросом: в чем был секрет Макаренко и применима ли она к современным детям?

Основа методики Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями, и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности. Попробуем разобраться, чем этот принцип интересен в наше время, ориентированное на развитие индивидуальности.

Ощущение того, что ребенок является частью коллектива, учит его взаимодействию с другими детьми. Коллектив помогает ему адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью, принять новые социальные роли. Развитие взаимоотношений детей, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимоотношений стоят в центре системы Макаренко. При этом коллектив должен развиваться, ставить новые цели и поэтапно идти к ним, а каждый ребенок осознавать свой вклад в этот общий процесс.

Воспитание ориентированное на природные задатки ребенка

Современный мир требует от человека определенных навыков и качеств, чтобы успешно справляться с повседневными задачами. Использование подходов к воспитанию, ориентированных на природные задатки ребенка, помогает готовить его к жизни в реальном мире, где он не будет исключительным и единственным. Важно, чтобы ребенок осознавал свои силы, мог принимать взвешенные решения и не боялся применять их.

Однако, важно понимать, что дети должны быть ориентированы не только на получение, но и на отдачу. Дети, которые осознают социальные ответственности и понимают, что они должны вносить свой вклад в общество, развивают в себе зрелость и социальные навыки.

17 стр., 8456 слов

Совместимость в творческом коллективе

... работы группы. В рамках образовательного коллектива основная деятельность учеников - учение. Коллектив учащихся играет важную роль в формировании межличностных связей и отношений между учащимися. Он является основой для создания различных творческих коллективов. ...

Демократичная система воспитания Макаренко

Одним из замечательных примеров комфортного психологического климата в воспитательном процессе является система воспитания Макаренко. Этот выдающийся педагог придерживался принципа создания комфортного психологического климата в коллективе, где каждый ребенок ощущает защищенность и свободу творчества.

Важной чертой этой системы было голосование детей, которое определяло жизнь, досуг и труд коллектива. Принятие решений посредством голосования учил ребенка переживать ответственность за свои поступки. Дети включались в систему реальной ответственности и имели возможность попробовать себя в роли командира и рядового.

Макаренко полагал, что отсутствие системы реальной ответственности может привести к формированию безвольных и не приспособленных к жизни людей. Поэтому он придерживался принципа, что каждый ребенок должен иметь шанс попробовать себя в качестве руководителя, позволяя им принять участие в принятии важных решений.

Уважение и требовательность

Макаренко высказывался против идеи того, что школа — это лишь подготовительный этап, а дети — зародыши будущих личностей. Он считал, что дети — полноправные граждане, которые могут жить и работать, основываясь на своих силах. Он поддерживал хорошие отношения между взрослыми и детьми, при этом внося взаимное уважение и требовательность.

Любовь отличается требовательностью, поэтому Макаренко считал, что воспитание должно быть основано на уважении и требованиях к ребенку. Отсутствие избалованности и нежелания брать на себя ответственность можно считать результатом этой формы воспитания.

Подходим к одной из самых щепетильных тем – Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде (сделаем поправку на тяжелое время и полуразрушенную страну, когда подростки в любом случае работали).

В его коммуне труд носил промышленный характер, и дети работали по 4 часа в сутки. Этот момент один из самых непростых в разрезе современного момента, ведь физический труд, увы, не в почете.

Но, говоря о необходимости труда в детстве, Макаренко считал, что воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определенной целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом. И в тоже время труд без идущего рядом образования и воспитания – бесполезное сокращение мускулатуры.

К слову о «макаренских» воспитанниках, участие в производственном труде сразу меняло социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

Я считаю, что в школе ребята должны заниматься ручным трудом и получать технические навыки, умение работать над различными материалами при помощи соответствующих инструментов. С этой целью при каждой школе для практических занятий должны быть мастерские, сад, школьная кухня. Трудясь в школе, воспитанники должны последовательно развивать в себе качества, необходимые для лучшей работы, приучиться все старательнее, честнее, добросовестнее, обдуманнее выполнять процессы ручного труда. Кроме того, школа должна дать учащимся общую трудовую подготовку к предстоящей профессиональной деятельности.

27 стр., 13290 слов

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

... экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста; 4. Разработать занятия по формированию экономических представлений детей старшего дошкольного возраста; Методы исследования: теоретический анализ научно-педагогических, методических работ по изучаемой проблеме; анализ деятельности дошкольников. ...

Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения…

некоторые её составляющие актуальны и сегодня

Роли домашнего воспитания детей

Эта цитата посвящена, в первую очередь, учителю и воспитателю, но и родителю в том числе. Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о роли домашнего воспитания детей и о том, что родители – пример, который может вызывать как уважение, так и критику. Об этом и многом другом он писал в своей «Книге для родителей».

Честность и искренность

Также Макаренко не раз подчеркивал, что учитель должен быть внимательным и искренним, потому как все мы знаем, дети лучше взрослых различают фальшь. И в этом случае категорически запрещен «шантаж», когда оказывая доверие ребенку, вы припоминаете ему прошлые огрехи. «Воспитанник чувствует, что педагог придумал свой фокус с доверием только для того, чтобы усилить контроль».

Дисциплина и воспитание

По Макаренко дисциплина – это не средство и не метод воспитания, а ее результат. То есть правильно воспитанный человек обладает дисциплиной как нравственной категорией. «Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли», – утверждал Макаренко. А он прекрасно понимал, что легко научить человека поступать правильно в присутствии других, а вот научить его поступать правильно, когда никто не видит – очень трудно и, тем не менее, ему это удавалось.