Готовченко Дарья Сергеевна,
Студентка 43 гр. 4 курса ИФМК
САФУ им. М.В. Ломоносова
г. Архангельск
Эссе «Психологические особенности современного подростка»
Что общего может быть у подростков 1970-х и 2000-х годов? Может, разница между этими поколениями не так велика, как может показаться? Попробуем разобраться в этом.
Юность – это время бурного физиологического и психологического развития человека. Подростки зачастую нестабильны в своих интересах, убеждениях и стремлениях, так как находятся в пограничном состоянии: еще не взрослые, но уже не дети. Жизнь требует от них серьезных решений, которые они порой не могут принять.
После просмотра двух художественных фильмов «Розыгрыш» (1976 г. – режиссер В. Меньшов и 2008 г. – режиссер А. Кудиненко), стало понятно, что ключевые черты подросткового возраста проявляют себя в той или иной степени, независимо от временной эпохи.
Среди особенностей развития подростков можно выделить универсальные, «вневременные» черты: желание быть услышанным; стремление к самореализации, свободе, независимости; потребность в общении (дружба, любовь) и признании; самоопределение (профессиональное, личностное); чувство взрослости; максимализм; негативизм; критичное отношение к взрослым; обеспокоенность своей внешностью; агрессивность; конфликтность; желание вырваться из «обыденности».
Герои фильмов ищут себя, пытаются завоевать авторитет в классе, стремятся показать свою самостоятельность. Они пытаются подражать действиям взрослых, хотят, чтобы их воспринимали как равных и считались с их мнением (чувство взрослости – центральное новообразование этого возраста).
Они дружат и влюбляются, радуются и разочаровываются, ошибаются и учатся.
Ведущая деятельность этого периода – это интимно-личностное общение. В друзьях подросток ищет понимания и принятия своих собственных переживаний и убеждений. Дружба здесь – это своеобразная форма психотерапии, позволяющая выразить свои чувства, найти подтверждение того, что друг разделяет те же сомнения, надежды и тревоги. Для подростов важно быть участником какой-либо референтной группы, на чьи ценности и нормы поведения ориентируются. Друзей и возлюбленных часто идеализируют, наделяют лучшими качествами («Ты его не знаешь! Он не такой!» — главные героини обоих фильмов).
Продюсерский проект создания и реализации полнометражного художественного ...
... всплывает золотая статуэтка барса, когда-то принадлежавшая Сафа-Гирею. Концепция фильма и актуальность замысла фильма Концепция фильма «Тайна озера Кабан» носит политический, социальный и воспитательный характер. В ... Экспозиция Молодой журналист Кирилл просыпается от звонка мобильного телефона. Он опаздывает на работу, быстро одевается и берет с тумбочки амулет - кожаный шнурок с нефритовым камнем. ...
Идеальный образ, как правило, размыт и содержит много завышенных, неосуществимых требований.
Влияние родителей становится ограниченным, более важно теперь мнение сверстников. Родители перестают быть в глазах подростка идеальными людьми, у которых есть ответы на все вопросы. Стремление к эмансипации зачастую воспринимается взрослыми как неуважение и неприемлемое поведение, что, в свою очередь, приводит к конфликтным ситуациям (Тая Петрова и ее мать, «Розыгрыш», 2008).
Им проще сказать, что ребенок испортился под чьим-то дурным влиянием, чем принять и понять его «нового». Ребенок хочет, чтобы его любили, но не опекали, чтобы ему давали свободу, но в то же время помогали справиться с трудностями. Подростки обвиняют родителей в излишнем контроле, в попытках подогнать их жизнь под стандарты, которые сам подросток не приемлет, считает «приземленными» и скучными (Олег Комаровский и его отец, «Розыгрыш», 1976 г.).
Оказавшись на пороге взрослости, подросток устремлен в будущее, которое притягивает и пугает его [1].
Подросток многое в себе не может понять, ему сложно разобраться, чего он на самом деле хочет. Происходит самоопределение, личностное и профессиональное. Подросток должен решить, кем он будет в будущем.
Возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Подросток пытается самоутвердиться среди сверстников с помощью действительных или «мнимых» побед (Олег Комаров, «Розыгрыш», 2008 г.).
Частым явлением является переоценка своих возможностей, склонность занимать крайние позиции.
Агрессивность и жестокость — характерные черты поведения подростков. Это может быть соперничество внутри группы, борьба за власть и сферы влияния, озлобленность из-за пережитых неудач и несправедливостей (в фильме – недовольство полученной оценкой перерастает в жестокий розыгрыш).
Особенно жестокими бывают подростки, которых избаловали в детстве (Олег Комаров, «Розыгрыш», 2008 г.), или те, которым не давали проявлять инициативу. Акты агрессии часто совершаются в группе, степень своей вины каждый пытается свести к минимуму («А что я? Я как все!»)
Все перечисленное выше можно отнести как к героям фильма В. Меньшова, так и к персонажам киноленты А. Кудиненко. Но все же время, эпоха, политический строй, система образования, развитие общества и технологий накладывают определенный отпечаток на особенности поведения современных подростков.
Они отличаются большим прагматизмом, свободой (психологической и интеллектуальной: поведения, мнения, выбора, возможностей).
Современные дети нацелены на получение образования ради того, чтобы быть конкурентоспособными. Рыночное общество требует большей практичности и жестокости, ставит перед выбором, который не приходилось делать подросткам в советское время, когда государственный строй частично определял направление профессиональной деятельности и возможности получения образования. Обществу присуща большая степень поляризации [1], разделения на различные социальные группы, что приводит к различным стартовым возможностям для получения качественного образования.
Формирование культуры личности подростков на х литературы
... общей культуры личности подростка способствует усвоению знаний в области методологии преподавания литературы. Глава I. Теоретические вопросы формирования общей культуры личности подростка, .1 Понятие и воспитание культуры личности Такие важнейшие понятия, как «культурный человек», «культура личности» на ...
Появляется много новых вопросов о будущем, на которые современная школа и родители не могут дать ответов. Общение со взрослым постепенно переходит в режим диалога, подростки раскованны в выражении своей позиции, отстаивании своего мнения.
Существует мнение, что подростки прошлых лет были добрее и спокойнее, что они больше уважали и ценили старших. Но я не могу согласиться с этой точкой зрения. После просмотра фильмов «Розыгрыш», я убедилась в том, что подросток всегда остается подростком, со своими проблемами, переживаниями, особенностями и противоречиями. Изменение окружающей среды меняет отдельные характеристики развития подростка, делая какие-то из них более или менее явными и яркими. Но суть остается неизменной.