Эссе о нравственном образе жизни А.С.Макаренко и собственном опыте вдохновения от чтения его произведений.
Таукешова М.А. школа-гимназия №2 г.Астана
Чтобы стать педагогом, нужно иметь соответствующее образование, быть грамотным, коммуникабельным и т.д. Но чтобы стать Учителем по призванию нужно иметь не только образование, но что-то еще…«Учитель – тот, кто ведет к Свету»,-писал Ш.Амонашвили. «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель»,- утверждает Л.Н.Толстой. «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а развивает, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, — переживет вместе с ребенком много вдохновляющих минут…»,- провозглашает Януш Корчак. «Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом»,- подчеркивает А.С. Макаренко
Многие педагоги привлекают внимание, как истинные учителя, которые вдохновляют других своей жизнью, творчеством. Но мне хочется рассказать о величайшем педагоге двадцатого столетия Антоне Семеновиче Макаренко, о его концепциях воспитания.
Основным элементом воспитания является гражданское воспитание, куда входят нравственная и правовая культура, которые характеризуются, как «чувство собственного достоинства, внутренняя свобода личности, дисциплинированность, уважение и доверие к другим, гармоничное сочетание патриотических, национальных и интернациональных чувств».
А.С.Макаренко показал своим примером, работая в колонии, «педагогические пути спасения детей». В чем суть его воспитания? Он интегрирует школьное обучение, труд на производстве и физические упражнения. И главное в этой системе — ответственность. Он в колонии не просто руководитель, он и как родитель, как учитель, и как защитник.
Введение
В настоящее время, в эпоху 21 века, важно проводить эксперименты, основанные на опыте великого учителя А.С. Макаренко, с целью воспитания современного молодого поколения. Он считал, что труд занимает важное место в жизни человека, являясь его честью, радостью и человеческим достоинством. Я полностью разделяю его точку зрения, считая, что трудовая забота не только обеспечивает средства существования, но и является этикой и философией нового мира. Она способствует единству трудящихся и формированию нравственности у молодого поколения.
Учителя «Воспитание является искусством, а не ремеслом — ...
... духовный мир ребенка». Процесс воспитания может строиться только на взаимном уважении учителя и ученика. Исстари говорится: чтобы ... волнует людей в области развития искусства, науки, техники, спорта. Молодой учитель, попав в школу после окончания ... к мастерству, энтузиазм, воодушевление таким стремлением должны определять характер труда учителя. Еще древние греки считали учителя «вдохновителем» ...
Опыт А.С. Макаренко
В своей «Педагогической поэме» А.С. Макаренко описывает, каким образом нравственно сложный подросток может преобразоваться и развиться. Он демонстрирует на конкретных примерах, что учитель способен сформировать личность. Макаренко пишет: «Когда-то мне дали в коммуне им. Дзержинского несколько сотен человек. И в каждом из них я видел глубокие и опасные стремления характера, глубокие привычки. И это дало мне задуматься, а каким должен быть их характер, к чему я должен стремиться, чтобы из этого мальчика, девочки воспитать гражданина?»
Действия в поэме разворачиваются в трудные годы: гражданская война, НЭП, возникновение страны Советов, формирование комсомола. Воспитанники Макаренко стали достойными гражданами своей Родины.
Применение опыта в Казахстане
В Казахстане появляются дома Детства для детей, чьи родители лишены родительских прав. Однако, меня поражает недисциплинированность и безответственность воспитанников, а также их отсутствие навыков труда. Если бы педагоги и воспитатели, работающие в таких учреждениях, изучили «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко и разработали план самоуправления, назначив ответственных за всю деятельность, включая элементарные навыки гигиены, подростки сами осознали бы свое поведение и стали бы полноценными членами общества.
Важное место в педагогической концепции А.С. Макаренко занимает стиль детского учреждения. Он подчеркивает важность мажорности, отсутствие кислых выражений и постоянную готовность к действию. Главная идея заключается в гордости за коллектив, за каждого его члена и защищенности. Особое внимание Макаренко уделяет «Правилам поведения», которые определяют внутреннее содержание поведения. Он подчеркивает значимость внешней подтянутости и «чувства формы», которые влияют на эстетику комнат, лестниц и станков.
Коллектив играет важную роль в самоуправлении и взаимной ответственности, что способствует тренировке правильного поведения. А.С. Макаренко был вынужден оставить учебу в Москве и вернуться в колонию, так как благополучие колонии для него было важнее личных дел. В те тяжелые годы его поддерживала вера в ценность человеческой личности и стремление найти в каждом воспитаннике крупинку человечности, интерес к чему-либо и способности, которые можно развить. Благодаря безграничной вере Макаренко в человека, в лучшую жизнь и мечте о счастье, его воспитанники стали полноправными членами общества.
А.С. Макаренко был честным, бескомпромиссным оптимистом, лидером и организатором. Он верил в важность малых действий и цитировал Ф.М. Достоевского, который говорил, что даже случайный ласковый взгляд на ребенка может сделать важное дело.
Я рекомендую всем прочитать книгу «Книга для родителей», в которой Макаренко говорит о том, что любовь приходит вместе с долгом. Он утверждает, что любовь – это также поведение. Воспитание детей – это сложный труд, требующий предельной простоты и внимательности. Чем выше интеллект родителей, тем легче воспитывать детей. Макаренко советует беречь нервы ребенка, приучать его к сдержанности и не ослаблять у родителей чувство долга и моральную ответственность. Он был тонким психологом, практиком, физиологом и великим педагогом.
Взаимоотношение детей и родителей по произведению рэй брэдбери
... не задумываясь и не прилагая никаких усилий. Своим рассказом Рэй Брэдбери обратил внимание на проблему непонимания между детьми и родителями, нежелание задумываться и проявлять участие в судьбе ... душераздирающие вопли. Львы, живущие в вельде, постоянно что-то ели и стервятники по окончании кровавой трапезы долго кружились над костями жертв. Родители принимают решение начать новую, нормальную ...
Взаимоотношения Васи с родителями и его взросление на примере семьи Назаровых Макаренко
На примере семьи Назаровых Макаренко показывает взаимоотношения Васи с родителями, его взросление. Автор убеждает нас, «что ребенок- это живой человек». Вася Назаров показан в возрасте от 4 до 6 лет. Макаренко считает эти годы жизни самыми ответственными. Когда мальчик из теплого семейного гнезда выходит на широкую дорогу, когда он попадает в коллектив, значит, он становится гражданином.
Макаренко описывает семью Назаровых, опираясь на свои воспоминания детства. У них в семье было 4 детей. Мама Татьяна Михайловна была шутницей, отец – сдержан. Характеры разные, но спокойные.
Что можно посоветовать родителям из книги А.С. Макаренко? «В правильном семейном коллективе, где родительский авторитет не подменяется никаким суррогатом, не чувствуется надобности в безнравственности и некрасивых приемах дисциплинирования». И в такой семье всегда есть полный порядок и необходимое подчинение и послушание. Если родителю научиться различать действительные и фиктивные потребности детей, то можно любое распоряжение сделать милой и приятной формой дружбы между родителями и детьми.
Я могу еще много писать о моем любимом учителе. Советую всем педагогам, воспитателям и родителям полюбить также книги Макаренко, его творчество. Открыть и никогда не расставаться…