Введение
Многие события в моей жизни произошли и изменились с тех пор, как я окончила педагогический институт и приступила к работе в школе. Времена меняются, и соответственно меняется и школа. Школьная среда является отражением всего многообразия проблем, с которыми мы сталкиваемся в нашем обществе. На протяжении последних лет произошли значительные изменения в сфере образования и воспитания. Традиционные формы общественно-идеологических мероприятий, такие как пионерские сборы и комсомольские собрания, уступили место новым подходам и методам.
Однако, я считаю, что школа остается основным местом общения для детей в любых обстоятельствах, и учитель не может оставаться равнодушным по отношению к воспитанию учеников, приобщению их к общечеловеческим ценностям, а также формированию социальных потребностей и нравственных ориентиров.
Главная часть
Сегодня мы живем в информационном обществе, и цели образования и изучения учебных дисциплин в общеобразовательной школе меняются соответственно. В условиях избытка информации особую важность приобретает формирование у учащихся универсальных навыков и способов действий, а также познавательных приемов, которые помогут им быстро обработать информацию и достичь успеха.
Я глубоко убеждена, что учитель не может оставаться на своем месте. Он должен постоянно двигаться вперед, находиться в творческом поступательном движении. В современном мире появляются новые технологии обучения, и система образования развивается в новых направлениях. Учитель не может ограничиваться тем, что делал вчера.
К сожалению, наш сегодняшний ученик – прежде всего исполнитель воли учителя. Как правило, именно учитель ставит цель урока, диктует план его проведения, проводит урок согласно этому плану, стремясь как-то вовлечь учащихся в учебный процесс, и затем выставляет отметки. Взрослея, учащиеся всё меньше хотят быть исполнителями чужой воли, а мы при этом заявляем, что они всё хуже и хуже учатся. Я убеждена, что пришло время, когда учителю надо переосмыслить свою функцию: он нужен для того, чтобы создавать условия для творческого развития каждого ребёнка. Ещё Я.А. Коменский писал «все дети разные и надо дать возможность каждому развиваться с собственной скоростью». Поэтому на уроках учитываю новые подходы в образовании.
Роль общения в деятельности учителя начальной школы
... гостиная – тоже общение. Успешность всех форм учебной деятельности определяется продуманным общением, а также тем, как учитель настроил учащихся на совместную работу, как строилось общение в процессе ее ... процессу, не ожидая ничего взамен. Дело учителя - учить, а дело общества - дать учителю достойные средства к существованию. Цель учителя начальной школы - сформировать у ребенка желание учиться ...
Урок начинаю с ориентации в изучаемом материале: «Какую тему мы изучаем? Что вы уже знаете?» Тот, кто забыл (ведь уроки химии всего два раза в неделю), полистает учебник, тетрадь и психологически войдёт в тему.
Следующий этап – мотивация: «Что ещё вы хотите знать?» В процессе обсуждения этого вопроса учащиеся формулируют цель и тему урока, составляют план её изучения. Всегда можно подвести учащихся к нужной формулировке, никого не останавливая, а наоборот, учитывая мнение каждого.
Основная часть урока – реализация плана, составленного учащимися. Самое главное на уроке – смоделировать способ изучения материала, способ получения знаний, чтобы с его помощью каждый ученик усвоил необходимые ему фактические сведения. Например, мы рассматриваем материал на атомарном, молекулярном и вещественном уровнях согласно взаимосвязи «состав – строение — свойства». Овладев данным способом, учащиеся без труда могут охарактеризовать изучаемый объект на любом уровне.
Последний этап урока рефлексия и оценка знаний. Учащиеся выполняют задания и оценивают себя. Таким образом, полностью снимается психологический груз отметки: ученики учатся адекватно себя оценивать, для них самая большая радость, когда их отметка и отметка учителя совпадают.
Изучение педагогического кредо «Учить на успехе»
Один из главных принципов педагогического кредо «Учить на успехе» заключается в том, что на уроке учащимся не прерывают ответы, какими бы они ни были. Этот принцип помогает создать комфортный психологический климат на уроке, который, в свою очередь, способствует лучшему усвоению учебной информации.
Кроме того, для того, чтобы создать такой климат, учителю следует не только не прерывать учащихся, но и поощрять их даже за малейшие успехи и не сравнивать их друг с другом. Важно строить общение на доверии, чтении и понимании. Также учитель должен хорошо знать свою роль на уроке — организовать деятельность учащихся, управлять учебным процессом и создавать условия для успешной работы.
Одним из последствий такого подхода к обучению является улучшение самооценки учеников, поскольку они чувствуют уважение со стороны учителя и не боятся ошибаться. Наличие такого психологического климата на уроке также снижает уровень стресса у учащихся и способствует более эффективному обучению.
В итоге, с помощью педагогического кредо «Учить на успехе» можно достичь более успешных результатов в обучении учащихся, но для этого необходимо учитывать все вышеописанные принципы и правильно реализовывать их на практике.