«Ключ без права передачи»

Этот фильм о воспитании Учителя. О том, каким должен быть учитель, чтобы его ученики стали достойными людьми. Не только гражданами своего государства, но и нравственными людьми, живущими в гармонии с окружающим миром.

И главное, что мешает стать таким учителем — это гордыня. Это чувство превосходства над теми, кто не так талантлив, не так способен, не так заинтересован в результатах своего труда.

Мы попадаем в школу в тот самый момент, когда в ней появляется новый директор. Мужчина, отставной офицер, в самом расцвете сил.

Всегда в советской школе не хватало мужчин. А тут, к тому же, директор. Не из педагогической среды. То есть не приверженец педагогических догм, обладает свежим взглядом на педагогику. Он хозяйским глазом подмечает, что в школе давно не было хозяина. Он берётся заниматься с мальчиками автоделом, подготовить их к службе в армии.

Да, школа была в запустении не только на уровне стен и мебели. Предыдущий директор, Серафима Осиповна, отдала этой школе очень много лет и сил. Но в последние годы возраст и здоровье её сказались на положении дел. Не решались не только хозяйственные дела. Не разрешались конфликты между людьми. Назрел главный конфликт: между молодой учительницей литературы Мариной Максимовной (Е.Проклова), ведущей 10Б класс и учителем химии Эммой Павловной (Федосеева-Шукшина).

Есть недовольство и со стороны завуча школы, со стороны некоторых родителей. В чём же конфликт? Мы следим за разворачиванием ситуации как бы глазами нового директора.

Марина Максимовна — прекрасный талантливый педагог. Мы убеждаемся в этом уже с первых кадров фильма. Урок в 10Б проходит нестандартно. Марина Максимовна предлагает совершенно удивительные темы для сочинения, которых нет в программе по литературе 10-го класса. Так она ещё и просит ребят высказывать свои мысли об актуальности этих тем. Мы словно присутствуем на настоящем уроке. Где ещё можно услышать подобное?

Отказывается от предложенной схемы только один ученик — Майданов. Он считает, что всё это ему не нужно. И нет смысла распахивать свою душу перед учителем. Постепенно раскрывается причина этого. Майданов из не очень благополучной семьи. Отца, похоже, нет. И Марина Максимовна ушла от мужа. Сама воспитывает сына 5 лет. И Майданов чувствует, что учителю, который учит доброму, светлому, но свою жизнь наладить не может, доверять нельзя. Он не верит ей. Кроме того, он дружит с девочкой из класса Юлей. А Юля слишком много внимания уделяет общению с Мариной Максимовной. С классом часто засиживается после уроков. И даже ходит к ней домой. Более того, Юля хочет стать учителем.

2 стр., 632 слов

«Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими»

... обучение и постоянно стремлюсь к самосовершенствованию в профессиональном и личностном плане. Учитель – это человек, который всегда должен стремиться к получению новых знаний. Однако высший профессионализм, педагог ... заложены установки на дальнейшую деятельность. Шли годы. И вот уже девятый класс школы. Впереди предстоял выбор экзаменов и профессиональное самоопределение. В разговоре с папой ...

Класс влюблён в Марину Максимовну. Но не любит Эмму Павловну. Причина этого понятна новому директору. Он побывал на её уроке. И, мягко сказать, недоволен Эммой Павловной. Учитель формально относится к своим урокам. А оценки выставляет по принципу: чем благополучней семья ученика, тем выше оценка. А тех, кто мешает на уроке, спорит с ней, пытается возражать, как Шаров, она просто стремится выгнать из класса.

Новый директор Кирилл Алексеевич наконец-то знакомится ближе и с самой Мариной Максимовной. В библиотеке вечером, где он с ужасом изучает стопку подобранных для него книг по педагогике, появляется классный руководитель 10Б. Он просит её помочь с тем, что же читать в первую очередь. Марина Максимовна вытаскивает из стопки тоненькую книжицу Януша Корчака «Как любить ребёнка». Для Марины Максимовны, таким образом, без любви к детям вся остальная педагогика ничего не стоит. Но именно любви к детям не заметно у Эммы Павловны.

Небольшая беседа между Кириллом Алексеевичем и Мариной Максимовной вскрывает их разный подход, разное отношение к работе. Марина Максимовна не идёт домой. Она занимается внеклассной работой с учениками. Её сын в это время продолжает оставаться в детском саду. Личной жизни у неё нет. Все силы она отдаёт школе. Кирилл Алексеевич на её предложение почитать книги дома, отвечает: «Дома жена, тахта, дочка». Он разделяет работу и личную жизнь. И Марине Максимовне делает замечание: «У Вас же ребята голодные. Отпустите их домой». Но Марине Максимовне не нравится, что новый директор вмешивается в её работу, в её дела.

С самого начала мы видим учителя литературы как очень независимую, неприступную, принципиальную женщину. Это впечатление усиливает и отсутствие косметики, очки, гладко зачёсанные назад волосы.

Но школа — живой организм. И работа по воспитанию подрастающего поколения — труд коллективный. Как любая командная игра. Здесь нет место героям-одиночкам. Как в оркестре, если нет слаженности действий у музыкантов, то игры не получится. И задача дирижёра-директора — заставить оркестр играть музыку, а не издавать отдельные мелодии. Новый директор попадает в школу в момент, когда конфликт между учительницей и остальным коллективом выходит наружу. И затрагивает уже интересы не только работников школы, но и родителей.

Надо отдать должное мудрости и выдержке Кирилла Алексеевича. Он мог бы действовать в условиях конфликта данной ему властью и в приказном порядке. Или просто спустить всё на тормозах, как делала его предшественница. Но он не спешит. Присматривается, прислушивается. Соблюдает видимый нейтралитет и держит дистанцию. Как с учителями, так и с учениками из 10Б. Но при этом не принимает чью-то сторону. Ему важно, чтобы школа работала как единый организм. И родители были частью этого организма. Принимали участие в воспитании. А не ревновали по поводу того, что их дети предпочитают им общение с Мариной Максимовной.

Конфликт достигает своего апогея в день рождения Юли. Ей 17 лет. Родители готовятся отмечать. Но делают это больше для себя. Они приглашают тех гостей, которых считают нужными. Даже не поинтересовавшись у Юли, чего хочет она. Юля протестует против этого и уходит отмечать к Марине Максимовне. И исчезает из дома до самого позднего вечера.

16 стр., 7911 слов

Виды туристической работы в средней школе с учетом географической направленности

... роль туризма в учебно-воспитательной работе в средней школе. 3. Выявить виды туристической работы с учетом географической направленности. Теоретическая значимость работы заключается в уточнении и глубоком анализе школьной туристической работы в ... контакт с классом, с ребятами. Казалось бы, учитель должен знать своих учеников, но однобоко, только по школе. А какие они дома, в семье, что делают ...

Класс в полном составе собирается дома у любимой учительницы. Нет только Майданова. Что задевает Марину Максимовну. «Ревнует он тебя ко мне, Юлька! Почему бы ему не придти ко мне? Как вы все приходите?» И она с классом отправляется к Майданову на дачу. Если гора не идёт к Магомету…

Марину Максимовну греет, что ребята предпочитают её своим родителям. В явном виде вылезает её гордыня, чувство превосходство. Но так ли должен поступать мудрый любящий учитель? Ведь воспитание в детях уважения к родителям — это уважение в будущем к другим людям. Не случайно, в Ветхом Завете это пятая из 10-ти заповедей Моисея. После первых четырёх, определяющих взаимоотношения с Богом, это первая среди пяти, которая определяет взаимоотношения между людьми.

Быть может, Майданов, как человек, выросший в неполной семье, где ему рано пришлось научиться самостоятельности, выработать в себе зачатки мужского характера, не хочет интуитивно, чтобы его подчинила своей воле женщина? Тем более, женщина, ушедшая от своего мужа. Он не может верить людям, которые учат одному, а сами живут по-другому. «Ей я не верю», — говорит он своему однокласснику. Человек, который провозглашает принципы доброты, справедливости, верности, высокие моральные качества не должен ли сам, своей жизнью доказывать приверженность этим качествам? «Врач, исцели себя сам!»

Вечер на даче вскрывает и ещё один неприятный момент. Ребята начинают обсуждать в присутствии Марины Максимовны учителей, нового директора, родителей. И даже вовлекают в этот процесс учительницу. Она чувствует, что разговор не очень этичный. Но чувство превосходства, своей избранности одерживает верх. Ведь ключ от класса у неё, у Марины Максимовны.

В конце фильма Кирилл Алексеевич скажет ей: «Офицеру не положено обсуждать других офицеров в присутствии солдат. Есть профессиональная этика». Не важно, что школа не армия. Это универсальное правило. Задача учителя — показать способы решения конфликта. Показать принципы жизни в обществе. Если общество делится на своих и чужих, то такое общество нежизнеспособно. Злословие не может быть принципом воспитания человека. Обсуждая другого, люди объединяются против него. Это мысленная коллективная попытка раздавить его, уничтожить.

Марину Максимовну ребята любят, уважают. Ей доверяют свои самые сокровенные тайны. Значит всё, что она скажет, будет воспринято как руководство к действию. Именно так они начинают давить Эмму Павловну. И уже начинают формировать своё негативное отношение к новому директору. Складывается не модель общества, а модель племени, клана, секты, где все избранные посвящённые группируются вокруг вожака, а остальных воспринимают чужаками. Да, нестандартные методы обучения могут раскрывать возможности человека для созидательной деятельности на благо всего общества. А могут взращивать гордыню, чувство избранности, если они используются только на благо своего клана.

2 стр., 653 слов

Рассуждение на «Письмо детям» Марины Цветаевой

... руку помощи – и он воспрянет. Как сказал Максим Горький: «Человек - это звучит гордо!» Марина Цветаева также просит в этом письме уважать, любить своих родителей и близких. Ведь ... планету лучше, не жди одобрения от «всех». Мне кажется, что в душе я романтик. Поэтому рассуждения Марины Цветаевой о романтизме, мне близки и понятны. Романтизм? Что сейчас значит ...

Да, Марина Максимовна талантливый учитель. Она не вбивает в учеников готовые истины. Она заставляет их думать самим. Собственно, уроки литературы и должны учить мыслить, чего так не хватало советской школе, вбивающей в мозги мысли о типичных представителях. «Лев Толстой как зеркало русской революции». «Катерина — луч света в тёмном царстве». Набор штампов. Да ещё и ложных. Но научив детей нестандартно мыслить, подняв их на более высокий уровень сознания, Марина Максимовна забыла научить их нравственности. Разве тот, кто заканчивает школу, может испытывать чувство превосходства над тем, кто учится в первом классе?

Мама Юли приходит жаловаться директору на Марину Максимовну. И приносит магнитофон, где записаны разговоры ребят о взрослых: учителях, директоре, родителях. Директор старается вести себя дипломатично. Но он не хочет идти на поводу у мамы Юли. Не хочет слушать запись. Не хочет действовать против Марины Максимовны.

Он понимает, что родители тоже виноваты, что не смогли стать своей дочери добрыми товарищами. Они слабо интересовались, чем живёт, чем дышит их дочь. А Марина Максимовна всегда готова была выслушать.

Майданов с Шаровым выкрадывают из кабинета директора магнитофон. А Марина Максимовна на банкете в честь нового директора идёт на открытый конфликт с коллективом учителей, бросая напоследок: «Смешно тут сидеть с вами, пироги кушать».

Интересен эпизод возвращения Марины Максимовны домой. Она застревает в лифте. Подросток из её подъезда готов вызволить её оттуда, но за деньги. Это возмущает учительницу. Она прогоняет его. И в бессилии от обиды начинает плакать. Что есть лифт? Это символ нашего движения наверх, нашего развития. Если человек с презрением смотрит на тех, кто остался внизу, такой человек рано или поздно должен быть остановлен. Это урок, с которым пока Марина Максимовна не справляется. И получает наказание от школьника. Он ударил по её самолюбию, а она не смогла это принять. Не смогла допустить мысли, что может поставить себя в зависимость от того, кто ниже её по статусу.

Кирилл Алексеевич наконец-то вступает в игру. Он понимает, что момент истины наступил. Он встречает ребят из 10Б, забирает у них магнитофон и отправляется к Марине Максимовне домой. Он ещё не знает, что будет говорить. Но понимает, что выбор должна сделать Марина Максимовна.

В её присутствии он стирает запись на магнитофоне. И здесь звучит главный вопрос фильма: «Можно ли обидеть человека, зная, что ты умнее его, талантливее, современнее?»

Марина Максимовна отвечает утвердительно. Тогда Кирилл Алексеевич формулирует основной принцип нравственного поведения человека: «Человек, которому дано природой, должен быть добрым, щедрым.»

И добавляет: «Вам, по-моему, дано. Не каждому удаётся совмещать призвание с куском хлеба.»

— Мариночка! — добродушно, хотя, впрочем, слишком уж елейно, слишком уж как-то ласково спрашивает на этом банкете юную учительницу Марину Максимовну (Е. Проклова) пожилая заведующая учебной частью Ольга Денисовна.— Поделились бы опытом, Мариночка. Считают, что ключ к десятому «Б» только у вас.

  • Такой ключ,— рубит в ответ Марина Максимовна,— они дают сами — кому и когда захотят. И конечно,— без права передачи посторонним…

Итак — положительная героиня? И в самом деле, все это новое, свежее, молодое, что пришло в последнее время в педагогику, сосредоточено, кажется, в преподавательских методах Марины Максимовны. Сочинения на вольную тему, споры на уроке, когда нет, кажется, ни учителей, ни учеников, а есть коллектив единомышленников, в трудном поиске добирающихся до истины… Что-то романтическое, лицейское есть в этом кружке ребят, обступивших свою учительницу. Жизненные неудачи, неизбежные разочарования, трудности, любовь, быт — все это будет потом, когда распадется их тесная (опять так и хочется сказать — лицейская) семья; а пока — они еще все вместе, они дружны и переживают мгновения высочайшей гармонии, о которых потом, в иной, взрослой жизни будут вспоминать с благодарностью и любовью. Немаловажно и то, что Марина Максимовна, их наставница, их классная руководительница, подарившая им это счастье спешить каждое утро в школу, как на свидание с другом,— почти так же юна, как они, и в гурьбе ребят, барахтающихся в снегу, хохочущих, спорящих, танцующих при свечах, не сразу отличишь — кто здесь педагог, а кто ученик. Вряд ли Марина Максимовна все это подробно обдумывала. Ее счастливые отношения с классом — не столько плод точного педагогического расчета, сколько — счастливое наитие, рожденное талантом, интуицией, огромной любовью к своей профессии.

16 стр., 7706 слов

Жизнь и творчество Марины Цветаевой

... запретил визиты поклонника и, Марии пришлось выбирать между любимым и отцом. Отец Марины Цветаевой, Иван Цветаев, родившийся в 1846 году, был сыном сельского священника из Владимирской губернии. ... его успокоить. «Живите по правде, дети!–сказала она. - По правде живите…». (Из воспоминаний М. Цветаевой). Днем Мария Александровна скончалась. ΙΙΙ. П осле смерти матери Марина тут же забросила ...

Итак — положительная героиня? — вновь повторим мы свой вопрос. Но постойте: помимо ребят есть в фильме еще одна сторона — коллектив учителей-коллег, товарищей Марины Максимовны. И вот с этими людьми отношения ее складываются далеко не безоблачно. Не складываются по той простой причине, что она, Марина Максимовна, талантливее многих, наверное, даже талантливее всех в школе, и ей нет нужды передавать кому-то свой ключ к ребячьим сердцам, тот ключ, который, как она думает, вручен ей самой без права передачи.

Сколько проблем возникает в этой связи! Это и проблема таланта. Он требует к себе особого отношения, но, с другой стороны, может ли талантливая личность исключить себя из системы нормальных человеческих отношений? Это и этические проблемы: дружба молодой учительницы с классом основана на полном доверии. Ребята спрашивают тебя о чем-то — обязана ответить. А если этот вопрос касается твоего коллеги — учительницы той же школы, причем учительницы абсолютно бездарной? Ёе несоответствие занимаемой должности всем очевидно, но имеет ли право Марина Максимовна обсуждать с ребятами этот вопрос? Наконец, это проблема соответствия человека своему месту. Посмотрите на ту же Эмму Павловну (Л. Федосеева-Шукшина) вне пределов класса. Нормальная женщина — добродушная, хлебосольная, пироги прекрасно печет. Но вот она входит в класс — и для всех начинается мучение. Мучаются ребята — им скучно, нудно, неловко, но главное — мучается и сама учительница, комплекс неполноценности заставляет ее все время совершать ошибки, и она сразу меняется на, глазах, становится неловкой, несправедливой. Человек, неправильно выбравший профессию, не может быть счастлив сам и сеет вокруг себя несчастье, дисгармонию,— утверждают авторы.

Разумеется, в фильме есть герой, который просто по долгу службы призван разрешить все эти конфликты. Это — новый директор школы Кирилл Алексеевич Назаров. И он, конечно, во всем разберется. Но авторам фильма гораздо важнее, чтоб разобрались, задумались мы — зрители. Когда смотришь «Ключ без права передачи», убеждаешься, как интересно изменился, как вырос наш школьный проблемный фильм. Он находится сейчас в том прекрасном и отважном возрасте, когда интерес к любой проблеме увеличивается по мере ее остроты, а любая, самая острая проблема кажется в то же самое время вполне разрешимой, потому что нет никаких непреодолимых преград ни для полета смелого молодого ума, ни для того чувства справедливости, которое изначально живет в каждом человеке…

31 стр., 15442 слов

Аскетические сочинения преподобного Максима Исповедника в древнерусской ...

... достаточно условным. Традиция переводов и изучения святоотеческих творений, в том числе и сочинений преп. Максима Исповедника, продолжалась в русской духовной культуре и в XVIII - XIX вв. ... Сидоров отметил, что вопрос о влиянии преп. Максима на древнерусскую культуру требует еще детального изучения. Одна из его статей посвящена анализу фрагментов сочинений преп. Максима в одной из ...

Принцип человека, живущего превосходством над другими, всегда считать себя правым. «Я чувствую себя больше правой, чем виноватой. Может быть мне уволиться?»

Мудрость Кирилла Алексеевича как руководителя в том, что он не ищет правых и виноватых. Он исходит из того, что в человеке надо выделять, прежде всего, хорошие сильные стороны. А негативные показывать и давать возможность измениться. Он не спешит с выводами. Он не пытается волевым решением поставить точку в этой истории. Он просто выражает своё мнение: «Подумайте. Но я бы воздержался на Вашем месте… Я не советую.»

Финал остаётся открытым. У Марины Максимовны есть возможность пересмотреть свои принципы. И продолжить то, что она делает. Но стать терпимее, добрее, теплее душой. Ведь главное общение и воспитание происходит у нас на уровне души.