Олимпизм как социально-культурный феномен

Эссе

Во Введении обосновывается актуальность настоящей диссертационной работы, выводится гипотеза, формулируются цель и задачи, определяются объект, предмет, методы анализа, теоретическая и практическая значимость, новизна представленного в исследовании материала, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Исторические предпосылки, становление и развитие гуманистической философской концепции олимпизма» поэтапно освещается историко-культурное становление гуманизма как культурно-философского направления в контексте его влияния на развитие гуманистических идеалов олимпийского движения.

Вторая глава «Современное состояние и основные особенности философской гуманистической концепции олимпизма» посвящена анализу социально-философских аспектов современного олимпизма с позиций гуманистической направленности, его теоретической и практической значимости для формирования ценностных ориентаций совершенного человека и совершенного общества.

В Заключении подводятся итоги теоретико-практического осмысления философской концепции олимпизма, делаются выводы о правомерности изучения гуманистических основ олимпийского движения и определяются перспективы дальнейшего исследования олимпизма в аспекте гуманистического мировоззрения.

1.1 Гуманистические концепции в античную эпоху и их практическая реализация

В современной культурной традиции понятием «олимпизм» обозначают доктрину, положившую начало современному олимпийскому движению, цель которого — «способствовать построению лучшего мира путем воспитания молодежи средствами спорта без каких-либо форм дискриминации, в атмосфере взаимопонимания и дружбы, солидарности и честной игры» [Богданова 2010: 20]. Однако олимпизм не может мыслиться только в рамках проведения спортивных соревнований, обслуживающих интересы национальных государств. Как считает М.А. Богданова, «для олимпийских интенций характерно соединение спорта с культурой и образованием, формирование образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении ко всеобщим этическим принципам» [там же].

Концепция олимпизма, в основе которого лежит формирование не просто спортивной культуры, а спортивной культуры с ярко выраженной гуманистической ориентацией, была разработана и реализована Пьером де Кубертеном в конце XIX — начале XX в., но характерный для него подход гармоничного развития человека, основанный на идее совершенного человека и совершенного общества, существовал и изучался с древних времен.

15 стр., 7482 слов

Гуманистические концепции философии возрождения

... Возрождения вопросу: человек большой или незначительный? Это определяет уникальную миссию ренессансной мысли в истории человеческой культуры. Философское ... личности человека. Некоторые методические подходы к анализу философии Возрождения Объективный анализ сущности западноевропейского Возрождения ... наконец, постренессанс (ХVII в. - нач. ХVIII в.). Концепция поворотного момента в истории возникла у ...

Итак, в основе концепции гармонично развитой личности, которую можно определить как культурный образец «совершенного», «идеального» человека, лежит гуманизм — важнейшая линия развития культуры, одна из её доминант. Личность, как отмечает А.А. Кудишина, есть «главный ценностный субъект гуманизма, и только она способна уникально соединить в своем жизненном пространстве человеческие ценности и противостоять антиценностям» [Кудишина 2005: 266].

Сейчас, в современную инфокибернетическую эпоху, мировая культура, по словам П. Куртца, переживает «гуманистический культурный ренессанс» [Куртц 2002: 8]. Возрождение гуманизма — главная черта рождающейся постиндустриальной цивилизации. По мнению А.А. Кудишиной, «интерес к гуманизму обусловлен изменившимися условиями жизни и саморазвития общества, которые усматриваются в возрастании значения науки и образования, в свободе выбора человеком своего мировоззрения, в повышении роли духовной культуры и формировании новых типов межличностных и социальных отношений». [Кудишина 2005: 8].

Гуманизм можно определить как «особый тип философского мировоззрения, в центре которого — человек с его земными делами и свершениями, с присущими его природе способностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношениями» [Новая философская энцилопедия 2010: 567]. Определяя сверхцель и сверхзадачу гуманизма в связи с решением проблемы природы человека А.Г. Круглов пишет: «Гуманисты хотят, чтобы жизнь, которую человек создает себе по традиции или в силу разного рода заблуждений… более соответствовала его собственной природе; чтобы его биологическая природа интерпретировалась бы его разумной природой верно, получала бы должное и не превалировала. И в этом они видят всё возможное под солнцем человеческое счастье». [Круглов 1997/98: 20].

Если исходить из того, что «сущность человека состоит в его универсальности», то, по мнению В. Е. Гарпушкина, то гуманизм есть сочетание «рационального, абстрактно-теоретического (отражающего преимущественно общее) с конкретно-социологическим (отражающим больше особенное) и иррациональным, художественно-интуитивным (лучше отражающим индивидуальное, единичное)» [Гарпушкин 1991: 122 — 123].

Гуманисты стремятся охватить все проявления человеческой природы. Не закрывая глаза на темные стороны человеческой жизни, они стремятся выработать оптимистическое и вместе с тем реалистическое решение существующих здесь проблем. Описывая основные характеристики гуманистического мировоззрения, В.А. Кувакин отмечает: «…Реализм гуманиста в том и состоит, что он понимает негарантированность человечности, свободы и любви, их обязательной связи со светлыми сторонами человеческого существа» [Кувакин 2000: 101].

Известный анатом и физиолог XIX века Конрад Бурдах говорил о неоднозначности термина «гуманизм», с которым, по его мнению, «связано двойное понятие. Прежде всего представление и требование духовной образованности, содержание и цель которой — человек, можно сказать, идеал человека. Вместе с тем с данным термином связана, в более специальном смысле, определенная, исторически обусловленная направленность штудий, которая, как полагают, может служить единственным строго ограниченным путем, позволяющим найти и обрести этот идеал человека: углубление в давно прошедшую эпоху человеческой культуры, в греко-римскую древность. В основе такого понимания лежит идея гуманности, но одновременно и мнение, что эта гуманность полностью и чисто появилась лишь один раз и поэтому черпать ее можно только из одного этого источника» [Бурдах 2004: 96]. Этим источником, о котором говорил немецкий ученый, является классияческая античность. Иными словами, понятие гуманизма находится во взаимосвязи с древнегреческой цивилизацией.

8 стр., 3970 слов

Итальянский гуманизм эпохи Возрождения

... людям эпохи Возрождения. Этот массовый всплеск энергии во многом породил феномен возрожденческой культуры. В гуманизме Италии выделяются два направления: одно из них тяготеет по смыслу к гражданской тематике (власть- правитель- гражданин- человек) и в ...

Латинское слово humanitas («образованность», «духовная культура», «человечность», «человеческое достоинство»), от которого происходит слово «гуманизм», восходит к греческому понятию пайдейя (от греч. paidaki — «обучаю», «воспитываю»), которое акцентирует внимание на процессе образования, основанного на сочетании телесного и интеллектуального (духовного) развития человека.

Гуманистический идеал гармонично развитой личности, в рамках которого позже будет сформирована концепция олимпийского движения, связан с древнегреческим идеалом калокагатии (от греч. kalos — прекрасный и agatos — добрый), в основе которой «лежит совершенство и телесного сложения, и духовно-нравственного склада, так что наряду с красотой и силой она заключает в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность» [Словарь античности 1989: 243]. Таким образом, гармонично развитая личность в античную эпоху подразумевала прекрасного, совершенного человека, для которого характерны сочетание внешних достоинств с внутренними, духовными, нравственными качествами, гармония тела и души.

Правда, следует отметить, что у древних греков, как и у большинства народов Востока, еще не сложилось ощущение личности как самостоятельности индивида. Чтобы подойти к тайне человека, важно было исторически отделить индивида от космоса, от всеобщей субстанции. Как отмечает П.С. Гуревич, «в ранней и даже зрелой Античности, по существу, не могла родиться идея личности в той конкретной оформленности, которая выявилась в европейском сознании в конце античной эпохи» [Гуревич 55 — 56]. По мысли данного исследователя, «чтобы подойти к тайне человека, важно было исторически отделить индивида от космоса, от всеобщей субстанции» [Гуревич 55]. Но тем не менее, именно в античную эпоху был открыт человек.

Образцом гармонично развитой личности для древних греков считался Геркулес, воплощающий в себе гармонию телесных и духовных качеств. Для них он был олицетворением силы, мужества и отваги, победителем, освободившим людей от страданий, поборником справедливости и доброты, избавителем от бед и спасителем. Как отмечает К. Палеологос, в Храме Зевса в Олимпии демонстрируется хорошо тренированное тело Геракла, прекрасные, красивые особенности его рельефных мускулов. «Это — правило Ионийской школы, которая видит героя как представителя `kalos kagatos’, где хорошо сформированное и гармоничное тело служит выражением красивой души, и лицо излучает интеллект, доброту и честность» [Paleologos 1985: 67], — пишет греческий исследователь.

3 стр., 1088 слов

«Воспитание языковой личности в условиях современного социума ...

... кощунственной форме. Целью воспитания языковой личности Не так давно в распространенной социальной сети моё внимание привлекло изображение, надпись под которым гласила: «Если ты нашёл человека, который понимает ... творческий потенциал (по типу «Опиши чёрный цвет, не используя слово «чёрный» или провокационное задание «Зачем я использую лексему «Ок»?»), позволяют посмотреть подросткам на свои языковые ...

Тяжелые условия борьбы за существование нации, необходимость все время быть готовыми к отражению вражеских нашествий и в то же время высочайший уровень развития культуры и философии, привели к попытке греков создать некую гуманистическую систему воспитания личности, конечной целью которой была организация сплоченного сообщества граждан, развитых как умственно, так и физически.

Знания о физической культуре в античную эпоху были скорее интуитивны, нежели научно обоснованы, что вполне естественно. Но взаимосвязь между государством и человеком ощущалась необычайно остро. Глубоко осознав, что крепость государства зиждется на человеке, на высокой морали граждан, древние греки создали ту модель воспитания, которая стала основой для гармонично развитой личности.

Концепция такой модели воспитания была заложена в Афинах, хотя в античную эпоху существовала еще одна модель воспитания — спартанская, направленная, прежде всего, на военно-физическую подготовку. Древнегреческий историк Плутарх так описывает спартанскую систему воспитания: «Что касается обучения предметам, то ограничивались лишь абсолютно необходимым. Во всем остальном воспитание было рассчитано на то, чтобы сделать юношей послушными приказаниям, выносливыми в работе, способными сражаться и побеждать» [цит. по: Голощапов 2001: 8].

В Афинах же, в противоположность Спарте, имелась целая система различных школ, среди которых, в первую очередь, следует выделить два типа: мусические, где детей обучали чтению, письму, счету, музыке и пению и палестры (от слова «пале» — борьба), где мальчики овладевали бегом, борьбой, прыжками, метаньями копья и диска, гимнастическими упражнениями, плаванием. Причем занятия в мусической школе и в палестре проходили параллельно.

Таким образом, если идеалом спартанского воспитания был выносливый и мужественный воин, защитник Отечества, то в Афинах — гармонично развитый в физическом и умственном отношении человек, что полностью соответствует целям и задачам греческой пайдейи.

Такого рода комплексная забота о каждом члене полиса помогла Афинам возродиться после своего поражения в губительной для всей Греции тридцатилетней Пелопонесской войне, в которой они навсегда утратили свое ведущее положение. Комментируя эти исторические события, В. Йегер констатирует: «Возникшая в связи с катастрофой трещина так глубоко расколола самый фундамент морали и религии, что сейчас, при взгляде издалека, кажется удивительным, как греки сумели сохранить веру в непреходящие ценности этого мира и свое оптимистическое мироощущение, позволявшее им верить, что они способны быстро создать у себя наилучшую жизнь и наилучшее государство поразительна та быстрота, с которой Афинское государство сумело оправиться от поражения и то, каким образом оно нашло как духовные, так и материальные ресурсы для этого возрождения» [Йегер 1997: 5 — 6].

Прав был великий греческий историк Фукидид, когда считал истинной причиной афинского могущества духовное развитие общества. Падение Афин стало началом внутреннего и внешнего возрождения греческой цивилизации, периодом расцвета философии, воспитательных и образовательных методик, культуры в целом, итогом чего явилось политическое превосходство Афин.

6 стр., 2808 слов

Философия в понимании Сократа

... в форме своеобразного спора. Мысли Сократа изложены его учеником Платоном в знаменитых диалогах «Горгий», «Софист», «Федр», центральным персонажем которых является Сократ. Например, теория красноречия изложена Платоном в диалоге «Федр», в ... В ПОНИМАНИИ СОКРАТА 1 Предмет философии по Сократу Предметом философии, ее основной задачей и главной целью Сократ сделал познание «естества человека», ...

Четвертое столетие до нашей эры стало классическим веком в истории Пайдейи. Греческие системы воспитания не признавали четких разделений, областей «специализации». Греки считали гармонию необходимой буквально в любой области воспитания: духовная культура считалась немыслимой без телесной, воспитание души признавалось бессмысленным без воспитания телесной мощи. Они были уверены, что тот, кто слаб физически, не сможет реализовать свой духовный потенциал, но тот, кто здоров и силен, сможет воспитать и свой ум для блага сообщества. Синтез двух начал (телесного и духовного), существующий в греческом обществе того времени позволил сформировать высокую культуру, которая позволяла грекам ощущать свое духовное превосходство над «варварами».

Идеи совершенствования человека с позиций гармонического подхода нашли свое отражение в трудах греческих философов.

Следует отметить, что начало гуманистическому мировоззрению в античной философии было положено софистами. А.А. Радугин констатирует, что «впервые в наиболее яркой и концентрированной форме гуманистический тип мировоззрения был сформулирован софистом Протагором в его знаменитом положении: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Таким образом, софисты провозгласили человека в качестве единственно подлинного бытия, исходной точки для оценки всех других «бытий» [Радугин 2004: 104 — 105]. Как отмечает Л.С. Перевозчикова, «в философии софистов гуманизм формируется в форме абстрактного антропологизма. Софисты утверждают самоценность человеческого бытия. Однако человеческое бытие в мировоззрении софистов не укоренено в абсолютное бытие и не имеет внутренних импульсов для самодвижения» [Перевозчикова 2008: 253].

Крупный шаг в развитии гуманистического мировоззрения делает Сократ, который определяет человека как такое существо, которое, получив разумный вопрос, может дать разумный ответ. По мысли Сократа, благодаря этому дару — способности давать ответ самому себе и другим — человек и становится «ответственным» существом, моральным субъектом [Гуревич 2010: 57]. В античной философии поворот к антропологической теме осуществил именно Сократ, которого в современной философской литературе называют родоначальником философии человека.

Сократ, в первую очередь, наполняет гуманистическое мировоззрение ценностным содержанием. Считая, что процесс познания и его результат нужны для овладения добром, нравственным действием, Сократ придает гуманизму духовно-нравственную окраску, расширяя его содержание до признания абсолютной ценности всех людей, которые находятся на пути нравственного самоусовершенствования.

Следующая после Сократа, поистине титаническая фигура — его ученик Платон. Развивая гуманистические идеи Сократа, он обосновывает приоритет человеческого начала в бытии не просто как разумного и нравственного существа, но еще и духовного. По мысли Платона, «духовность — это область связи человека с Абсолютом, с бытием как таковым. Духовность имеет вселенское, космическое измерение» [Перевозчикова 2008: 254].

Платону принадлежит одна из самых оригинальных философских систем древности. В ней выступают в органичном единстве диалектически развивающаяся картина мироздания и столь же диалектически развивающаяся теория познания. Платон сравнивает процесс познания с попытками людей, которые, всю жизнь прожив в пещере, судят о реальности по теням на ее стенах.

1 стр., 383 слов

Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека ...

... И мне кажется единственно верным, что воспитание и образование неразрывно связаны между собой. Образование формирует интеллект человека, а воспитание дает целостную высоконравственную личность. В процессе воспитания происходит становление личности, которая может ...

Однако, подчеркивая решающую роль образования, Платон признавал его целесообразным только в том случае, если оно обеспечивает «свободу призвания» (т. е. учитывает личные склонности), направляет вкусы и задатки учащихся к тому занятию, в котором они могут впоследствии достичь совершенства. При этом образование (хотя бы только начальное, трехлетнее), по мысли философа, обязательно должны получить «стар и млад, по мере сил» [Торосян 2006].

Конечно, философия того времени, направленная на самопознание человека, на его внутреннее совершенствование, не была носителем только умозрительных идей воспитания. Физическая культура как практическая реализация гуманистического идеала получила свое развитие в стенах «гимнасий».

Гимнасии у греков были прежде всего помещениями для физического воспитания (первоначально они именовались гимнастиками).

Здесь имелся просторный двор, окруженный колонными залами, бассейны. После Пелопонесской войны, когда всеобщая воинская обязанность стала постепенно заменяться наемным войском, физическая подготовка юношества потеряла свое прежнее значение, а с появлением профессионального спорта отступило на задний план и общее гимнастическое воспитание. С этого времени гимнасии стали использоваться как высшие учебные заведения, где выступали с докладами философы и проводились различного рода философские диспуты.

Так, местом бесед Сократа был афинский гимнасий, где Сократ вместе с учителем атлетики и врачом был постоянным и необходимым участником занятий. Вообще философ постоянно подчеркивал, что между учителем и учеником должны вестись постоянные диалоги. Он считал, что диалогический поиск ученика и учителя ставит их в равное положение, помогая друг другу. Беседы Сократа производили буквально магнетическое впечатление на современников.

Более тысячи лет просуществовала платоновская «Академия» (от названия местности в афинах по имени героя Академа, где располагался гимнасий, в помещении которого и прилегающих садах Платон собирал своих учеников).

Это была первая в своем роде строго организованная философская школа, где ученики и учителя проживали совместно в пригородных домах. Учебные занятия и диспуты в ней проходили по строго определенному расписанию.

Как отмечает В. Йегер, «афиняне того времени более чувствовали себя как дома в гимнасии, чем в тесном жилье, где они только спали и принимали пищу. Здесь, под открытым небом, в ясных лучах греческого солнца, каждый день собирались стар и млад, чтобы не терять физическую форму» [Йегер 1997: 65]. А перерывы между упражнениями заполнялись беседами.

Но, несмотря на то, что духовное развитие в учебных заведениях того времени (гимнасиях, Академии) было поставлено на высокий уровень, в них по-прежнему отводилась большая роль физическому совершенствованию. Это было связано с тем, что одним из важнейших факторов достижения гармонии древние философы, врачи и воспитатели считали здоровье, в первую очередь, телесное. По мнению греческого врача Гиппократа, сама природа со свойственной ей телеологичностью уже представляет собой неосознанную, спонтанную предварительную ступень Пайдейи. Для Платона и Аристотеля Гиппократ был воплощением врачебного искусства, а идея соразмерности неизменно присутствует в трактатах Гиппократа и его последователей — таких как «О здоровом образе жизни», «О древней медицине» и др.

7 стр., 3499 слов

Воспитание нового человека Возрождения, идеал гражданственности

... культуры Ренессанса, ее влияния на гуманистические идеалы мыслителей того времени, взглядов гуманистов эпохи Возрождения на отношения человека и общеста. Для этого ставятся следующие задачи. В первой ... практический опыт, развитое самосознание личности и ее активная созидательная деятельность. Задачу воспитания и образования он видел в самосовершенствовании человека, призванного, по его убеждению, ...

Платон тоже считал, что в здоровом состоянии природа сама восстанавливает все пропорции, иначе говоря, она сама есть правильная соразмерность. Это положение греческого философа помогает нам понять, почему Платон называет силу, здоровье, красоту добродетелями (арете) тела, проводя параллель между ними и этическими добродетелями, присущими душе. Он считает, что арете — это такая симметрия частей и сил души и тела, которая является ее нормальным состоянием [Платон 1965: 67]. Кстати, именно под влиянием Платона слово «арете» было введено в медицинский обиход того времени, оно встречается уже в ранних медицинских трудах.

Образовательная система Платона основывалась на соединении достоинств афинского и спартанского воспитания, их золотой середине. Хотя он и презирал невежество спартанцев, но вместе с тем уделял большое внимание физическим упражнениям, гимнастике и танцам.

Непосредственным преемником философии Платона стал Аристотель, который вплоть до самой смерти своего учителя сотрудничал с ним в Академии. Аристотель основал в Афинах Ликей, возглавляемый им в течение двенадцати лет. Ликей называли еще перипатетической школой (от греч. peripateo — прохаживаюсь), где Аристотель читал лекции своим слушателям, прохаживаясь по аллеям парка. Отсюда и название школы, которая включала в себя большой круг наук. Здесь занимались математикой, физикой, историей, географией, астрономией и даже музыкой.

«В философии Аристотеля, — пишет С.И. Гессен, — диалектические мотивы Платоновой философии продолжают жить в учении о добродетели и истинной форме правления как середине между двумя крайностями вырождения, а также в его теории Бога как «неподвижного двигателя», к которому в порыве любви тяготеет весь природный мир» [Гессен 1995: 395]. Но, хотя Аристотель и придавал большое значение духовно-нравственному совершенствованию личности, его гуманистическая концепция сводится к всеединству и взаимосвязи трех сторон воспитания — физической, нравственной и умственной.

Аристотель утверждал: «Для нормального физического состояния гражданина, для его здоровья, для его способности к деторождению вовсе не требуется физическая мощь атлетов; с другой стороны, подходит тут не слишком нежное и слабосильное телосложение, но среднее между обеими крайностями. Тело должно быть развито, но не посредством изнурительных упражнений» [Аристотель 1998: 712].

По мысли древнегреческого философа, именно «гимнастика служит укреплению здоровья и развитию телесных сил (ничего подобного занятия музыкой не дают)» [Аристотель 1998: 723]. Он считал, что «физическое воспитание должно предшествовать воспитанию умственному» [там же].

Говоря об особенностях физического воспитания, следует отметить, что античный врач даже в большей степени, чем наши современники, заботился не столько о лечении болезней, сколько о сохранении здоровья. Соответствующую этой деятельности часть медицины называли «гигиеной». Этим словом греки не столько обозначали особую форму питания, сколько определяли им весь образ жизни человека, имея в виду прежде всего физические упражнения, выполнения которых врач требовал от больного. Основываясь на телеологическом подходе к объяснению устройства человеческого организма, врач ставил перед собой скорее воспитательную, нежели лечебную задачу. Здравоохранение зависело от культурного уровня человека, от его взглядов, потребностей, возможностей и богатства. Совершенно естественно, что с самого начала гигиена была связана с гимнастикой. Гимнастика занимала большое место в режиме дня грека: система упражнений была выработана на основе длительного опыта. Гигиена требовала постоянного контроля состояния тела и его деятельности. Таким образом, учитель гимнастики, специалист, дававший советы пациенту, как следует упражнять свое тело, был не только воспитателем, но и выступал в роли врача и тренера.

13 стр., 6127 слов

Учение Аристотеля

... XIII книги «Метафизики», хотя затрагивается и в других местах этого труда. Возражения Аристотеля Платону таковы. (1) Приписывая всем вещам одноименные идеи, платоник удваивает мир, как будто ... степень абстракции, чем в математике. «Метафизика» в принятой традицией форме начинается с определения первой философии («мудрости») и далее развертывается в ходе критики предшествующих философов. Исследование ...

Вероятно, такое внимание воспитанию и развитию душевных и телесных качеств в античной Греции уделялось потому, что греческая цивилизация, взгляд которой был направлен в будущее, высоко ценила человека, хотя человек в те времена не был «индивидуальностью». Уважение к человеческому достоинству проявлялось только на уровне общины. Поэтому человек рассматривался только как член общины, и ни в коем случае как «личность». Достоинство же традиционно определялось как «достойное поведение в глазах общества», и в классическую эпоху «подчеркивались именно социально-этические и политические аспекты этого понятия» [Словарь античности 1989: С. 243].

В Греции сложился такой тип государственного строя, которого нигде тогда больше не было, т.н. полис. Это такая маленькая (на несколько тысяч полноправных граждан) община, которая имел свой, как правило, небольшой клочок земли в какой-нибудь долине и городок со стенами и храмами, господствующий над этой долиной. Частная жизнь в общине была отодвинута на второй план, т.к. для греков общественные интересы были превыше личных амбиций. Недаром греческие законы были таковые, что если проклят был один член общины, и его не изгоняли, то вся община несла на себе бремя проклятья. Но если другой член общины становился героем, такое слава падала на всю общину и город, что взрастил такого героя, считался избранным богами.

Древние греки не только сражались сообща, защищая свою родину от внутренних и внешних врагов, не только совместно оплакивали своих погибших в кровопролитных битвах воинов, но и радовались вместе, если жизни общины сопутствовала удача. Наверное поэтому у них так много праздников, носящих всенародный характер.

Конечно, такая форма организации общества напоминала временами военный лагерь, где у каждого ее члена было свое место в строю. Но именно «коллективизм помог грекам выжить в то суровое время — время жестоких битв и кровавых столкновений.

По мысли М.Л. Гаспарова, «такой строй может держаться только неусыпной заботой об общественном равновесии» [Гаспаров 1997: 11]. Равновесие воплотилось в законах полиса, которые, в свою очередь, стояли на вере, традиции и на разуме. На разуме оттого, что составление этих законов приписывается лучшим умам Эллады, а на вере оттого, что законы эти санкционированы божеством. У каждого полиса, у каждой филы, у каждого кружка был свой бог-покровитель, которого почитали, совершая в его честь радостные шествия, организуя праздники и игры, ублажая жертвоприношениями.

18 стр., 8717 слов

Напишите Мини- «Один день в Древней Греции». древняя греция

... являвшемся центром полиса, прожи­вала основная часть населения. В полисе жили его граждане — члены общины и переселенцы ... странами Передней Азии. На Крите сложилась и древнейшая в Европе цивилизация. По имени мифического ... лет Ксеркс, сын Дария I, двинул на Грецию огром­ное войско и флот ( ... полисы с населением в 5 —10 тыс. человек, включая женщин, детей, рабов и иностранцев. Полноправных граждан ...

Вся жизнь греческого полиса пронизана цепью из больших и малых религиозных праздников. Все праздники, как уже упоминалось выше, были общественными и имели целью сплочение граждан общины, и таких праздников в античной Греции было около пятидесяти.