Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребёнок».
Сухомлинский В.А
Формирование творческой личности — одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста.
Творчество — это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выгодского, творческая деятельность — это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.
Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.).
Виды творческих письменных работ на х русского языка. статья
... материала. Творческое письменное выражение мысли — один из видов речемыслительной деятельности человека, в которой проявляется высшая степень речевой активности. Творческие письменные работы оживляют ... - бирюзовые… Травка - молодая… Затем дети пишут сочинение. К творческим работам относятся работа с разными словарями; разные виды сочинений: Сочинение – повествование; Сочинение – повествование ...
Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.
Роль творческой деятельности. Детское искусство носит экспрессивный характер – ребёнок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому работы детей субъективны и часто не понятны. Работа с ребёнком – это процесс, который требует осторожности и деликатности.
Н. Басина, О.Суслова считают, что «природа ребёнка и природа искусства во многом родственны, в первую очередь – чувственным аспектом познания». Поэтому наша цель помочь ребёнку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.
Н.П.Сакулина отмечала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности.
В процессе выполнения работ прикладного творчества у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.
Занимаясь декоративно – прикладным искусством, дети знакомятся с различными материалами, с их свойствами и выразительными возможностями, учатся работать с различными инструментами, они овладевают многими практическими навыками, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. У обучающихся развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, комплекса качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности.
Монументальное декоративное искусство
... не единственным определяющим фактором в соответствии воздействия монументального произведения задачам его внутренней выразительности. 1. Что такое Монументальное декоративное искусство? (МДИ) Монументальное искусство (лат. monumentum, от moneo ... скульптура от Петровской эпохи до периода политических преобразований, начавшихся в первой четверти XX века, когда монументализм стал использоваться в ...
Знакомство с новыми техниками и приѐмами творческой деятельности, расширяет кругозор детей, раздвигает общепринятые рамки творчества, позволяет выразить себя в различных видах творчества. Пробуя что-то незнакомое, дети находят в себе новые таланты. Они отходят от шаблонности, открывают в себе новые грани творчества.
. В декоративно-прикладное направление включены различные виды творчества: изобразительное искусство, трафарет, аппликация из бумаги, ткани, соломки, бумагопластика, бисероплетение, папье-маше, лепка из соленого теста, пластилинография, мобили, поделки из природного материала, кожи, поделки из ниток, изготовление народной куклы. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству, и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка.
- Занятия аппликацией способствуют развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о цвете и форме.
- Лепка,
- Использование трафарета способствует воспитанию правильного движения, расширению графических возможностей ребенка.
Бумага, картон, кожа
Через различные действия с бумагой, кожей, картоном с применением разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивать красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
аппликация из природного материала, создание композиций из сухих растений.
Бумагопластика:
Особенно заинтересовала обучающихся работа в технике квиллинг . С помощью квиллинга можно декорировать различные предметы интерьера, украшать подарки, сделанные своими руками, делать картины, необычную бижутерию. Квиллинг дарит школьникам отличное настроение от созданных своими руками красивых и оригинальных вещей и в свою очередь требует проявления творческого потенциала, аккуратности и усидчивости. Квиллинг отлично успокаивает детей с различными психическими проблемами. Работы исполненные в технике квиллинг ребята представляли на на 1 этапе областного Фестиваля – конкурса творчества детей и подростков «Город мастеров», заняли 3 призовое место. (Рис 1)
Рис. 1 Грамота областного Фестиваля – конкурса
«Город мастеров»
Бисероплитение
Перед началом занятий, можно детей ознакомить с крупными бусинами, фасолью, горох, игра в мешочек, найди, назови. Перебери по цвету, найди пару, подбери большой маленький. Детям у кого слабо развиты мускулатура кисти необходимы физ — минутки: «Бусинки – горошки — покатаю я в руках бусинки горошки. Станьте ловкими скорей пальчики ладошки (дети делают движения руками, катая карандаш или крупные бусины).
Народное художественное творчество как средство аксиологического воспитания
... вышесказанным целью дипломной работы стало: разработка методики аксиологического воспитания посредством приобщения детей к народному художественногму творчеству Объект: аксиологический подход в приобщении детей к НХТ; ... «Многогранное развитие способностей на основе активного освоения целостной культуры – вот единственный путь к творческим свершениям». Народное творчество, включающее в себя огромное ...
Для занятия «Бусы для мамы» можно найти к каждому свой приём изготовления (низания бусин, пуговиц, и т.д).
Я, проводя занятие нужно выявить, у кого зрение и тактильные ощущения слабо развиты, те нанизываю специальной деревянной иглой пуговицы, другие на шнурок, нанизывают бусины от старых счёт. Дети, у которых хорошее зрение и хорошо развита ручная умелость, работают иглой нанизывая, большие пуговицы, чередуя с разными по цвету кусочками ткани. А остальные нанизывают бусины, на проволоку, а совсем успешные в этом деле дети работают иглой с маленьким ушком и маленькими бисеринками, чередуя по цвету через одну, и т. д.
Лепка (тесто), глина (полимерная глина).
Лепка из солёного теста насчитывает несколько веков — издавна в различных странах из него делали атрибуты для праздников, детские куклы, обереги и просто украшения для дома. Вот и теперь техника лепки из теста не потеряла свою актуальность — она развивает мелкую моторику детей, позволяет объединить семью в одном интересном занятии — создании забавных ёлочных игрушек и украшений. Глина замечательный материал, так как не имеет определённой формы, обладает мягкостью пластичностью. Работа с глиной оставляет приятные ощущения и помогает расслабиться, что очень необходимо детям, когда они гиперактивны. С глиной каждый ощущает себя мастером. Она даёт возможность получить как тактильные, так и кинетические ощущения, а также эстетическое удовлетворение от полученного изделия. При работе с глиной крайне трудно сделать ошибку: то, что не понравилось, легко исправить, и это привлекает детей. Я стараюсь использовать глину, тесто в своих занятиях с детьми, при изготовлении различных композиций:
«Чайный сервиз» (который в последствии можно расписать, использовать для сервировки стола, разыграть сценку и т.д.)
«Домашние животные», «Дикие животные», «Обитатели моря»и т. д. (дети лепят животных и рассказывают о них, по желанию ребенка можно придумать сказку или рассказ, составить мультфильм и т.д) и т. д.
Ниткография
Так же я применяю много других техник, тем самым ребёнок должен выбрать, что ему по силам. Тогда я в том направлении и начинаю индивидуальную работу. Всегда сложно начать и понять, где ребёнок может себя проявить. Почувствовать превосходство своих сил ручного труда. Ведь необходимо создавать ситуацию успеха для начинающих творческих личностей.
Заключение
Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность.
Основная цель педагога – создать условия для самовыражения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность. В наших
Обучение лепке детей в группах раннего возраста
... детям форм — колец разного диаметра. В раннем дошкольном возрасте данный прием является наиболее целесообразным, так как лепка из целого куска требует от детей ... активизирует память детей и способствует развитию у них целенаправленного восприятия. После рассматривания дети начинают лепить ... на игрушечной машине. В процессе работы с глиной дети постепенно начинают понимать, что из глины можно слепить ...
силах дать детям время, место и возможность для творчества. Это и будет созданием благоприятных условий для самовыражения.
Планируемый результат нашей работы: самовыражение; реализация детьми с ОВЗ творческого потенциала; приобретение навыков работы в различных техниках и приѐмах; развитое образное мышление, фантазия, эмоционально-эстетическое восприятие действительности; развитие активности, инициативности, любознательности; познание своих возможностей; расширение словарного запаса; работа с активным словарѐм.
В заключении замечу, что важное значение имеют поддержка и одобрение любых творческих идей поступивших от детей, закрепление любых, пусть минимальных успехов , развитие собственной индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности.
Рис. 2 Панно «Святая Пасха» Рис.3 Аппликация из природного
(модульное оригами) материала «Зайчик»
Рис. 4 Работа с
различными материалами
кукла
«Барышня-Крестьянка»
Рис. 5 Пальчиковая аппликация
«Ёлочка»
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/na-temu-genezis-razvitiya-applikatsionnogo-tvorchestva/
-
Анистратова А.А., Гришина Н.И. Развиваем творческие способности. Москва. 2008
-
Конышева Н.М. / Секреты мастеров/.-Смоленск, 2004
-
Цирулик Н.А., Уроки творчества/Н.А.Цирулик.-С.:Федоров,1999
-
Цирулик Н.А., Хлебникова С.И., Нагель О.И., Цирулик Г.Э., Ручное творчество/.-С.Федоров, 2004
-
Борзова В. А. , Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара,1994.
-
Кащенко В.П., Педагогическая коррекция, Москва, Издательский центр Академия, 2010