Личность учителя. статья

Эссе

Говоря о личностных качествах педагога начальных классов, хочется сначала обратить внимание на то, что состав профессионально значимых характеристик личности учителя в целом довольно обширен. Анализ исследований Ф.Н. Гоноболина, В.Н. Крутецкого, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткиной, Г.С. Сухобской позволяет выделить следующие основные профессиональные качества личности учителя:

1) умственные;

2) дидактические (способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный учащимся; применять и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь и т.д.);

3) перцептивные качества (умение и способность проникать в душевный мир учащихся, развитая психологическая наблюдательность);

4) организаторские качества;

5) волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.);

6) коммуникативные;

7) тактичность;

8) педагогическое воображение, способность к распределению внимания;

9) динамизм личности — способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

10) эмоциональная устойчивость (способность владеть собой);

11) оптимистическое прогнозирование;

12) креативность.

Среди психологических характеристик общепризнанными являются педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогическое самосознание, педагогическое воображение, педагогическая самооценка, педагогическая наблюдательность, педагогическое прогнозирование, толерантность, эмпатия. Данные черты выделены А.К.Марковой. Чем более развиты вышеперечисленные характеристики, тем более продуктивной, интересной, результативной является педагогическая деятельность.

Личностные особенности учителя начальных классов складываются из специфики выполняемой деятельности и контингента воспитанников.

Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового. Функции профессиональной деятельности учителя младших школьников даже шире, чем у учителя – предметника, так как он всегда работает классным руководителем и преподает большее число разнопрофильных учебных дисциплин.

37 стр., 18319 слов

Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...

... учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки ... способностей учащихся младших классов общеобразовательной школы будет возможно при соблюдении следующих педагогических условий: взаимосвязь педагогических, ... предлагается рассматривать в качестве форм приобщения учащихся к музыке. Одним из аргументов ...

Перечисленные функции реализуются в структуре педагогической деятельности – в обучении, воспитании, общении, в самораскрытии личности учителя, его профессиональном росте.

По результатам многих исследований общую структуру профессионально важных качеств учителя можно представить в таком виде:

  • Высокие нравственные и гражданские качества учителя как передового человека своего времени.
  • Педагогическая направленность личности как интегральное качество, включающее в свою подструктуру интерес и склонность к педагогическому труду, любовь к детям и ориентацию на развитие личности ученика.
  • Педагогическая подготовленность, или профессионально необходимые знания, навыки и умения, педагогическое мастерство.
  • Педагогические способности, в частности, дидактические, академические, перцептивные, организаторские, экспрессивно-речевые, коммуникативные, рефлексивные, управленческие, волевые (авторитарные), актерские (элементы), суггестивные, проективные, конструктивные, творческие и некоторые другие.
  • Педагогическое самосознание учителя как комплекс представлений о себе и своей профессии, самооценивание, определение собственных целей и перспектив.
  • Ряд общечеловеческих качеств, приобретающих в педагогической деятельности профессионально важное значение (терпеливость, выдержка, настойчивость, доброта, чуткость, отзывчивость, принципиальность и другие).
  • Индивидуальный стиль деятельности в его оптимальном для личности варианте, предполагающем наилучшее использование своих сильных сторон и компенсацию слабых.

Профессионально важные качества учителя начальной школы до сих пор изучены недостаточно, а имеющиеся профессиограммы труда учителя младших классов неполны.

Тем не менее, первому учителю детей, необходимы следующие качества. Это:

  • направленность на педагогическую работу именно с младшими школьниками;
  • любовь к тем учебным предметам, которые преподаются в начальной школе;
  • профессиональная подготовка, ориентированная на программу обучения в начальном звене;
  • умение излагать учебный материал в простой, доступной для младших школьников форме;
  • яркое образное мышление;
  • знание возрастных и индивидуальных особенностей учеников начальных классов, возможностей и резервов их развития;
  • умение общаться с маленькими школьниками, поддерживая их непосредственность и эмоциональность;
  • эмпатия;
  • педагогическая интуиция;
  • педагогическая зоркость, наблюдательность;
  • особая теплота и доброта, материнская ласка в отношении к ученикам;
  • речевое чутье;
  • склонность к игровым методам обучения и другие.

Личность учителя является стержневым фактором педагогической деятельности. Учитель начальных классов должен быть тонким психологом, сведущим медиком, талантливым воспитателем, разносторонним педагогом, терпеливым, интересным человеком. Чем ярче и самобытней его личность, тем выше его профессиональное мастерство и тем более значительно его влияние на формирующуюся личность ребенка. Творческий педагог должен так организовать деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои склонности, интересы, способности. «Развивая мысль в речи, надо сперва схему ее вложить в ум слушателя, потом в наглядном сравнении предъявить ее воображению и, наконец, на мягкой лирической подкладке осторожно положить ее на слушающее сердце, и тогда слушатель – ваш военнопленный и сам не убежит от вас, даже когда вы отпустите его на волю, останется вечно послушным вашим клиентом». Как отмечал работу учителя великий педагог – психолог Л.В.Занков.

12 стр., 5778 слов

Семинарское занятие 1 тема: Развитие личности как педагогическая проблема

... условия; трудолюбие; в) семейное воспитание; ж) личность преподавателя; г) поддержка и помощь друзей; з) другое____________________ 10. В чем вы видите педагогический смысл русской пословицы «Человек – ... обучения: сущность, функции. 2. Структура процесса обучения. Преподавание и учение. Этапы деятельности учителя и ученика. 3. Виды обучения (сообщающее, проблемное, программированное) и их специфика. ...

Хотелось бы, чтобы в будущем ученики вспоминали учителя так, как вспоминает своих учителей писатель Александр Крон: «Это были умные и интеллигентные люди;, педагоги по призванию, а не по стечению обстоятельств, я ощущал их влияние, но никогда не ощущал их власти… я никогда не чувствовал себя мокрым комком глины, из которого что-то лепят чужие руки, наоборот, я всегда пребывал в уверенности, что все, что я делаю, я делаю сам. И поэтому мне никогда не бывало скучно».

Как мы видим, личность учителя начальных классов имеет свои особенности. Это знание возрастных особенностей развития старших дошкольников и младших школьников, доступная и понятная детям речь, использование игровых методов обучения, особая теплота и материнская ласка к детям. Не малое значение имеет и умение общаться с родителями. Учитель начальных классов должен иметь разносторонние способности, чтобы заинтересовать детей, увлечь их. Кроме того, учитель начальных классов должен всегда помнить о том, что, он является образцом для подражания. Помнить об этом надо каждую минуту, так как каждую минуту Вы находитесь под лупой пытливых детских глаз, которые подмечают Ваши движения, Вашу манеру говорить, Ваш стиль поведения. Наблюдая за младшими школьниками, можно с легкостью сказать, кто является их классным руководителем, а порой и классной мамой. И самое главное, о чем не следует забывать – от учителя начальных классов зависит, с каким интересом ребенок будет ходить в школу и получать знания в дальнейшем.

14 стр., 6767 слов

И.Г. Песталоцци — реформатор начального обучения

... начального обучения Г. Песталоцци. Предмет: Свободное и развивающее обучение как основополагающая часть образования в педагогике Г.Песталоцци. Цель работы: Составить представление, а также выявить особенности педагогической ... деятельность, способствовала пробуждению активности свободной личности. Становление гуманистической педагогической ... детей из низших классов общества. Более двадцати ...

Литераутра

  1. Вавилов Ю.П. О педагогических способностях учителя младших классов / Ю.П.Вавилов // Диагностика познавательных способностей / Ю.П.Вавилов. — Ярославль: ЯГПИ, 1986. С.18-25.
  2. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе / Ф.Н. Гоноболин. — М., Просвящение, 1985. — 223 с.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2007. – 384 с.
  4. Крутецкий В.А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально активной личности учителя / В.А. Крутецкий // Формирование социально активной личности учителя / В.А. Крутецкий. — М., 1983. — 236 с.
  5. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н.В. Кузьмина. — Л.: ЛГУ, 1997.- 183 с.
  6. Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К.Маркова. — М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
  7. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. — М.: Наука, 1982. — 185 с.