Эссе искусство китая

Эссе

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Эссе по искусству Китая

Пейзаж в китайской живописи на примере свитка “Ловля рыбы в горном потоке” мастер Сюй Даонин

Москва 2009

Китайская культура — одна из древнейших. Она зародилась за несколько тысячелетий до нашей эры и непрерывно развивается до сих пор как единый прочный массив. Китайская живопись, достигшая своего расцвета в IV-XIX веках нашей эры — эпоху Средневековья, занимает почетное место в мировой истории искусства. Династия Сун, к которой относится творчество Сюй Даонина пришла на смену полувековой эпохе политических переворотов и смут — эпохе Пяти Династий. “Не смотря на, казалось бы, благоприятную обстановку для творческой деятельности, настроение интеллигенции этого периода, особенно в Южной Сун, было подавленным, его определяли ностальгия и неуверенность”.

В этот период начинается масштабное строительство — расширяются и строятся новые города. Китайская живопись активно развивается и выходит на новый уровень. Этому способствовала и поддержка искусств императорами, которые сами с удовольствием занимались живописью.

В живописи Китая существует множество направлений, таких как бытовой жанр, портрет, анималистический и другие, но, несомненно, среди них важное место занимает пейзаж.

С момента восхождения на престол династии Сун (X — XII вв.) китайский пейзаж претерпевает некоторые изменения — становится монохромным и почти безлюдным. Для сунского времени характерен интерес ко всему местному, пристальное внимание к своей природе, своей древности, своим легендам. В это время возникает новое направление, в котором главная идея заключалась во внимательном и вдумчивом взгляде на окружающий мир, на человека и его чувства, на природу и ее многообразные вечно меняющиеся формы. В сункской живописи пейзаж превращается в образ всего мироздания.

Самый важный этап развития монохромной пейзажной живописи тушью начался в Китае с XI столетия. Он связан с именем такого выдающегося художника, как Сюй Даонин (1030 — 1060).

9 стр., 4432 слов

Развитие китайской живописи эпохи Сун

... В курсовой работе мы рассмотрим эпоху средневекового Китая, а именно период с 960 по 1279 гг. Тогда в живописи Китая складывается китайский пейзаж, который ... в своих работах и детали быта. В эпоху правления династии Тан начинает все более развиваться направление живописи, которое ... Тан, Сю Даонин. Период «Пяти династий» (960-1279гг. н.э.) можно назвать новым взлетом китайской культуры и живописи, в ...

Он блистательно разрешает проблему передачи пространства и воздушной среды.

Рассмотрим пейзаж эпохи Сун в китайской живописи на примере свитка мастера Сюй Даонина “Ловля рыбы в горном потоке”:

Пейзаж «Ловля рыбы в горном потоке» написан на длинном горизонтальном свитке. живописец создает воздушно-пространственную композицию, перемежая бесконечные цепи островерхих гор с беспредельными далями. Мы видим героический образ природы. Горы нам кажутся воздушными, бестелесными. Черная тушь с размывами и золотистый фон шелка создают ощущение целостности мира, его пространственной глубины. Сюй Даонин в совершенстве владеет искусством тончайших переходов туши, он ослабляет ее интенсивность в передаче воздушной среды и далеких горизонтов и делает более острыми и графичными линии переднего плана. Острые горные вершины, покрытые редкой растительностью, каменистые мелкие реки и спокойная гладь большого озера — все объединено единым ритмом. Пейзаж построен на нюансах черной туши, на сочетании четких графических линий и мягких расплывчатых пятен. Здесь Сюй Даонин использовал прием увеличения масштабов, изображая на фоне огромных гор маленькие лодки с рыбаками. Тем самым он подчеркивает величие природы и бесконечность космоса. Человек оказывается ничтожно малым по соотношению с природой, но тем не менее он является ее неотъемлемой частью и только при взаимодействии с природой он может гармонично существовать в этом мире.

Обратимся за примером к знаменитому китайскому философу IV века до н.э. Чжуан-цзы: китайский даонин пейзаж художник

В ущелье Лю есть водопад, извергающийся с высоты в несколько тысяч футов. Фонтан брызг, поднимаемый им, виден за несколько миль. В бурлящем внизу водовороте не увидишь ни одного живого существа.

Однажды Конфуций любовался водопадом, стоя на некотором удалении от него, и вдруг заметил старика, барахтавшегося в бурном потоке. Кликнув своих учеников, Конфуций бросился на помощь. Но к тому времени, когда они добежали до водопада, старик уже выбрался из воды и спокойно шел по берегу, что-то напевая.

Конфуций поспешил к старику.

  • Нужно обладать поистине сверхъестественной силой, чтобы спастись из этой пучины, — сказал он. — Ты на вид обыкновенный человек. Должно быть, ты знаешь какой-то чудесный секрет?

— Нет у меня никакого чудесного секрета, — ответил старик. — Просто я начал учиться этому еще в детстве, а в дальнейшем совершенствовал это умение. Постепенно мне удалось развить его достаточно хорошо, и теперь я уверен, что спасусь в любых обстоятельствах. Весь секрет в том, чтобы не сопротивляться потоку, превосходящему тебя по силе, а погружаться, когда он тянет вниз, и всплывать вместе с ним на поверхность, — вот и все.

Так и мастера китайского пейзажа начинают познавать искусство живописи еще в детстве, а затем совершенствуют свои навыки, чтобы достичь идеальной передачи величия природы и бесконечности космоса. Усвоив этот принцип, мы будем жить в согласии с собственной внутренней природой и с законами окружающего мира. Постигая истинную сущность вещей, художник стремился передать ее в своем произведении. Поиск истины, скрытой в природе, стал основной идеей живописи китайских мастеров эпохи Сун. “Живопись эпохи Сун впитала и слила воедино идеи буддизма, даосизма и конфуцианства. Пейзажи сункских художников полны глубокого философского смысла, они проникнуты высокой одухотворенностью, близкой к религиозному чувству”

8 стр., 3969 слов

Роль пейзажа и природы в романе «Герой нашего времени» Лермонтова

... здесь испытываешь «чувство детское – не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда ... нашего времени. Бэла, Максим Максимыч, Тамань. Художественный фильм Горы и потоки, чрезмерное южное солнце, весь пейзаж Кавказа вообще является в романе не просто безразличным фоном, ...