«Я сибирской породы» (памяти Евгения Евтушенко)

Эссе

«Не люди умирают, а миры», — с грустью сказал Евгений Евтушенко, сожалея о быстротечности жизни, о невозвратных невосполнимых потерях. И вот ушёл он сам, любимый многими поэт, интереснейший, энергичный, жизнелюбивый, притягательный человек. И вместе с ним ушла целая Вселенная, богатство которой неоценимо. Никогда больше не будет он увлекательно разговаривать с нами о жизни, о поэзии, вдохновенно читать стихи, никогда не ответит на наши вопросы, не улыбнётся нам. И хочется «от этой невозвратности кричать»!

Полным недетских испытаний было детство Евгения Евтушенко. Родился он в тяжёлые для страны тридцатые годы на далекой станции с холодным названием Зима, что затерялась в таёжных просторах Восточной Сибири. Зима – один из маленьких городов-работяг, которые не заботятся о своей внешности и в которых городское и сельское мирно сосуществуют. Вот как сказал поэт своей неласковой малой родине:

Зима — солидный град районный,

а никакое не село.

В ней ресторанчик станционный

и даже местное ситро.

Есть хлебосдаточных три пункта,

есть банк, есть клуб в полтыщи мест

и деревянная трибунка

у горсовета для торжеств.

А все же тянет чем-то сельским

от огородов и дворов,

от лужиц с плавающим сеном,

от царской поступи коров…

Всё меньше остаётся людей, появившихся на свет в далёкие тридцатые годы, людей с непростыми судьбами. Поколение тридцатых — особое, замечательное, неизнеженное, познавшее голод и холод, и более других отзывчивое. Поколение, пронёсшее доброту через горькое время лишений и сохранившее её на всю жизнь. Это дети самой страшной в мировой истории войны, а значит, лишённые детства. Война болью вошла в их чуткие сердца и навсегда осталась в их памяти.

Зима солидный град районный 1

Женя Евтушенко

Не мог забыть своё военное детство Евгений Александрович. И ненавидел войну. И говорил об этом. И призывал к миру. В 1961 году были написаны стихи «Хотят ли русские войны?», ставшие известной песней. В них – страдания русской земли, вкусившей много военного лиха, в них – стремление наших соотечественников жить под мирным небом. Не может быть большего счастья, чем счастье жить в мире.

Почти сорок лет минуло со дня окончания самой страшной, кровопролитной войны, и взялся Евгений Евтушенко снимать фильм о своём детстве, о том, как его, маленького мальчика, отправили на поезде к бабушке на родную станцию Зима, подальше от фронта. Поезд попал под бомбёжку, и Женя вынужден добираться пешком. Идёт он долго, терпит голод и холод, на пути встречает множество людей, добрых и злых. Люди, картины, промелькнувшие перед ним, останутся в памяти, будут жить в душе, и долгие годы будут искать образного воплощения…

3 стр., 1179 слов

Проблема нравственного выбора человека на войне

... с В. Быковым в том, что судьба человека на войне трагична, только нравственно сильным людям дано сделать правильный выбор: героическая смерть или ... в том капонире остался отец её сына, который родился зимой, когда она, уже комиссованной, вернулась с младенцем в маленький ... будто окончательно смирившись с происшедшим. (55)Она постояла ещё, пытаясь как-то совладать с собою, и побрела по склону овражка. ...

И вот взялся Евгений Александрович за работу колоссально сложную. Ему, поэту, предстояло стать режиссёром фильма, где большинство ролей сыграют люди, никогда в кино не снимавшиеся, далёкие от кинематографа. Съёмки проходили в дальних уголках Сибири, и для участия в массовых сценах, которых было много, приглашались люди, живущие в местах, где снимался фильм. И среди них Евтушенко в очень короткое время умел разглядеть таланты.

Немало споров вызвал фильм, которому Евтушенко дал по-домашнему теплое название: «Детский сад». Много критики звучало в адрес режиссёра после выхода картины. Были и слова одобрения. Но все сходились во мнении, что фильм необычный, непохожий на гладенькие киноленты профессиональных режиссёров. В основе языка фильма – метафоры и символы. Есть поистине поэтические сцены и образы. Массовые сцены поставлены с размахом, замечательно играют «маленькие» роли жители городов и деревень.

Хочу немного сказать о том, как Евгений Александрович работал над фильмом в порту Байкал. Он уже ранее бывал в нашем посёлке, знал его. Помню, как на встрече с местными жителями в клубе «Водник» в полной тишине громогласно звучали известные строки в талантливом исполнении автора:

Я сибирской породы.

Ел я хлеб с черемшой

и мальчишкой паромы

тянул, как большой.

Ещё помню, как с болью в голосе читал он стихи о происшествии, которое ребёнком он увидел во время войны и запомнил на всю жизнь. В голодном трагическом сорок первом году перед народом, узнавшим, что такое настоящий голод, продавец, наживающийся на людском горе, выкатил большую бочку мёда. И «простое, горькое, нагое» горе выстроилось в очередь, взяв из дома для обмена на мёд всё лучшее, свято хранимое. Но подъехал на красивых лошадях некто грузный богатый, рослый и, заплатив коврами за всю бочку, увёз редкое желанное лакомство, оставив в горести голодную бедноту. Увиденное не давало поэту покоя. В 1960 году он написал стихотворение «Мёд», которое читал на многих своих выступлениях. Яркий случай с мёдом нашёл место и в фильме «Детский сад»…

Наш маленький посёлок с громким названием порт Байкал очень подходил Евтушенко для съёмок, прежде всего потому, что здесь пролегает знаменитая Кругобайкальская железная дорога, которая стала тупиковой и по ней четыре раза в неделю ходит только один поезд в два вагона. А, значит, съёмкам ничто не будет мешать.

Жители порта ежедневно приходили к железнодорожному вокзалу, на котором вместо привычной вывески «Байкал», висела другая — «Сосновка». Все тщательно подбирали одежду, чтобы соответствовать военной эпохе, в которую погружались на съёмочной площадке. С удовольствием шли сюда местные ребятишки. Работа, и трудная, и интересная, продолжалась до вечера. И на общем фоне выделялась высокая фигура режиссёра, который умело, горячо, мастерски руководил процессом, был очень незауряден, интересен. К общей радости, приехали известные и всеми любимые артисты Леонид Марков и Николай Караченцов.

16 стр., 7916 слов

Жизнь и творчество е. а. евтушенко

... творчество е.евтушенко анализ публицистики евтушенко евтушенко твоочество о творчестве вознесенском жизнь и творчество евтушенко сообщение <p> Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/e/evtushenko/stati/zhizn-i-tvorchestvo-poeta/o-tvorchestve-e.-a.-evtushenko Сочинение Е. А. Евтушенко — лирический поэт Евгений Александрович Евтушенко ...

Многих моих земляков, участвовавших в съёмках фильма, уже нет. Но благодаря работе Евгения Александровича, они живут, их лица сохранились для посёлка, его истории. И для меня встреча с фильмом – это и встреча с людьми, жившими и живущими со мной на одной земле.

Помещаю несколько фотографий, которые были сделаны местными жителями в эти незабываемые для них дни.

Я сибирской породы  1

Я сибирской породы  2

Я сибирской породы  3

Я сибирской породы  4

Я сибирской породы  5

Я сибирской породы  6

Я сибирской породы  7

Некоторые понравившиеся лица режиссёр давал крупным планом, а некоторым давал и небольшие роли. Больше всех мне запомнилась Гошова Любовь Даниловна, хорошо сыгравшая эпизодическую роль . Она играет пожилую женщину, познавшую голодную военную жизнь. Она делится с юным героем последним куском хлеба, бережно разламывает его на две половинки, стараясь не раскрошить, но хлеб всё же крошится. И подбирает все крошечки, съедает их, сквозь слёзы глядя на голодного, уходящего в неизвестность мальчика.

Я сибирской породы  8

Гошова Л. Д. Кадр из фильма.

Русские женщины, как молодые, так и пожилые, в тылу выполняли и женскую, и мужскую работу. Вера Александровна Толстикова в картине «Детский сад» деловито, уверенно переводит стрелки перед уходящим поездом. Вера Александровна стала и героиней картины художницы Галины Новиковой «Семья лесника».

Я сибирской породы  9

Толстикова В. А. Кадр из фильма

Хочется верить, что картина Евтушенко «Детский сад», которую поэт снимал вдохновенно, с большой любовью ещё найдёт своего зрителя.

Евгений Александрович очень любил Сибирь, любил Байкал. И нередко бывал на родной сибирской земле, взрастившей его. И противился потребительскому отношению к Байкалу. По мнению властей, богатое озеро должно приносить государству доход. В этом предназначение Байкала. Стране нужна целлюлоза – это важно для страны. А байкальская дистиллированная вода будто специально предназначена, чтобы удовлетворить запросы государства в целлюлозе. Значит, будем пичкать озеро отравой, чтобы получить экономию. Это гораздо важнее, чем вода Байкала! Будем неограниченно добывать омуль – вон его сколько! Будем убивать детёнышей нерп палками по голове, чтобы не повредить их ценный мех. Мех ценен, а жизнь белька ничего не стоит! Ему больно – а нам-то что!.. И до сих пор убийство нерп на Байкале не прекратилось, хотя спросом мех животных теперь не пользуется. И даже ставится вопрос о промышленной добыче обаятельных млекопитающих.

Приведу строки Евтушенко из замечательной «Баллады о нерпах», которая написана неравнодушным сердцем.

Нерпа-папа спит, как люмпен.

Нерпа-мама сына любит

10 стр., 4543 слов

Байкал: интересные факты для детей, география, флора и фауна, история

... о Байкале помогите !! Байкал — уникальное озеро, полное кристально чистой пресной водой. Расположено это чудо природы в России, на востоке Сибири. По ... можно различить на многометровой глубине. Интересно, что одна лишь Ангара берёт своё начало из Байкала. Между тем, этот ... и на близлежащей территории обитают эндемичные и реликтовые виды, которых больше нигде не встретить. Среди них — тюлень нерпа, ...

и в зубах, как леденец,

тащит рыбину в сторонку

кареглазому нерпенку

по прозванью «зеленец».

Нерпы, нерпы, вы как дети.

Вам бы жить и жить на свете,

но давно в торговой смете

запланированы вы;

и не знают нерпы-мамы,

что летят радиограммы

к нам на шхуну из Москвы…

Нерпы, нерпы, мы вас любим,

но дубинами вас лупим,

ибо требует страна.

По глазам вас хлещем люто,

потому что вы — валюта,

а валюта нам нужна…

Нерпы плачут, нерпы плачут

и детей под брюхо прячут,

но жалеть нам их нельзя.

Вновь дубинами мы свищем.

Прилипают к сапожищам

нерп кричащие глаза.

Нерпа папа спит 1

(фото из интернета)

Евгений Евтушенко помнил и думал о Байкале. Ему приносили страдания болезни озера, которое он считал родным, любил сыновней любовью. Хочется поместить ещё одно стихотворение Евгения Александровича, поместить полностью, ведь «кусочки» не могут дать целостного восприятия.

Ты за мною, Байкал,

словно Бульба Тарас за Остапом,

Если сети ты рвешь

И, поднявшись, кудлато, горбато,

«Слышишь сынку?» — ревешь,

отвечаю тебе: «Слышу, батько!»

В небоскребы втыкал

я, немножно озороватый,

твое знамя, Байкал, —

словно парус — кафтан дыроватый.

К твоим скалам, Байкал,, Не боясь расшибиться о скалы., Я всегда выгребал —

беглый каторжник славы.

Без тебя горизонт

быть не может в России лучистым.

Если ты загрязнен, не могу себя чувствовать чистым., Словно крик чистоты

раздается над гибнущей синью

голос твой: «Защити, защити,

Слышишь сынку?»

В 2015 году Евгений Евтушенко, уже будучи очень больным, организовал масштабную акцию «Поэт в России больше, чем поэт». Он понимал: поэзия необходима людям, её миссия сейчас важна, как никогда. Агитбригада, в которую вошли поэты и музыканты, проехала по всему Транссибу, то есть через всю любимую Россию. Во многих российских городах звучали голоса любимых поэтов. И везде – залы были полными.

С душевным трепетом посетил Евтушенко родные ему сибирские города, Зиму и Иркутск. Он прощался со своей землёй навсегда. И сибиряки встретили поэта очень тепло. Ведь Евгений Евтушенко, им близок, он их земляк, он одной с ними «сибирской породы».

Светлая память поэту Евгению Евтушенко! Большое спасибо ему за его замечательные произведения, которые навсегда вошли в сокровищницу русской литературы. Да будут жить они в сердцах наших!