Чехов был несравненный художник — художник жизни
У каждого человека под покровом тайны, как под покровом ночи, проходит его настоящая, самая интересная жизнь; каждое личное существование держится на тайне.
А.П. Чехов
Антон Павлович Чехов — уникальный художник-хроникёр своего времени, из мелочей составляющий мозаику жизни, такой, какая она есть. И в наше время вопросы, поднимаемые в его произведениях, не потеряли своей актуальности, потому что, несмотря на неустанное движение прогресса, любовь и дружба, равнодушие и косность, добро и зло — всё о чём говорил великий писатель желая сделать жизнь «умнее и человечней», осталось прежним.
Чехов, художник жизни, не мог не понять трагизм её мелочей, не мог не нарисовать так правдиво и беспощадно позорную тоскливую картину существования в тусклом хаосе мещанской обывальщины. Сложно объединить социальные проблемы с духовными исканиями русской интеллигенции, красоту русской природы с художественной цветовой и звуковой детализацией бытовых зарисовок, но Чехов сумел это сделать.
Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней, её он осмеивал и её изображал бесстрастным острым пером, умея найти плесень пошлости даже там, где с первого взгляда, казалось бы, всё устроено очень хорошо, удобно, даже с блеском; вскрывая тот покров тайны, под которым, «как под покровом ночи, проходит настоящая, самая интересная жизнь» человека.
На протяжении всего своего творчества Чехов проводил чуть ироничный и грустный её анализ, исполненный тоскливого и холодного презрения, но даже презирая он не переставал сожалеть «этому странному существу» — человеку.
Он задаётся целью возможно шире развернуть жизненный калейдоскоп, показать все сплетения, все слагаемые самых разнообразных комбинаций, заглянуть во все уголки человеческого существования: от любви и до взаимоотношений общества с отдельной личностью.
Лучшей иллюстрацией последнего является знаменитый чеховский рассказ Человек в футляре.
Беликов — главный герой рассказа, прототипом которого считается латинист, инспектор гимназии Александр Федорович Дьяконов. Он был «…Человек смелый, прямой, корректный и в значительной степени педант. «Коль скоро (его обычный прием речи) существует правило, то оно должно быть соблюдаемо. <…> Дисциплина в государстве, дисциплина в школе, дисциплина частной жизни ~ есть основа всего…» Молодых учителей инспектор поучал: «Коль скоро не в силах создать нового, не разрушайте старого. Прежде узнайте жизнь, а потом отрицайте ее устои».
По картине С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»
... ёткая граница между землёй и небом — земным и божественным. Согласно замыслу художника «Церкви покрова на Нерли», храм может связать их, служа своеобразным мостом. Золотой купол, ярко переливающийся ... счёт чисто архитектурных решений, почти без художественных элементов. Общее впечатление о Храме Покрова на Нерли будет неполным без окружающего пейзажа, ведь план здания составлялся с тщательным уч ...
Герой чеховского рассказа, подобно своему прототипу, всегда носил “темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх”. Стремление уйти в футляр давало о себе знать всегда и везде. Настоящее вызывало истинное отвращение у Беликова, он “всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было”. Даже профессия его — преподаватель греческого языка — соответствует беликовскому мировоззрению: она как бы относит нас на много веков назад, в далекое прошлое. Свои цепи, цепи правил, беспрекословного подчинения, истинной любви к начальству, он вешал на весь окружающий мир. Удивительно то, что он добивался своего, угнетая всех невероятной осторожностью, футлярными соображениями, Беликов против всего нового, яркого, постоянно опасается, «как бы чего не вышло», как бы не дошло до начальства!
Когда учитель греческого языка умирает, создается впечатление, что именно ради этого момента он и жил. “Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет”.
Да, Беликов не выйдет, но “сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!”. «Величайшая ошибка, которую можно сделать в жизни -постоянно бояться совершить ошибку.» — говорил Элберт Хаббард. И на примере Беликова, Чехов предупреждает своих читателей о трагической судьбе того, кто нарушит это правило.
Писатель придерживается весьма трезвой точки зрения на человеческую жизнь. «…ведь на то мы и рождены, чтоб вкушать «юдоль», — писал он. — Мы ведь не кавалергарды и не актрисы французского театра, чтобы чувствовать себя хорошо. Мы мещане на сей земле, мещанами будем и по-мещански умрём — такова воля рока, ничего не поделаешь…» Типичной историей о подобной жизни является рассказ «Скрипка Ротшильда»
Главный герой рассказа Яков Бронза уже старый, бедный гробовщик, живший в маленькой избе со своей женой, Марфой. Он никогда не бывал в хорошем расположении духа, так как ему постоянно приходилось терпеть страшные убытки. В конце рассказа, после смерти своей жены, он приходит к мысли, что «от жизни человеку — убыток, а от смерти — польза». Яков понимает, что жил неправильно, что зря обижал еврея Ротшильда, что «пятьдесят два года, пока они жили в одной избе с Марфой, тянулись долго-долго, но как-то так вышло, что за всё это время он ни разу не подумал о ней, не обратил внимания, как будто она была кошка или собака». Он вспоминает свою молодость, вербу, под которой они пели песни с женой, забытого «младенчика с белыми волосиками»; видит множество упущенных шансов, которые давала ему жизнь, но тут же понимает, что непоправимо, ужасно опоздал, что «жизнь прошла без пользы, без всякого удовольствия, пропала зря, ни за понюшку табаку; впереди уже ничего не осталось, а посмотришь назад — там ничего, кроме убытков, и таких страшных, что даже озноб берет»
«Футлярная» жизнь в рассказах Чехова
... жизнь идеальной. Самый известный рассказ этого цикла – «Человек в футляре». Главным героем этого рассказа является учитель греческого языка ... вовсе». Я считаю, что проблема футлярной жизни актуальна и в наше время, ... окружающих своим правилам. Я считаю, герой Чехова Беликов – это живое олицетворение цензуры, ... уже никогда не выйдет», - отметил Чехов. В рассказе «Крыжовник» главный герой всю жизнь мечтал ...
Изображая трагедию упущенного времени, Чехов напоминает, что жизнь даётся лишь один раз, а пугающе реальная обстановка, вокруг главного героя заставляет читателя оглянуться и подумать «А не пройдёт ли так же моя жизнь — мимо, даже не взглянув»
«Не смерть страшна, страшна бывает жизнь ненужная» — этой мысли подчинены все произведения А.П.Чехова, в то время как он острым писательским пером своего таланта, не отзываясь на злобу дня сего, изображает глубины жизни, вечные глубины.
Он рисует, таким образом, не столько портреты, сколько силуэты. Оттого-то его изображения так отчетливы; он всегда бьет в одну точку, никогда не увлекаясь второстепенными подробностями. Отсюда сила и рельефность его живописи, при всей неопределенности тех типов, которые он по преимуществу подвергает своему психологическому анализу. Если к этому прибавить замечательную колоритность чеховского языка, обилие метких и ярких слов и определений, то станет очевидным, что ему много места и не нужно.