Сочинение чацкого роль страдательная

Эссе

Сборник идеальных эссе по обществознанию

«Горе от ума» — комедия Александра Сергеевича Грибоедова, сочетающая в себе черты таких направлений, как реализм, классицизм и романтизм. Замысел произведения связан с политическими настроениями в стране после Отечественной войны 1812 года. Создание тайных обществ («Союз спасения», «Союз благоденствия»), представители которых выступали за отмену крепостного права и самодержавия, отразилось на социальном конфликте пьесы. Система образов в пьесе состоит их двух противопоставленных друг другу лагерей: «века нынешнего», или даже, скорее, будущего, представителем которого является Александр Чацкий, и «века минувшего», который олицетворяет фамусовское общество. Каждая сторона не только не способна на компромисс, но и абсолютно убеждена в том, что истина принадлежит ей. Чацкий и Фамусов смотрят по-разному буквально на всё: на крепостное право, образование, службу, присутствие иностранцев в русской жизни. Успех в фамусовском обществе измеряется количеством душ, чинов и выгодным браком. Идеалом для представителей фамусовского общества является Максим Петрович, который нарочно падал перед императрицей, чтобы доставить ей удовольствие. Для Чацкого такое поведение является недопустимым и унизительным, и он заявляет: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» Ум Фамусова заключается в умении подстраиваться под предлагаемые условия и во всём извлекать материальную выгоду. А ум Чацкого – это умение оценить окружающую обстановку с точки зрения здравого смысла и изменить её, если она этому здравому смыслу не соответствуют. Людей, которые подчиняются заготовленным стереотипам, главный герой, являющийся резонёром, считает глупыми. За вольнодумство и противостояние идеалам фамусовского общества Чацкий был оклеветан и прозван сумасшедшим, вследствие чего был вынужден «бежать»

Пример 1

Александр Сергеевич Грибоедов в своей комедии “Горе от ума” поднимает проблему конфликта одного молодого человека со старым консервативным устройством в обществе. Однако он был обречен на поражение.

Чацкий является представителем нового молодого поколения России, которое мыслит прогрессивно. А застарелое общество не готово ни к чему новому, оно боится перемен. Из-за того, что он один в этой борьбе, в принципе исход конфликта понятен. Не смотря на то, что Чацкий презирает устои старого общества, однако изгнание из него мучает молодого человека, ведь он вырос здесь, Фамусов даже бывало заменял ему отца. Однако изгнание Чацкого нельзя считать полной победой фамусовского общества. Юноша сам кричит: “Вон из Москвы! сюда я больше не ездок”. Он прекрасно понимает, что мир огромен и где-то он обязательно сможет найти единомышленников. Так же мы видим упоминания о брате Скалозуба и князе Федоре, которые тоже понемногу стремятся к новому. Конечно же таких людей со временем будет становиться все больше и больше. Поэтому, можно утверждать, что конфликт только зарождается. Просто Чацкий первым попадает на передовую, поэтому на него сыплются все шишки, ведь такие люди поначалу чудаки для всех, поэтому и являются жертвами. Однако эти проблемы не единственные, терзающие молодого человека. Он не раскусил Молчалина и не осознал отношение Софьи, в итоге испытал крах в любви. Он недооценил того, насколько сильно общество будет сопротивляться. Чацкий рассказывает свои теории и вдруг обнаруживает, что всем все равно. Они так и продолжают кружиться в вальсе. Поэтому так легко его и изгнали, просто навесили ярлык сумасшедшего с легкой подачи Софьи. Общество само поставило ему диагноз, само в это поверило. Никто даже и не задумывается о том, чтобы убедиться лично, правда ли Чацкий болен. Они просто жертвы слухов. Единственное, что сделал Чацкий – пошатнул устои, нанес брешь застарелому устройству системы. Теперь общество задумается о том, что не так и незыблемы их позиции. Они будут понимать, что Чацкий лишь первый, кто посягнул на законы, принятые уже давно.

2 стр., 576 слов

Онегин — типичный образ молодого человека дворянского общества ...

... к образованию Евгения подходили поверхностно, но это не помешало молодому человеку узнать «многого понемногу». Как у многих дворян того ... изменившийся, морально сломленный Онегин убивает собственного друга на дуэли. Евгения буквально убило светское общество, этот человек так и остался ... для «золотой молодёжи» жизнь - ходит на балы, посещает театры, рестораны. На это он тратит восемь лет. Со временем ...

Автор хочет показать, что со временем таких Чацких будет все больше и больше. Поначалу они будут чудаками, от них будет легко избавиться, однако по прошествии времени их станет больше, и тогда рухнет старая система. В прошлое будут уходить традиции и устои консервативного общества. Время неумолимо движется вперед, все новое всегда меняет старое.

«Чацкого роль — страдательная…»

Кажется, что писатель обладал даром провидения — так точно он показал в своей комедии все то, что потом стало реальностью. Чацкий, вступив в борьбу со всем старым, консервативным устройством, был обречен на поражение. Он — представитель молодого прогрессивно мыслящего поколения России той эпохи, а фамусовское общество — то консервативное большинство, которое не желает принимать ничего нового: ни в политике, ни в социальных отношениях, ни в системе представлений, ни в привычном образе жизни. Он — один против всех и финал конфликта,

по сути, предрешен: «Чацкий сломлен количеством старой силы», — как писал Гончаров.

Хотя Чацкий и презирает фамусовское общество, изгнание из этого общества для него все же мучительно: он здесь вырос, Фамусов некогда заменял ему отца и, как ни говори, он любит Софью, а потому он действительно страдает, получая свой «мильон терзаний», что придает финалу комедии даже трагическое звучание:

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа!

4 стр., 1775 слов

Водяное общество в романе Герой нашего времени Лермонтова

... миром. Именно поэтому «Водяное общество» не случайно введено автором в роман. Также читают: Картинка к сочинению Водяное общество в романе Герой нашего времени Популярные сегодня темы В самом начале достаточно ... общество играет не маленькую роль в произведении. Благодаря этому, читателю лучше удается узнать главного персонажа романа. Одним из представителей водяного общества был Грушницкий. В романе ...

И все же, если его крах в любви абсолютно очевиден, то вопрос о том, можно ли назвать изгнание Чацкого из фамусовского общества победой

над героем, остается открытым. «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок», — в отчаянье кричит Чацкий. Но свет широк, в нем можно найти не только место, «где оскорбленному есть чувству уголок», но и своих единомышленников, свое дело в жизни. Недаром в комедии упоминаются князь Федор и брат Скалозуба, которые, как и Чацкий, отходят в своей жизни от прежних норм, стараются жить по-новому. Таких людей в России потом станет все больше и больше, а в результате они победят, потому что новое всегда побеждает старое. Вот почему следует признать, что спор таких героев, как Чацкий, со старыми устоями только начинается. Он — «передовой воин, застрельщик», но именно поэтому — «всегда жертва». Открывая новый век в то время, когда еще силен «век минувший», он обречен на «страдательную роль» — это роль всех, кто открывает «новый век». Но есть и внутренние, психологические причины того, что Чацкий обречен на страдания. Увлеченность и горячность Чацкого приводит не только к тому, что он не понял отношение к нему Софьи, недооценил Молчалина, а потому его ожидал закономерный крах в любви. Еще важнее то, что он недооценил силу сопротивления консервативного фамусовского общества против тех идей, которые наш герой попытался в нем проповедовать. Порой просто кажется, что он и не собирается разбираться в этом: он вдохновенно проповедует и вдруг неожиданно обнаруживает, что гости «кружатся в вальсе», а вовсе не «внимают» ему. Может быть, потому так легко было изгнать Чацкого, приклеив к нему ярлык сумасшедшего.

Но в то же время, как справедливо отмечал Гончаров, несмотря ни на что герой нанес консерваторам «смертельный удар качеством силы свежей». Хотя, пожалуй, говорить о «смертельном ударе» несколько преждевременно, но очевидно, что некогда монолитное фамусовское общество действительно дало брешь — и виноват в этом Чацкий. Нет теперь покоя старым московским «тузам» и знатным барыням, потому что нет уверенности в незыблемости своих позиций, хотя пока они еще и сильны. Гончаров абсолютно прав, называя Чацкого «передовым воином, застрельщиком», за которым стоит историческая победа, но который всегда является и жертвой такова судьба тех, кто идет первым.

Почему Гончаров называет роль Чацкого страдательная Хотя И в тоже время Победителей

Моральные и духовные ценности Чацкого в корне расходятся с ценностями патриархальной Москвы.

Главный герой комедии — дворянин, однако, ни одна черта характера, ни один взгляд на вещи не роднит его с взрослым поколением столичного дворянства. Подобно многим ровесникам своего времени Чацкий, получив соответствующее дворянину образование, уехал «ума искать» . В образе этого героя воплощены те же черты, что были присущи молодым декабристам: глубокая любовь и сочувствие к русскому народу, возмущение существованием крепостного права, внутренняя культура и просвещенность, а также огромное желание служить во благо родине, а не ради чинов. Но, выступая резким обличителем «поколения отцов» , обрушиваясь на «негодяев знатных» , Чацкий обрекает себя на изгнание из привычного ему дворянского общества, более того, становится заклейменным ярлыком сумасшедшего за свое вольнодумство. Однако, как истинный герой своего времени, Чацкий готов страдать во имя своих убеждений.

2 стр., 955 слов

Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С. Грибоедова ...

... люди, как Молчалин, станут в будущем идеалом общества? Меня терзает эта мысль. Всё идет к тому, что на таких людей, как Молчалин, опирается новая власть. Почему? Ведь именно Чацкий и ... против устаревших принципов, установленных в обществе. А.С. Грибоедову впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя, героя своего времени, победителя, а не ...

Чацкий обладает острым умом, за что был тут же назван вольнодумцем. Фамусовское общество так и не восприняло его как носителя передовых идей своего времени, и в итоге он, как большинство прогрессивных людей своей эпохи, терпит крах от свого ума.

Однако, герой страдает не только из-за неприятия консервативных и невежественных взглядов барского общества. Чацкий так же терпит своеобразное фиаско в любви. На примере отношений Чацкого и Софьи Фамусовой, мы видим, как губительно воздействие среды на девушку с прекрасными задатками, насколько общество способно подчинить себе любую душу, заставив ее жить в соответствии со своими законами и порядками. В реалистическом характере Софьи сочетаются искренние движения души с лицемерием, принятом в светском обществе; живой ум и отсутствие здравых суждений, сильные эмоции и нравственная слепота. Она способствует изгнанию Чацкого из светского столичного общества.

Характер основного конфликта комедии «Горе от ума» очевиден: поколение «отцов» , объединенное защитой самодержавно-крепостнического строя и консервативной ненавистью ко всему прогрессивному, единодушно изгоняет единственного разумного представителя «века нынешнего» – Чацкого, почувствовав в нем угрозу былому укладу их лицемерного образа жизни. И у героя не остается другого выхода, кроме бегства из этого общества с последующим гневным обличением поколения «отцов» .

Однако, «победительная роль» главного героя в том и состоит, что несмотря на страдание от непонимания и отсталости иных умов, Чацкий не один, у него достаточно единомышленников, стремящихся повернуть историю России в нужное русло, что и попытались сделать вскоре после написания пьесы настоящие декабристы, в том числе, прототип главного героя.

Характеристика Чацкого из Мильон терзаний Гончарова

Цитатная характеристика Чацкого (по статье И. Гончарова “Мильон терзаний”)

В пьесе А. С. Грибоедова “Горе от ума”, как справедливо считает И. Гончаров, “главная роль – Чацкого, без которого не было бы комедии, а была бы… картина нравов.” Эта “роль страдательная. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие.

Бой… завязался, упорный и горячий – в один день в одном доме, но последствия его отразились на всей Москве и России. Чацкий породил раскол… и брызнул… на заглохшую почву живой водой – увезя с собой “мильон терзаний”…

Он требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться и клеймит позором низкопоклонство и шутовство. Он требует “службы делу, а не лицам”, не смешивает “веселья или дурачества с делом”, как Молчалин…”

Героя “возмущают безобразные проявления крепостного права. Его идеал “свободной жизни”…- “вперить в науки ум, алчущий познаний”, или беспрепятственно предаваться “искусствам творческим, высоким и прекрасным”, – свобода “служить или не служить”, “жить в деревне или путешествовать”.

Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу “один в поле не воин”. Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва.

Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого.” Поэтому этот герой “едва ли состареется когда-нибудь…, а с ним и вся комедия.”

2 стр., 785 слов

Видит ли автор в Чацком идеального героя? (Грибоедов А. С.)

... одного свойства у него нет полного набора качеств, присущих идеальному герою. Но вопрос звучит «Видит ли автор в Чацком идеального героя?» А.С. Грибоедов в своей комедии использовал такой литературный прием, как «говорящие фамилии». ...