Педсовет №2. 08.11.2010г.
На этом педсовете были рассмотрены приёмы технологии критического мышления при работе на уроках русского языка и литературы. Особое внимание было уделено использованию эссе и синквейн в обучении учащихся.
Эссе
Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ.
Данный приём целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения. При этом главное правило свободного письма — не останавливаться, не перечитывать, не исправлять.
10-минутное эссе можно использовать после чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста. Учащимся предлагается организовать свои мысли по методике свободного письма на предложенную тему.
Иногда текст свободного эссе может быть использован как подготовительный этап работы для более солидного сочинения. 5-минутное эссе, в свою очередь, может быть использовано в качестве задания для подведения итогов изученной темы.
Примером 10-минутного эссе может быть задание по рассказу Платонова «Юшка» на уроке литературы в 7 классе, где ребятам предлагается написать письмо Юшке от лица одного из его односельчан, где они просят у Юшки прощения за своё равнодушие.
Для учителя важно получить обратную связь, поэтому учащимся могут быть предложены два пункта: написать, что они узнали по новой теме или задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Синквейн
Синквейн — это стихотворное мини-сочинение, которое состоит из пяти строк, изображающих некоторый объект. В своей форме синквейн напоминает японский хайку, но, в отличие от хайку, синквейн используется не для описания природы, а для описания любого объекта, поэтому он и получил своё название — по английскому слову «cinquain», что означает «пять строк».
Структура синквейна похожа на пирамиду, где первая и последняя строки состоят из одного слова, а вторая — из двух, третья — из трёх и четвёртая — из четырёх слов.
Отличие эссе от рассказа
... разум, оставшийся совершенно один в нигде и никогда? Фантастический рассказ балансирующий между научной и свободной фантастикой, что требуется для донесения нескольких главных мыслей ... метагипотезу, со своей оригинальной действительностью и способом изображения этой действительности. Отличия от романа Жанр эссе развивался параллельно с жанром романа. Последний, однако, более привычный для ...
Первый предмет | Один предметный глагол | Два прилагательных | Три существительных | Одно смысловое слово |
Стул | Структурированный | Низкий, деревянный | Четыре ножки, сиденье | Комфорт |
Данный приём может быть использован для сокращённого и выразительного описания любого объекта (книги, человека, события и т.д.).
Кроме того, синквейн может служить как как подготовительный этап для более сложного и продолжительного сочинения.
В ходе педсовета были представлены и другие интересные приёмы, которые могут быть использованы на уроках русского языка и литературы, для формирования критического мышления и развития творческих способностей учащихся.
Студия синквейн на уроках литературы
На уроке литературы в 8 классе по рассказу Паустовского «Телеграмма» ребятам предлагается написать письмо от лица главной героини своей матери, в котором она просит прощение за свои поступки.
Данный прием побуждает учащихся глубже анализировать свои ощущения, лучше увидеть суть проблемы рассказа.
Слайд 4
Синквейн
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Синквейн — концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.
Слайд 5
Правила написания синквейна: Просты и доступны
- (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
- (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
- (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
- (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
- (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Используется синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, теорию литературы, говорим о нравственности, о долге, чести… Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а учителю понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим.
Слайд 6
— примеры синквейна
Слайд 7
Технология составления синквейна при работе с текстом на уроках русского языка
Анализ текста
1. Найдем в тексте существительное (существительные).
О ком или о чем рассказывается? Какое существительное употребляется чаще всего?
Текст содержит следующие существительные: «утро», «предмет», «лицо», «чудо». Рассказывается о летнем утре и предмете, который является чудом. Существительное «утро» употребляется чаще всего.
2. Давайте подберем из текста два прилагательных, которые относятся к данному существительному и наиболее точно характеризуют предмет, обозначенный существительным.
Из текста можно выделить прилагательные «летнее» и «прекрасное», которые относятся к существительному «утро» и наиболее точно характеризуют данное утро.
3. Какими глаголами обозначены действия предмета (лица)? В какой последовательности запишем глаголы?
В тексте используются следующие глаголы для обозначения действий предмета (лица): «радует», «удивляет», «восхищает». Последовательность глаголов: радует, удивляет, восхищает.
Летнее утро прекрасно. О, чудо!
Выводы
Синквейн
- позволяет отработать навыки анализа текста
- развивает внимание учащихся к слову, обогащает словарный запас
- побуждает ребят анализировать свои ощущения
- помогает учителю организовать диалог
- данный методический прием помогает вовлечь в процесс творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету
- подготавливает к краткому пересказу
- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом