«Духовно нравственное воспитание»

Эссе

Эссе. Духовно-нравственное воспитание. (Из опыта работы.)

В настоящее время усилилось внимание к проблеме духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Об этом свидетельствует ряд положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предусматривающего приобщение обучающихся к «базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности…»

Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры); становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному поведению (послушание, служение Отечеству).

Основой в воспитании должны быть национальные духовно-нравственные традиции народа. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки». Поэтому в духовно-нравственном воспитании первостепенное значение имеет:

  • духовная атмосфера школы, а не обилие правил и требований;

  • постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры;

  • знания о правилах поведения, о культуре ребенку дать не трудно, важно начать вместе с ним его духовный путь;

  • бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников.

    19 стр., 9055 слов

    «Изучение традиций чувашского народа на х и внеклассных ...

    ... от родного народа и отданное на воспитание другому народу» (Г.Н.Волков). В профессиональной деятельности учителя чувашского языка и библиотекаря для приобщения чувашского языка особую ценность представляет формирование ... именно ей отводится приоритетное место в воспитании у детей нравственной культуры. Голос семьи сильнее голоса библиотеки и школы. Первой естественной воспитательницей ребенка все ...

Классные часы, используемые в работе, объеденены в тематические блоки: «Моя Родина-Россия», «Город (поселок), в котором я живу», «Мир внутри и вокруг меня».

-«Моя Родина-Россия» предусматривает знакомство с государственной символикой, государственными, семейными и школьными праздниками.

-« Город (поселок), в котором я живу» — знакомство с историей города Богородицка, его символикой, людьми, прославившими родной край, местными музеями (Дворец-музей графа Бобринского, были организованы экскурсии на Куликово поле, музеи города Тулы).

-«Мир внутри и вокруг меня» — формирование уважительного отношения к своему дому, своей семье, совершенствование отношений в коллективе. Младшие школьники учатся понимать себя и других, давать правильную оценку своим и чужим поступкам.

В школе ежегодно проводятся :

1.Акция «Память, опаленная войной»;

2.Акция «День матери»;

3.Акция «Братья наши меньшие»;

4.Акция «Поделись улыбкою своей».

Жизнь современной школы невозможна без деятельного участия родителей. Заинтересованность, увлеченность детей пробуждает интерес и у них, и это необходимо использовать, устанавливается неразрывная связь поколений.

Для того чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру, должна существовать передача тех духовных ценностных ориентиров, на которых она держалась на протяжении сотен лет. Разумное реформирование современной системы образования сегодня, новации в системе образования должны определяться идеей исторической преемственности поколений.

Очень важно выполнение этих задач с переосмыслением роли учителя. Труд педагога должен быть направлен на духовно-нравственное становление личности. Со стороны учителя должна быть искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и особенно духовная радость, которую испытывает педагог в своей деятельности.