Профессиональное самообразование и саморазвитие учителя — путь к педагогическому мастерству

Эссе

Современное общество предъявляет достаточно строгие требования к уровню получаемого нами образования. Для того чтобы человек мог быть уверенным в завтрашнем дне и достигать успеха, ему приходится постоянно учиться в университетах или на курсах повышения квалификации. При этом не все задумываются о самообразовании и самосовершенствовании как одном из основных составляющих нашей успешности. В первую очередь мы привыкли судить о человеке лишь по имени того учебного заведения, которое ему удалось окончить.

Формальное образование помогает найти работу, самообразование — добиться на ней успеха

Зачем нужно заниматься самообразованием?

Образование — это не просто официальный документ, «корочка» государственного образца. Главным образом, это полученные за время обучения полезные знания и навыки, которые впоследствии пригодятся, будут необходимы в трудовой деятельности.

Хорошее, качественное образование дает возможность находить ответы на любые вопросы, эффективно приспосабливаться к меняющимся условиям труда, решать трудные задачи, которые ставит перед нами жизнь. Необразованные люди тяжело адаптируются к новым реалиям, тяжело справляются с препятствиями на своем пути.

Можно утверждать, что постоянное самообразование – это умение жить. Оно нам необходимо, чтобы мы не испытывать стрессов и легко могли бороться с жизненными трудностями.

Что такое самообразование?

Самообразование – что это такое? Я жду от Вас ответа!!! Не получается ответить? Тогда прочтите мое определение. Самообразование – это самостоятельное обучение в конкретной области для получения необходимых навыков и знаний. Самообразование – это один из видов самосовершенствования и саморазвития. Поскольку термин «самообразование» происходит от слова «само», то становится понятно, что человек проявляет личный интерес к каким-либо знаниям и навыкам.

1 стр., 383 слов

Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека ...

... И мне кажется единственно верным, что воспитание и образование неразрывно связаны между собой. Образование формирует интеллект человека, а воспитание дает целостную высоконравственную личность. В процессе воспитания происходит становление личности, которая может ...

Понятно, что для самообразования необходимо желание, а чтобы желание возникло, необходим интерес, а интерес возникает тогда, когда человек видит собственную выгоду. Самообразование это как самостоятельная работа над собой. Для того чтобы добиться значимых результатов в какой-либо области – необходимо заниматься самостоятельно. Самостоятельная работа должна занимать как минимум 80-90%. Процесс самообразования представлен на картинке снизу.

Для наглядности я приведу конкретные примеры. Ваня принял решение стать классным танцором, и для этого он записался в танцевальную школу, название которой «Cool Dancer». Без разницы какой стиль он выбрал – hip-hop или popping. Его решение – стать классным танцором. Он посещает школу «Cool Dancer» три раза в неделю по два часа, то есть в неделю это составляет шесть часов.

И как Вы считаете, станет ли Ваня супер танцором через семь лет, занимаясь в школе «Cool Dancer» всего лишь 6 часов в неделю? За семь лет это будет 2190 часов без пропусков. Я уверен, что он многому научится, но очуменным танцором навряд ли ему удастся стать. Чтобы стать профи, по закону одного знаменитого человека, необходимо отзаниматься 10 000 часов. За десять лет такое возможно, если каждый день заниматься какой-либо деятельностью по 2,5-3 часа в день.

А чтобы столько часов набрать – необходима самостоятельная работа или самообразование. Для этого без самоорганизации и дисциплины не обойтись.

Другой пример с самообразованием. Тот же самый Ваня решил выучить английский язык. Для этого он пошел по старому пути – записался в школу английского языка, где ему рассказывают об основных правилах и временах этого языка. Занятия в школе проводится два раза в неделю по два часа, то есть всего лишь четыре часа в неделю. Вау, как это ничтожно мало!!!

И как Вы считаете, Ваня заговорит на английском языке через три года, исключительно занимаясь четыре часа в неделю под руководством учителей? Да, если только за это время его молнией не ударит, и он не начнет говорить на всех языках мира. Ну или пришельцы похитят после чего он заговорит только на английском языке.

Конечно это невозможно, ведь самообразование – это 90% труда. Но человек забывает об этом. Он думает, если я записался в школу танцев или английского языка, значит, мне нужно просто ходить на занятия и все придет: я научусь танцевать и говорить на английском языке. Мне бы тоже хотелось того же, но я не могу не замечать, как люди что были на 0 уровне до прихода куда-либо, что остались. Такое случается из-за отсутствия самостоятельной работы или самообразования.

1 стр., 250 слов

Как стать коммерсантом? Беседа № 1

... качества. Надо хотеть и уметь переносить высокие физические нагрузки, работать по 16 часов в сутки и считать это совершенно нормальным; Связывать с коммерцией не столько ...

Самообразование против формального обучения: в чем преимущества

Самообразование часто становится достойной альтернативой официальному, формальному обучению, будь то курсы повышения квалификации или даже второе высшее образование. В чем же его преимущества?

Возможность получить более актуальные знания

Самообразование не стоит ничего, кроме потраченного времени

Выбор оптимальной, интересной программы обучения, Возможность управлять расписанием, Самообразование ничего не стоит, кроме потраченного на него времени

Самообразование

Сочинение на тему: «Самообразование»

Самообразование — это самостоятельное приобретение учащимися, школьниками, студентами знаний с учетом их интересов, склонностей из различных источников дополнительно к тем, которые получены в учебных заведениях. Это желание стать лучше, умнее, приносить пользу и себе, и людям, и своему отечеству.

Я уже занялась самовоспитанием, выбрала заветные цели и принципы и очень довольна, что моя жизнь наполнилась смыслом и стремлением. Имея опыт самовоспитания, неплохо заняться и самообразованием.

Самообразование как процесс овладения знаниями тесно связан с самовоспитанием. В чем заключается эта связь? А в том, что значительная часть учащихся и студентов пытаются постоянно самосовершенствоваться, развивать в себе определенные качества личности, стараются искоренить отрицательное в поведении и чертах характера.

Что же заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания? Дело в том, что в наш век научно-технического прогресса, в век атомных электростанций и завоеваний космоса, наука, техника, производство не стоят на месте, а непрерывно развиваются и совершенствуются. Это и обязывает любого специалиста независимо от ранее полученного образования и профессии, заниматься самообразованием.

Дл чего человек учится? Человек, вооруженный знаниями, становится богаче, умнее сам и больше пользы принесет людям. Он сумеет определить свое место в общем строю, приложит свои силы и знания там, где больше всего нужно; научится строить правильные отношения с людьми, станет ценным специалистом.

Как же правильно приступить к самообразованию, чтобы углублять свои знания, чтобы успешно подготовиться к экзамену, к защите диплома и т. д.?

Путь, конечно, трудный – потому что требует больших усилий преодолений себя, твердости духа, умения совмещать учебу с работой или своими домашними обязанностями. Но путь надежен, потому что эти трудности преодолеваются осознанно, с верой в себя, в свои силы, в свое будущее.

Много предлагается в педагогике советов, как заниматься самообразованием, но самое главное – это наше стремление, желание, труд, терпение и цель.

Сначала надо определить цель – как движущий стимул; потом план как облегчение достижения цели; сделать выбор необходимой литературы; правильно распределить свое время; создать необходимые условия; составить режим занятий; научится правильно отдыхать, чередуя умственную работу с физической.

2 стр., 935 слов

Один день из жизни Евгения Онегина

... внутренней опустошенности, преждевременной усталости от жизни, разочарованию. Один день из жизни Евгения Онегина Несколько интересных сочинений «Айвенго» – самое известное произведение ... предположить, что в режиме дня Евгения было место для занятий спортом, самообразования и чтения разнообразной ... раньше трех часов дня. Звон часов напоминает о начале спектакля в театре, куда отправляется Онегин. И, не ...

К условиям успешной умственной работы относятся и психологические факторы. Это целеустремленность, вдохновение, самостоятельность, настойчивость.

Успешность самообразования зависит не только от правильности его организации, но и от личных особенностей студента.

В народной пословице говорится: «Век живи — век учись». И я стараюсь правильно учиться каждый день, каждый час, отбирать только правдивую и необходимую литературу, конспектирую высказывания и советы великих людей, стараюсь определить самое главное в тексте, навожу справки, если мне что-то непонятно, обращаюсь к первоисточникам, справочникам, словарям, в интернет. Каждый день пытаюсь узнать что-то новое и полезное.

По этому поводу выписала понравившиеся слова великого педагога Станиславского: «Каждый день, в который вы не наполнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания, считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим». И я приняла этот совет для себя, ведь учиться придется всю жизнь, нельзя останавливаться в своем развитии, чтобы каждая минута жизни была полезна не только для себя, но и для других.

«Красиво жить – не просто звук пустой,

Лишь тот, кто в мире красоту умножил

Трудом, борьбой, — тот жизнь красиво прожил

Воистину увенчан красотой!» (И. Бехер)

Самореализация на практике: чем лучше заниматься

В первую очередь, необходимо задуматься над тем, какие бы полезные навыки вы бы хотели получить? К примеру, в университете или в школе вы изучали английский язык, однако обстоятельства сложились таким образом, что уровень знаний в этой области стал ниже. Необходимо ли с этим что-то делать, если в нынешней работе это знание вам не нужно? Конечно, да. В нашем мире перемены происходят стремительно, и, проснувшись утром в один прекрасный день, вы можете получить прекрасное предложение о работе, о которой мечтали на протяжении всей жизни. Согласитесь, что такая помеха, как низкий уровень английского языка будет совсем некстати.

Самообразование не зависит от возраста, опыта, основного образования и стажа

Необходимо уметь развиваться одновременно в нескольких направлениях. Главное – заставлять свой мозг работать активно, и рано или чуть позже это принесет свои плоды. В первую очередь следует совершенствоваться в профессиональной сфере, ведь когда вы будете знать в своем деле чуть больше чем другие, у вас больше возможностей стать успешным бизнесменом, сделать карьеру, превратить работу не в рутину, а интересное хобби. Помните, что каждый может достигнуть тех вершин, которые сам желает для себя.

2 стр., 789 слов

Главный урок моей жизни

... необходимо им, а не Вам. Это второй урок, который я запомнил. Причем навсегда. В моей жизни ... планировал стать учителем. А теперь я 6 дней в неделю стою перед ними и ... надо? Может они преподали мне главный урок, уроки. Они выполнили свою цель. И мне ... ответ. Она промчалась взглядом по всему классу и сказала: Запомните. Никогда не ... А мы сердились, когда она сердилась на нас. Никому не нравится, когда ...

Современная молодежь знает толк в музыке, литературе, спорте, иностранных языках, что не может не восхищать. Если вы не хотите в один не очень прекрасный день оказаться «на обочине жизни», на лень у вас просто не остается времени: знакомитесь с классическими произведениями, читайте литературу, учитесь играть на музыкальном инструменте, учите новый иностранный язык.

Уроки по самообразованию

Проведя собственное исследование в рамках данной темы, определив наиболее и наименее важные её составляющие, а также произведя адаптацию изученного и найденного под применение на практике, мы разработали комплекс уроков по самообразованию.

Каждый из уроков посвящён отдельной теме, касающейся самообразования. В них разобраны основные составляющие этого процесса, которые вам будет нужно изучить, и, естественно, как уже было не раз нами сказано, приведено множество практических элементов – именно на них сделан главный уклон.

Урок 1. Учебная мотивация

Для того чтобы обучение было эффективным, да и вообще имело место в жизни человека, он всегда должен иметь желание обучаться, т.е. быть мотивированным. Несмотря на то, что самообразование уже подразумевает наличие мотивации, это ещё не является гарантом того, что она всегда будет. В дополнение к этому, раз уж мы говорим именно о САМОобразовании, то и о мотивации нужно говорить, как о САМОмотивации, а это означает, что нужно уметь мотивировать себя самостоятельно.

В первом уроке будет затронут, в первую очередь, самоанализ как диагностика человеком своих истинных стремлений, желаний и поступков – это нужно для того чтобы понять, как «заряжать» себя на действия. Вы узнаете о том, как связаны между собой самоанализ и учебная мотивация, как проводить самоанализ и ставить цели при самообучении, познакомитесь с несколькими эффективными методиками на тему мотивации себя и других.

Урок 2. Поиск информации и выбор источников

Практически все виды деятельности подразумевают под собой поиск информации. Если же говорить о самообразовании, то этот вопрос является одним из основных. То, насколько грамотно вы научитесь подбирать источники данных для своей работы, оказывает прямое воздействие на её качество и результат. Но важно знать и то, как именно ищется информация, ведь простое кликание по ссылкам и серьёзный поиск того, что нужно узнать – это совершенно разные вещи.

Во втором уроке вы познакомитесь с понятием информационного поиска, узнаете о том, какие существуют источники информации и как научиться выбирать из них самые достоверные. Будет затронута тема позитивизма – учения о методах и процедурах научной деятельности и рассмотрены принципы отбора информации. Отдельный материал урока посвящён правилам поиска данных в Интернете и некоторым способам работы с информацией (конспектам, ментальным картам, блок-схемам и другим).

Урок 3. Построение плана обучения. Необходимые компетенции

Точно так же, как самообразование невозможно без мотивации, невозможно оно и без умения грамотно его планировать. Чёткий план позволяет не только поставить цель, но и наметить шаги по её достижению, сделав этот процесс размеренным, удобным и очень эффективным. Однако и планирование – дело не из простых и требует изучения.

23 стр., 11043 слов

Современный урок литературы: классификации, концепции

... образом, дипломная работа будет посвящена одной из важнейших проблем методики преподавания литературы - определению места урока литературы в системе современного литературного образования. 1 Теоретические основы содержания и технологий урока литературы: психолого-педагогический аспект 1.1 Урок ...

Третий урок посвящён планированию в обучении: мы расскажем о том, почему это важно и как создаётся план обучения (какие имеет этапы и в чём заключается задача каждого из них).

Кроме того, мы представим план обучения, который вы сможете взять себе на вооружение, и поговорим на тему того, допускается ли отклонение от плана и в каких случаях. Последняя часть урока посвящена теме гибкости в обучении и тем компетенциям, которыми нужно обладать человеку, занимающемуся самообразованием.

Урок 4. Самоорганизация

Вопрос самоорганизации не менее важен, чем все остальные, а зачастую даже более них – от умения человека организовывать самого себя зависит то, будет ли его обучение успешным, сможет ли он успевать делать то, что запланировал, не будет ли его обучение в ущерб другим делам, а другие дела – в ущерб обучению. Во многом самоорганизация зависит и от самодисциплины.

В четвёртом уроке вы найдёте ответы на все вопросы, касающиеся самоорганизации и самодисциплины: вы узнаете о том, какие привычки являются полезными для самообразования, а какие – нет, как избавиться от непродуктивных привычек и как привить продуктивные, как можно научиться дисциплинировать себя и что для этого нужно. Особое внимание будет уделено стилям самоорганизации, некоторым основам тайм-менеджмента и развитию усидчивости. Поговорим мы и о зоне комфорта, и об открытости новому.

Урок 5. Приёмы и методы эффективного самостоятельного обучения

Без знания того, каким образом можно обучаться самостоятельно, любые другие знания на эту тему останутся лишь «багажом». Но если вы будете понимать, что именно вы можете использовать для того чтобы обучаться самостоятельно, эффективность и значимость всего изученного ранее многократно возрастёт, а в комплексе – создаст эффект синергии, благодаря чему ваше самообразование станет для вас лучшим университетом.

Пятый – заключительный урок можно назвать, пожалуй, самым главным, т.к. он раскрывает саму технику самообразования. В уроке будут рассмотрены три основных метода самостоятельного обучения – конспектирование, мнемотехники и майндмэппинг (составление ментальных карт) со всеми их особенностями и тонкостями. В качестве дополнения мы представим отличные примеры и упражнения.

Авторы курса:

Евгений Буянов, Сергей Крутько, Кирилл Ногалес.

Необходимо самосовершенствоваться, стремиться быть номером один в своем деле, обучаться.

Чтобы быть востребованным сегодня, стать высокооплачиваемым специалистом в своей области, необходимо постоянно повышать свой уровень знаний, интересоваться инновациями и применять их на практике. Это единственный путь идти в ногу со временем и лидировать. Мы можем улучшать и развивать себя, свои навыки: в спорте, искусстве, музыке, кулинарии и прочих увлечениях. Приобретение новых навыков и усовершенствование уже имеющихся – принесет успех в работе, и возможно, позволит заработать больше денег. Например, умение правильно изъяснять свои мысли, отстаивать точку зрения, наладить нужные контакты, обладание финансовой грамотностью. Вы можете посещать тренинги, курсы, частного преподавателя, читать книги – способ не имеет значения, важно приобретать знания. Основа обучения – постоянная практика, применение полученных знаний в реальной жизни. Только такой подход к обучению дает возможность осуществить намеченные цели.

5 стр., 2223 слов

Дифференцированный подход в обучении. Урок русского языка, 3-й ...

... Число Сочинение Зимушка – зима Музыка Начинайте выполнять задание Всем удачи! Итог Кто хочет зачитать свой рассказ? Кому понравился урок? Чем? А кто ... время года наступило? 2. Какая погода зимой? 3. Какие стоят деревья? 4. Как живут зимой звери и птицы? 5. Какие любимые ... нужно подвести итог всему сказанному, выразить ваше отношение к зиме. Это может быть 1-2 предложения. Составьте предложения для ...

Нужно ли заниматься самообразованием