«Педагогический потенциал устного народного творчества» статья по художественной литературе

Эссе

Эссе на тему:

Педагогический потенциал устного народного творчества

студентки 42д группы

Курочкиной Ирины

Произведения устного народного творчества составляют сокровищницу народной художественной культуры. Оно не перестает восхищать и удивлять своим содержанием и совершенной формой.

Многие педагоги, психологи определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека. Произведения фольклора бесценны. Устное народное творчество таит в себе неиссякаемые возможности для пробуждения творческой, познавательной активности детей, самостоятельности, для развития речи. Колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки – всё это представляет собой прекрасный материал, который можно использовать во всех видах деятельности.

Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых; они по своей природе ласковые, нежные, негромкие.

Главное назначение потешек – подготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры. Роль потешек — в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Также потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

В небылицах намеренно смещаются реальные связи и отношения. Основаны они на неправдоподобии, вымысле. Именно так они помогают ребенку утвердить в своем мышлении истинные взаимосвязи, укрепляют в нем чувство реальности.

Удивительно поэтичны русские загадки , просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. Загадки – полезное упражнение для ума. Загадка вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает ему открывать для себя поэзию окружающего мира.

15 стр., 7050 слов

Методика ознакомления детей с литературными произведениями в ...

... воображаемым перенесением на себя событий, "мысленным" действием с эффектом личного участия. 1. Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах ... с одним и тем же действием, вопрос "Где то-то? " (развивает ориентировку в окружающем), прием побуждения к ... объясняют смысл, раскрывают сюжет. Произведения устного народного творчества, писателей (художественное слово), знакомств

Пословицы и поговорки могут открыть детям некоторые правила поведения, моральные нормы. Краткое изречение, полное мудрости и юмора, запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры.

Все сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. В каждой сказке содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определять свое место в жизни, усваивать морально – этические нормы поведения в обществе. Сюжет сказок разворачивается стремительно, а счастливый конец сказки соответствует жизнерадостному мироощущению ребенка.

О педагогическом значении устного народного творчества можно говорить бесконечно. Но нужно сказать только одно – устное народное творчество должно стать неотъемлемой частью жизни детей и взрослых.