Зинаида Александровна Миркина родилась в Москве в 1926 году. В 1949 году она окончила филологический факультет МГУ, но из-за болезни на пять лет приковавшей её к постели, распределения не получила и работала потом дома. Писала всю жизнь стихи и прозу. В советское время печататься могла лишь как переводчик из-за религиозной направленности своих стихов. Основные переводы – Р.-М. Рильке, суфийская поэзия. В 90-е годы начали выходить книги – вышло десять поэтических сборников и несколько томов эссеистики и художественной прозы, часть из них в соавторстве с Г. С. Померанцем. З.А.Миркина – лауреат норвежской премии Бьёрнстерне Бьёрнсона.
Учиться падать
В сказке Михаэля Энде 1 человек живет на уютно меблированном диске, вертящемся в уютной полусфере, вроде планетария, украшенной звездами и луной. Но вдруг небесный свод треснул и сквозь трещину глянула бездна. В бездне, ни на что не опираясь, стоит закутанная человеческая фигура, – и этот человек ни на чем позвал: «Иди ко мне!» – «Я упаду, – ответил человек на диске. – Ты обманщик, ты зовешь меня в пропасть…»
Трещина за трещиной – весь мир человека разваливается, а человек ни на чем при каждом повороте диска смотрит в глаза и мягким голосом зовет к себе: «Учись падать. Учись падать и держаться ни на чем».
Я помню вечер в Коктебеле, когда Зинаида Миркина читала свои стихи. «Нет, я еще жить хочу!» – воскликнул поэт Р. Он не хотел падать и держаться ни на чем. И как человек на своем рассыпающемся диске, он вцепился в обломки. Но диск рассыпается, открыты или закрыты наши глаза, видим мы трещины или нет.
Нуль Зинаиды Миркиной – это опустошенность сосуда, в который входит дух Целого. «Одна капля твари вытесняет всего Бога», – говорит Майстер Экхарт 2. Нуль – это ни одной капли твари, абсолютное ничто твари. И вот здесь, когда все очевидное рассыпается в прах, наступает черед веры. «Вера же есть… уверенность в невидимом» (Послание к евреям, 11:1), которое не может быть удостоверено внешне и постигаемо только внутренне. Говоря языком автора, это черед истины без ее двойников, без застывших авторитетов, без слов, выцветших от тысячи повторов, миг авторитета внутри нас, миг творчества.
Оценка истоков творческого самосознания
В своей работе Зинаида Миркина уделяет особое внимание истокам творческого самосознания. Она проводит анализ творческого подхода двух выдающихся русских писателей: Александра Пушкина и Федора Достоевского. Автор обнаруживает, какие препятствия мешали авторам в их творческих начинаниях и как они их преодолевали.
Тварь я дрожащая или право имею? Теория Раскольникова
... Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, ... Раскольникова пойти в полицейский […] Противоречия теории Раскольникова (сочинение) Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» ... человек. А сверх- или недо- — это уже все равно. Автор наградил своего героя топором для убийства. Некоторые увидели в этом чуть ли ...
Миркина также оценивает произведения писателей изнутри, освобождая их от внешних обстоятельств, которые препятствуют их творческим процессам. Автор подвергает суду не только произведения, но и самих авторов, многократно упоминая Пушкина и Достоевского как личностей, их известность и отношение к их произведениям.
Подход Зинаиды Миркиной
Этот подход Зинаиды Миркиной редок среди литературоведов. Обычно исследователи занимаются анализом литературных произведений, но редко обращают внимание на личности авторов и их взаимоотношения с собственными произведениями. Чтобы понять истинную природу творчества Пушкина и Достоевского, Миркина отбросила все условности и увязала свои исследования внутренним миром писателей.
Подлинный Пушкин
Хоть подлинный Пушкин и может отличаться для каждого читателя, никто не может отказать, что у каждого нашедшего его о себе и остался свой уникальный образ. На встрече с героем читатель находит свои мотивы для жизни и в мире многообразия теряет страхи и стыд, терпит проигрышном начинании и нехватки результативности. Многогранность персонажа увеличивает творческое самосознание внутри людей и улучшает быть не менее извест ‘;
$resultText .= ‘внутренними механизмами главных героев. Миркина желает показать, что этот подход к изучению творчества может быть полезным для нашего общества.
‘
Поэтические воплощения Пушкина и Достоевского
В исследовании выяснено, что поэтические произведения великих русских писателей Пушкина и Достоевского представляют факты одновременно двух творческих биографий – посмертной творческой биографии описываемого литературных персонажей и живой биографии книгописателей. Таким образом, при чтении поэзии каждый сможет познать творческую личность пишущего поэта. Лирический отклик на лирику, в этом случае, не менее значим, чем структурно-семиотический анализ.
Путем изучения творчества этих авторов было определено, что доподлинный Пушкин и Достоевский — это бесконечная тайна, к которой можно бессрочно подходить. Книги, исследования и документы это всего лишь осколки целого. Однако на основе изучения этих биографий были созданы живые герои из «фактов жизни» Пушкина и Достоевского, каждый из которых проникает в сердце читателя своей уникальной личностью.
Во время измерения духа Поэта, главное — чувство его души и измерения ее собственной глубиной, ожившей от прикосновения слова. В этом процессе я одновременно изменяю самого автора и себя. Таким образом происходит изменение вне и внутри субъектно-объективного восприятия. Глубинное познание Поэта транссубъективно и находится за пределами объективного и субъективного.
Выводы
В результате последующих изучений было выявлено, что познавая лирику Пушкина или Достоевского, читатель в одинаковой степени познает и их личности. Уже сам факт того, что нашлось так много образцов писателей, показывает, что они оставили мощный след в истории литературы и жизни страны. Эти исследования доказывают, что поэзия прекрасна при любых условиях – любую любовь можно описать по разному, как и любую область человеческого знания.
Идейная трансформация образов в романах Ф.М.Достоевского «Преступление ...
... концепция жизни при этом нарушается и соответственно разрушается эпическая форма. Ф.И. Евнин, характеризуя романы Достоевского 60-70-х гг. пишет: «В них окружающая писателя действительность ... роман о байбаке-помещике. «Красивые герои» Пушкина, Лермонтова, Тургенева, завершая свой исторический путь, прикрылись обломовским халатом и погрузились в беспробудный сон. Гончаров Психологический конфликт, ...