«Ключ без права передачи»

Эссе

Этот фильм рассказывает о важности роли учителя в воспитании учеников. Он показывает, каким должен быть учитель, чтобы его ученики стали не только грамотными гражданами, но и морально развитыми людьми, способными жить в гармонии с окружающим миром.

Главная преграда на пути к становлению такого учителя — гордыня. Это чувство превосходства над другими, которые не так талантливы, не так способны или не так заинтересованы в своей работе.

Фильм начинается с появления нового директора в школе. Этот мужчина, отставной офицер, полон энергии и идей. В советской школе всегда не хватало мужского присутствия, а теперь здесь появился директор, который не из педагогической среды и имеет свежий взгляд на педагогику. Он замечает, что в школе не хватает хозяина и начинает заниматься с мальчиками автоделом, чтобы подготовить их к службе в армии.

Школа находится в запущенном состоянии не только в плане зданий и мебели. Предыдущая директор, Серафима Осиповна, посвятила этой школе много лет и сил, но возраст и здоровье стали препятствием для эффективного руководства. Нерешенные проблемы в хозяйственных вопросах и конфликты между людьми усугубились. Основной конфликт возник между молодой учительницей литературы Мариной Максимовной и учителем химии Эммой Павловной. Недовольство также испытывает завуч школы и некоторые родители. Новый директор наблюдает за развитием ситуации и пытается разрешить конфликт.

Марина Максимовна — отличный и талантливый педагог. Это становится ясно уже с первых сцен фильма. Урок в ее классе проходит нестандартно. Она предлагает ученикам необычные темы для сочинений, которых нет в программе по литературе. Она также просит учеников высказывать свои мысли о актуальности этих тем. Зритель словно попадает на настоящий урок, где можно услышать такие открытые дискуссии.

Исследование отношений учителя-ученика в романе «Первый учитель» Чингиза Айтматова

Роман «Первый учитель» Чингиза Айтматова рассказывает о сложном отношении между учителем и учеником. На примере Марины Максимовны и её учеников автор приходит к выводу, что любовь к детям — основа педагогики. Кроме того, в романе обращается внимание на важность доверия и уважения между учителем и учеником.

Мотивы отказа Майданова от схемы раскрытия личности

Один из учеников класса, Майданов, отказывается раскрывать свою личность перед учителем. Постепенно автор раскрывает его мотивы. Оказывается, что Майданов из не благополучной семьи и не верит учителю, который сам не может наладить свою жизнь. Кроме того, дружба Майданова с Юлей, девочкой из класса, нарушается из-за её частого общения с Мариной Максимовной.

1 стр., 420 слов

Ученика. «Школа — это мой второй дом»

... не быть благодарным школе и не называть ее вторым домом. Мы многое приобретаем за школьные годы. А учителя – это, наверное, сердце школы. Можно даже сказать, что учителя - наши вторые ... хочется возвратиться в родную школу, чтобы хотя бы на миг оказаться снова за партой со своими друзьями и одноклассниками, встретить своих наставников – учителей. Но нам эти ...

Отношения Марины Максимовны и её учеников

В романе отказ Майданова служит примером сложностей в отношениях между учителем и учеником. Но автор также показывает примеры действительно близких отношений между Мариной Максимовной и её учениками. Класс влюблён в эту учительницу, которая отдает всю свою жизнь работе с детьми. Она проводит много времени на внеклассной работе и, прежде всего, учит любить ребёнка.

Роль доверия в отношениях учителя и ученика

Доверие и уважение к учителю — важные критерии для успешной учебной деятельности ученика. Тем не менее, роман также показывает, что не все учителя заслуживают этого доверия и уважения. Эмма Павловна, другой учитель класса, принимает формальный подход к своим урокам и выставляет оценки по принципу благополучности семьи ученика, вызывая раздражение и неуважение учеников.

Важность личного счастья учителя

Герои романа «Первый учитель» обладают разным отношением к личной жизни и работе. Марина Максимовна отдает всю свою жизнь работе с детьми, занимаясь внеклассной работой и не имея личной жизни. Кирилл Алексеевич, новый директор школы, разделяет работу и личную жизнь, и недооценивает важность личного счастья для успешной учебной деятельности учителя.

Выводы

Роман «Первый учитель» Чингиза Айтматова подчеркивает важность доверия, уважения и любви к детям в отношениях между учителем и учеником. Автор также указывает на важность личного счастья учителя для успешной учебной деятельности и высокого качества отношений между учителем и учеником.

Анализ конфликта в школе

С самого начала мы видим учителя литературы как очень независимую, неприступную, принципиальную женщину. Это впечатление усиливает и отсутствие косметики, очки, гладко зачёсанные назад волосы.

Но школа — живой организм. И работа по воспитанию подрастающего поколения — труд коллективный. Как любая командная игра. Здесь нет место героям-одиночкам. Как в оркестре, если нет слаженности действий у музыкантов, то игры не получится. И задача дирижёра-директора — заставить оркестр играть музыку, а не издавать отдельные мелодии. Новый директор попадает в школу в момент, когда конфликт между учительницей и остальным коллективом выходит наружу. И затрагивает уже интересы не только работников школы, но и родителей.

Надо отдать должное мудрости и выдержке Кирилла Алексеевича. Он мог бы действовать в условиях конфликта данной ему властью и в приказном порядке. Или просто спустить всё на тормозах, как делала его предшественница. Но он не спешит. Присматривается, прислушивается. Соблюдает видимый нейтралитет и держит дистанцию. Как с учителями, так и с учениками из 10Б. Но при этом не принимает чью-то сторону. Ему важно, чтобы школа работала как единый организм. И родители были частью этого организма. Принимали участие в воспитании. А не ревновали по поводу того, что их дети предпочитают им общение с Мариной Максимовной.

Конфликт достигает своего апогея в день рождения Юли. Ей 17 лет. Родители готовятся отмечать. Но делают это больше для себя. Они приглашают тех гостей, которых считают нужными. Даже не поинтересовавшись у Юли, чего хочет она. Юля протестует против этого и уходит отмечать к Марине Максимовне. И исчезает из дома до самого позднего вечера.

2 стр., 822 слов

Почему я выбрала профессию учителя начальных классов

... тогда рассказали и поделились опытом работы учителя начальных классов школы №17 города Якутска. Вот тогда я поняла, что именно начальная школа является фундаментом в жизни каждого человека. Именно здесь мы ... когда они выросли учила писать сочинения, решать задачи, писать рефераты, делать конспект. Детство прошло очень быстро и вот пришло выбирать профессию... Я по первому образованию филолог ...

Класс в полном составе собирается дома у любимой учительницы. Нет только Майданова. Что задевает Марину Максимовну. «Ревнует он тебя ко мне, Юлька! Почему бы ему не придти ко мне? Как вы все приходите?» И она с классом отправляется к Майданову на дачу. Если гора не идёт к Магомету…

Роль учителя в формировании уважения к родителям

Многие педагоги стремятся получать признание и предпочтение со стороны своих учеников. Это понятно, ведь это говорит о высокой оценке их работы и отношений с детьми. Однако, стоит ли мудрому и любящему учителю уделять особое внимание этому? Воспитание у детей уважения к родителям – это фундаментальный момент, определяющий их будущие отношения с окружающими людьми.

Не случайно ветхозаветные заповеди Моисея также выделяют уважение к родителям, как одну из главных заповедей, следующих за теми, которые связаны с отношением человека к Богу. Она стоит на первом месте среди заповедей, касающихся межличностных отношений.

Обратимся к сюжету фильма, где учительница Марина Максимовна радуется тому, что ее ученики предпочитают ее своим родителям. Ее гордость и чувство превосходства очень явны. Однако стоит задаться вопросом, соответствует ли такое поведение принципам мудрого и любящего учителя?

Одной из причин такого поведения Марины Максимовны может стать ее вероятная тревога по поводу своей женской натуры, так как она пришла в семью, где отец был отсутствующим. Она могла выработать в себе сильный мужской характер, самостоятельность и не хотеть быть подчиненной женщиной, особенно с учетом ее разрыва с мужем. Возможно, Майданов, выросший в неполной семье и научившийся самостоятельности на раннем этапе своей жизни, не хочет подчиняться женщине, особенно той, кто сама ушла от своего мужа. В своих высказываниях он говорит, что не верит Марине Максимовне, так как она учит одно, а ведет себя по-другому.

Если учитель провозглашает принципы доброты, справедливости, верности и важность высоких моральных качеств, то необходимо, чтобы он сам жил в соответствии с этими принципами. «Врач, исцели себя сам!», — говорит пословица, и она вполне применима и к учителю.

Однако, на дачном вечере наступает еще один неприятный момент, когда дети начинают обсуждать учителей, нового директора и родителей в присутствии Марины Максимовны. Учительница ощущает, что эта беседа неэтична, но чувство превосходства одерживает верх. Сочетание этой избранности и ключа от класса в державе учительницей обостряет ее гордость и самодовольство.

Кирилл Алексеевич, персонаж фильма, в конце подводит учителя Марину Максимовну к определенным выводам. Он отмечает, что офицер, так же как и учитель, не должен обсуждать других офицеров в присутствии нижних рядов. Существует профессиональная этика, которую нужно соблюдать. Хотя школа — не армия, это универсальное правило.

Задача учителя — не только научить учеников решению конфликтов, но также показать принципы и ценности, которые справедливы и в взрослой жизни. Если общество делится на своих и чужих, то оно обречено на неудачу. Злословие и оскорбления не могут стать основой воспитания. Обсуждая другого, люди создают соперничество и несправедливость.

6 стр., 2914 слов

Проблема взаимоотношений учеников и учителей (По В.И. Амлинскому)

... То это, пожалуй, пример того каким должен быть образовательный процесс. Учитель-один из главных проводников в ... своей учёбе используя план → ` Популярные сочинения Сочинение на тему Примеры дружбы из жизни рассуждение Часто ... учеников гарантирован. Как сказал У. А. Уорд: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.». Ученик, ...

Определение значимости уважения к родителям

Ребята относятся к своим учителям, в том числе к Марине Максимовне, особенно благодарных детей из разрыванных семей. Но значимость уважения к родителям и приверженность этому значению становятся более понятными, когда они осознают, что уважение позволяет им строить полноценные отношения с людьми в будущем.

Исследования показывают, что дети, воспитанные сознательно развивать уважение и приверженность к родителям, имеют меньше проблем в социальной сфере, лучше справляются с трудностями и конфликтами, и демонстрируют большую успешность в своей жизни.

Следовательно, учет этого фактора в образовательном процессе имеет важное значение. Учителя должны быть примером для своих учеников, проявлять приверженность к принципам доброты, справедливости и высоким моральным качествам. Они должны показывать уважение к родителям своих студентов и учить их ценить и уважать своих собственных родителей.

Таким образом, мудрые и любящие учителя должны стремиться не только к признанию со стороны своих учеников, но и к формированию в них принципов и ценностей, которые будут основой для уважительных и гармоничных отношений с другими людьми в будущем.

Модель племени в школе: опасность нестандартных методов обучения

В настоящее время, применение нестандартных методик в образовании становится всё более популярным. Они направлены на развитие креативности, умения анализировать и сомневаться, а также на формирование самостоятельного мышления.

Однако, как показывает пример школы, реализация нестандартных методов может привести к созданию модели племени внутри учебного заведения. Так, старшие ученики, вдохновляемые талантливой учительницей Мариной Максимовной, начинают формировать свои группировки и выработали общую модель поведения, которая не учит их нравственности.

Вместо того чтобы помочь детям раскрыть свой потенциал и стать ценными и полноценными членами общества, нестандартные методы обучения могут привести к тому, что дети начнут испытывать чувство избранности и гордыни и будут воспринимать остальных учеников как «чужаков».

Примеры из реальной жизни

Примером такого отрицательного влияния нестандартных методов обучения на детей может послужить школа, где работала Марина Максимовна.

Её ученики, воодушевленные её универсальным учебным методом, начинают создавать свои группировки и кланы, а остальных учеников воспринимают как чужаков, не достойных стать их сверстниками. Как только новый директор начинает замечать эту негативную тенденцию, Марина Максимовна намеренно поддерживает эту модель поведения и начинает давать дурные примеры своим ученикам.

Также стоит отметить, что Марина Максимовна не считает необходимым учить своих учеников нравственности, когда она научила их так талантливо мыслить и анализировать информацию.

Выводы и заключение

Таким образом, можно заключить, что использование нестандартных методов обучения в школе должно быть осуществляться не только с учётом целей и методологии, но также и с особым вниманием к нравственной компоненте. Это особенно актуально в возрасте, когда формируются социальные ценности и взгляды на жизнь.

5 стр., 2079 слов

Человек среди людей отношения и поступки

... Земле – единое целое – люди. Поэтому, благодаря нахождению среди людей и живя в обществе, человек становиться человеком. Сочинение на тему человек среди людей 8 вариантов С самого рождения каждый человек попадает в окружение людей – в социум. С ...

В первую очередь, учителя-наставники должны ориентироваться на создание ценности, начиная не с группировок, а с индивидуумов. А значит, надлежащее включение нравственного воспитания в образовательный процесс должно стать составной частью нестандартных методов обучения.

Анализ эпизода из фильма

В данном эпизоде из фильма представлен интересный сюжетный поворот, связанный с возвращением Марины Максимовны домой. Изначально она застревает в лифте, что символизирует ее движение вверх и развитие. Однако возникает конфликт, когда подросток из ее подъезда предлагает помочь ей выйти из лифта, но просит плату. Учительница возмущается и прогоняет его.

Марина Максимовна испытывает чувство обиды и бессилия, что приводит к ее слезам. Она не готова принять то, что она может оказаться зависимой от человека, находящегося ниже ее по статусу. Этот эпизод учит нас тому, что если кто-то презрительно относится к тем, кто остался внизу, то такой человек рано или поздно будет остановлен.

Кирилл Алексеевич, появляясь в сюжете, понимает, что наступил момент истины. Он встречается с учениками из 10Б, берет у них магнитофон и отправляется к Марине Максимовне. Он не знает, что будет говорить, но осознает, что выбор сделает Марина Максимовна.

В присутствии Марины Максимовны Кирилл Алексеевич стирает запись на магнитофоне. Здесь возникает главный вопрос фильма: «Можно ли обидеть человека, зная, что ты умнее его, талантливее, современнее?»

Марина Максимовна утвердительно отвечает на этот вопрос. Это позволяет Кириллу Алексеевичу сформулировать основной принцип нравственного поведения: «Человек, которому дано природой, должен быть добрым и щедрым.» Он также добавляет, что у Марины Максимовны дано все необходимое и не каждому удается совмещать призвание с достатком.

На банкете пожилая заведующая учебной частью Ольга Денисовна ласково обратилась к Марине Максимовне, пригласив ее поделиться опытом и считая, что ключ к успеху десятого класса «Б» лежит именно у нее.

Такой ключ,— рубит в ответ Марина Максимовна,— они дают сами — кому и когда захотят. И конечно,— без права передачи посторонним…

Итак — положительная героиня? И в самом деле, все это новое, свежее, молодое, что пришло в последнее время в педагогику, сосредоточено, кажется, в преподавательских методах Марины Максимовны. Сочинения на вольную тему, споры на уроке, когда нет, кажется, ни учителей, ни учеников, а есть коллектив единомышленников, в трудном поиске добирающихся до истины… Что-то романтическое, лицейское есть в этом кружке ребят, обступивших свою учительницу. Жизненные неудачи, неизбежные разочарования, трудности, любовь, быт — все это будет потом, когда распадется их тесная (опять так и хочется сказать — лицейская) семья; а пока — они еще все вместе, они дружны и переживают мгновения высочайшей гармонии, о которых потом, в иной, взрослой жизни будут вспоминать с благодарностью и любовью. Немаловажно и то, что Марина Максимовна, их наставница, их классная руководительница, подарившая им это счастье спешить каждое утро в школу, как на свидание с другом,— почти так же юна, как они, и в гурьбе ребят, барахтающихся в снегу, хохочущих, спорящих, танцующих при свечах, не сразу отличишь — кто здесь педагог, а кто ученик. Вряд ли Марина Максимовна все это подробно обдумывала. Ее счастливые отношения с классом — не столько плод точного педагогического расчета, сколько — счастливое наитие, рожденное талантом, интуицией, огромной любовью к своей профессии.

3 стр., 1308 слов

Успешный телеведущий (Дмитрий Нагиев, Андрей Малахов, Максим Галкин)

... людей. Дмитрия также хотели выгнать из заведения на первом курсе, однако это не случилось. Дмитрий Нагиев – действительно успешный телеведущий, и также не менее успешный шоумен и незаурядная личность. Максим ... время трудолюбивый человек, который не закопал свой талант, и продолжил развивать его, продолжив работать в том же направлении. Сочинение Андрей Малахов Работа, в которой от человека требуется ...

Итак — положительная героиня? — вновь повторим мы свой вопрос. Но постойте: помимо ребят есть в фильме еще одна сторона — коллектив учителей-коллег, товарищей Марины Максимовны. И вот с этими людьми отношения ее складываются далеко не безоблачно. Не складываются по той простой причине, что она, Марина Максимовна, талантливее многих, наверное, даже талантливее всех в школе, и ей нет нужды передавать кому-то свой ключ к ребячьим сердцам, тот ключ, который, как она думает, вручен ей самой без права передачи.

Введение

В данной статье рассматриваются проблемы, возникающие в связи с талантом и его влиянием на человеческие отношения. Особое внимание уделяется этическим аспектам взаимодействия талантливых личностей с окружающими, а также соответствию человека своему месту в обществе. Для иллюстрации данных проблем рассматривается пример классной учительницы, обладающей талантом, но не соответствующей своей должности.

Талант и его требования

Талант требует особого отношения к себе. Однако возникает вопрос, может ли талантливая личность исключить себя из нормальных человеческих отношений? Здесь вступают в силу этические проблемы, особенно в случае, когда талантливый человек находится в должности, где он обязан поддерживать доверительные отношения с другими людьми.

Этические проблемы взаимодействия с коллегами

Конкретный пример представляет ситуацию, когда учительница класса обладает талантом, а ее коллега является абсолютно бездарным. Вопрос возникает: имеет ли право учительница обсуждать этот вопрос с учениками? Ведь дружба с классом основана на полном доверии, и ребята имеют право задавать вопросы.

Проблема соответствия человека своему месту

Важным аспектом является соответствие человека своей должности. В примере рассматривается учительница, которая вне класса является добродушной и хлебосольной, но появление в классе вызывает мучение у ребят и самой учительницы. Комплекс неполноценности заставляет ее совершать ошибки и меняться на глазах, становясь несправедливой и неловкой.

Роль нового директора в разрешении конфликтов

В фильме «Ключ без права передачи» присутствует герой, новый директор школы, который призван разрешить все проблемы, связанные с талантом и соответствием людей своему месту. Однако авторам фильма важнее, чтобы зрители задумались о данных проблемах и размышляли о них.

Заключение

Исследование проблем, связанных с талантом и его влиянием на человеческие отношения, представляет особый интерес в современном обществе. Оно показывает, что человек, неправильно выбравший профессию, не может быть счастлив сам и сеет вокруг себя несчастье и дисгармонию. Возникающие этические вопросы и проблема соответствия человека своему месту требуют внимания и поиска решений.

Принцип человека, живущего превосходством над другими

В фильме присутствует персонаж, который всегда считает себя правым и чувствует себя больше правым, чем виноватым. Ставится вопрос о возможности увольнения в такой ситуации.

21 стр., 10004 слов

По В. Ганичеву. На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском ...

... в литературе? | Сочинение | Читайте также: (1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на ... действий, открытий, достижений? Проблема оценки таланта современниками - вот основой вопрос, решаемый В. Ганичевым в отрывке из его ... собаки по отношению к человеку написаныкниги, сняты фильмы, но даже они не в силах ...

Развитие исследования

Важной особенностью руководителя, каким является Кирилл Алексеевич, является его мудрость и подход к людям. Он не стремится искать правых и виноватых, а сосредоточивается на поиске и выделении хороших и сильных сторон каждого человека. Такой подход позволяет создать благоприятную атмосферу в коллективе и способствует развитию каждого работника.

Однако, кроме этого, Кирилл Алексеевич также не спешит с формулированием окончательных выводов. Он дает людям возможность измениться и исправить свои негативные стороны, вместо того чтобы им навязывать свою волю. Это позволяет каждому работнику оценить свои поступки и принять решение о собственном изменении. Без лишней спешки и давления со стороны руководителя.

Мне кажется, что такой подход позволяет сохранить финал истории открытым. В нашем случае, есть возможность для Марины Максимовны пересмотреть свои принципы и продолжить свою работу. Однако, с новыми ценностями, которые включают терпимость, доброту и теплоту души.

Мы знаем, что общение и воспитание происходят на уровне души. Именно потому, принятие Мариной Максимовной новых принципов и изменение ее характера могут сделать ее более успешным и уважаемым членом коллектива, а также привести к повышению качества взаимодействия с сотрудниками и клиентами.