Человек и власть… Власть и человек… Их отношения складывались в разные времена и по – разному. Всё зависело от политической ситуации, от тех, кто стоял у власти и крепко держался за своё место, боясь его потерять. Иногда эти отношения становились особо острыми, напряжёнными, приводящими к непримиримым столкновениям идей, мыслей, взглядов, позиций, что, по – моему, было самым главным. Именно так сложились они в 20 — 30- ые годы ХХ века.
-
Противостояние человека и власти в эти годы достигает высокого накала. Отсвет этих отношений мы видим в книгах А. Платонова, М. Булгакова, А. Солженицына, О. Мандельштама, А. Ахматовой.
Размышлениями о своём времени наполнены многие стихотворения Осипа Мандельштама. Сам поэт смотрит на эпоху как на трагическую, противоречивую, жестокую, где нет любви, нет веры в Бога, где царит только жестокость и преследование за инакомыслие:
Мне на плечи кидается век
Но не волк я по крови своей…
Век героя – «век — волкодав». Но сам поэт – не волк и не хочет в него превращаться! Он растерян, чувствует какую – то безысходность. Лирическому героя хочется убежать, найти свободное место и спрятаться там:
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звёзды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
Главная мечта поэта — «не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,//
Ни кровавых костей в колесе…». Поэт Мандельштам пытается стать «голосом эпохи», её выразителем и душой.
-
Созвучные мотивы противостояния власти и человека наполняет творчество и Анны Ахматовой:
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском качался
Литература языковедение : Творчество О. Мандельштама
... у века-властелина” (1 января 1924 года); “Мне на плечи кидается век-волкодав” (“За гремучую доблесть грядущих веков...”). “Ласточка” в стихах Мандельштама ассоциируется с искусством, творчеством, словом - например: ... образ, это его осязает слух поэта”. В этих словах - ключ ко многому в стихах и раннего и позднего Мандельштама. Останься пеной, Афродита, И слово в музыку вернись! Эволюция, которую на ...
Возле тюрем своих Ленинград.
Её поэма «Реквием» — трагедия и личная, и общенародная. Произведение – итог пережитых страданий репрессий. Жертвами их стал муж поэтессы – Николай Гумилёв. И их сын – Лев Гумилёв, которого арестовывали три раза. И три раза судили. Так что страшные годы преследований не обошли стороной саму Ахматову:
Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином
И манит в черную долину.
Создавая поэму, она посвящала её всем, кто страдал вместе с нею, кто ждал решения судеб своих детей, отцов, сестёр и братьев…
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный свой привет.
Само название поэмы – религиозный термин. Это заупокойная служба по умершим. Но у Ахматовой мыслится другое. В поле зрения поэтессы – жертвы политического режима, стоны провожающих своих родных на каторгу, виселицу, расстрел… Таков портрет времени 20 – 30- х годов, времени Ахматовой, времени противостояния самой поэтессы и существующего режима власти.
-
Продолжением этой темы является и произведение Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Герой книги – Иван Шухов, репрессированный и безвинно осужденный. На войне, которую он прошёл, Шухов попал в плен. Потом бежал. Но его обвинили в том, что он шпион врага, и осудили уже дома на десять лет: « Считается по делу, что Шухов за измену родине сел. И показания он дал, что таки да, он сдался в плен, желая изменить родине, а вернулся из плена потому, что выполнял задание немецкой разведки. Какое ж задание — ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто -задание ».
И оказался участник войны в советском лагере только потому , что был в плену. И вечное напряжение сил и нервов: « Все в Шухове было напряжено до крайности — вот сейчас нарядчик в дверях заорет. Пальцы Шухова словно шевелились, а голова, забегая вперед, располагала, что дальше ». Но он здесь выдержит всё, останется человеком. Настоящим. И его никто и никогда не заставит думать так, как хочет власть. Его выбросили из мира свободы. Лишили человеческого счастья. Хотели, чтобы он сломался, стал «послушным», «тихим»…
Образ Шухова в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
... дня герой там, где все: «…надо, чтоб никакой надзиратель тебя в одиночку не видел, а в толпе только». Под телогрейкой у Шухова ... а вернулся из плена потому, что выполнял задание немецкой разведки. Какое ж задание – ни Шухов не мог придумать, ни следователь». Единственный раз ... сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Один день Ивана Денисовича":
Автор показал всего один день из лагерной жизни Шухова, который заканчивался так же, как тысячи других дней, конца которым не было: « Засыпал Шухов, вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся.
Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый., Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот
пятьдесят три.
Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось
Шухов – портрет репрессивных и жестоко наказанных. Он – голос народа.
ВЫВОД.
Как видим, писатели и поэты не уходили в сторону от того, что они видели и сами переживали в страшные годы репрессий и гонений. В этом – сила её мужества и верности своему народу, своей истории. И памяти. Вечной памяти.