«Одарённый ребёнок» это

Эссе

Одаренные дети: их особенности и классификация

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [1].

Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

  • дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
  • дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
  • дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.) — эту категорию детей чаще называют талантливыми;
  • дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления. Все они не точны с точки зрения современной психологии. Но приходится констатировать, что образовательная практика реагирует преимущественно на эти четыре категории [1].

Одаренные дети очень разные, непохожие друг на друга. Впрочем, это справедливо для всех детей. Но одаренного ребенка нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде деятельности. Чтобы обнаружить одаренного ребенка, не обязательно использовать специальные психодиагностические методы. Достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать увиденное и услышанное.

Ссылки:

  1. Эссе «Одарённый ребёнок»

Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.

У каждого нормального ребенка – огромные возможности развития. Но это отнюдь не означает, что можно ожидать одинаково высокого развития одних и тех же способностей у всех детей. У некоторых детей уже с детских лет развиваются специальные дарования.

15 стр., 7416 слов

Система работы педагога дополнительного образования по выявлению ...

... педагога дополнительного образования по развитию хореографических способностей. Предмет - педагогические средства, направленные на выявление признаков одаренности в хореографии. Цель - изучить педагогические средства, направленные на выявление признаков одаренности в системе работы педагога дополнительного образования по хореографии. Задачи: - изучить систему деятельности педагога дополнительного ...

Для каждой мамы ее ребенок самый красивый, самый умный, а главное, очень-очень талантливый. Поэтому, стоит только ребенку немного обойти своих сверстников в развитии, как многие родители сразу же записывают его в одаренные дети. На самом деле, мне кажется, определить, кто из детей одарен, а кто нет – достаточно трудно. Особенно сейчас, когда малышей, практически с пеленок отдают в развивающие студии, школы искусств и т.д. Поэтому естественно, что они начинают рано читать, считать, рисовать, петь и т.д. Но существуют определенные особенности, по которым можно узнать – одарен ребенок или нет. Во-первых, любознательность. Одаренные дети тянутся к знаниям и пытаются как можно больше узнать в той области, которая им наиболее интересна. Во-вторых, высокая концентрация внимания, В-третьих, в большинстве случаев феноменальная память.

Раннее развитие способностей школьника существенно сказывается на всем стиле его поведения и формировании его личности. Такому ученику нет необходимости полагаться на постороннюю помощь, у него меньше бывает эмоциональных стрессов во время ответов у доски, на контрольных работах и экзаменах. Сравнительная легкость овладения учебным материалом способствует возникновению уверенности в своих силах, и им интересно учиться.

Развитие одаренности в детском возрасте: проблемы и перспективы

Отношения с педагогами у одаренных детей не всегда складываются благополучно. Некоторых учителей раздражают проявления их «чрезмерной» умственной активности (каверзные вопросы, реплики, отвлеченные рассуждения и т.п.).

В условиях реальной школьной практики, когда осуществление подлинно индивидуального подхода весьма затруднительно, одаренным детям не всегда уделяется достаточно внимания со стороны педагога. Но в условиях гимназии, думается, несколько по-другому. Одаренные дети имеют возможность углубленно изучать предметы в профильных классах или группах, заниматься в научном обществе, участвовать в конференциях, турнирах, конкурсах и олимпиадах. Особо им нравится блеснуть эрудицией в КВНах, быть инициаторами и участниками различных конкурсов, игр, творить что-то интересное и т.д.

Таким образом, очевидно, что ранее проявление одаренности в детском возрасте требует пристального внимания к ребенку со стороны родителей и педагогов. Желательно, чтобы обучение одаренных детей строилось на основе специально разработанных программ, которые способствовали бы полной реализации творческого и интеллектуального потенциала, позволяя при этом избежать односторонности психического развития, опасностей искажения личностного развития, а также чрезмерной психической нагрузки и переутомления. Забота о развитии учеников в соответствии с индивидуальным своеобразием их возможностей должна содействовать тому, чтобы каждый стал нужным членом общества, смог наиболее полно выявить и применить свои способности. В свете задач, встающих перед современной школой, психологические проблемы способностей и одаренности весьма актуальны.