Роль творчества в профессиональной деятельности педагога.
«Высшее искусство, которым обладает учитель, —
это умение пробудить радость
от творческого выражения и получения знаний».
Альберт Эйнштейн
Творчество составляет сущность разных видов деятельности человека, оно присуще человеку, как и сознание, мышление, воображение.
Творчество в профессии педагога что это, и насколько оно важно для образовательного процесса?
Сфера творчества в образовательной деятельности, по моему мнению, достаточна широка и проявляется в подходе к ученику, в отношении к своему предмету, к подаче учебного материала, к определению методов и средств обучения и воспитания, в построении урока, в отборе содержания материала, в создании нетрадиционного по форме занятия. Все это не только обеспечивает эффективность урока или занятия и высокую степень усвоения детьми необходимых знаний, умений, формирование навыков, но и стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес. Учитель, с помощью творческого подхода, вызывает к жизни потенциальные возможности ребенка, создает условия для развития и самосовершенствования неповторимой личности. Творческий педагог дожжен уметь формулировать и решать педагогические задачи, строить свою деятельность с учетом изменяющегося мира, уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников.
Многие великие педагоги говорили о важности этого аспекта образовательной деятельности. К.Ушинский называл «педагогику искусством воспитания». Творчество — это непременная составляющая искусства. Творчество в образовании это развитие успешной личности воспитанника.
Во все самые сложные периоды развития отечественного образования предназначение учителя оставалось неизменным — быть носителем духовности, культуры и творчества. Творчески работающий учитель всегда испытывал и испытывает непреодолимую потребность самореализовать свои личностные и профессиональные способности при осуществлении намеченных замыслов, позволяющих ему максимально раскрыть свой творческий потенциал. А в условиях современных образовательных стандартов развивающий результат в обучении школьника выходит на одно из самых первых мест в иерархии образовательных ценностей. Демократизация современной школы обострила потребность в творческой самореализации педагога. В ее основе — стремление самих учителей к креативности, которая является императивом творческого саморазвития. Осуществляя саморазвитие личности через творческую самореализацию, учитель сможет добиться профессионального признания в интересах личности, общества и государства. С позиции философии творчество — деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности. В психолого-педагогической науке различают как психологию, так и педагогику творчества. Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности. В центре внимания ученых-психологов находятся вопросы о структуре творчества, о путях, ведущих к открытию нового, о познавательной роли интуиции, воображения, предвидения и т. д. Педагогика творчества — наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения. Главными признаками творчества являются (по М. М. Поташнику):
Педагогическое творчество учителя в школе
... личности самого педагога. При этом самостоятельные усилия по освоению достижений психолого-педагогической науки, передовой практики, совершенствование оценочной деятельности педагога и руководителей педагогического коллектива, позитивная мотивация педагогического труда, неформальное творческое ...
- создание нового или существенное усовершенствование известного;
- оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
— взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового. «Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”» [8, с.12] Таким образом, педагогическая деятельность сегодня — это проявление постоянного разностороннего творчества, а формирование творческой личности — процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, с другой — с формированием у него опыта творческой деятельности. Отсюда можно утверждать, что творческим педагогом является тот, кто обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта. Все это и является базовыми компетенциями профессионального стандарта современного педагога. Осознание педагогом степени своего мастерства и идеальных моделей, являющихся синтезом науки и практики, преломленных через собственную индивидуальность, должно служить ориентиром для формирования самостоятельной профессиональной позиции творческого, новаторского характера. К истокам развития педагогического самосознания следует отнести три компонента:
- знание о себе как о специалисте;
- эмоциональное отношение к себе как педагогу-профессионалу;
— оценка себя как специалиста. При этом самооценка, выполняя регулирующую роль в процессе совершенствования педагогического мастерства, возможна лишь тогда, когда опирается на некоторое «рассогласование» между самооценкой и идеальным представлением об учителе [4, с.36]. Таким образом, для педагогического самосознания мало знать, что и как нужно, мало уметь — здесь надо принять общие и частные общественные цели, выраженные на языке педагогики, как внутренне присущую установку личности, направление ее деятельности. Доктор педагогических наук Ю. П. Азаров утверждает формулу мастерства, сущность которой в триаде: технология, отношения и личность. «Мастерство не выносит болтовни. Оно непременно должно замыкаться на материальной стороне дела — технологией. Эта технология должна быть запущенна без промедления, ибо благодаря этому создаются отношения, а эти отношения формируют учителей и детей при общении. Чтобы прийти к такой технологии и к такой системе отношений, когда взрослые доверяют детям, а дети готовы всегда прийти на помощь взрослым, необходимо истинное педагогическое творчество, необходима та особая вера и в свои силы, и в силы своих коллег, и в силы детей, которая непременно снимет страх, предаст мажорный настрой всем педагогическим действиям, утвердит логику радости и борьбы за лучшие идеалы жизни школы» [1, с.18].
Творчество как необходимый компонент профессиональной деятельности педагога
... в педагогической деятельности : учитель географии вывозил на природу, экскурсии в разные города, водил в походы, где дети могли наглядно видеть рельефы земли, горные породы, камни и лазить по пещерам. Этих педагогов ... педагог может зародить в себе и детях по настоящему творческую личность . творческий педагог ... педагог (А. С. Макаренко – советский педагог и писатель ) . педагогу творчество
Если к внутренним предпосылкам творчества педагога относится взаимодействие целого ряда важнейших психических процессов, состояний и индивидуально-психологических свойств его личности (интуиции, воображения, осознаваемого и неосознаваемого, настойчивости, самокритичности, трудолюбия, высокой языковой культуры), то к компонентам творчества — знания, мировоззрение, педагогическая техника и культура (мышление и самосознание), самостоятельная профессиональная позиция. Компоненты творчества являются и содержательными элементами личности педагога, и продуктами отражения педагогической действительности в его чувствах, сознании, памяти, и результатами творческих сил и возможностей учителя. Поэтому, можно смело утверждать, что компоненты творчества приобретаются педагогом в течение всей профессиональной деятельности. Одним из важнейших условий, управляющих механизмом совершенствования педагогического мышления и его основного показателя, педагогического самосознания, по праву можно признать установку на самообразование, т. е. готовность учителя к совершенствованию деятельности, направленную на удовлетворение актуальной потребности в творчестве. В свою очередь, способность к перестройке деятельности в соответствии с новыми требованиями современного общества возможна, если педагогический коллектив в целом проводит систематический анализ достоинств и недостатков своей деятельности на основе показателей уровней воспитанности и обученности учащихся.
Вот почему осознание и принятие современным педагогом того факта, что формирование творческой направленности личности должно стать основной функцией обучения, а учет различий в темпах развития у разных учащихся — непременное условие самореализации, очень часто становится важным стимулом, мотивом самосовершенствования личности самого педагога. В свете изложенного выше, творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности учителя по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит Ученик. При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность современного учителя характеризуется такими показателями, как систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных теоретико-педагогических знаний, создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач в конкретный момент педагогической действительности, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции. С другой стороны, должна существовать такая организационная форма работы, которая позволит самим учителям, объединившись, оформлять, удерживать и корректировать нормы педагогической деятельности в соответствии с гражданским заказом и стандартом образования, созидая объективную систему показателей качественной деятельности педагога-мастера, педагога-творца, педагога-инноватора. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Диагностическая деятельность педагога: сущность, функции, методы
... или, наоборот, просят дать им новые технологии. педагогической диагностикой Диагностическая деятельность педагога: сущность, функции, методы. Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. При этом для обсуждения некоторых принципиальных ...